Издательская группа «Форвард Медиа» выкупила у Hearst Shkulev Media права на издание бесплатной газеты «Ва-банкъ»
Издательская группа «Форвард Медиа» выкупила у Hearst Shkulev Media права на издание бесплатной газеты «Ва-банкъ»

«ВА-БАНКЪ» БУДУТ МОНЕТИЗИРОВАТЬ ИЗ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Как стало известно «БИЗНЕС Online», на медиарынке Казани произошла сделка, способная повлиять на расстановку в сегменте бесплатных бумажных газет — сменила издателя газета «Ва-банкъ». Ранее она, а также газета «Антенна-Телесемь» издавались ООО «ИнтерМедиаГруп Казань», которое контролирует медиагруппа Hearst Shkulev Media/«ИнтерМедиаГруп». Согласно данным системы «Контур-Фокус», 54% доли в казанской компании принадлежит ООО «ИнтерМедиаГруп» (100% принадлежит кипрской компании «Диверсифайд Медиа Компани Лимитед»), 34,5% — коммерческому директору «Ва-Банка» Рашиту Хайрутдинову, остальными 11,5% владеет Василь Галимов, который стоял у истоков создания газеты в 90-е годы, а с лета прошлого года занял пост директора «Комсомольской правды в Татарстане».

Информацию о сделке «БИЗНЕС Online» подтвердили в Hearst Shkulev. По словам директора проектов изданий «Антенна-Телесемь» и «Ва-банкъ» Татьяны Буистовой, 1 февраля 2016 года был заключен договор о предоставлении лицензии на издание «Ва-банкъ» на условиях франшизы. Второй стороной сделки выступила компания «Медиа1», принадлежащая Валерию Бурцеву — владельцу череповецкой издательской группой «Форвард Медиа».

По словам Буистовой, газеты под брендом «Ва-банкъ» сейчас выходят в 14 городах России, в 6 из них Hearst Shkulev Media/«ИнтерМедиаГруп» до недавнего времени выступала издателем напрямую, а в остальных предоставляла франшизу. «При этом сегмент бесплатных рекламно-информационных изданий никогда не был предметом приоритетного интереса издательской группы Hearst Shkulev Media/«ИнтерМедиаГруп», — объяснили в холдинге причину распродажи. — В конце 2014 года было принято решение о выводе проекта «Ва-банкъ» за периметр группы, и в течение 2015 года все собственные проекты были проданы на франшизу. Казанская сделка завершила этот процесс».

Интересно, что расставаться со вторым своим активом в Казани — газетой «Антенна-Телесемь» — в медиагруппе не планируют.

Покупатель франшизы Бурцев в письменном ответе на запрос «БИЗНЕС Online» сообщает, что сделка «прошла на рыночных условиях и имела денежный характер», а приобрел он газету в Казани исключительно с бизнес-целями. В 2015 году он точно так же выкупил права на «Ва-банкъ» в Ярославле, Владимире, Перми, а ранее — в Вологде и Мурманске. Суммы сделок не раскрываются.

Как говорит Бурцев, его цель — «развитие бесплатной газеты как информационного проекта, привлекающего большую аудиторию и имеющего возможность эту аудиторию монетизировать, несмотря на крайне тяжелую финансовую ситуацию».

На вопрос о том, что в ближайшее время планируется сделать с газетой в Казани, Бурцев ответил, что нынешняя редакция во главе с Хайрутдиновым сохранит свои рабочие места. В планах — «сохранять и улучшать контент газеты, для сохранения конкурентоспособности». «Концепция газеты останется прежней — городская газета, интересная широкой аудитории. Но без уклона в «желтизну», криминал и тому подобное», — резюмировал Бурцев.

Получить комментарий Хайрутдинова нам не удалось.

Василь Галимов стоял у истоков создания газеты в 90-ые годы
Василь Галимов стоял у истоков создания газеты в 90-е годы

СТАРЕЙШИЙ ЧАСТНЫЙ МЕДИАБРЕНД КАЗАНИ В РУКАХ У АМЕРИКАНЦЕВ

Газета «Ва-банкъ» издается в Казани с 1993 года, как и в других городах отпочковавшись от местных представительств «Комсомольской правды». Газета, распространявшаяся бесплатно по почтовым ящикам, большую часть своей истории была полностью рекламной, но в последние годы стала рекламно-информационной. Трансформации способствовал приход в 2008 году в Казань сильного конкурента в лице кировского холдинга RNTI Media Group, который начал издавать газету «PRO Город», быстро обойдя «Ва-Банк» и по тиражу, и по размеру читательской аудитории. Часть рекламодателей — а это в основном малый и средний бизнес — начал стремительно оттягивать интернет. Тем не менее разовый еженедельный тираж газеты по состоянию на декабрь 2015 года держался на достаточно высоком уровне — 284 тыс. экземпляров.

Медиагруппы Hearst Shkulev Media/«ИнтерМедиаГруп» до недавнего времени концентрировались на издании глянцевых журналов, таких как Elle, Marie Claire, Maxim и других. Однако в последние годы издательский дом затеял региональную экспансию, скупая на корню как наиболее тиражные издания, так и наиболее крупные региональные интернет-сайты. Сейчас региональная сеть медиагруппы считается самой большой по числу посетителей среди городских и региональных сайтов в России.

До позапрошлого года группой на паритетных началах владел президент компании Виктор Шкулев и американская Hearst Corporation. Однако осенью 2014 года Госдума приняла закон, согласно которому иностранные компании и граждане не имеют права контролировать больше 20% учредителя СМИ. Как писали «Ведомости», Hearst Shkulev Media/«ИнтерМедиаГруп» стала одним из первых крупных игроков, кто провел соответствующую реструктуризацию, после которой Шкулев стал владельцем 80% бизнеса. Однако американцы по-прежнему остается соучредителями.

ЧЕРЕПОВЕЦКИЕ БРАТЬЯ — МАСТЕРА НА ВСЕ РУКИ

Личность нового издателя «Ва-Банка» также вызывает немалый интерес. ООО «Медиа1», которое теперь издает казанскую газету, — только одна из нескольких десятков компаний, учредителем которых является Валерий Бурцев. Поле деятельности предпринимателя из Череповца очень широко: помимо компаний, издающих периодику, среди его активов есть автобусный перевозчик (ООО «АТП») и даже оператор такси (ООО «Сиверс»). Также он владеет несколькими компаниями совместно с родным братом — Сергеем Бурцевым. Это ООО «Прайм Моторс», ООО «Прайд» (розничная торговля автотранспортными средствами) и ООО «Евразия Моторс» (торговля автотранспортными средствами).

На сайте городского портала Череповца можно найти интервью с обоими братьями за 2013 год, в котором они рассказывают о своих многочисленных бизнес-увлечениях. В публикации отмечается, что фамилия Бурцевых — довольно известная в сфере череповецкого бизнеса и все мужчины этого семейства — руководители крупных предприятий города. Согласно статье, Валерий — учредитель и гендиректор медиахолдинга «Форвард Медиа», Сергей — глава автосалона «Ниссан Евразия Моторс». Братьям около 30 лет, они не женаты, более 15 лет занимаются силовыми видами спорта.

В интервью Валерий рассказывает, что все его друзья были удивлены, когда он решил уйти в бизнес, потому что в студенческие годы много времени посвящал общественно-политической деятельности, а на пятом курсе избран председателем местной ячейки молодежной организации «Единой России» (в то время «Молодежное единство»). «Поэтому для многих было неожиданным, что я вдруг отошел от этой темы и стал заниматься бизнесом. Но автомобильный бизнес меня не привлекал. Я, если честно, всерьез это никогда не воспринимал, мне хотелось заниматься совершенно другим. Поскольку сфера моих интересов была связана не только с политикой, но и с журналистикой и рекламой, то я решил начать бизнес, который был связан с рекламой в разных ее видах», — говорит Валерий Бурцев. Младший брат — Сергей — рассказывает, что до того, как заняться автосалоном, перепробовал много сфер — платежные терминалы, франшиза сети фаст-фуда «Сабвей» и др., но пришел к тому, что автобизнес будет для него основным занятием.

