Как с умом потратить деньги республики — охватить максимум территорий ямочным ремонтом или зайти комплексно в избранные дворы? Для поиска ответов нижнекамские депутаты создали рабочую группу, включив в нее и корреспондента «БИЗНЕС Online». Пока группа склоняется к избирательному комплексному подходу, вспомнили не только о вкладе ТАИФа, но и о кошельках торговых магнатов; последние же в лице депутата Рафиса Мустафина предлагают искать дополнительные средства через депутатов Госсовета и Госдумы.
ПОРОВНУ ИЛИ ПО-ХОЗЯЙСКИ?
Как потратить республиканский транш в 530 млн. рублей — такой вопрос собрал нижнекамских депутатов на внеочередное заседание в конце прошлой недели. Подарок Рустама Минниханова был ожидаем — о нем на итоговой сессии 16 февраля мэр Нижнекамска Айдар Метшин сам попросил президента РТ, указав на необходимость ремонта дорог в преддверии юбилея города нефтехимиков.
«Эта проблема требует решения в рамках 50-летия, — ответил тогда президент. — Я думаю, это надо отметить достойно. Надеюсь, что и ТАИФ примет в этом участие, и «Татнефть»... Мы еще поговорим с вашими генералами, кто и какие подарки сделает. Но и вы тоже должны поработать».
Вероятно, «разговора с генералами» еще не было: «Татнефть» о своих «подарках» пока не заявила, а ТАИФ выделяет явно не юбилейную сумму. «В 2016 году на капитальный ремонт дорог предстоит освоить 680,6 миллиона рублей, плюс 8 миллионов рублей — на текущий ямочный ремонт, — цифры озвучил советник главы Нижнекамского района Тагир Камалетдинов. — Деньги поступят из различных источников: 530 миллионов — из республиканского бюджета, 70 миллионов рублей — это средства ОАО «ТАИФ-НК», еще 50 миллионов республика выделит в рамках специальной программы на приведение в порядок дорог в населенных пунктах района. Сюда войдут 7 сел и деревень», — доложил Камалетдинов. Собственно муниципалитет кроме 8 млн. рублей на сглаживание ям выделяет еще 30,6 млн. рублей из «Дорожного фонда».
Депутаты, в том числе замы руководителей «Нижнекамскнефтехима», ТАИФ-НК и ТАНЕКО, должны теперь решить, как распорядиться средствами — размазать по ямам или комплексно зайти в несколько микрорайонов. На все дворы Нижнекамска, по словам Камалетдинова, денег нужно вдвое больше, а на все дороги района — многократно больше. «Весной 2015 года были обследованы все придомовые территории. В результате были определены 324 двора, имеющие высокий физический износ асфальтобетонного покрытия общей площадью 418 тысяч квадратных метров. Ориентировочная стоимость их ремонта составляет больше 1 миллиарда рублей», — отметил советник главы Нижнекамского района. Как он отметил позже, в целом в районе нуждается в ремонте 3,6 млн. кв. м дорожного плотна. Если не считать межквартальных дорог и строящихся, цена вопроса составляет 8,4 млрд. рублей.
Продемонстрировав депутатам кадры вдребезги разбитых дорог в разных районах Нижнекамска, Камалетдинов высказался за комплексный подход: с расширением внутридворовых дорог, ремонтом заездов, строительством парковочных мест, заменой бордюров, капремонтом тротуаров и приподъездных площадок. Метшин согласился: дескать, подход хозяйский, но надо понимать, что тогда будет сделано кратно меньше, чем если бы прошли сплошным асфальтом.
МЕТШИН ВСТУПИЛСЯ ЗА ДЕНЬГИ МУСТАФИНА И ЛАТЫПОВОЙ
Когда на слайдах замелькали арки, Метшин пояснил, почему город решил заняться ими: «Обращений по ним очень много. Практически все арки подвержены интенсивному разрушению. Специалисты говорят — из-за разницы температур. Учитывая, что арка — это, по сути, транзит во дворы, мы решили, что 33 находящиеся в наиболее плохом состоянии арки необходимо отремонтировать».
Депутаты поинтересовались, почему в план ремонта попали дороги в относительно новых микрорайонах, в частности по улицам Сююмбике и Урманче. Градоначальник пояснил, что дороги в новых районах строились в 1990-е годы, когда, по его словам, технологии не выдерживались — ни в части подготовки асфальтобетонной смеси, ни в части ее укладки. Он предложил не оглядываться на возраст дорог, а руководствоваться их состоянием и интенсивностью движения. Для этого муниципалитет попросит управляющие компании составить список домов с наибольшим «транзитом», количеством жильцов и автомобилей.
Большинство депутатов согласились с комплексным подходом. Главным аргументом стал тот факт, что при ямочном и картовом ремонте подрядчик почти не отвечает за качество работ, а при комплексном подходе дает гарантию на пять лет. Некоторые высказались и против. В частности, депутат от «Коммунистов России» Николай Максимов (кстати, по приглашению мэра он вошел в рабочую группу) голосует за ямочный ремонт на полмиллиарда по всему городу, а если деньги останутся, то их уже можно пустить в капремонт. «Остатков уже не будет, и мы все не закроем, это я могу однозначно сказать, — категорически не согласился с ним Метшин. — На эти деньги мы даже весь ямочный ремонт не сделаем».
