У КАМАЗа больше нет военных активов
У КАМАЗа больше нет военных активов

КАМАЗ РАСПРОЩАЛСЯ С ОБОРОНКОЙ

Нынешний ВПК-рейтинг (составлен по отчетности за 2014 год как наиболее полной на сегодня характеристике деятельности оборонных предприятий РТ) лишился традиционного лидера — ПАО «КАМАЗ». Мы убираем его из топа, уступая настойчивым просьбам руководства автогиганта не считать завод оборонным предприятием. Формально это логично: получившей самостоятельность в 2012-м камазовской «дочке» «Ремдизелю» в прошлом году отдали Завод специальных автомобилей (ЗСА). Наверное, жалко было расставаться с предприятием, получающим миллиардные заказы от минобороны. Но, по всей видимости, дистанцирование от военки необходимо ради сотрудничества с стратегически важными для КАМАЗа иностранцами, прежде всего, Daimler. Впрочем, связь ЗСА с материнской компанией не рвется, ведь конечный бенефициар ЗСА — ведущая «Вестей КАМАЗа» Людмила Трейстман.

«Ремдизель» (№4 рейтинга) и без ЗСА был суперуспешным предприятием. Его выручка в 2014-м выросла на 35%, с 6,8 млрд. рублей до 9,2 миллиарда. Чистая прибыль выросла на 57%, с 332 млн. рублей до 520 млн. рублей. А то ли еще будет! Ведь главному «автосервису» минобороны вместе с ЗСА перетекают такие темы, как семейство автомобилей повышенной защищенности «Тайфун-К», десантируемый автомобиль для ВДВ, боевая машина морской пехоты, семейство многоцелевых «Торнадо-К»; «малая платформа» (колесные шасси и тягачи грузоподъемностью 18-55 т); семейство высокомобильных модульных платформ, в том числе для ракетных войск стратегического назначения. Добавим сюда и итальянские бронеавтомобили Iveco 65Е19WM («Рысь»), которые, несмотря на заявления минобороны о том, что военные будут опираться только на возможности родного ВПК, «Ремдизель» будет выпускать минимум до середины 2016 года. Да и беспилотник, о котором так громко в прошлом году заявил КАМАЗ, эксперты считают в первую очередь военным проектом... Кстати, занятно только, что недавнее заседание военно-промышленной комиссии Владимир Путин провел все же на КАМАЗе.

А вот официальный партнер КАМАЗа — челнинское АО «Астейс» (на основе российских и импортных шасси делает спецтехнику гражданского и военного назначения; № 10 рейтинга) — не только стал одной из самых динамичных компаний РТ (увеличило выручку на 305 млн. рублей или на 22%), но и все более укрепляет связи с ВПК. Летом «Астейс» передал внутренним войскам МВД России для испытаний бронеавтомобиль «Патруль-А» собственной разработки. Заявлено, что зависимость от импортных комплектующих сведена к минимуму. В Челнах надеются на серию и разрабатывают вариант «Патруля» для минобороны.

Контракты с Индией и США были самыми крупными заказами КВЗ последнего времени
Контракты с Индией и США были самыми крупными заказами КВЗ последнего времени

КВЗ: ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ВОЛНЕНИЯ НЕТ?

А на 1-м месте нашего рейтинга заслуженно обосновалось ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ). 2014 год стал для КВЗ рекордным: выручка увеличилась на 22%, до 55 млрд. рублей, чистая прибыль и вовсе рванула на 103%, до 14,6 млрд., выпущено 107 вертолетов. По данным за 9 месяцев 2015-го, рост (по сравнению с аналогичным периодом 2014 года) наблюдается и сегодня: выручки — на 5,9%, до 36,2 млрд. рублей, чистой прибыли — на 9,9%, до 10,5 миллиаров. При этом производство в 2015 году упало сразу на 34,8% — предположительно, выход по «железу» не превысит 75 вертолетов. По данным наших экспертов, причин тому несколько: смещение на 2016 год подписания ряда документов о приемке, окончание крупных заказов (с Индией, США) и отсутствие новых больших контрактов, санкции, отказ восточноевропейских стран от российских вертолетов.

