Все началось с довольно курьезного назначения мировых судей
Все началось с довольно курьезного назначения мировых судей

«Я ПРОСТО НЕ УСПЕЛА УБРАТЬ ФОТОГРАФИИ»

Сегодня главными вопросами в повестке 16-й сессии Госсовета РТ, на которой присутствовали 77 из 100 депутатов, значились доклады двух омбудсменов РТ — Гузель Удачиной по правам ребенка и Тимура Нагуманова по защите прав предпринимателей в 2015 году. Впрочем, начиналось все с довольно курьезного назначения мирового судьи по Черемшанскому судебному району. Наили Вагизовой, которой предстояло занять эту должность сроком на пять лет, пришлось покраснеть перед депутатами.

«Мне известно, что среди судей есть правило не размещать свои фотографии в соцсетях. У вас в соцсети «ВКонтакте» много фото, где вы со своими коллегами на рабочем месте употребляете алкоголь, — «наехал» на нее депутат от ЛДПР Руслан Юсупов. — Скажите, пожалуйста, сейчас это правило не работает? И сколько у вас неоплаченных административных штрафов?»

Нервничающая Вагизова дрожащим голосом ответила, что неоплаченных штрафов не имеет. «А в соцсетях я просто не успела убрать фотографии», — оправдывалась она. Далее придираться к ней не стали, и спикер огласил вердикт: «Решение принято».

После этого процесс двинулся по накатанным рельсам. Депутаты приняли в первом чтении законопроект, освобождающий армейский транспорт массой свыше 12 тонн от возмещения вреда автодорогам. Согласно документу от оплаты освобождаются самоходные транспортные средства с вооружением и военной техникой, транспортные средства ВС РФ, осуществляющие перевозки вооружения, техники и военного имущества. Во втором и третьем чтениях депутаты утвердили правки в закон РТ «О государственных наградах Республики Татарстан», который позволит награждать высшей госнаградой республики — орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан» — еще и юридические лица. Чем-то это напомнило советские времена: ордена Трудового Красного Знамени, комбинат такой-то.

Сразу во всех чтениях — от первого до третьего — депутаты приняли поправки в закон о физической культуре и спорте, которые нужны для реализации всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Принятие законопроекта потребует дополнительных бюджетных расходов — 72 млн. рублей. Уже создан региональный оператор программы, в республике планируется открыть 49 центров (только в Казани таких учреждений будет 3). Что ж, поздравим дирекцию спортивных проектов Азата Кадырова с лоббистским успехом.

«ВЫ ДОЛЖНЫ СТУЧАТЬ ВО ВСЕ КОЛОКОЛА»

Гвоздем программы стали выступление детского омбудсмена и последовавшая дискуссия. Удачина сообщила, что в 2015 году в ее адрес поступило 1,6 тыс. обращений — это на 35,2% больше, чем в 2014 году, и максимальный результат за 5 лет. Выездными приемами было охвачено порядка 40% населения муниципальных районов РТ, а в рамках контрольной деятельности уполномоченный и его аппарат из 5 человек провели проверку по 716 жалобам. Проверке подверглись все случаи нарушения прав детей, получившие общественный резонанс, и случаи детских суицидов.

Уполномоченная сослалась на данные МВД по РТ, согласно которым в прошлом году зафиксирован резкий рост преступлений в отношении несовершеннолетних. Всего было совершено 1,9 тыс. таких преступлений, из которых 1,1 тыс. было связано с насильственными действиями (рост на 70%). В два раза увеличилось количество преступлений, связанных с половой неприкосновенностью, — 700 случаев, самый высокий показатель за последнюю пятилетку. Как тут не вспомнить прошлогоднюю панику родителей по поводу якобы объявившегося в Казани маньяка-педофила? Впрочем, омбудсмен сделала акцент на другом: «Это свидетельствует об актуальности проблемы семейного насилия: половина насильственных и треть преступлений против половой неприкосновенности совершены членами семьи», — сказала Удачина и дежурно предложила усилить профилактику.

Все того же Юсупова (впрочем, как и многих других депутатов) обеспокоили причины происходящего. «Может быть, комендантский час не работает?» — вопрошал он. «Первая причина в том, что мы стали лучше раскрывать преступления. Такие преступления носят скрытый характер. Чтобы дойти до следственных органов, нужно этот факт подтвердить», — успокоила Удачина.