На том же портале в начале 2015 года было опубликовано еще одно интервью со старшим Бурцевым, приуроченное к 10-летнему юбилею «Форвард Медиа». В нем он рассказывает, что холдинг на тот момент работал в 7 городах: Череповце, Вологде, Архангельске, Костроме, Иванове, Петрозаводске, Мурманске. Получается, за 2015 год медиабизнес Бурцева сделал внушительный рывок: сейчас он охватывает уже 16 регионов страны и 17 городов.

Газета «Ва-банкъ», распространявшаяся бесплатно по почтовым ящикам, большую часть своей истории была полностью рекламной, но в последние годы стала рекламно-информационной

«ГАЗЕТЫ ПОДОБНОГО ТИПА БУДУТ ВОПРИНИМАТЬСЯ КАК СПАМ»

Казанские эксперты прокомментировали перспективы сделки на медиарынке столицы РТ.

Ольга Глухова директор рекламного агентства «Виват»:

— В 2015 году рекламодатели активно перенаправляли свои бюджеты в интернет. Мы за последний год размещали очень мало рекламы в печатной прессе, в том числе в бесплатно распространяемой. Это было разово, точечно, для банков. Строительная сфера точно ушла из принта в диджитал.

Думаю, в подобных печатных изданиях как «Ва-банкъ» наблюдается сильное падение продаж рекламных площадей. С другой стороны, в некоторых изданиях реклама размещается хорошо, например, «Телесемь» — мы сами с ними работаем. Если говорить о глянцевых изданиях, таких как «Я покупаю» и «Собака», в прошлом году было много размещений. Но рекламодатель идет в журнал не просто с обычным макетом, а через событийный маркетинг. Например, организуется мероприятие, а клиент выступает партнером и, в том числе, размещает информацию в журнале — эффективность такого формата выше.

Это уже тенденция последних лет во всем мире — миграция бюджетов в интернет. Думаю, газетам остается развиваться на интернет-площадках, как это делает, например, «Комсомольская правда» и другие. Эффективность размещения в печатных газетах падает, и рекламодатель оттуда уходит.

Владимир Сыченков — руководитель лаборатории инноваций и медиакоммуникаций ИТИС КФУ:

— Модель бесплатных еженедельников переживала в России бум в конце 90-х - начале 2000-х. Это было частью мировых трендов: по данным World Association of Newspapers, в Европе каждое четвертое печатное издание было бесплатным, а в Испании и Италии бесплатные ежедневные газеты составляли 40 и 29 процентов всех распространяемых газет.

Формат привлекателен для малого и среднего бизнеса. Основное преимущество — в широком охвате и низкой цене одного контакта с целевым потребителем. Основная проблема — в доказательстве доставки тиражей до аудитории. Перспективы у таких изданий возникают при тираже от 300 тысяч экземпляров. Формат прошел через несколько волн популярности, после пережитого кризиса 1998 года бесплатные издания даже обросли жирком — цветом и многополосностью. Сейчас снова наступает спад, связанный с ростом цен на бумагу, полиграфические услуги, доставку и тому подобное. Логично переложить эти расходы на рекламодателя, вопрос: реально ли?

«Ва-банкъ» в Казани я всегда считал устойчивым изданием, тираж долго держался в пределах 280 тысяч. Издание пережило модернизацию, попытавшись увеличить свою информационно-полезную составляющую, однако сильно не изменилось. Пока в нем есть программа ТV-передач, ее будут держать в семьях. С развитием популярных бесплатных мобильных приложений с ТV-программой потребность в бесплатных газетах исчезнет, газеты подобного типа будут восприниматься как спам.