Ту-160
Ту-160

«СОПОСТАВИМО С ЗАТРАТАМИ ПРИ ЗАПУСКЕ ПРОИЗВОДСТВА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ»

Перезапуск производства Ту-160 на Казанском авиазаводе (КАЗ) обсудили накануне на совещании, которое прошло в кабмине РТ. Авиастроителям и их республиканским комплектаторам были обещаны буквально золотые горы. Предположительно, все это отражено в подписанном вчера соглашении о сотрудничестве между Татарстаном и ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК). «Предположительно» — потому что подробности неизвестны. Пресс-релиз, подготовленный пресс-службой корпорации, предлагает лишь общие формулировки, мало что добавил и пресс-подход к президенту РТ Рустаму Минниханову и президенту ОАК Юрию Слюсарю. «Что можно было, сказали», — развел руками глава РТ. Попробуем прояснить некоторые моменты на основе открытых данных и комментариев источника «БИЗНЕС Online» в авиастроительной отрасли.

Итак, что, условно говоря, обещано?

Первое — серьезная модернизация КАЗа. «Техперевооружению подлежит порядка 40% оборудования цехов основных производств: агрегатно-сборочного, заготовительно-штамповочного и других», — говорится в пресс-релизе. Инвестиции — «несколько десятков миллиардов рублей» (сколько точно — Слюсарь уточнять не стал, но отметил, что программа «крайне капиталоемка»), и они «сопоставимы с затратами при запуске производства (в советское время)». Срок — 2016 - 2020 годы. Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», президент ОАК заявил, что одна из целей перевооружения — создание до 2019 года предприятия другого технологического уровня, по сути, нового завода.

Отметим, что это первая со времен СССР комплексная модернизация КАЗа. «Новые станки в крайние три-четыре года приобретаются постоянно, — рассказал источник. — Но это не комплексная модернизация, как у Казанского вертолетного завода, где весь механический парк сменили на японские комплексы Mazak. Покупка пары станков не решение вопроса. Не знаю, что подразумевается под 40 процентами: в механообработке, например, надо 100 процентов выкинуть. По возрасту 80 процентов оборудования — старше 30 лет». Источник также сообщил, что принято решение о реанимации стоящей на КАЗе уникальной установки электронно-лучевой сварки, которая создавалась в 70-х годах специально под программу Ту-160. «В России такого больше нигде нет», — подчеркнул он.

Второе — внимание к другим программам КАЗа. «Все это не только в интересах производства Ту-160, но и других авиационных программ, которые ведет предприятие», — отметил Слюсарь, при этом подчеркнув, что «Ту-160 — первое и главное». Напомним, сегодня завод ремонтирует и модернизирует ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3 и Ту-160, а также строит специальные варианты пассажирского Ту-214 для правительственного летного отряда «Россия», минобороны и ФСБ. Все это штучное производство. По открытым данным, в 2015 году КАЗ передал заказчикам пять Ту-22М3, два Ту-160 и два Ту-214СР (эту пару должны были сдать еще в 2014-м).

«Обстановка на заводе очень напряженная, — говорит источник. — По гособоронзаказу прошлый год сорвали, сегодня нагоняют. А так работы нет — ни серийных заказов, ни новых контрактов на спецмашины не просматривается». Здесь уточним, что крайний контракт на Ту-214 был заключен, по всей видимости, осенью 2015 года. Заказчик не называется, но о том, что он очень специальный, говорит название модификации самолета — Ту-214ПУ-СБУС (пункт управления, оборудованный специальным бортовым узлом связи). Стоимость контракта — 5,6 млрд. рублей, срок исполнения — до 2018 года.

«БЫЛ ФЛАГМАНОМ АВИАСТРОЕНИЯ, НО...»

Третье — рабочие места на КАЗе. «Это новые высокотехнологичные, высокооплачиваемые рабочие места, — рассказал на пресс-подходе Минниханов, — 1,5 тысячи человек минимум надо будет добавить». Отметим, что сегодня на КАЗе числятся 6 с небольшим тысяч сотрудников. «Где возьмут эти 1,5 тысячи — вопрос сложный: брать просто рабочих — не выход, а найти специалистов очень тяжело, — отметил источник. — С другой стороны, будут деньги — будут люди. На КВЗ деньги есть, и со всех заводов туда очередь стоит. КАЗ уже достаточно широко объявил о том, что идет набор людей. И ведь приходят! Но, насколько знаю, желающих только берут на заметку, анкетируют, но не устраивают — работы нет».

Четвертое — заказы для других татарстанских предприятий по программе Ту-160. По словам Минниханова, в кооперации будут участвовать 20 татарстанских предприятий, в том числе КАМАЗ, КВЗ, компании радиоэлектронной отрасли, а также научные и образовательные структуры. Последние, по данным «БИЗНЕС Online», уже подключились: в работе по оцифровке «советских» чертежей Ту-160 КАЗ задействовал КНИТУ-КАИ. Сколько может занять оцифровка? «Ильюшинская фирма лет 6 оцифровывала Ил-476, — напомнил источник. — Понятно, что здесь все силы бросят и года за три сделают».

Пятое — возвращение былой славы КАЗа и вовлеченность в глобальный проект. «Это новое дыхание для нашего авиазавода», — выразил надежду Минниханов и подчеркнул, что Татарстан всегда был республикой авиационной. «Ту-160 — колоссальный проект, которого не было в истории постсоветского авиапрома, — отметил в унисон ему Слюсарь. — Это касается не только ресурсов, которые планируется привлечь, но и технологических вызовов, с которыми мы сталкиваемся, восстанавливая производство, прерванное 22 года назад... В советское время Казанский авиазавод был флагманом авиастроения, однако впоследствии по ряду позиций он утратил возможности высокотехнологичного производства. Но сегодня он достоин того, чтобы на него обратили внимание». Заявляя это, президент ОАК будто ответил на чаяния Минниханова, который три года назад на собрании коллективов завода и казанского филиала «Туполева» грустно сказал: «Мы вместе с вами переживаем все неудачи. Когда я иду сюда, у меня есть некая тяжесть, что мы пока не сумели сделать все, что должны были».

Без преувеличения особая привилегия для РТ — это вовлеченность в большое дело, связанное с напряжением всех интеллектуальных и прочих сил, ведь только в таких делах в былые времена на местах и рождались фигуры исполинского масштаба — авиаконструкторы и создатели производств.

Сергей Шойгу на Казанском авиационном заводе
Сергей Шойгу на Казанском авиационном заводе

ПОЧЕМУ МОЛЧИТ ПРЕЗИДЕНТ?

Но до сих пор остается один непроясненный момент.

Сегодня Ту-160 проходят на КАЗе ремонт и модернизацию с частичной заменой бортового оборудования, по сути, подновляются. Но ведь было заявлено, что ныне имеющиеся у России Ту-160 (по некоторым данным, их 16) будут модернизированы до варианта Ту-160М, который предполагает радикальные перемены типа полной замены радиоэлектронного оборудования. По сути, это должна быть обкатка перезапуска производства Ту-160, который, как не раз заявлялось, будет именоваться Ту-160М2. Началась ли эта работа? Предположительно, один борт уже доведен до состояния «М». Во всяком случае, во время трансляции прошлогоднего воздушного парада на 9 Мая, когда над Красной площадью прошли два Ту-160, диктор подчеркнул, что ведущий самолет, за штурвалом которого находится главком ВВС Виктор Бондарев, — Ту-160М. Это было едва ли не первое обнародование этого названия. Интересно, что во вчерашнем пресс-релизе ОАК сказано, что корпорация и правительство РТ «обсуждают один из крупнейших инвестиционных проектов — начало модернизации Ту-160». Ошибка или констатация факта?

Далее. Надо полагать, что первые Ту-160М2 будут не совсем новыми самолетами. Предположительно, до этого стандарта сначала доведут два имеющихся на заводе задела (грубо говоря, два планера Ту-160) еще советского времени. «Они обязательно будут доделываться, — уверен источник. — Насколько известно, пока поставлена задача заниматься именно ими и сдать машины до 2020 года, а к 2023-му должны пойти серийные».

Сегодня КАЗ ремонтирует и модернизирует ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3 и Ту-160

Но так ли все однозначно с серией? Во всяком случае, вчера Слюсарь не смог ответить на вопрос, когда она начнется. И думается, это неспроста. Не остановится ли программа на кардинальной модернизации и экспериментах с заделами? Ведь несмотря на множество заявлений высоких чинов о том, что производству Ту-160М2 быть, до сих пор так и не появился основополагающий документ — соответствующий указ президента России. Источник «БИЗНЕС Online» полагает, что вокруг проекта идет подковерная борьба: «Указ — самый сложный вопрос. Не все ведь согласны с решением о восстановлении производства Ту-160, и наверняка есть силы, которые сдерживают процесс. Их мотивация: этот бомбардировщик — конструкция 70-х годов, да и вообще не нужен нам такой класс самолетов — лучше будем ракетами защищаться. Это напоминает мне историю другого самолета КАЗа — разведчика Ту-214Р. Тоже говорили: не нужна нам такая машина — будем все со спутников разведывать. Но сейчас самолет опробовали, и больше таких разговоров нет. И отчасти противники Ту-160 правы — конструкция из прошлого века. Но надо еще учитывать и то, что самолет этот так и остался недовведенным. Сейчас можно довести: пока проект перспективного авиационного комплекса дальней авиации туманен, надо заняться Ту-160».

Но радует, что и на стороне проекта могущественные силы, которые не сидят сложа руки: «Хотя указа президента еще нет, под гарантии минпромторга заводу выделили порядка 4 миллиардов рублей, чтобы начали движение по комплектации, заключали договоры, — отметил источник «БИЗНЕС Online. — И чтобы жизнь на заводе хоть как-то зашевелилась».