«МЫ ХРОМАЕМ В ПРОИЗВОДСТВЕ МЯСА КРС»

В зале Дворца земледельцев накануне поговорить о животноводстве собрались порядка 150 человек. Зал наполнился крепкими мужчинами с широкими плечами, однако были среди участников и прекрасные дамы. Так в Казани начался V всероссийский сход предпринимателей из татарских сел регионов РФ и РТ. Участие в его работе принимают 660 представителей из 36 регионов России. Главным днем форума должна стать пятница — на пленарном заседании ждут Рустама Минниханова, а пока же все началось с работы секций. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выбрала тему животноводства, благо вопросы импортозамещения и продукции халяль выглядят сейчас чрезвычайно актуальными.

Модератором заседания выступил исполнительный директор всемирной ассоциации содействия татарским предпринимателям Фарид Уразаев. «Животноводство — это не только выращивание, но и переработка, хранение, реализация. Все эти формы формируются в татарских селах. Также в ходе заседания поговорим и о проблемах татарского села. Ваша основная задача — продуктивно поработать эти три дня, познакомиться друг с другом и наладить связи, — задал тон встрече Уразаев. — Так как мы собрались в Татарстане, поэтому первое слово должны дать представителям Татарстана, во вторую очередь — представителям Башкортостана, именно там проживает самое наибольшее количество татар после Татарстана».


Работа секции началась с презентации сельскохозяйственного потенциала Татарстана, которую представил замминистра минсельхоза РТ по животноводству Назип Хазипов. Аудитории представили видеоролик в стилистике советских пропагандистских научно-популярных фильмов. Торжественный закадровый голос сообщил, что в 2015 году по отношению к 2014-му наблюдался рост по всем показателям. Особых успехов республика добилась в производстве свинины. За прошедший год были осуществлены крупные инвестиционные проекты — комплекс на 12 600 голов свиноматок и селекционно-генетический центр ООО «Камский бекон», а также комплекс по производству 12 тыс. тонн свинины в Буинске. «Мы хромаем в производстве мяса КРС, — при этом признал чиновник. — Если обеспеченность свининой в республике составляет 110 процентов на душу населения, то говядиной — всего 78 процентов». Правда, стоит отметить, что республика преуспела и в производстве баранины — поголовье овец за три года было увеличено в три раза, в результате чего обеспеченность бараниной на душу населения в республике составляет 228%.

По словам замминистра, в республике налажена реализация продукции не только в регионы РФ, но и в страны дальнего зарубежья, в основном в арабские государства. В планах — рынок Европы: «Летом хотим импортировать мед и крольчатину», — отметил Хазипов. В планах животноводческой отрасли республики значится также восстановление старо-татарской породы лошадей, развитие аквакультуры и пчеловодства.

Дамир Гильманов
Дамир Гильманов

«ЕСЛИ БЫ ДЕНЬГИ, ПОТРАЧЕННЫЕ НА ОПЛАТУ ИПОТЕКИ, НАПРАВИТЬ НА РАЗВИТИЕ СЕЛА...»

Как и обещали, вторым слово взял представитель Республики Башкортостан — фермер из деревни Калтаево Кушнаренковского района Дамир Гильманов (КФХ «Калтай-Агро»).

По словам Уразаева, Гильманов взял обанкротившийся и буквально развалившийся колхоз в 2004 году и пытается поставить его на ноги — взял будущее деревни в свои руки. Сам Гильманов познакомил с деятельностью своего хозяйства: «Начинали мы с 8 гектаров земли, сегодня — 2 500 гектаров. В последние 7 лет начали плотно заниматься животноводством. Когда начинали, не было ни одного дойного аппарата, все пришлось начинать с нуля. В последнее время начали уделять большое внимание лошадям — 135 голов. Была бы большая поддержка от государства — мы бы добились еще больших успехов. Парадокс: мы обеспечиваем продовольственную безопасность страны на кредиты под большие проценты. Государство должно выдавать нам беспроцентные кредиты на развитие сельского хозяйства. При том что государство, называя позором завоз продукции из-за рубежа, оказывало бы еще большую поддержку своим производителям — мы смогли бы обеспечить продукцией половину земного шара!»

«Еще одна проблема, которая беспокоит нас, — сохранение школ и детских садов, сохранение самой деревни. Молодежь в поисках работы уезжает в город, где половину своей заработной платы направляет на погашение кредитов за жилье и ипотеку. — рассказал Гильманов. — Если бы в селах создали рабочие места и обеспечили жильем молодые семьи, эти две больше проблемы — сохранение школ и детских садов, а как следствие и сохранение самой деревни — решились бы сами собой. В своем хозяйстве мы уже начали работать над проблемой обеспечения жильем молодых специалистов — пока есть только общежитие. Если бы деньги, направленные на оплату кредитов и ипотеки, направить на развитие села, деревня зажила бы с новой силой».

