По признанию продавцов-консультантов, мужчины находятся в растерянности: для сотрудниц и коллег чаще всего берут сертификаты, а для самых близких выбирают какие-то наборы

НЕСЧАСТНЫЕ МУЖЧИНЫ И КОВАРНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ

Накануне длительных выходных по случаю праздника весны «БИЗНЕС Online» решил выяснить, какие настроения и ожидания царят в среде представителей казанского бизнеса, кто ждет всплеска продаж и роста спроса на свои услуги, какие подарки готовят мужчины для своих женщин. Для начала было решено отправиться в парфюмерные отделы — пожалуй, самые популярные по такому поводу, как 8 Марта.

Правда, в пятницу в магазинах, что расположены в центре Казани, об ажиотаже говорить было рано. Замечен таковой был только в «Золотом яблоке» — покупатели, среди которых, к слову, было больше женщин, приценивались к подарочным наборам, стоимость которых варьируется от 250 рублей (масс-маркет) до люксовых наборов (здесь уже цены достигают 5 тысяч). Перед праздниками в магазине в большом количестве появились скидки на парфюмерную продукцию, ценовой диапазон — от 950 до 3990 рублей и выше. Скидки достигают 50%.

По признанию продавцов-консультантов, мужчины находятся в растерянности. «Они, конечно, обращаются к нам, советуются. Тяжело им», — рассказала одна из девушек. Для сотрудниц и коллег чаще всего берут сертификаты, а для самых близких выбирают какие-то наборы. Средний чек таких покупок, по прикидкам продавцов, составляет 5 тыс. рублей. Спросом пользуются и средства для укладки волос — плойки, выпрямители, утюжки (их стоимость начинается от 3 тыс. рублей). «Ждем ажиотажа», — честно признаются продавцы.

В магазине «Рив Гош» в ТЦ «Кольцо» нам подтвердили, что мужчины уже активизировались. Ситуация здесь повторяется — в ход идут подарочные наборы и сертификаты — чаще на 1,5 и 3 тыс. рублей. «В нашем магазине всегда есть спрос на подарки — что 23 февраля, что сейчас», — отмечают продавцы. На просьбу помочь определиться с выбором рекомендуют наборы из серии Fresh Line (живая органическая косметика), стоимость которых начинается от 1799 рублей.

О сертификатах вспомнила в беседе с «БИЗНЕС Online» и известный казанский стилист Эльмира Минкина. «В дни между двумя гендерными праздниками магазины превращаются в муравейники! Конечно же, не все, но в ювелирных и парфюмерных отделах традиционно образуется толпа клиентов. Ажиотаж подогревается праздничными акциями и скидками. И если покупкой подарков заняты представители обоих полов, то женщины также взваливают на себя обязанность выглядеть сногсшибательно и 23 февраля, и тем более 8 марта». Минкина поделилась и одним курьезным наблюдением: «После праздников наблюдается еще одна волна клиентов: растерянные мужчины и женщины ходят по парфюмерным магазинам с сертификатами номиналом в тысячу рублей и не знают, что делать, потому что на эту «коварную» сумму, как правило, ничего и не купишь».

Парфюмерные отделы и магазины — пожалуй, самые популярные по такому поводу, как 8 Марта

«У НАС СТАЛО СТОЛЬКО СЕРЕБРЯНЫХ УКРАШЕНИЙ, ЧТО ВЫКЛАДЫВАТЬ НЕКУДА»

Что же происходит с «лучшими друзьями» девушек? В магазине «Московский ювелирный завод» в «Кольце» также посоветовали приобрести сертификат, дабы не прогадать. Ценовой диапазон на них разный — от 1 до 50 тыс. рублей. «Близким людям дарят кольца, серьги», — рассказала сотрудница магазина. Спросом пользуются также подвески. К примеру, стоимость подвесок из жемчуга варьируется от 10 до 50 тыс. рублей. При этом в магазине действуют 40-процентные скидки, то есть приобрести нежную подвеску из жемчуга сегодня можно и за 5 тысяч. Подвески с натуральными камнями (сапфир, изумруд) варьируются от 23 до 70 тыс. рублей, но на них так же действует скидка в 40%. Средняя стоимость подвески из золота — от 30 до 50 тыс. рублей. Наиболее демократичный вариант — подвеска с фианитами. Их стоимость начинается от 2 тыс. рублей. Однако этот камень никакой ценности не несет, отмечают продавцы.

И в магазине Pandora в ГУМе отметили большую популярность сертификатов, в основном на 3 - 5 тыс. рублей. Здесь в большом количестве представлены подвески, кольца, серьги и браслеты, их стоимость варьируется от 1,9 до 19 тыс. рублей. Серебряную подвеску-шарм можно приобрести за 2,7 — 5,1 тыс. рублей, имеются и более бюджетные варианты. По словам консультанта, перед праздниками в магазине действуют акции. К примеру, скидка на кожаный браслет с золотым замочком составляет 6 тыс. рублей. То есть сейчас он стоит не 16 тыс., а чуть дороже 10. Кожаные браслеты с серебряными замками стоят 2,6 - 3,5 тыс. рублей. «Перед праздниками у нас действуют различные акции, после них цены уже могут быть выше», — убеждают продавцы.

В магазине Pandora отметили большую популярность сертификатов, в основном на 3 - 5 тыс. рублей

Директор розничного направления компании «Золотая рыбка» Анастасия Смирнова рассказала «БИЗНЕС Online», что трудно говорить о популярности той или иной продукции в праздничные дни — берут «все понемножку». «Сейчас покупатели стали более прагматичными, многие сразу озвучивают бюджет покупки, многие точно знают, что хотят, уже не раз заходили, выбирали и ждали акцию к 8 Марта, чтобы купить, — говорит она о хитростях покупателей. — Мы тоже реагируем на непростые времена, например, у нас стало столько серебряных украшений, что выкладывать некуда — разные поставщики, дизайны, камни, техники исполнения, огромнейший выбор. Также собрали готовые подарки от 500 рублей для тех, кто торопится и четко знает свой бюджет. Например, милое колье: серебряное сердечко с бриллиантиком на цепочке в подарочной упаковке — 1500 рублей со скидками. Но и золото не забываем: свое производство плюс лучшие заводы России. Ездим по выставкам, смотрим новые тенденции, берем разные категории товара, и не только то, что хорошо продается. Для того, чтобы люди выбрали нас, нужно держать интересный современный ассортимент. Наши постоянные покупатели за это нас и ценят: у нас нет старого неинтересного, только современное или заслуженная классика». Что касается подарочных сертификатов, покупают их в основном на корпоративные подарки, а для близких людей все же стараются выбрать украшение сами.

Кризис оказывает влияние на рынок, по словам Смирновой, как и у всех, снизился средний чек, часть покупателей ушла с золота на серебро. «Пока восстановления не предвидится, но 8 Марта — традиционно хороший праздник для ювелирных магазинов. Наши мужчины ценят женщин и дарят ювелирные подарки, хотя и много шутят про месть за носки и пену на 23 февраля, — смеется собеседница газеты. — Влияние кризиса проявляется и в том, что мы снизили закупки украшений из белого золота, так как многие из этого сегмента перешли на серебро». Вспомнила Смирнова курьезную ситуацию из опыта работы: «Пришла девушка за золотым пирсингом для интимного места и отказывалась покупать без примерки: «Да что такого? Я быстро!» Была возмущена тем, что продавцы не разрешили».

Стоимость подвесок из жемчуга варьируется от 10 до 50 тыс. рублей

А вот президент ювелирной компании «Алмаз-Холдинг» Флун Гумеров, несмотря на кризис, остается приверженцем того, что мужчины должны дарить женщинам на 8 Марта ювелирные изделия, имеющие потребительскую ценность и инвестиционную привлекательность, например, бриллианты. «Я уверен, что мужчины должны выбирать именно ювелирные украшения, а не слитки золота в надежде, что его стоимость будет расти. Дарить надо также камни. Я уверен, что у каждой женщины есть «свой» камень, — говорит он и называет предпочтения. — У каждого потребителя свой вкус, и нельзя сказать, что все покупают одно и то же. Мы делаем, по аналогии с Pandora, очень красивые шармы. В зависимости от темперамента женщинам дарят разные камни. Модным стало дарить сертификаты, потому что иногда сложно угадать размер, вкус женщины, и тогда такая возможность выручает».

По словам Гумерова, этот рынок остается привлекательным для мошенников. «Мы у себя в каждом магазине, например, установили специальное оборудование, с помощью которого можно проверить подлинность драгоценных камней, даже если покупатель приобрел их не у нас, — рассказал он, и оценил ситуацию на рынке. — Падение, конечно, есть. Все, что есть негативного в российской экономике, сказывается и на нашей отрасли. Мы стараемся проводить стандартные антикризисные мероприятия, снижать затраты, быть конкурентными».

Средняя стоимость подвески из золота — от 30 до 50 тыс. рублей

ДОРОГИЕ ГАДЖЕТЫ — НА 8 МАРТА

Теперь о модных гаджетах. Продавец фирменного магазина, специализирующегося на продаже техники Apple, рассказал, что в подарок мужчины приобретают iPhone 6s, отдавая предпочтение розовой расцветке. Их стоимость варьируется от 53,9 до 71,9 тыс. рублей в зависимости от объема памяти (16, 64 и 128 ГБ). Спросом, по его словам, пользуются и макбуки 2015 года выпуска за 120 тыс. рублей. Они представлены в трехцветном варианте — «серебристый», «серый космос» и «золотой». «Их хорошо берут, особенно для работы. И легкие при этом — всего 900 грамм», — рассказал консультант. Еще одна категория — планшеты. Чаще других берут iPad mini2 (от 21,9 до 32,9 тыс. рублей). Консультант отметил, что пока еще праздничного ажиотажа не наблюдается, однако мужчины уже вовсю присматривают варианты и прицениваются. Основные надежды продавцы возлагают на 6 - 7 марта. «Несмотря на спад, вызванный кризисом, от праздников ждем, что спрос будет хорошим», — рассказал консультант.

Менеджер по связям с общественностью «М.Видео» Юлия Зотова подтверждает, что спрос на технику и электронику значительно вырастает в преддверии гендерных праздников. В частности, данный ретейлер ожидает успешных продаж перед 8 Марта, опираясь на результаты высокого показателя продаж в День защитника отечества. «Для подкрепления интереса и удобства в поиске подарков мы запустили на своем сайте специальные подборки подарков, где размещаем самые актуальные модели техники. Параллельно с подборками действуют акции и распродажи на технику, — ответила представитель компании на запрос газеты «БИЗНЕС Online». — Традиционно наибольшей популярностью пользуется малая бытовая техника, носимые гаджеты и товары из категории диджитал — смартфоны, планшеты».

В подарок мужчины часто приобретают iPhone 6s, отдавая предпочтение розовой расцветке

В ретейлере «Связной» отмечают: «В отличие, например, от 23 февраля, когда самыми популярными являются сравнительно недорогие покупки — аксессуары, колонки, bluetooth-гарнитуры внешние аккумуляторы и т. д., перед 8 Марта популярностью пользуются почти все типы гаджетов, включая дорогие смартфоны, планшеты и smart-аксессуары, в частности, smart-часы. Мы рассчитываем увеличить оборот в онлайн-канале на треть относительно среднемесячного показателя. Этому будет способствовать специальная акция, которую «Связной» запустил 4 марта», — рассказали в компании.

Что касается состояния рынка, в «М.Видео» говорят, что с начала года наблюдали значительный рост продаж — до 50%, связанный с низкой базой января 2015 года, а также с желанием соотечественников инвестировать денежные средства в технику на фоне падающего рубля. «Следующий резкий скачок мы зафиксировали 23 февраля — в праздничный день продажи техники и электроники в нашей сети выросли на 112% по отношению к аналогичному периоду прошлого года», — сообщила Зотова. В «Связном» рассказали, что в начале 2016 года отмечают рост продаж смартфонов на казанском рынке, причем как в рублях, так и в штуках. Одним из факторов роста продаж называют резкий скачок стоимости валюты в середине января, когда в регионе частично повторилась ситуация конца 2014 года, тогда население скупало дорогую электронику, стремясь вложить обесценивающиеся рубли в гаджеты.

В отличие от 23 февраля, когда самыми популярными были недорогие покупки, перед 8 Марта популярностью пользуются почти все типы гаджетов, включая дорогие смартфоны

ФРАНЦУЗСКИЕ УСТРИЦЫ И НОВЫЕ МЕНЮ

Очевидно, куш с праздников снимут и представители казанского общепита. Практически в каждом ресторане на праздники заявлена праздничная программа. Например, в пока еще новых заведениях — в Marani — 6 марта выступит певец Сосо Павлиашвили, в ресторане «Ногай» 7 марта — группа «Марсель».

Однако рестораторы в разговоре с «БИЗНЕС Online» предпочли не озвучивать высоких ожиданий. «Перед 8 Марта по загрузке и количеству гостей никаких ожиданий нет. Как будет — так будет. Брони, конечно, есть, но за последние полтора года надоело чего-то ждать. В наших заведениях мы организуем мероприятия все праздничные дни. Как говорится, надейся на лучшее, а готовься к худшему», — говорит совладелец сети ресторанов «Танго-Групп» Михаил Горшенин. В «Танго», кстати, 5 марта будет «очень красивый вечер с джазовой вокалисткой Ольгой Скепнер». «Во всех остальных заведениях в предпраздничные и праздничный дни будет, конечно же, живая музыка. Кроме того, специально к празднику привезли настоящих французских устриц, чтобы порадовать любителей. До этого пытались привозить российских устриц — с Камчатки, с Курил, но все-таки Франция есть Франция», — рассказал Горшенин о привлекательных предложениях.

По словам арт-директора азиатского кафе OmNomNom Эльвиры Нагумановой, как и в любые другие праздники, особенно романтического характера, в заведении бывает полная посадка почти весь день. «А вечером приходится отказывать новым гостям из-за нехватки мест. Мы бы посадили всех, но некуда! — сетует она. — Гости стабильно бронируют столики на каждые выходные и почти всегда — на будние дни тоже. Но на праздничные дни мы приняли решение отменить брони, потому что кто-то за час до заказанного времени передумал и ушел в другое заведение, кто-то заболел, кто-то опоздал. Из-за всего этого OmNomNom теряет потенциальную выручку, и нам приходится отказывать гостям, которые уже пришли».

