НЕМЕЦКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЗВОЛЯЮТ ИЗВЛЕКАТЬ 80% ОТХОДОВ ИЗ УПАКОВКИ

Ознакомление с немецким опытом по утилизации отходов продолжилось в двух северо-германских городах – Шверин и Росток. Оба города находятся на территории федеральной земли Мекленбург – Передняя Померания. Шверин является административным центром этой земли, хотя по численности населения (91 тыс.) более чем в два раза уступает крупному портовому центру Ростоку (203 тысячи).

Как я писал в первой части, в Германии твердые коммунальные отходы сортируются на три основные фракции: органические отходы; бумагу и картон; различные виды упаковки из фольги, пленки, пластика, картона (типа Tetra Pak). Так вот, в Ростоке мне показали станцию, где сортируются отходы из упаковки.

Эта сортировочная станция обслуживает территорию с населением около 1 млн. человек. Она занимает довольно большую площадь, меньшую часть которой занимают цеха, а большую часть – открытые площадки под складирование различных видов мусора. Хотя специализация данной станции – сортировка отходов из упаковки, на ее территорию также свозятся металлические, древесные и иные отходы, которые затем направляются на соответствующие перерабатывающие производства.

Упаковочные отходы свозятся на сортировочную станцию в непрессованном виде. Это важное условие, так как отходы, подвергшиеся прессованию, нарушают технологию переработки, становясь непригодными для вторичного использования.

Важное условие – отсутствие в упаковке органических отходов. Дело в том, что в процессе сортировки используются оптические, лазерные и иные технологии. Находящиеся в органических отходах жиры и прочие вещества способны повредить различные датчики распознавания, тем самым нарушив процесс сортировки.

Кстати, многие наши компании закупают подобные линии, однако при отсутствии селективного сбора отходов эти линии используются с нарушением технологии, что резко снижает объемы извлекаемых отходов, пригодных для вторичной переработки. Есть и еще один момент. Если деятельность компании не предусматривает переработку отходов, а ориентирована на их вывоз и захоронение на полигонах, то для нее показатель рентабельности во многом зависит от объемов транспортируемых отходов. Такие компании предпочитают закупать специализированный автотранспорт со встроенным механизмом прессования, позволяющим увеличить загрузку.

Возвращаясь к сортировочной станции в Ростоке, отмечу, что свезенная сюда упаковка направляется в цех, где загружается в приемное отделение. Далее по линии отходы направляются в барабан, где осуществляется их сортировка по размерам. На этой линии не допускается сортировка тряпичных отходов, так как они могут повредить многочисленные роликовые механизмы. Хотя, в то же время, не исключено попадание, к примеру, металлических изделий, которые могут случайно оказаться в партии. Металлы вместе с фольгой извлекаются на следующем этапе путем использования магнитных установок. Далее сортируются пластик, полиэтилен, бумагосодержащие отходы.

Подобная технология позволяет извлекать для вторичного использования 80% отходов из различных видов упаковки. И лишь оставшиеся 20% машина определяет как разнокомпонентный мусор, который тем не менее служит прекрасным топливом для мусоросжигательных заводов.

Отсортированные на различные фракции отходы брикетируются, после чего направляются на различные заводы для последующей переработки и вторичного использования.

ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ

Одним из примеров последующего использования отходов является завод по производству полиэтиленовых гранул, расположенный в Шверине. Сырье сюда завозят из сортировочной станции, наподобие той, которую я видел в Ростоке.

Технология производства следующая. Сырье загружают в приемное отделение, затем по транспортеру направляется аппарат для шредирования, где оно измельчается. Затем сырье направляется для технологической очистки, после чего подвергается термической обработке и гранулированию. Это и есть готовый продукт для последующего использования.

Завод по производству полиэтиленовых гранул в Шверине


Характерной особенностью немцев является стремление к минимизации использования воды. Фактически применяется замкнутый цикл, при котором вода после технологического использования подвергается регенерации.

Этот завод является хорошим примером производства, основанного на высоких экологических стандартах. Немцы в хорошем смысле помешаны на чистоте. Возможно, именно поэтому государство готово на безвозмездной основе участвовать в софинансировании строительства таких производств.

Среди руководителей завода


Тот завод, на котором был я, частный, однако его строительство на 75% профинансировало государство – безвозмездно. Стоимость такого завода составляет 18 млн. евро. Ничего не скажешь, прекрасный пример для подражания.

ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ СБОРА МУСОРА НОРВЕЖСКИХ СТУДЕНТОВ ОТЧИСЛЯЮТ ИЗ ИНСТИТУТА

Об интересном опыте раздельного сбора мусора в Норвегии поведал мне недавно совладелец сети кафе Wok&Go Марат Багаутдинов, который учился в норвежской бизнес-школе в 2006 году. Он был очень удивлен организацией сбора отходов в студенческом общежитии. Под раковиной размещались четыре узких контейнера под разные виды мусора. Наказанием за систематическое нарушение правил разделения отходов было отчисление из учебного заведения. Площадка для хранения мусора во дворе была самым чистым местом, которое Марат когда-либо видел, и абсолютно без запаха. Это было неотапливаемое помещение, с кровлей, внутри которого стояло 5 - 7 контейнеров. Отдельные виды мусора вывозили в разные дни недели специальные машины — для пластика, для бумаги, для органики и так далее. А во всех норвежских магазинах стоят автоматы для приема пластиковых бутылок, как и в Германии. За них там тоже платят немалые деньги, и часто можно наблюдать картину, как студент, накопив бутылки за полгода, несет на себе огромный мешок в магазин для сдачи.

Безусловно, о таком опыте мы можем пока лишь мечтать. Но ничего нет невозможного. Закончить свой рассказ о поездке в Германию мне хотелось бы комментарием доцента кафедры биоэкологии, гигиены и общественного здоровья ИФМБ КФУ, руководителя регионального отделения общероссийской общественной организации «Центр экологической политики и культуры» Елены Минаковой:

«Вопрос раздельного сбора отходов как нельзя актуален. Россия — очень богатая страна, и мы пока можем себе позволить такое нерациональное обращение с отходами. В Европе давно сформировалось мнение об отходах, как о дополнительных ресурсах. У них самые богатые и уважаемые люди — владельцы мусороперерабатывающих заводов. Но порочную практику в России пора прекращать. Конечно, необходимо переломить менталитет людей. И здесь работа должна идти по трем направлениям. Во-первых, необходима социальная реклама, то есть должно быть систематическое вдалбливание в головы людей необходимости раздельного сбора отходов. Но на это уйдет не меньше 10 лет.

Второе: нужна законодательная инициатива федерального уровня. Например, вполне можно решить вопрос с возвратной тарой, на которую государство должно установить определенный тариф. Если бы стеклянная тара и ПЭТ-бутылки имели свою узаконенную цену, сердце кровью бы так не обливалось при взгляде на то, как сейчас решают проблему утилизации.

Третье: за нарушения должны быть предусмотрены штрафы и санкции. Однако чтобы инициатива не превратилась в кампанейщину по штрафованию людей, все контейнеры должны быть в шаговой доступности. То есть это должна быть встройка в систему ЖКХ.

Я считаю, наступила пора нам показать свою культуру обращения с отходами. И Татарстан может стать пилотным регионом в этом деле, так как и финансово заинтересован, и административные рычаги имеются».

Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции