(фото: <a href=
Фото: www.islam.ru

УСМЕШКИ ЗДЕСЬ НЕУМЕСТНЫ

Действительно, сколько можно? Хватит уже нам жевать одну ту же жвачку, ухмыляться, читая комменты анонимов и заявления авторов, не побоявшихся выступать от своего имени. В любом случае мнения «подписантов» или «анонимов» весьма точно выражают расклад сил и концептуальные позиции по этой не просто лингвистической проблеме. Как бы ни старался каждый участник полемики показаться нейтральным и хладнокровным, он обязательно раскрывает свою тонкую душу или хладнокровное мракобесие. И толерантность, готовность понять противную сторону часто оказывается лишь показной, на самом деле с течением времени мало что меняется и в общественном мнении, и в организации образования. Об этом же говорит и статья моего коллеги, и ход ее обсуждения.

Известна реакция «тролей», которые считают, что господин Хакимов сам выступает в качестве «троля», активируя застарелый спор давних оппонентов. В данном случае, мой коллега излагает достаточно взвешенно и аккуратно, но это тоже выводит из себя нетерпимых оппонентов, которые специально ждут повода для нового приступа. Вряд ли их запальчивые реплики можно назвать конструктивными.

«Татар никто не держит, можете откочевывать обратно на свою историческую родину только не забудьте уточнить у «академика» от научного коммунизма, где она? (здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранены — прим. ред.)»

«...Кому нужно, вот пусть тот и изучает «татарский язык», а подавляющему большинству людей ОН НЕ НУЖЕН, от слова «ВААПЩЕ» и навязывать его изучение насильно — это умышленно растить целые поколения (!!!!) людей, которые будут ненавидеть его и все, что с ним связано. Сразу оговорюсь,что Русский Язык очень даже востребован и необходим АБСОЛЮТНО ВСЕМ гражданам страны,независимо от их национальности и вероисповедания».

«Вы много на себя берете, называя родителей — «тролями». Главный вопрос для меня, где мой ребенок будет разговаривать и с кем, и в какой ситуации на татарском языке, выйдя из школы? Мы сами не разговариваем и не читаем на татарском языке, его не используют в быту. Опросите 1000 выпускников наших вузов, они разговаривают на татарском языке? нет. Говорят, те, кто говорил дома, в своей семье. Достаточно одного урока в неделю для детей, где они должны больше узнать об истории и культуре края, где они родились».

Несмотря повторы, большинство из 848 откликов на статью Хакимова представляют ценность, требуют подтверждения или опровержения. Я специально ходил в некоторые школы и гимназии, где увидел, что на самом деле многие родители нетатарской национальности приводят своих детей в школу с углубленным изучением татарского языка, так как они считают приоритетным уровень воспитания и порядок в классе. В гимназии №27 Казани, которая считается «татарской», учатся 80 русских детей, живущих в микрорайоне и не только в нем. Им и их родителям нравится сама гимназия, хотя она не «элитная».

К сожалению, о таких фактах мои коллеги обычно не пишут и их не показывают в эфире. Очень редко приходится слышать и читать о позитивном опыте и фактах прекрасного владения языками и увлечения историей и культурой. А здесь в цитированном выше отклике предлагают опросить 1000 выпускников наших вузов, как они разговаривают на татарском языке. Правильно, говорят те, кто говорил дома, в своей семье. А еще те, кто на работе и в общественных местах слышал речь на обоих государственных языках. И кто ходит в театр, на концерты, участвует в собраниях с участием разноязычной аудитории.

Впрочем, можно не признавать истиной в последней инстанции субъективную оценку авторов коммента. Можно посмотреть социологические исследования, проводимые в течение многих лет по всем правилам. Там совершенно другие цифры, которые опровергают версию о том, что в Казани и в Татарстане совсем не осталось носителей татарского языка. Популярные газеты с тиражом в 30 - 40 тыс. экземпляров, концерты и спектакли, идущие неделями в больших залах, свидетельствуют об успешности национального культурного продукта как в республике, так в российских регионах. Передачи телеканала ТНВ и выступления большого количества татарских артистов востребованы в регионах России, иначе этих передач и выступлений просто не было бы. Сотни артистов, писателей ходили бы безвестными тенями, а не пользовались бы славой и популярностью.

Складывается впечатление, что на самом деле реальное положение вещей и позитивный опыт, конструктивный подход к решению проблем просто отвергается.

Рафаэль Хакимов
Рафаэль Хакимов

ВОИНСТВУЮЩАЯ И РАЗВЯЗНАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ...