По мнению генерального директора ассоциации предприятий и промышленников РТ Алексея Пахомова, падение, скорее, обусловлено особенностями производственного цикла в отрасли: «Оно не связано ни со снижением интереса к нашим вертолетам, ни со снижением их конкурентоспособности и даже не с санкциями, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — В основном это колебания конъюнктуры, связанные с финансовыми возможностями покупателей. И особенность этой отрасли в том, что контракты заключаются не на один год, а на несколько, и получается, что в прошлом году за границу поставили, например, 76 вертолетов, а в этом году по этому же контракту — 34. Эти колебания не отразились ни на численности работников, ни на их зарплатах». Как бы то ни было, считается, что хорошим подспорьем для КВЗ мог бы стать новый контракт от Индии, которая размышляет о покупке 48 вертолетов Ми-17В-5 на $1,1 миллиарда.

Эксперт по вертолетной тематике, старший научный сотрудник Академии им. Жуковского Евгений Матвеев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» был не столь оптимистичен, как Пахомов: «Для выхода из кризиса отрасли необходима смена стратегии и лидеров-руководителей». В вопросе управленческой политики холдинга «Вертолеты России» обратим внимание на добровольно-принудительное присоединение к КВЗ находящегося в упадке Кумертауского авиационного производственного предприятия. Предположительно, ради реализации этого проекта гендиректора КВЗ Вадима Лигая даже освободили от поста замгендиректора холдинга, чтобы было больше свободы. Как полагает источник «БИЗНЕС Online», ситуацию на КВЗ во многом удается держать под контролем потому, что золотая акция предприятия принадлежит правительству РТ. «Она дает право ставить вето на изменение устава, а устав сделан очень и очень продуманно», — подчеркнул источник.

Предположительно, в этом году КВЗ досрочно завершает выполнение контракта с минобороны на 32 «Ансата-У», и ожидается, что военные закажут предприятию еще не менее 20 таких учебных машин с поставкой в 2017 - 2018 годах.

Продукцией КМПО могут стать двигатели ВК-800 и МС-500В
Продукцией КМПО могут стать двигатели ВК-800 и МС-500В

КМПО ПОМНИТ, ЧТО КОГДА-ТО БЫЛО АВИАЗАВОДОМ

Продолжая авиастроительную тему, напомним, что в прошлом году наш рейтинг покинул Казанский авиазавод (КАЗ), который «ушел» из РТ, став филиалом ОАО «Туполев». Тем не менее отметим, что в 2015-м он передал военным два модернизированных Ту-160 и пять Ту-22М3.

Зато в оборонный топ теперь можно вполне оправданно включить ОАО «КМПО» (№3), которое, как казалось, навсегда «погрязло» в газоперекачивающей тематике (КМПО почти напополам контролируют структуры, близкие, с одной стороны, правительству РТ, с другой — «Газпрому»). Впрочем, на этом направлении оно преуспело: выручка в 2014 году составила 8,8 млрд. рублей (+13%), чистая прибыль — 546 млн. рублей (+12%). В январе-сентябре 2015 года КМПО получило 430 млн. рублей чистой прибыли, что на 46% больше относительно аналогичного отчетного периода 2014-го. Выручка возросла на 17%, до 6,5 млрд. рублей. Планируемый объем реализации за 2015 год — 10,1 миллиарда.

Но вернемся к ВПК-тематике. По программе импортозамещения завод начал производство узлов вертолетного двигатели ВК-2500, который должен заменить для России продукцию украинского «Мотор Сич». Финальный производитель ВК-2500 — петербургское ОАО «Климов», в кооперацию входят Уфимское моторостроительное производственное объединение и московский центр газотурбиностроения «Салют». Пока казанский завод будет поставлять примерно 25% узлов двигателя, но генеральный директор КМПО Дамир Каримуллин не исключает увеличения доли работы. Говорилось о том, что с этого года КМПО должен изготавливать по 300 комплектов для ВК-2500. «Данный проект важен тем, что открывает перед КМПО хорошие перспективы по возвращению в авиацию», — подчеркивают на предприятии (напомним, крайний авиационный двигатель был изготовлен на КМПО в середине 90-х).