На фоне объективных демографических проблем омбудсмена тревожит большое количество абортов — 35% от количества рождений в прошлом году. Кривая детской смертности снижается вместе с общей: в прошлом году в Татарстане умерли 513 детей — на 78 меньше, чем годом ранее. Болезни стали причиной гибели 429 из них, но у омбудсмена вызывали опасения остальные 84 «факта гибели от внешних причин» — несчастные случаи (среди которых 12 случаев гибели на пожарах), суициды (18 фактов) и преступления. Эти показатели снижаются, но все же...

«Я внимательно прочитал ваш доклад, у меня складывается мнение, что реформы, которые у нас ведутся в России, в Татарстане еще более-менее... Преступления, социальная неблагонадежность семей — является ли это результатом реформ, которые никак не кончаются? Лениногорские события, четыре ребенка (на самом деле пять прим. ред.) заживо сгорели. Что можете об этом сказать?» — потребовал объяснений глава фракции КПРФ Хафиз Миргалимов.

Удачина пояснила, что главная причина неблагополучия — не столько низкий достаток в семье, сколько асоциальный образ жизни родителей, прежде всего матерей. «Совершенно справедливо говорите о смерти от внешних причин, она управляема», — сказала Удачина и вновь обратилась к необходимости профилактической работы, так как остается высоким показатель смертности в ДТП и на пожарах.

«Из доклада видно, что проблемы таковы: сложности по работе с детьми, состояние преступности среди самих детей, состояние преступности по отношению к детям, половая неприкосновенность, — взял слово для эмоционального спича Мухаметшин. — Вы посмотрите, какие проценты роста идут в Татарстане. Это в Татарстане! Вы не раскрыли, почему это случается, почему такая тенденция настораживающая. Вы должны стучать во все колокола! Вы должны на первой странице СМИ быть с вашим портретом, с этой проблемой. «У нас нет полномочий обращаться, мы обращаемся, нам не пишут», — это ваша беззубость, Гузель Любисовна, по-другому мы не можем оценивать. Все ветви власти, все организации должны слышать вас, принимать меры. Только раз в год услышать это от вас и расстроиться — этого мало».

Ситуацию с преступлениями в отношении детей в РТ и работу татарстанского омбудсмена мы попросили прокомментировать ее федеральных коллег. Однако советник по информационной политике уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Юлия Сергеева была дипломатична. «Детские омбудсмены назначаются на местах и не подчиняются Павлу Астахову, они — в непосредственном подчинении руководства регионов. Поэтому комментировать деятельность коллег с нашей стороны было бы некорректно. Разумеется, мы постоянно общаемся с региональными уполномоченными по правам ребенка, в том числе и с татарстанским. Статистика преступлений, направленных против детей, сейчас анализируется нашей службой и будет включена в итоговый доклад российскому президенту Владимиру Путину. Но источники данной статистики у нас те же, что и у других, — это МВД. Никаких секретных сведений у нас нет», — сказала она.

«ОЧЕНЬ ПЛОХО РАБОТАЕТЕ, ПОКАЗАТЕЛИ НИКУДЫШНЫЕ»

Сама Удачина отметила, что в Татарстане сложилась система согласования нормативно-правовых республиканских и федеральных законодательных актов, но «проблемные вопросы сохраняются по вопросам отсутствия прав законодательной инициативы». «Полномочия детских омбудсменов России по защите интересов несовершеннолетних сегодня существенно ограничены нормами федерального процессуального законодательства», — говорила омбудсмен, в прошлом году принявшая участие в 8 гражданских судебных процессах и оказавшая юридическую помощь еще в 22.

В целом же соблюдение прав и свобод ребенка в Татарстане Удачина оценила как удовлетворительное. В качестве проблемных вопросов социального сиротства омбудсмен указала на расширение практики лишения родительских прав, которые в ряде случаев можно было бы просто ограничить, слабое развитие института восстановления родительских прав.

Мухаметшин рекомендовал Удачиной в течение года писать письма президенту РТ, в парламент, если та замечает опасную тенденцию. «Очень спокойно живете! Извините, что я так резко высказываюсь, — говорил спикер. — Какие вам полномочия еще нужны? Обратитесь письменно. Кривая опасных направлений с детьми опасно растет и чуть ли не вертикально. У вас большие резервы». Последовала недолгая пауза, зал молчал.

«Не надо добавлять, добавить — это значит только ухудшить ситуацию. Вы в защиту хотите встать?» — обратился Мухаметшин к главе комитета по соцполитике Светлане Захаровой, которой не включили микрофон, и до корреспондента «БИЗНЕС Online» доносились невнятные обрывки: «Большая работа проведена... Выросли показатели».

«Не убеждайте меня, что в 2013-м и 2014-м все было нормально, а в 2015-м все вверх полезло. Минуточку! Вы у меня в кабинете будете со мной спорить... Очень плохо работаете, а показатели никудышные», — осадил Захарову спикер парламента, а Удачину снова попросил быть активнее.

Депутат Камиль Садриев поинтересовался отношением омбудсмена к общественно полезному детскому труду, например мойке полов и школьных досок. «В школах работали старшеклассники под руководством учителей», — предался воспоминаниям депутат. «Никакого понуждения к труду в образовательных учреждениях быть не должно, только по добровольному согласию», — коротко ответила Удачина.

«Конечно, в этой части нужно менять закон об образовании, надо выступить с инициативой. Потому что даже школьную доску, после того как мелом на ней написал, мокрой тряпкой вытирать нельзя — это уже вроде понуждение. Ты, когда был молодым, оставался после уроков: мыл парты, чистил школу, полы протирал. И никто не покушался на твою независимость. Так сделайте, напишите», — сказал Мухаметшин.

«К СОЖАЛЕНИЮ, ПО МНОГИМ ПРОБЛЕМАМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ БОРИС ТИТОВ УМЫЛ РУКИ»

Выступление Нагуманова после такой дискуссии, да и вчерашнего бенефиса выглядело не слишком ярко. Он зачитал доклад, в котором говорилось о популяризации деятельности предпринимателей, настройке диалога между властью и бизнесом, создании благоприятных экономических условий, снижении административных барьеров.

Артем Прокофьев
Артем Прокофьев: «Какие усилия [снос объектов без решения суда] вы планируете предпринять для того, чтобы у нас не было перегибов в этих вопросах?»

По словам Нагуманова, несмотря на благоприятный деловой климат в республике, нерешенных вопросов остается немало. Об этом говорит статистика обращений предпринимателей к омбудсмену: в прошлом году было зафиксировано 600 устных и 700 письменных жалоб против всего 350 в 2014-м. Большинство обращений к уполномоченному по правам предпринимателей поступило из Казани, на втором месте — Набережные Челны.

«Вчера мы были на встрече с Борисом Титовым, к сожалению, по многим вопросам, которые адресовали предприниматели по своим проблемам, он умыл руки, в вопросах их защиты, — говорил депутат Артем Прокофьев. — И в этом смысле мы рады, что вы исповедуете другой подход. И мне хотелось бы получить ответ на вопрос, на который в полной мере не было ответа от Титова. Речь идет об изменении федерального законодательства, сносе объектов без решения суда. Мы знаем, что произошло в Москве, понимаем, что, куда ни посмотри, везде инженерные коммуникации. Возникает риск того, что подобная практика будет транслироваться в нашем регионе. Какие усилия вы планируете предпринять для того, чтобы у нас не было перегибов в этих вопросах?»

Нагуманов согласился с тем, что тема нестационарной торговли актуальна, работа по этой проблеме ведется с начала прошлого года, когда вступили в силу изменения в Земельный кодекс.

«Решение такое найдено, мы предложим принять документы на уровне кабинета министров. Власти Казани и Набережных Челнов заинтересованы в этом, активно участвуют в разработке документов. Но есть и среди нестационарной торговли незаконные объекты, у которых нет необходимых документов, которые нарушают различные нормы, перечислять их сейчас не буду. Исполком Казани, в частности, в последние годы ведет работу по очищению города от этих объектов», — ответил бизнес-омбудсмен.

Черту под сказанным подвел Мухаметшин. Он добавил, что еще одной проблемой для бизнеса является быстро меняющееся законодательство, в том числе федеральное. «Это в условиях, когда говорят, что нужно поддерживать малый и средний бизнес, а принимаем такие законы, которые бьют по рукам», — заявил спикер в унисон со вчерашними рассуждениями президента РТ Рустама Минниханова.