Первую обкатку боем прошел накануне в комитете Госсовета РТ новый глава АО «Татмедиа» Андрей Кузьмин. Корреспондент «БИЗНЕС Online» увидел, как представители татарской интеллигенции общались с ним через переводчика, режиссер Александр Славутский, отчаявшись найти общий язык с прессой, выбивал скидку на платное размещение, чтобы рекламироваться «наравне с противозачаточными средствами», а коммунист Артем Прокофьев предложил ликвидировать агентство «Татмедиа» во главе с Айратом Зариповым.
Депутаты, министры, деятели культуры и редакторы крупнейших госСМИ пытались выведать у нового главы АО «Татмедиа» Андрея Кузьмина побольше информации о том, как же он все-таки намерен реформировать вверенную ему проблемную отрасль |
КАК РАЗИЛЬ ВАЛЕЕВ И КО УСТРОИЛИ КУЗЬМИНУ ЭКЗАМЕН ПО ТАТАРСКОМУ
Новый глава АО «Татмедиа» Андрей Кузьмин накануне впервые в новом статусе выступил в стенах Госсовета с докладом о состоянии и перспективах развития СМИ республики. Отведенный для заседания комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам кабинет едва вместил всех желающих послушать речь бывшего главы пресс-службы президента РТ. Депутаты, министры, деятели культуры и редакторы крупнейших госСМИ пытались выведать у Кузьмина побольше информации о том, как же он все-таки намерен реформировать вверенную ему проблемную отрасль.
Примечательно, что на совещание, посвященное проблемам и перспективам развития всех СМИ республики (а не только государственных), не было приглашено руководство независимых СМИ. Заметным было и отсутствие гендиректора ТНВ Ильшата Аминова, хотя, казалось бы, кому, как не ему — депутату, полагается ходить на такие встречи?
В свою очередь, татарская политэлита, обидевшись на то, что в докладе не так много, как им бы хотелось, места было уделено поддержке национальных СМИ, демонстративно принялась общаться с Кузьминым на татарском языке, заведомо зная, что он вторым государственным на разговорном уровне пока не владеет. Так что, сидя на соседних стульях, руководители разговаривали на разных языках, а Кузьмину приходилось смущенно слушать перевод через наушники. «Вы же учите татарский?» — как бы вскользь уточнил у него глава комитета Разиль Валеев. «Начал... Продолжаю», — заверил Кузьмин.
«МНЕ НЕ ХВАТИЛО ИНФОРМАЦИИ О ТОМ, ЧТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ МЕНЯТЬ»
Первым делом в своем докладе Кузьмин отметил общероссийскую тенденцию снижения читательской аудитории печатных СМИ. Общий печатный тираж изданий АО «Татмедиа», включающий подписку и розничную продажу, на первое полугодие 2016 года снизился до 312,5 тыс. экземпляров, что составляет 92,3% к уровню первого полугодия 2015 года. У ряда изданий падение подписных тиражей составляет 15 - 25%. Больше всего (39%) подписчиков потерял детский журнал «Сабантуй»... Из общей канвы выбиваются газеты «Акчарлак», «Ирек майданы» и детская газета «Комеш кынгырау» — они показали рост подписки.
Андрей Кузьмин: «Давайте приравняем газеты к социальным товарам» |
«Необходимы конкретные меры поддержки подписки на эти (национальные и детские — прим. ред.) издания со стороны как профильных министерств и ведомств, так и муниципалитетов», — без обиняков выложил Кузьмин. Он рассказал, что уже встречался с министром образования РТ и добился договоренности о целевой подписке на газеты и журналы АО «Татмедиа» в школах и в библиотеках. «Надеемся на прорыв в этих вопросах», — вдохновлял Кузьмин. Конечно, здесь возникает сомнение, неужели нельзя придумать что-то кроме старой, доброй командно-распределительной системы? Видимо, на данном этапе нет. Раз уж выходец весьма успешного в свое время коммерческого «Эфира» начал действовать как опытный аппаратный лоббист... Но, может, время еще не пришло.
Немой вопрос присутствующих в зале главных редакторов озвучила вице-спикер Госсовета РТ и председатель союза журналистов РТ Римма Ратникова. «Мне не хватило информации о том, что вы собираетесь менять. Разговоры ходят, что будут сокращения, что будут объединять редакции. Журналисты ко мне заходят, меня спрашивают, я ответа на этот вопрос не знаю, так как ваши планы нам неизвестны. Если бы вы приоткрыли эту сторону. Если все остается так, как есть... А может быть, и не остается, потому что с финансированием ситуация сложная», — поделилась она слухами. Но в потоке обсуждений этот вопрос как-то сам собою затерялся, а дипломатичный Кузьмин ловко воспользовался этим моментом и не стал на него отвечать. Так что и Ратникова, и пришедшие редакторы остались один на один со своими тягостными предчувствиями.
«50 - 60 ПРОЦЕНТОВ ВСЕХ НАШИХ ДОХОДОВ ЗАБИРАЕТ ПОЧТА, ИЗ ЭТОГО ЧЕРТОВА КОЛЕСА МЫ ВЫБРАТЬСЯ НЕ МОЖЕМ»
Но вернемся к отчету. Пожалуй, самой главной проблемой, которая мешает успешному развитию СМИ в республике, Кузьмин назвал завышенные тарифы почты. По всем изданиям АО доля почты составляет 55 - 60% от подписной цены изданий, у «Казанских ведомостей» и «Шахри Казан» доходит до 70% и выше! Немного подсластил пилюлю Кузьмин сообщением о том, что на второе полугодие в поддержание института подписки Почта России предоставит 110 СМИ республики скидку в размере 15% на почтовые услуги. Однако реального рецепта борьбы против не в меру прожорливых доставщиков, похоже, так и не найдено.
Вахит Имамов: «50 - 60 процентов всех наших доходов забирает почта, и из этого чертова колеса мы выбраться не можем!» |
Главный редактор газеты «Мәдәни җомга» Вахит Имамов пожаловался, что из года в год аппетиты почты России растут на 15 - 20%, соответственно, примерно на такой же процент падают тиражи изданий. «50 - 60 процентов всех наших доходов забирает почта, и из этого чертова колеса мы выбраться не можем!» — воскликнул в сердцах Имамов. По его словам, розница тоже не радует — прибыли она не приносит, поскольку возврат непроданного товара киоскеры оформляют в одностороннем порядке, так что понять истинную картину проданных и непроданных газет нереально, а все затраты на доставку изданий ложатся на сами СМИ.
Горячо поддержала его и Ратникова. «Дискуссия с почтой вечная, — признала она. — У газеты «Шахри Казан» было показательно: 800 рублей они получают за подписку (полугодовую — прим. ред.), и из них чуть ли не 600 забирает почта. Хотя если подумать, что делает почта и что делает редакция? Что нужно, чтобы был произведен один номер газеты? Нужно, чтобы выросли деревья, сотни лет на это уходит. Чтобы их спилили, сделали бумагу, чтобы ее потом привезли в типографию, краску из-за границы привезли, чтобы станки огромные печатные закупили, чтобы редакция работала, журналисты ездили в командировки, работали на компьютерах... Вот это все — 180 рублей. А то, что взял газету почтальон и отнес, в почтовый ящик положил — это 600 рублей, у меня это в голове не укладывается!» — удивлялась глава союза журналистов РТ.
«Так еще и вовремя не приносят», — поддержали ее из зала. Оказалось, для экономии почтальоны в районах носят периодику... раз в неделю, что для ежедневных изданий выглядит, конечно, как форменное издевательство.
«Когда я бываю на селе или по телефону спрашиваю, читают ли газеты, мне отвечают, что раз в неделю. Газеты, собрав, приносят читателям один раз в неделю. Кто будет читать газету с новостями за прошлую неделю? По радио уже все сообщили, показали по телевидению и интернету. Зачем нужна эта газета? Такая газета не нужна. Поэтому почтальоны радуются малой подписке, так как приходится меньше таскать и меньше ходить по селу», — разделил всеобщее возмущение Валеев.
НАДЕЖДА НА ТАБАЧНИКОВ?
«Еще одна болезненная тема для прессы — это сокращение киосков сети, основного канала продажи периодики», — отметил в докладе Кузьмин. Сегодня в Татарстане 154 киоска, для сравнения: в 2014 году их было 182. Один киоск приходится на 7,5 тыс. татарстанцев. Отчасти решить проблему должен проект закона, который скоро внесут в Госдуму РФ. Он обяжет продавцов табачной продукции продавать еще и периодику. Правда, у депутатов эта идея не вызвала оптимизма. Депутат от КПРФ Артем Прокофьев сразу предложил не очень-то надеяться на эту инициативу. Мол, табачное лобби в Думе не даст ему пройти, а если и пропустит, то на практике продавать будут газеты, а в «подарок» им будут идти сигареты — там, где обычная продажа табака запрещена. Кузьмин же заверил, что перспективы у проекта ого-го и что его продвигает некий антитабачный активист от ЛДПР.
Артем Прокофьев (слева): «Может быть, в условиях кризиса стоит подумать не о сокращении журналистов, а об оптимизации управленческого персонала» |
В подкрепление правильности выбранного пути Кузьмин привел в пример опыт Германии, где, по его словам, площади, отведенные под продажу газет и журналов, на уровне закона должны быть пропорциональны торговым площадям. А газета вообще приравнена к социальному товару, такому как хлеб. «Давайте приравняем газеты к социальным товарам, — обратился он к парламентариям. — Тогда будет полегче. А то у нас, чтобы зайти в «Пятерочку», такие прайсы выставляют, что их никогда не окупишь!»
Кстати, и на этом поприще у Кузьмина уже есть первые успехи. Он рассказал, что ведет переговоры с «Бахетле» и «Эдельвейсом», чтобы продавать в магазинах этих сетей продукцию «Татмедиа», и похвастался, что с последним уже удалось договориться.
ВСЕ — В ИНТЕРНЕТ И СОЦСЕТИ. СРОЧНО!
Еще одним врагом подписки объявлено активное перетекание читательской аудитории в интернет. Даже на скромных по дизайну и наполнению сайтах районных СМИ наблюдается просто лавинообразный рост посещаемости, по крайней мере, такой вывод можно сделать из отчета. «Если сравнивать динамику, то потери в бумажных версиях у районных и городских газет по итогам подписной кампании на первое полугодие 2016 года составили 16,6 тысячи подписчиков (7,3%). При этом посещаемость сайтов этих же районных и городских газет АО «Татмедиа» за год выросла на 9,5 миллионов уникальных посетителей!» — заявил Кузьмин. При этом общее число уникальных посетителей газет и журналов АО в сети в минувшем году составило 16,8 млн., в 2014-м — 7,1 млн., в 2012-м — 1,2 млн. посетителей.
«Все больше людей предпочитает узнавать новости и делиться ими через соцсети», — констатировал глава «Татмедиа». АО тоже пытается запрыгнуть на лодку современности — все подписчики соцсетей его изданий уже составляют армию из 326 тыс. человек, подсчитал Кузьмин. «Я начал ездить по районам, смотреть, чем дышат журналисты на местах», — рассказал он. Так вот, сейчас в районах стали создаваться такие мультимедийные редакции, где бок о бок работают и телевизионщики, и газеты, и интернет-СМИ. Говорит, что настраивает журналистов активнее присутствовать в социальных сетях. Заметил, что для этого еще нужно перестроиться, научиться писать для молодой аудитории и размещать фото и видео, которое бы «цепляло».
В довершение Кузьмин посетовал на устаревшее оборудование, которым оснащены многие СМИ, но не стал заострять еще и на этой проблеме много внимания, по ходу заметив, что с этой головной болью он попробует разобраться сам, обратившись за помощью в правительство.
Александр Славутский (в центре) попытался выбить у Кузьмина скидку на рекламу |
«ХОЧЕТСЯ ЧТОБЫ НАРАВНЕ С ПРОТИВОЗАЧАТОЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ РЕКЛАМИРОВАЛОСЬ ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПУШКИНА, БУНИНА»
У гостей и депутатов оказалась масса вопросов к новому главе «Татмедиа». Главный режиссер театра им. Качалова и депутат ГС РТ Александр Славутский попытался выбить у Кузьмина скидку на рекламу. «В своем родном Татарстане ни один театр не может позволить себе рекламу! — возмутился он. — Хочется уже, чтобы наравне с противозачаточными средствами рекламировалось творческое наследие Пушкина, Бунина! Для фундаментального искусства должно же быть послабление?» Кузьмин ответил в том смысле, что может дать скидку на рекламу в своих изданиях не более 15%. Хотел бы больше, но в этом случае в гости наведаются уже представители антимонопольного ведомства, объяснил он. Но заметил по-свойски, что один сюжет Димы Пиваварова (корреспондент «Эфира» — прим. ред.) стоит многих рекламных роликов, и предложил бойче сотрудничать на некоммерческой основе. Однако Славутский заявил, что разочарован в журналистах, которые «вдруг вздумали, что они четвертая власть», и призвал СМИ расстаться с этой глупой фантазией и «плыть вместе с нами в одной лодке».
Министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин попытался разубедить сердитого соседа. Мол, да, с чем-то мы не согласны, но вот так махать рукой на всех журналистов все же не стоит.
«В КАЖДЫЙ РАЙОН ПОСТАВИТЬ ЦЕЛЬ — ОТКРЫТИЕ КНИЖНОГО МАГАЗИНА!»
Но еще больше, чем театральный деятель, удивил, пожалуй, глава всемирного конгресса татар Ринат Закиров. «Андрей Владимирович, вот вы рассказали про киоски, про госпомощь. Я действительно думаю, что госпомощь достаточная», — заявил он неожиданно (подчеркнуто на татарском языке). Также он не видит никаких проблем ни с почтой, ни с продажей изданий — все эти задачи, по его мнению, можно решить едва ли не щелчком пальцев. «Вот вы сказали, что в Казани 67 киосков, в 20 районах нет книжных магазинов. Неужели это невозможно организовать? — удивился Закиров и предложил включить соответствующие рекомендации правительству для принятия бюджета на будущий год. — На следующий год в рамках бюджета в каждый район поставить цель — открытие книжного магазина. Для него это малюсенькая задача». «Имея такую литературу, прессу, кадры, нам стыдно не доносить эту готовую продукцию до народа. <...> А мы связали все это с почтой. Почта — это почта, просто коммерческая структура. У нее есть своя ответственность и выгода», — считает глава конгресса татар. «В плане организации «Татмедиа» новый руководитель для распространения продукции, для создания отдельной структуры должен сильно поработать. Вы правильно взялись за эту проблему. Желаю продолжить, активно продолжить и приложить к этому все усилия», — пожелал, наконец, Закиров.
«Татмедиа» хочет спасти тиражи госСМИ — через закупку газет и журналов в бюджетные учреждения (на фото: Александр Латышев (слева) – главный редактор газеты «Республика Татарстан» и Миназим Сепперов (справа) – главный редактор «Ватаным Татарстан») |
ГАЗЕТЫ — В БИБЛИОТЕКИ, ГОСАГЕНТСТВО — НА СВАЛКУ ИСТОРИИ?
Из интересных предложений: Имамов предложил освободить книжные магазины от арендной платы. Также он считает, что нужно организовать продажу периодики через библиотеки, чтобы как-то уйти от порочной зависимости от почты и торговых сетей. Чуть позже на близкую тему высказался Валеев. Он вспомнил, что два года назад президент РТ предложил продавать книги в библиотеках. «Это нелегкий вопрос, связанный со многими организациями, начиная с СанПиНа, налоговой службы... Но если президент сказал, надо решить», — считает он. Он поблагодарил минкультуры, выделившее 14 млн. рублей на распространение в центральные библиотеки газет и журналов. «Желательно, чтобы министерство образования шло этим же путем. У министерства образования имеется более 1500 библиотек. Но до них не доходят газеты и журналы», — уколол Валеев.
Артем Прокофьев же и вовсе предложил сократить госагентство «Татмедиа», которое существует параллельно с АО «Татмедиа», и передать госфункции агентству минсвязи РТ. Он не скупился на похвалы ведомству Романа Шайхутдинова, которое «внедряет по всей стране свои новинки». При этом бюджет госагентства составляет едва ли не половину бюджета минсвязи. Мол, зачем такие лишние траты в наше кризисное время?
Разумеется, не обошлось и без булыжников в огород самих журналистов. Пишут не то и не так, чувствуется кадровый голод, не хватает глубины и аналитики. Нашлись и заступники. Имамов пожаловался на скромные заработки журналистов — 17 - 18 тыс. рублей. По его данным, это чуть ли не вдвое меньше, чем у врачей, учителей и работников культуры. Но тут его поправил министр Сибагатуллин. Он с несколько непонятной гордостью в голосе заявил, что у деятелей культуры зарплаты 18 - 19 тыс. рублей. Слова Имамова тем не менее нашли поддержку. «Андрей Владимирович сказал о нехватке кадров, кадровом голоде. Это действительно большая наша проблема. Это, естественно, напрямую связано с зарплатой, — поддержал Валеев. — Если бы зарплата была достойной, то пришли бы талантливые кадры».
Но в целом в своем заключительном слове Валеев констатировал, что не услышал ответов на свои вопросы и не понял, как АО «Татмедиа» намерено поддерживать национальные СМИ.