На вопрос о спецпредложениях в «женский» день собеседница газеты говорит, что в заведении есть устоявшееся мнение: «Мы должны делать хорошо то, что делаем, в любой день, вне зависимости от праздников и погоды». «Поэтому устраиваем «что-то специальное» исключительно по настроению, например, приглашаем музыкантов и фотографов. И такое наше настроение не всегда совпадает с красными днями календаря. По Instagram я вижу, что другие кафе готовят нечто особенное для своих гостей — они, безусловно, большие молодцы! А мы тоже молодцы, только в другом», — рассказала Нагуманова.

Практически в каждом ресторане на праздники заявлена праздничная программа

«МУЖЧИНЫ ПРИВОДЯТ СВОИХ ЖЕНЩИН В ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ, ЗНАЯ, ЧТО ТАМ БУДЕТ ОРГАНИЗОВАНА АКТИВНОСТЬ»

В этом году четыре дня выходных дали возможность казанцам слетать куда-либо на отдых. Наши эксперты говорят, что выбор пал в основном на Европу, а также Москву. По словам генерального директора компании AVT Азамата Сабирова, на 8 Марта казанцы активно полетели в Москву и Питер. «Многие покупали туры заранее, а Москва и Питер вообще выкуплены полностью. Много людей полетели и полетят в Европу — Париж, Прагу, Берлин. Популярность Берлина связана либо с тем, что там сейчас красиво, либо с тем, что там проходит туристическая выставка», — перечисляет он и отмечает, что в этом году народ летит отдыхать на праздники охотнее, чем в прошлом. На вопрос о причине такой активности в кризис отвечает, что, когда экономика на подъеме, люди стараются куда-то инвестировать свои деньги, а в кризис больше путешествуют, потому что непонятно, вкладывать деньги или нет. «В 2008 году тоже очень активно путешествовали», — говорит Сабиров, имея в виду высокий сегмент.

Директор по продажам «Салават Lufthansa City Center» Рустем Тарзиманов говорит, что на этот праздник выпадает несколько дней отдыха и бизнесмены или те, кто работает по жесткому графику, пытаются «поймать» эти несколько дней и обязательно куда-то слетать. «У нас есть такие туристы — они летают в эти даты из года в год. Летят в основном в Европу. В этом году полетели в Бельгию, Венгрию, Италию, Германию в индивидуальные туры на три-четыре дня. Если говорить об отдыхе по России, то такие короткие поездки люди, как правило, организуют для себя самостоятельно. Кто-то летит на несколько дней в Москву, кто-то — в Питер, — сообщил собеседник газеты и прокомментировал будущие майские праздники. — Сейчас ситуация такая, что массового туризма нет. 90 процентов туров, которые у нас заказываются, — это индивидуальные туры. Спрос на майские праздники пока не такой большой. Есть несколько заявок на лето, но пока люди еще не определились».

К сожалению, мужчины не особо активны перед 8 Марта, больше обходятся букетами, а не организацией небольших сюрпризов

А вот на рынке праздников с нематериальными подарками, например, организацией сюрприза на вертолете и т. п., как оказалось, дела идут неважно. Руководитель event-студии «Праздник Здесь» Гузель Галимова говорит, что в этом году всплеска запросов на услуги перед 8 Марта нет, и есть спад по сравнению с прошлым годом. «Было несколько частных заказов на сюрпризы, а корпоративных не было. Частные заказы включали в себя организацию признаний в любви, доставку цветов, шарики под окнами, — рассказала эксперт. — Спрос на мероприятия в этом году в целом снизился. Наша компания готовит крупные проекты к маю, июню — корпоративные, событийные ивенты, форумы и так далее. Так что все у нас хорошо».

«К сожалению, мужчины не особо активны перед 8 Марта, — констатирует директор креативного агентства «Башня» Анна Великая. — На днях я разговаривала с подругой, которая занимается тортами, пирожными. Она рассказала, что перед 23 февраля было так много заказов, что она не успевала их выполнять. Женщины более романтичны. Мужчины, наверное, больше обходятся букетами, а не организацией небольших сюрпризов. Еще ведут своих женщин в ресторан. Сюрпризы же в основном устраивают на дни рождения». По ее словам, в этом году больше корпоративных заказов, а мужчины иногда выбирают очень необычные и бюджетные способы поздравить своих любимых. «Наша компания весь день 8 марта будет в торговом центре «Тандем. Женщины смогут преобразиться, сделать прическу, макияж. Кстати, часто мужчины приводят своих женщин в торговые центры, зная, что там будет организована активность», — рассказала Великая.