Многие «троли» годами навязывают отнюдь не новые аргументы. Рафаэль Хакимов в своем блоге заранее предупреждает об этом: «По моим многолетним наблюдениям, вопрос о статусе татарского языка регулярно поднимают «троли» под видом общественных организаций, озабоченных родителей или анонимных комментаторов в интернете. Зная болезненную реакцию татарской части населения республики на сомнения о значимости татарского языка, «троли» вновь и вновь разыгрывают эту карту. «Аргументами» выступают неоспариваемая никем значимость знания русского языка для карьеры, чему якобы мешает никому не нужный умирающий татарский язык».

Академик терпеливо отвечает на вечный вопрос о том, зачем нужно знать язык народа, составляющего не менее половины населения городов и сел, трудовых коллективов и учебных аудиторий. «Юноша, повзрослев, будет работать в коллективе, но он не готов к общению, поскольку его напичкали информацией, из которой в жизни пригодится несколько процентов. Его даже не научили, как отыскивать эту информацию, не приучили постоянно повышать свое образование, ему не привили тягу к практическим знаниям, которые реально помогают карьере. Юноша не знает, что взаимопонимание в коллективе и обществе — это фактор повышения производительности труда, благополучия в республике, надежды на светлое будущее».

А еще можно было бы привести классические ситуации, когда на собрании, научном и культурном мероприятии, даже на семейном вечере кто-то выступает на непонятном языке, рассказывает интересные или смешные вещи, или произносит крайне важные слова. А человек, не знающий языка половины аудитории, сидит как пень, ему дискомфортно. Порой из-за него приходится говорить или пересказывать на другом языке. Или еще хуже того, он просто покидает место, где собрались его друзья, коллеги или родственники.

Во всем мире распространяется полилингвизм. Это когда человек знает несколько языков, как минимум три-четыре языка у него в активном употреблении. В царской России высшие круги в совершенстве знали французский, немецкий, а также языки местного населения. Курсантам военных училищ, которым предстояло служить на Кавказе, преподавались эти самые «черкесские» языки. Почему же в постсоветской России с высоким образование населения, когда люди 10 лет учились в школе, большинство получило образование в вузах, техникумах, и все сдавали экзамены и зачеты по иностранным языкам, не очень шпарят на английском или другом международном языке?

Дело не только в языках. Беру на себя смелость заявить, что некоторые товарищи с аттестатом и стандартным вузовским дипломом не знают химию, физику, алгебру, геометрию или другой предмет в силу своей лени и несообразительности. Могут сказать, что в жизни пригодились не все полученные знания. Говорить можно все что угодно. Но из этого не следует, что не надо годами морочить голову математикой, литературой или историей, которую тоже отдельные товарищи могут недолюбливать.

Авторы некоторых комментариев не задумываются об этих вещах, предлагая радикальные и сомнительные меры решения языковой проблемы. Действительно попадаются типы, предлагающие оставить моноязычную публику и избавиться от необходимости двуязычия в регионе: «Татар никто не держит, можете откочевывать обратно на свою историческую родину».

Теоретически и Хакимов мог бы «отшить» языкового нигилиста более резко и решительно, для этого наверняка хватило бы знаний и характера. Или сказать что-то откровенное родителям, которые заранее планируют будущее своих детей вне территории республики с многонациональным населением. Но в столь деликатной сфере, как национальная и языковая, принято выражаться терпимо уважительно. В ней только Жириновскому позволено выступать вызывающе и эпатажно, не боясь привлечения к ответственности по 282 статье УК РФ,

Но вряд ли терпимость и интеллигентность академика Хакимова будут оценены должным образом. Политические очки иногда (и кое-где!) приносит развязная и воинствующая некомпетентность. Мои знакомые нетатарской национальности, знающие языки местного населения, историю, культуру края, некоторые даже работающие не покладая рук на участках, где требуется понимание этнических культур, живут скромно и без лишней рекламы. Хотя надо бы славить и поощрять именно их. Вы когда-нибудь читали восторженный очерк о супертолерантном соседе? Или, может быть, вы смотрели интересный телефильм об учителе родного языка? Зато ежедневно вы видите новые типажи убийц и насильников, мафиозных атаманов, бандитские разборки и тюремные камеры стали привычными атрибутами повседневной жизни, как обои и кухонная утварь.

РЕКОРДЫ НИГИЛИЗМА ИЛИ ПОИСК ИСТИНЫ?