И далее каждый из выступавших делился с участниками секции своими достижениями и своими проблемами, от чего само мероприятие стало носить отчасти психотерапевтический характер.

Ринат Насыров
Ринат Насыров

Взял слово Ринат Насыров — один из крупнейших бизнесменов Тюмени. Его молочный комплекс обеспечивает 5% рынка молочной продукции города и области. В прошлом году Нижнетавдинский молочный завод ПК «Молоко» вошел в Топ-50 крупнейших производителей сырого молока в России. «В конце XIX века татары из Балтасинского, Апастовского и других районов Татарстана ушли в Сибирь с одним топором в руке. Основали деревню Болгар, от нее уже пошли другие деревни. К чему это я? К тому, что наша сила в преемственности, — сообщил Насыров. — Татарстан собирает нас для того, чтобы мы общались между собой. А мы что? Мы собираемся уже пятый год, вот я вижу здесь знакомые лица — человек пять-шесть, и все. А остальные что? А остальные приезжают и разъезжаются. Приезжаем и разъезжаемся. Все ждем помощи от Татарстана, а Татарстан нам уже помог! Помог тем, что собрал нас здесь. А мы до сих пор чего-то ждем. Чего ждем? Мой дед говорил: «Заработаешь три рубля, один отдай врагу, второй — другу, третий оставь себе». Мы, конечно, не можем сказать, что государство — это наш враг, но налоги же платим. Это можно отнести к первому рублю. То, что касается рубля для друга, — приезжайте, мы все покажем, расскажем, поделимся своим опытом. В этом плане и Татарстан очень открыт. На профильных информационных сайтах можно найти любую информацию. К примеру, в планах у нас два инвестиционных проекта с Татарстаном на 2,5 миллиарда рублей».

К такому же открытому диалогу призвал и руководитель КФХ «Рамаевское» Фарид Хайрутдинов. «Нашу утку в тюбетейке узнают везде — от Сахалина до Калининграда. Мы первыми в России начали производство утки, сейчас уже есть конкуренты. Почему пришел такой успех: халяльность, богоугодность, доверительные отношения. Птенцов мы сами не выращиваем. Птенцов на выращивание привезли из Англии, а не Башкирии, прошу простить меня. Дело в селекции. Выживаемость выше. Кредиты брать не хочется. Я городской житель — почему пошел работать в село? Вкладывается на вооружение и в село. Выцыганивать субсидии не приходится, коррупционной составляющей в нашем минсельхозе тоже нет. Наши планы — закончить 2017 год миллиардом. 12 тысяч поголовья родительского стада — даже ласты, которые мы выбрасываем, корейцы берут за 500 евро за тонну. Нормальная цена!»

«Фарид эфэнде, вы — настоящий татарин!» — резюмировал его выступление Уразаев.


«В МОНГОЛИИ ТАТАРСКИХ ЛОШАДЕЙ НЕТ!»

В ближайших планах развития животноводства в Татарстане замминистра сельского хозяйства РТ обозначил восстановление старо-татарской породы лошадей. Тема эта стала актуальной благодаря фермеру из Бугульминского района Республики Татарстан Фариду Набиуллину. Несколько лет назад Набиуллин взялся за выведение породы татарских лошадей.

«Вот предыдущий докладчик рассказал, что татары дошли до Сибири. Татары куда только не дошли, но они не смогли бы сделать это без своего друга — лошади. Но мы в силу ряда причин не смогли их сохранить. То ли в силу индустриализации и урбанизации, то ли близость с Москвой сказалась. Моя цель — возродить породу татарских лошадей. Когда начинал несколько лет назад, было страшно — смогу или не смогу. Но я подумал, что кто-то же должен начать это дело, и начал. Где я только не побывал в поисках татарской породы — на Алтае, в Башкортостане, Тыве, Казахстане и даже Монголии. В Монголии татарских лошадей нет, хочу я вам сказать. Даже если татары там когда-то и были, то ушли оттуда вместе со своими лошадями. Идею татарских лошадей поддержало и министерство сельского хозяйства РТ. Каждый год в Кырлае мы организовываем конные скачки. В прошлом году татарская лошадь обошла чистокровную английскую. Это о многом говорит. Для привлечения внимания к татарской лошади, для развития этой отрасли необходимо организовывать различные мероприятия, к примеру, праздник кумыса на опыте Башкортостана и Казахстана».

Фарид Набиуллин
Фарид Набиуллин

Также в ближайших планах фермера совместно с республикой зарегистрировать татарскую лошадь как отдельную породу.