И, похоже, авиапланы намечены весьма амбициозные. Мало кто обратил внимание на интересный момент послания-2015 президента РТ Рустама Минниханова. «На КВЗ... совместно с КМПО идет работа по локализации в республике производства двигателей», — сообщил он. Как сообщил источник «БИЗНЕС Online» в авиастроительной отрасли, прорабатывается вопрос о производстве в Казани двигателя МС-500 для вертолетов «Ансат»: «Пока ничего не подписано, ищут подходы. У КМПО ведь была определенная история в этой области. Но главный инициатор дела — КВЗ, у которого могут возникнуть проблемы с канадскими двигателями для «Ансатов».

Напомним, в 2010 году «Мотор Сич» намеревалось создать совместно с КМПО предприятие по производству двигателей МС-500В. Тогда украинцы предложили казанцам бесплатно не только 50% конструкторской документации, но и 50% акций будущего СП. В Казани собрали опытный двигатель. Но, как говорят специалисты, эти планы натолкнулись на противодействие объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), которая заявила о том, что будет делать аналогичный двигатель ВК-800. Однако пока не грянули санкции, об этом движке не вспоминали. В ноябре 2015 года появились сообщения, что ВК-800 прошел стендовые испытания и он станет базовым для вертолетов «Ансат». Источник «БИЗНЕС Online» сообщил, что КМПО так же может претендовать на выпуск этого двигателя, в том числе и как финальный сборщик.

В декабре Андреевсеи флаги подняли на малых ракетных кораблях Зеленый Дол и Серпухов. Они будут нести дежурство у берегов Сирии
В декабре Андреевские флаги подняли на малых ракетных кораблях «Зеленый Дол» и «Серпухов». Они будут нести дежурство у берегов Сирии

ЗАВОД ИМ. ГОРЬКОГО: УДАРЫ ПО ТЕРРОРИСТАМ И УДАР ОТ ЗАПАДНЫХ ПАРТНЕРОВ

С ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» (№2 рейтинга) беспрестанно приходят новости о закладках, спусках на воду и подписании контрактов на строительство новых кораблей. Не случайно в 2014-м предприятие обновило свой финансовый рекорд: 12,34 млрд. рублей выручки (в 2015-м, предположительно, будет 12,57 миллиарда). Авансы от покупателей выросли на 6,3 млрд. рублей до 23,6 млрд. Правда, рост чистой прибыли оказался символическим — 2%. Но при этом надо учитывать и капвложения на 1,15 млрд. рублей: завод активно перевооружается (процесс должен завершиться в начале 2016-го). Настораживает только то, что кредитный портфель завода потяжелел на 44%, до 11,15 млрд. рублей. «Объем строящихся кораблей большой: если сложить их, получится, что контрактов у завода — на 100 миллиардов рублей, — объяснил ситуацию источник «БИЗНЕС Online» в судостроении. — Как тут без больших кредиторских долгов? Ведь надо покупать оборудование. Завод работает шестидневку, авансирование заказов идет, контракты подписываются, в 2015 году было 7 закладок».

Из свершений 2015 года, во-первых, необходимо отметить работу, которую предприятие совместно с проектировщиками кораблей ведет в области импортозамещения. Так, на противодиверсионные катера проекта «Грачонок», малые ракетные корабли «Буян-М» и пограничные сторожевые корабли «Океан» должны были ставиться немецкие двигатели MTU. Ими успели оснастить пять «Буянов-М», семь «Грачат» и один «Океан», для продолжения этих серий решили использовать китайские и российские движки. 18 февраля в Зеленодольске был заложен третий патрульный корабль проекта 22160. Для этого проекта тоже подыскали отечественное оборудование. «Для первого и второго корпусов 22160 оборудование было почти полностью заказано «за бугром», более того, часть его изготовили, — рассказал источник «БИЗНЕС Online» в судостроительной отрасли. — Но из-за санкций ничего не получили. Поэтому Северное проектно-конструкторское бюро на пару с заводом срочно импортозаместило все что можно, в том числе и главные машины (MAN). Отсюда, конечно, неизбежен перенос сроков строительства».