Депутат Василий Филиппов предложил поучаствовать в общем деле крупным торговым центрам. Мол, прибыль они имеют, причем хорошую, дороги нагружают, так почему бы им не софинансировать ремонт площадок, заездных и прилегающих к ТЦ путей? Речь шла в первую очередь о разбитых дорогах вокруг ТЦ «РаМус», принадлежащего депутату горсовета и одному из крупных нижнекамских бизнесменов Рафису Мустафину, а также о супермаркете «Бахетле» в центре города.
Метшин, однако, встал на защиту интересов Мустафина и владелицы сети «Бахетле» Муслимы Латыповой. «Безусловно, участие больших торговых центров и собственников ТЦ предполагается, — согласился мэр. — Но малый и средний бизнес, как в целом вся экономика, сегодня тяжело себя чувствует, поэтому «Бахетле» и «РаМус» не смогут вложить в ремонт дорог серьезные средства». Участие крупняков в ремонтной кампании Метшин предложил ограничить приведением в надлежащий вид прилегающей к ТЦ территории и расширением парковочных мест. Таковы будут требования муниципалитета.
Напомним, основной владелец ХК «РаМус» Мустафин в прошедшем году возглавил закамский рейтинг Топ-30 самых богатых кандидатов в депутаты. В 2015 году его доход составил 64,8 млн. рублей. Нижнекамские активы Мустафина — это несколько компаний и торговых центров. Кроме того, за депутатом горсовета числятся 35 земельных участков общей площадью более 150 тыс. кв. м, 2 квартиры в Нижнекамске, 5 жилых домов площадью от 161 до 700 кв. м и внушительный список машин: 2 Mersedes-Benz, Porsche Cayenne, 6 «КАМАЗов», «НЕФАЗ», 2 импортных грузовика и 5 прицепов.
У «соседки» Мустафина по центру Латыповой бизнес и правда идет на спад — она сдала позиции в списке Forbes. «БИЗНЕС Online» писал о том, что в августе 2015 года журнал Forbes поместил Латыпову лишь во вторую десятку самых богатых предпринимательниц России. Ее состояние составило $135 миллионов. Годом ранее она занимала 5-ю строчку с капиталом в $315 миллионов...
«НАДО НАЙТИ ЕЩЕ ДЕНЕГ, ПОДКЛЮЧИТЬ ДЕПУТАТОВ ГОСДУМЫ И ГОССОВЕТА...»
О качестве прошлого ремонта нижнекамских дорог горячо отозвался депутат Филиппов, предлагая включить в условия предстоящего тендера обязательный технический надзор. «Это должна быть не какая-нибудь карманная подрядческая, а сторонняя организация, которая будет следить за качеством ремонтных работ и плюс ко всему направлять материал на лабораторные исследования. Когда нет контроля, качество работ, как правило, низкое», — заявил Филиппов.
Он напомнил, что за последние два года Нижнекамск вложил в ремонт дорог почти 700 млн. рублей, но новые дороги «порвало». «Из-за того, что в городе не сделали и не восстановили ливневую канализацию, — считает Филиппов. — Нет оттока талых вод, снег тает, щели заполняет, и дороги просто-напросто рвет. Прежде чем делать дороги, нужно привести в порядок ливневки, чтобы выделенные в этом году деньги не были потрачены напрасно». Депутат потребовал обследовать отремонтированные в 2014 - 2015 годах дороги и принудить подрядчиков к их восстановлению.
Также депутаты предложили по возможности перекрыть потоки грузовых машин и использовать вместо ямочного ремонт картами. «Ямы нужно закрывать не заливкой битумной, как мы много лет это делаем, — согласился мэр. — Я всегда говорил, что это бросовые деньги. Каждый год мы на ямы по 5 миллионов тратили, а осень приходит — и опять эти ямы».
О том, что денег республики все же маловато, первым высказался Мустафин. «Если бы это был обычный год, 688 миллионов — это было бы нормально, — счел владелец торговых центров. — Единственный правильный выход — найти еще денег, подключить к этому депутатов Госдумы и Госсовета». По мнению Мустафина, нужно по максимуму «воспользоваться юбилеем» — принять, к примеру, образовательные и культурные программы, чтобы в их рамках добиться получения дополнительных средств на ремонт дорог возле школ и учреждений культуры.
Дебаты подытожил Метшин. Предложив создать рабочую группу, он попросил представить результаты ее работы, провести все необходимые аукционы и подписать все соглашения уже к началу мая, чтобы приступить к ремонту сразу после схода снега. «Всю эту работу нужно провести в оперативном порядке, и тогда станет понятно, достаточно ли денег на ремонт и есть ли возможность зайти в другие микрорайоны», — заявил он.
Градоначальник предупредил, что скоро депутаты соберутся снова с той же повесткой. Точка в выборе методики ремонта еще не поставлена. Депутатскую рабочую группу возглавил Камалетдинов. Желая сделать работу группы максимально прозрачной, депутаты включили в ее состав и корреспондента «БИЗНЕС Online».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.