«НАДО ПРОЖИТЬ ХОТЯ БЫ ОДНУ ПОДПИСКУ И ПОТОМ СПРАШИВАТЬ»
Эксперты прокомментировали для «БИЗНЕС Online» выступление Кузьмина перед депутатами республиканского парламента.
Римзиль Валеев — журналист и общественный деятель:
— Такого события для обсуждения нет, отраслью командует агентство «Татмедиа» во главе с Айратом Зариповым. Кузьмин работает два месяца, и как он может сейчас отвечать на вопрос, который звучал на встрече: какими будут меры? Пока ответ не получен, еще рано, видимо. Были озвучены общеизвестные темы, что нужно развивать розницу, падают тиражи. Это была справка, даже не отчет. Надо прожить хотя бы одну подписку и потом спрашивать его.
Я свои предложения по реформированию татарских СМИ и раньше говорил и Кузьмину, и Зарипову. Во-первых, нельзя относиться к татарским СМИ как к безнадежно больным, уходящим из жизни. Есть татароязычные СМИ, которые достигают огромных успехов: районная газета Кукмора или азнакаевская газета «Маяк» выдают по 7,6 тысячи экземпляров каждая. Это не республиканские, которые по 100 штук приходят в район. Тиражи падают не потому, что они татарские или русские, а потому что цены растут на 20 - 30 процентов, а почта не доставляет. Это должен был послушать и министр связи.
Я не разделяю точку зрения, что надо всех отпустить и пусть читатель выбирает. Читатель выберет приключения, эротику и так далее. Есть татарские издания «Ирек майданы», «Акчарлак», «Безнен гэжит». Тиражи этих газет дают фору русскоязычным, центральным изданиям! Ни одна из них не против Татарстана, не сотрясает устои России. Но они тоже должны иметь возможность получать гранты. Они успешно работают, значит, надо приглашать редакторов в государственные СМИ или делиться грантами.
Нельзя жалеть татарские издания, их надо читать. Читают ли русские, татарские газеты и журналы «Татмедиа» наши чиновники, менеджеры? Пусть почитают, а потом скажут, что не так.
«САМАЯ РАДИКАЛЬНАЯ РЕФОРМА — ЭТО ВООБЩЕ ПОКОНЧИТЬ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СМИ»
Юрий Алаев — советник ректора — руководитель общественно-информационного центра КФУ, член Общественной палаты РТ:
— Он все это сообщил, это констатация более-менее известных фактов. А что дальше? Да, тарифы почтовые растут, тиражи падают, розничная сеть сокращается, доставка ухудшается. Если когда-то, в пору моей журналистской молодости, газеты начинали развозить в пять утра, то в восемь утра они уже были и в Альметьевске, и в Бугульме. Сейчас нормой доставки изданий стал следующий день. Понятно, что все это ведет не только к стагнации, но и сжатию всего рынка. Молодежь черпает информацию из интернета, а не из печатных изданий. Где здесь радужные перспективы?
Мультимедийные редакции — это отражение общей тенденции в СМИ, да, журналист должен превращаться в универсального солдата. Ну создаст он в районах такие редакции? Это приведет к экономии средств, но сказать, что это будет революция, я не могу. У меня нет такого оптимизма, как у Кузьмина. Понятно, что кто-то уверен, что печатные газеты — это источник информирования населения, проведение поддержки политики властей. Это уже давно не так.
Геннадий Наумов — издатель газеты «Аргументы недели»:
— Я, будучи антикоммунистом, поражаюсь, насколько коммунисты дают верные рецепты. Артем Прокофьев правильно предложил для начала ликвидировать агентство «Татмедиа». Это первый шаг. А дальше... госСМИ в принципе не могут быть ни прибыльными, ни эффективными. Не растут тиражи как у татароязычных изданий, так и у русскоязычных — разницы тут нет. Что с этим делать?
Самая радикальная реформа — это вообще покончить с государственными СМИ. Это очевидно, но на этот радикальный шаг никто не пойдет в ближайшие годы. Айрату Зарипову когда поручили подготовить программу реформирования? Что-то не слышно. Поручите мне, я вам напишу программу.
Чем власти будут мотивировать необходимость поддержания госСМИ? Какие цели и задачи они сейчас выполняют? Ответ прост: освещать деятельность органов госвласти. На радикальные шаги сейчас никто не готов, и прежде всего федеральный центр. Это очевидно, пока федералы не займут радикальную позицию по этому вопросу, то регионы двигаться не будут.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 180
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.