Во-вторых, у завода появился новый бизнес: военные заключили с предприятием контракт на обслуживание кораблей по принципу жизненного цикла, то есть от изготовления до утилизации. Предприятие открыло сервисный центр в Новороссийске и создает такой же на Балтике.

В-третьих, это два залпа крылатыми ракетами по ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» прим. ред.), которые сделали с Каспия построенные заводом корабли «Дагестан», «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг».

И нельзя не отметить, что, задумавшись об увеличении доли гражданской продукции, завод вместе с материнской холдинговой компанией «Ак Барс» выступили с инициативой о передаче им Зеленодольского проектно-конструкторского бюро (ЗПКБ), ныне входящего в объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).

Гособоронзаказ на 2016 год для ПОЗИСа полностью сформирован
Гособоронзаказ на 2016 год для ПОЗиСа полностью сформирован

МАЛОЕ АВИАСТРОЕНИЕ ВЫЖИВАЕТ, БЛАГОДАРЯ... ГРАНАТАМ

В ЗПКБ и ОСК предложение завода им. Горького не комментируют, но, по данным «БИЗНЕС Online», относятся к нему негативно. Зеленодольское ПКБ (№17 в рейтинге), несмотря на провинциальное расположение, дорогого стоит. Для начала напомним, что ударившие по сирийским боевикам корабли спроектированы именно ЗПКБ. Что касается финансового положения, то в 2014 году выручка бюро снизилась на 13,5%, с 497 млн. рублей до 430 миллионов. Но это не столько кризисный спад, сколько корректировка после мощного роста: за 2013 год выручка ЗПКБ увеличилась в 1,9 раза. Чистая прибыль сократилась на четверть: с 38,2 млн. рублей до 28,8 миллиона. При этом у ЗПКБ высокая степень финансовой устойчивости, предприятие не закредитовано. К этому добавим, что, по открытым данным, в 2015-м предприятие перевооружилось на 177 млн. рублей. Среди наиболее крупных заказов, выполненных бюро в прошлом году, — разработка конструкторской документации для модернизации флагмана Каспийской флотилии — сторожевого корабля «Татарстан», а также для модернизации кораблей Тихоокеанского флота.

По заказу министерства промышленности и торговли РФ ЗПКБ в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009 - 2016 годы» выполнило две опытно-конструкторские работы, итогом которых стали проводившиеся в 2014 - 2015 годах испытания модели (больше похожей на полноценный катер) скоростного высокомореходного судна с аутригерами тримаранного типа. Испытания признаны успешными. В дальнейшем тримаран может стать прообразом пассажирских теплоходов, научных судов и боевых кораблей. Как полагает источник «БИЗНЕС Online» в отрасли, у военных есть интерес к судам с нестандартной архитектурой.

Выручка еще одного зеленодольского предприятия — АО «ПОЗиС» (№5) в 2014 году увеличилась на 15%, до 5,9 млрд. рублей. Прогноз 2015-го — 7,5 млрд. рублей. Соотношение военной и гражданской продукции у ПОЗиСа — 57% и 43% соответственно. Гражданка точно показывает рост. Россияне все больше обращают внимание на продукцию отечественных производителей, и ПОЗиС все наращивает производство холодильников: если за 10 месяцев 2015 года прирост составлял 14,1%, то за 11 месяцев — 16,2%.

Судя по всему, порядок и с гособоронзаказом (а это боеприпасы). В мае генеральный директор ПОЗиСа Радик Хасанов сообщил, что ГОЗ «полностью сформирован». В этом году заканчивается модернизация боеприпасного производства, в которую бюджет РФ вложил 3,2 млрд. рублей. Как рассказал «БИЗНЕС Online» Пахомов, сейчас ПОЗиС заканчивает строительство нового «оборонного» корпуса с современным оборудованием. Правда, оно импортное, например швейцарское... Также напомним, что ПОЗиС разрабатывает оснастку и инструменты для «Роскосмоса», «Вертолетов России» и ОСК.

Как это ни странно, но к боеприпасной части рейтинга надо отнести и небольшое казанское ООО «Фирма «МВЕН» (№20) — разработчика и производителя легких самолетов и парашютных систем (работы по парашютной тематике ведутся и в интересах минобороны). В 2015 году было зафиксировано пять случаев спасения летательных аппаратов вместе с пилотами и пассажирами при помощи парашютных систем МВЕН. Но вовсе не им обязана компания стремительным ростом выручки-2014, которая увеличилась на 50%, до 202 млн. рублей, а чистая прибыль — на 268%, до 80,7 миллиона. Судя по отчетности предприятия, заработать удалось на поставках деталей к... гранатам, минам для ЧПО им. Чапаева. Будем надеяться, такое подспорье поможет в реализации авиастроительных планов компании. Ранее заявлялось, что в конце 2015-начале 2016 годов она должна поднять четырехместный самолет «Мурена».


КРЭТ прорекламировал выпускающийся КОМЗом комплекс радиоэлектронной борьбы «Рычаг-АВ»

ИМПЕРИЮ КОЛЕСОВА ПОДВЕЛ ТОЛЬКО АЛЬМЕТЬЕВСК

Стабильно растут татарстанские предприятия, подконтрольные АО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). А некоторые из них — настоящие стахановцы.

ОАО «НПО «Радиоэлектроника им. Шимко» (№8), главенствующее в татарстанском кусте КРЭТ, которое станет базой для создания в РТ кластера по разработке и производству средств госопознавания, в 2014 году нарастило выручку на 60%, до 2,6 млрд. рублей, а чистую прибыль — на 102%, до 393 миллионов.

Выручка ПАО «Казанский электротехнический завод» (№7), выпускающего морскую аппаратуру «свой-чужой», изделия для военной авиации, сухопутных войск и металлодетекторы, разработанные по техзаданию ФСБ, увеличилась на 62%, до 2,9 млрд. рублей, а чистая прибыль — на 2803% (!), с 7,1 млн. рублей до 206,7 миллиона.

ОАО «Радиоприбор» (№9) демонстрирует подъем в 44%, до 2,1 млрд. рублей и рост чистой прибыли на 72%, до 228 миллионов. В первом полугодии 2015-го выручка «Радиоприбора» по сравнению с аналогичным периодом 2014-го выросла на 32%, с 903 млн. до 1,19 млрд. рублей. Чистая прибыль увеличилась на 37%, с 60,1 млн. до 82,2 миллиона. Из любопытных деталей отметим, что перед самым Новым годом на пост коммерческого директора «Радиоприбора» был назначен бывший вице-президент по развитию ГК «КАН Авто» Сергей Чернов. Напомним, что учредитель «КАН Авто» — Александр Колесов, сын гендиректора КРЭТ Николая Колесова.

Похоже, единственный местный проблемный актив КРЭТ — ОАО «Альметьевский завод «Радиоприбор» (№18, выпускает авиационные антенно-фидерные системы, а также блоки для систем ближней навигации и госопознавания). Увеличив выручку на 2,7%, до 413 млн. рублей, предприятие резко упало по чистой прибыли — на 91%, с 12,2 млн. до 1 млн. рублей. В августе выяснилось, что предприятие задолжало своим работникам за июль 3 млн. рублей. После вмешательства прокуратуры задолженность погасили.