Свою позицию, весьма убедительную, Хакимов высказал в первых двух абзацах своей статьи, и она практически бесспорна: «В СМИ с завидной регулярностью ставится вопрос о бесполезности обучения русских детей татарскому языку. Объективные данные о слабом знании татарского языка (при том, что оценки выставляются отличные) общеизвестны. То, что татарский язык не мешает знанию русского языка, также общеизвестно — результаты ЕГЭ по Татарстану одни из лучших в стране. Это, конечно, сильный удар по противникам татарского языка, но они не опускают руки. Основные аргументы противников сводятся к загруженности учащихся, а также отсутствию жизненной потребности в злополучном татарском языке, отнимающем столько сил и времени у бедных детей. В этой проблеме заключены по крайней мере три вопроса: (1) кто поднимает эту проблему; (2) татарский язык как фактор стабильности в республике; (3) качество преподавания татарского языка».

И все! Академик тем самым изложил всю концепцию и идею своей статьи. Дальше можно было бы обсуждать, почему у нас плохо преподаются языки и везде ли они преподаются неважно? Можно и опровергать, привести примеры, доказывая, что Хакимов ошибается. Но последовала бурная полемика, и в форуме под статьей уже написано более 800 комментариев! Действительно, похоже, статья в текущем году может оказаться рекордной по количеству комментов и общественному резонансу. А это уже важное общественное явление!

РЕКОРД ТРЕХЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ

Вот почему я потянулся к клавишам компьютера, чтобы высказать свое суждение, так как такая ситуация мне знакома. В сентябре 2013 года я написал статью о заурядном случае, когда на торжественной линейке в казанской школе в честь Дня знания не было произнесено ни одного слова на татарском языке и о Татарстане, даже на русском о таких великих казанцах, как Толстой, Лобачевский, Бутлеров, Тукай, Джалиль, Ибрагимов. Не упоминалась в ходе полуторачасового мероприятия только что завершившаяся Универсиада! Статья «Когда кончится этот странный флешмоб?» вызвала горячий спор, под ней написали 108 комментариев. Поскольку актуальность темы была бесспорна, я сразу же написал обзор различных точек зрения по поводу. Следующая статья называлась «Национальные языки умирают сами, или их специально убивают?»

То ли заголовок оказался по-настоящему «интернетным», то ли тема действительно тронула публику, а может, зашевелилась какая-то организованная сила, но факт: количество комментариев почти вдвое перекрыло абсолютный рекорд «БИЗНЕС Online» и достигло 1281!

Что касается содержания, то по опыту знаю, что под каждой статьей появляется 3 или 4 принципиальных позиции. Остальные отклики повторяют или уводят на другие темы. Сотни и тысячи фраз не обязательно несут информацию и знания. Некоторые авторы приводят целые трактаты или цитируют научные или статистические данные. Иногда полезно знать эти данные полкам управленческой номенклатуры или батальонам экспертного сообщества. Мне особенно интересны отклики, родившиеся спонтанно и выражающие заинтересованность конкретных людей. Мне кажется, они не обязательно склонны скрываться в статусе анонима и могли бы публично высказать свою точку зрения.

ПРАВДУ НАЙТИ НЕПРОСТО

Еще немножко, еще чуть-чуть — и мы заговорим прямо, откровенно, конструктивно, не боясь расправы чиновников и мести обидчивых.

«Спасибо Рафаэлю Хакимову за постановку вопроса о татарском языке. Республика ежегодно тратит определенную сумму на поддержку родного языка, но наверное можно даже без затрат поднять интерес к татарскому языку. В городе полностью исчезли вывески, названия на татарском. Даже на продуктах питания, выпускаемых в республике, редко увидишь информацию на татарском языке».

«Вы пройдитесь по улицам Азнакая, где 85% жителей — татары! А вывески в основном на русском языке! Почему такое неуважение к родному языку со стороны татар? Или власть виновата?!»

«В Азнакаево татары потеряли всякое самоуважение, это бросается в глаза, когда там бываешь. Ведь, действительно, в городе 90 процентов татар живет».

«Я ненавидела черчение в школе, но вынуждена была заниматься. Это ну совсем, совсем не мое, т.к. я гуманитарий чистой воды, и руки не тем концом вставлены:) Ненависти ко всему, что связано с черчением, теперь не испытываю. А знаете почему? Да потому что родители мне не твердили «Ох уж это ненавистное черчение, кому оно вообще нужно? Отменить его нужно, ты имеешь права им не заниматься, оно тебе не пригодится никогда» и т.д. Вот и вы перестаньте источать негатив, и в детях ваших негатива не будет. Все просто».


КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЙ?

А вот образец реплики, требующей аргументов с другой стороны.

«Самое «смишное» и «забавное» во всей этой ситуации с насильственным изучением «татарского языка» заключается в том, что все лоббисты и сторонники данного изучения собственноручно закладывают «мину замедленного действия» и создают серьезные проблемы для самих же себя и татарской культуры в недалеком будущем, поскольку те, кого сейчас насильно заставляют изучать ненужный им язык, впоследствии будут испытывать негатив ко всему, что связано с этим языком».