Кроме коневодства, традиционным для татар видом животноводства является разведение овец. Этим уже на протяжении многих десятилетий занимается Камиль Ахметов из Кировской области. В частности, он рассказал об особой технологии в овцеводстве, при которой достигается практически 100-процентное выживание приплода. «Я уже выпустил брошюру, планирую открыть сайт, где выложу всю необходимую технологию».

— На все эти новации и производство нужны деньги. А где их взять? В Россельхозбанке! — парировал Уразаев и передал слово представителю банка Ленару Хабибуллину. Хабибуллин в свою очередь презентовал кредитную программу Россельхозбанка. Однако его выступление вызвало резкое недовольство фермеров.

— При царе кредиты выдавались под 6 процентов, а сейчас почти 25. Как это возможно? — спросил из президиума Рафаэль Шайдуллин, историк, занимающийся проблемой исчезнувших деревень.

— Да, — послышалось из зала.

— В период посевной наш банк предоставляет специальную программу снижения процентной ставки с 18 до 15 процентов, — попытался оправдаться Хабибуллин.

— 15 процентов — это тоже много, — донеслась реплика из зала.

Рафаэль Шайдуллин
Рафаэль Шайдуллин

У НАС НЕТ НИ НЕФТИ, НИ ГАЗА, НО ЕСТЬ ТАТАРЫ

Фарит Валитов, организатор семейной фермы — предприятия полного цикла — из Удмуртии в своем выступлении сделал акцент на то, что вся производимая ими продукция соответствует стандартам халяль. «Колбасы, деликатесы — все халяль. Но самая основная проблема — реализация».

Его поддержал предприниматель из Чувашии Агзам Позяков: «Я занимаюсь производством и реализацией колбасной и другой продукции из мяса конины. И на своем примере могу сказать, что самой большой проблемой в таком бизнесе является обеспечение устойчивого сбыта произведенной продукции. Не ошибусь, если скажу, что до 80 процентов своего времени я расходую на поиски партнеров по сбыту и на сам процесс продажи готовой продукции. В этой связи хотел бы высказать одну выстраданную многими татарскими предпринимателями идею — идею по созданию в регионах Российской Федерации выставочно-торговых центров «Татар-Продукт». Предполагается, что в этих центрах будет представлен весь спектр товаров, произведенных татарскими предпринимателями в области сельского хозяйства, промышленного производства и IT-технологий. В центрах «Татар-Продукт» нужно расположить выставочно-торговые залы, офисные помещения, в том числе для проведения деловых переговоров, складские площади. В центре необходим небольшой отель и ресторан для размещения и питания представителей компаний-поставщиков продукции и их заказчиков, где можно было бы проводить дегустацию выставочной продукции. Кстати сказать, некоторые татарские предприниматели из Самарского и Московского регионов уже готовы принять конкретное участие в создании центра «Татар-Продукт» на их территории».

Начальник центра поддержки экспорта министерства экономики Республики Татарстан Ульяна Ануфриева рассказала о том, как ведомство может помочь решить проблемы по сбыту продукции: «У нас есть возможности помочь вам. Если кто-то решил начать заниматься экспортом, мы готовы помочь вам от начала до конца. В прошлом году при нашем центре мы создали клуб экспортеров Республики Татарстан. Первое заседание дискуссионного клуба в рамках этого года пройдет как раз завтра с участием министра экономики. Так что если у кого есть время и желание, мы готовы общаться и рассматривать каждый запрос».

Ульяна Ануфриева
Ульяна Ануфриева

«В самом деле на сегодняшний день это, наверное, единственная экологически чистая продукция, которую из России можно экспортировать в другие страны мира. У нас земля еще благодатная, неиспорченная», — последовала реплика Уразаева.

Рустаму Агишеву — представителю Средней Елюзани — самого большого татарского села России, руководителю Облпотребсоюза, депутату — было чем погордиться перед аудиторией: «Всего в Пензенской области проживает 1,3 миллиона человек, из них 100 тысяч татар. Бюджет у области скудный: у нас нет ни нефти, ни газа, но есть татары в лице жителей Средней Елюзани. Когда-то здесь был большой процветающий совхоз «Елюзанский». После банкротства люди выкупили все хозяйство и распределили между собой. Сейчас в Елюзани татары выращивают столько скота, что даже во время совхоза в СССР такого количества мяса не было. Татары обеспечивают мясом и картофелем все население Пензы. В Пензенской области мы сохранили систему кооперации. Во всех районах области есть райпо — многоукладные предприятия, которые занимаются заготовкой, переработкой и реализацией продукции как оптовой, так и розничной. Развиваем розничную сеть. Оборот для Пензенской области хороший — порядка 3 миллиардов рублей. Налажена хорошая взаимосвязь с населением, мы обеспечиваем их работой, закупая их продукцию, и выезжаем на ярмарки выходного дня».