Теперь о казанских заводах уже личной империи Колесова. Головное предприятие России по разработке и производству электрических соединителей, а также специальных электроразрывных соединителей для ракетно-космической и военно-морской техники — завод «Элекон» — показывает плюс 18,1% выручки, до 3,7 млрд. рублей (№6), но упадок по чистой прибыли — минус 31%. Впрочем, показатели первого полугодия 2015-го заставляют отбросить сомнения. Выручка по сравнению с первым полугодием 2014-го выросла на 77,8%, с 1,44 млрд. рублей до 2,56 миллиарда. Чистая прибыль выросла на 127%, с 46,5 млн. до 105,4 млн. рублей. Из новостей 2015 года отметим то, что госкорпорация «Ростех» стала напрямую владеть 25% акций «Элекона» (ранее этот пакет принадлежал КРЭТ). Контроль над заводом сохранился за семьей Колесова, контролирующей три ЗАО («ИнГрупп», «КАНфинанс», «Риверпарк»), которым принадлежит по 21,7% акций завода.

Еще один актив Колесова — ОАО «КОМЗ» (контролируется им на 70%) в 2014 году просел на 33%, до 1 млрд. рублей (№15 рейтинга). Но это были временные трудности производителя средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). За 9 месяцев 2015 года выручка выросла в 3,5 раза: с 0,67 млрд. до 2,36 млрд. рублей. Чистая прибыль увеличилась в 12,8 (!) раза: с 16,9 млн. до 216 млн. рублей. При этом завод для пополнения оборотных средств в малой степени использует банковские займы, которых на 30 сентября скопилось всего на 88 млн. рублей. Основной источник пополнения оборотных средств — кредиторская задолженность, которая выросла на 3,32 млрд., до 7,38 млрд. рублей на 30 сентября 2015 года. Такой рост «кредиторки» указывает на растущий стремительными темпами объем заказов. Отметим, что в 2016 году объем ГОЗ вырастет до рекордных для предприятия 4,8 млрд. рублей.

Из связанных с заводом интриг отметим то, что в начале этого года АО «ОПК «Оборонпром» намерено продать свою долю (оценивается примерно в 1,3 млрд. рублей, если говорить об акциях, то это 26,84% обыкновенных акций общества) КОМЗа. Но кто станет покупателем столь лакомого куска?

Электроприбор завершил программу технического перевооружения
«Электроприбор» завершил программу технического перевооружения

БОЕВАЯ ОПТИКА И СРЕДСТВА ПРО-ПВО ВСЕГДА В ЦЕНЕ

Главные казанские оптики — ОАО «НПО «Государственный институт прикладной оптики» (ГИПО, №11) — увеличили выручку на 27%, с 1,191 млрд. до 1,517 млрд. рублей, а чистую прибыль — в 2,2 раза, с 59,7 млн. до 131,4 млн. рублей. По предварительным данным за 2015 год, выручка выросла на 36%, до 2,06 млрд. рублей, чистая прибыль сократилась на 23,7%, до 100,3 млн. рублей.

Чем занимается ГИПО? Это разработка и выпуск тепловизионных приборов для противотанковых ракетных комплексов «Метис-М1», «Корнет-Э», «Конкурс-М», комплексов ПВО «Панцирь С-1», «Бук-М2Э», вертолетных обзорно-прицельных систем, лазеров деструктивного действия, средств оптико-электронной разведки, систем индикации и целеуказания самолетных и вертолетных шлемов. В прошлом году стало известно, что ГИПО разрабатывает оптико-электронный модуль для первого российского тяжелого беспилотника. И это только то, что на поверхности.

Коллеги ГИПО по оптическому холдингу «Швабе» из ОАО «Швабе — Технологическая лаборатория» (№16) нарастили выручку на 72,6%, с 283,4 млн. до 489,1 млн. рублей, а чистую прибыль увеличили в 9,4 раза (!), с 10,05 млн. до 94,16 млн. рублей. Среди прочего, технологическая лаборатория разработала для военных комплексы «Планшет» и «Ратник» (производятся КОМЗом).

Изрядно пошло вверх входящее в холдинг «Ак Барс» ОАО «Казанский завод «Электроприбор» (производит датчики температуры, оборотов, системы сигнализации о пожаре, системы отображения термометрических и тахометрических параметров для авиационных и судовых двигателей, элементы систем наведения для различных комплексов и так далее). В 2014 году оно получило 81,3 млн. рублей чистой прибыли, что в 4,5 раза больше, чем по итогам 2013 года. Выручка увеличилась на 26%, с 1,13 млрд. до 1,43 млрд. рублей (№12 рейтинга). Как рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор завода Павел Шацких, в 2015 году завершена программа технического перевооружения, которая позволила успешно завершить очень важный для предприятия гособоронзаказ.

Одно из самых закрытых татарстанских оборонных предприятий — ОАО «Казанское ОКБ «Союз» (входит в концерн ПВО «Алмаз-Антей») — увеличило выручку на 12,4%, до 1,3 млрд. рублей (№13 топа), а чистую прибыль — в 3,4 раза, до 154 млн. рублей.

БЛА Элерон стали бестселлером
БЛА Элерон стали бестселлером

КАК ВОЕННЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ КАЗАНСКОЙ ФИРМЕ РОСТ ПРИБЫЛИ НА 1167%

Одна из главных надежд российской беспилотной авиации — ОАО «НПО «ОКБ им. Симонова» (№14) снизило выручку на 33,1%, до 1,197 млрд. рублей. Чистая прибыль упала на 99%, или в 107 раз: с 397,4 млн. рублей в 2013 году до 3,7 миллионов.

Заявлялось, что в 2015 году должны были начаться полномасштабные испытания создаваемого ОКБ тяжелого беспилотного летательного аппарата (БЛА). Напомним, в октябре 2011 года бюро выиграло конкурс миниобороны на НИР (название «Альтиус-М») по созданию БЛА весом до 5 тонн. Первый подлет прототип-демонстратор совершил в конце 2014 года. Предположительно, это прообраз тяжелой ударной машины с продолжительностью полета не менее 12 часов. Планер выполнен из композитных материалов. Длина — 11,6 м, размах крыла — около 28,5 м, размах V-образного оперения — около 6 метров. Говорилось о том, что в разведывательной конфигурации «Альтаир» будет оснащен станцией оптической видовой разведки (возможно, это то самое изделие, которое делает ГИПО).

Созданию тяжелых беспилотников военные уделяют повышенное внимание. В промышленных кругах РТ ходят слухи, что на каком-то высокого уровня правительственном смотре техники генеральный директор ОКБ Александр Гомзин заверил Владимира Путина, что беспилотник будет полноценно летать уже в 2017 году.

Но, пожалуй, самые сенсационные показатели в рейтинге принадлежат ЗАО «ЭНИКС» (№19) — еще одному казанскому разработчику и производителю комплексов с БЛА. Если в 2013 году выручка предприятия достигла 181 млн. рублей, то в 2014-м — 405 миллионов. Чистая прибыль увеличилась с 7,7 млн. до 88,7 млн. рублей (на 1167%!). Судя по данным СПАРК, главные покупатели техники ЭНИКСа — МВД, ФСБ и минобороны. Как сообщил «БИЗНЕС Online» директор — главный конструктор ЭНИКСа Валерий Побежимов, по итогам 2015 года тоже ожидается серьезный рост.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский рассказал «БИЗНЕС Online» о тенденции по увеличению закупок комплексов с БЛА Вооруженными силами: «Если в 2012 году у военных было меньше 200 беспилотников, то в сентябре 2015-го — более 2 тысяч. Закупки БЛА тактического звена, к которому относятся и комплексы ЭНИКСа, увеличились резко». «Рост экономических показателей связан не только с поставками систем, но также с сопутствующими работами — обучением, техническим обслуживанием и ремонтом, — отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» ведущий российский эксперт по беспилотным системам Денис Федутинов. — По опыту зарубежных компаний, работающих в сфере создания систем БЛА, могу сказать, что обслуживание и ремонт обеспечивают существенную долю их доходов».

Есть основания полагать, что беспилотники ЭНИКСа применяются российскими и местными военными в Сирии. Еще в июле 2015 года, то есть еще до официального объявления о помощи Башару Асаду, в сети появились фото эниксовского беспилотника «Элерон-3СВ», разбившегося на северо-западе Сирии.

==table933==