Али Сулейманов, Нижегородская область: «Мы производим 5 тонн казылыка (вяленой конины) в месяц. Все халяль. Одну тонну продаем через интернет, остальное — через торговые центры и агропомпарк. Агропромпарк дает нам возможность реализовывать продукцию без арендной платы, что позволяет нам удерживать конкурентную цену продукта. Если забить в поисковике «Хочу купить казылык», в первой строчке выходит наша продукция. Это стало возможным благодаря членству в национальной ассоциации индустрии халяль (НАСИХ), именно они занимаются продвижением нашей продукции в сети, организовывают бесплатные ярмарки и т. д.».

Али Сулейманов
Али Сулейманов

Представляя следующего спикера, Уразаев подчеркнул: «Это очень интересный человек. Он сам производит, сам перерабатывает, сам продает, еще и новые идеи генерирует. Это, наверное, и есть настоящий индивидуальный предприниматель».

Азат Хамадишин из Муслюмовского района занимается разведением гусятины с 2005 года. Все халяль. Действительно, предложения Хамадишина необычны. Он предложил спроецировать систему сетевого маркетинга на сельхозпроизводителя. Схема работы Хамадишина схожа с работой «Рамаевской утки»: «Мы даем сельчанам четыре гусенка, они возвращают нам одного выращенного гуся. Три остальные птицы — это их прибыль. Таким образом, в прошлом году мы отдали 27 тысяч голов гусят, нам вернули 7 тысяч гусей. Я помогу обеспечить прибылью четырех человек, эти четыре человека в свою очередь — еще 16 человек. А если перенести эту систему и на других производителей, к примеру, отдать корову, а в качестве оплаты принимать молоко, то можно обеспечить дополнительным доходом и рабочими местами до миллиона жителей республики».

Азат Хамадишин
Азат Хамадишин

«ШЕРСТЬ СТРИЧЬ БУДУ, САМЦОВ МЕНЯТЬ НАДО...»

«Помимо лошадей, у нас были еще и верблюды. Верблюды всю жизнь являлись королями караванных путей», — сообщил Уразаев и представил слово Светлане Кириленко, организатору фермы верблюдов LAIDOYA из Татарстана: «Верблюд маржинален. Верблюду 45 миллионов лет. Восстановили древнюю технологию производства верблюжьей шерсти — именно так как это было тысячу лет назад. Ну сделали, восстановили технологию, а дальше что? Реализуем продукцию в Корею, Италию, Америку, пять магазинов в Казани. В России нет качественной верблюжьей шерсти. В мире нет столько верблюдов, сколько шерсти и изделий из нее. Я об этом могу говорить часами».

После окончания работы секции к Кириленко тут же подошел фермер из Саратовской области. Как оказалось, Амир Галимов тоже занимается разведением верблюдов. На сегодняшний день у него их 15 голов. «Шерсть стричь буду, самцов менять надо...» — сообщил он бизнесвумен из Татарстана. Предприниматели тут же обменялись контактами и завели деловой разговор.

«Для чего мы собираемся? Для того, чтобы вдохнуть в татарскую деревню новую жизнь, — продолжал не без патетики Уразаев. — Мое пожелание — возьмите на себя ответственность по написанию истории своих деревень. Мы должны в режиме онлайн общаться 24 часа в сутки».


Несмотря на заявленный формат работы в виде диалога, дискуссии не произошло. То ли фермеры еще не вошли в рабочий ритм, то ли дальняя дорога сказалась, но все дискуссии и вопросы перешли в кулуары. Многих задело то обстоятельство, что в то время как татары за пределами республики стараются в своей деятельности опираться на принципы халяльности, что относится не только к способу забоя животных, но и принципам ведения бизнеса, Татарстан хвастается достижениями в области разведения свиней. Однако вопрос заместителю министра во время работы секции никто не задал.

Лишь в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» фермер из Новосибирской области Али Сабитов, который занимается разведением КРС и коневодством, посетовал: «Очень обидно за Татарстан, за то, что разводят свиноводство. Мы, живя далеко за пределами Татарстана, в Сибири, и то стараемся производить исключительно халяльную продукцию. Татарстан, наша историческая Родина, могла бы обойтись и без свиноводства — не пропал бы. О том, чтобы самим кушать, и речи быть не может. Нас отцы так воспитали. Я служил в армии в 1986 году, меня поставили дневальным, заставили поднять свинину наверх. Я не то что разделывать, даже в руки ее не взял. Меня тогда старослужащие избили. Мы с таким презрением к ней относимся, это харам, а тут Татарстан разводит».

Сегодня в рамках форума предусмотрено посещение Тюлячинского района Республики Татарстан, где участники ознакомятся с комплексным развитием татарского села и поделятся опытом работы в сфере сельского хозяйства и, как ожидается, наладят деловые контакты.