Действительно, тезисы «насильно заставляют...» «ненужный язык..» требуют дополнения и уточнения. Уж сколько раз представители минобра давали объяснения, по части правовой базы дошли до Конституционного суда, разобрались, что нарушения закона нет. Но почти всякая статья о языках побуждает не только свежие мысли, но и низменные чувства. Что поделаешь, человек сложен, порой велик и мудр, иногда мелочен, слаб и глуп! Не надо уставать нести знания, сеять разумное начало, чтобы помочь людям избавиться от заблуждений!

Спорам нет конца, но когда-то надо определиться с относительной истиной, общим для всех решением. Если сравнить комментарий под моей статьей, опубликованной три года назад, с откликами на нынешнюю публикацию Рафаэля Хакимова, то можно почувствовать изменения в обществе. Стало чуть больше терпимости, меньше агрессивности. Чуть больше знаний. Хотя, может быть, каждая мировоззренческая группа осталась при своем мнении. Чем больше люди будут знать об окружающих их условиях и событиях, тем лучше. Лишь бы не побеждали в душах высокомерные амбиции, в головах — тупость и невежество. Лишь бы не оставлять попытки понять, почему оппоненты так воспринимают жизнь и так думают, не уставать искать убедительные аргументы, не унижая достоинство партнера и просто земляка.

И все же хочу перечислить вещи, которые до сих пор мне непонятны и требуют разъяснения. Или те моменты, которые мне известны и понятны, но широкая публика просто не знает реальной картины. Есть вещи, которые нуждаются в повсеместном и гласном оповещении, публикации подробной информации и разъяснения компетентных специалистов.

  1. И все-таки, почему, несмотря на длительное изучение иностранных языков и государственных языков Татарстана во всей системе образования, с привлечением десятков тысяч учителей, огромного количества учебных заведений, успехи в знании родного языка так скромны?
  2. Если вы скажете, что не хватает языковой среды, что нам мешает создавать ее, применяя языки, известные всему нашему окружению?
  3. Почему татары, владеющие родным языком, встретившись на улице, в магазине, проживая в одной квартире, не разговаривают между собой на родном языке, а потом обвиняют государство или царей, бывших генсеков в языковом геноциде?
  4. По какой причине многие мои сородичи, умеющие читать и писать на родном языке, ленятся читать книги, журналы, газеты, специально издаваемые для них на родном языке? Почему многие татары не знают адреса татарских интернет-сайтов и электронных изданий?
  5. Как собираются юноша и девушка, влюбленные в представителя другой национальности или уже создавшие семью с ним, воспитывать детей, проводить семейные праздники, если не знают и не терпят иные культуры и языки кроме языка и культуры своего народа?
  6. Можете ли вы согласиться, что у детей, родившихся в смешанных семьях, фактически не одна, а как минимум две национальности? И это накладывает на вас дополнительные обязанности по их обучению и воспитанию? И согласны ли вы, как это здорово, когда дети знают культуру, языки, народные традиции и историю своих предков?
  7. Знаете ли вы из периодической печати и интернет-ресурсов регулярно публикуемые данные о ходе реализации государственных программ по сохранению государственных языков и других языков Татарстана, по сохранению этнической идентичности и гармонизации межнациональных отношений?
  8. Согласны ли вы с тем, что знание русского языка и культуры, языка и культуры ваших предков увеличивает шансы на самореализацию ваших детей и внуков?
  9. Можете ли вы объяснить, почему довольно часто решать вопросы национальной культуры, языка, литературы, средств массовой информации поручается лицам, не знающим культур и языков народов, живущих на данной территории (хотя в последнее время столь неосведомленных лиц найти не так просто)?
  10. И все-таки, как вы ответите на вопрос: национальные языки умирают сами, или их специально убивают?

РЕКОРДЫ НЕПОНИМАНИЯ

Предвижу ваше недоумение в связи поставленными вопросами. Ничего удивительного нет. Ведь «троли» со своими тараканами в голове, и все думающие, желающие свои ощущения донести до широкого круга, до самого верха, — эта наши граждане. Это сам народ. Хорошо ли, когда эта публика год за годом ставит рекорды в обсуждении актуальных тем в интернет-издании именно по языковым вопросам? Не скрывая своих идей и своих заблуждений? А уважаемые ответработники системы образования, СМИ, научных и культурных учреждений помалкивают, как будто это их не касается.

В советское время была не самая плохая традиция — отвечать на выступления СМИ, сообщать властям и народу о принятых мерах. А сейчас принято бойкотировать все, что говорится публично, наверное, считая все публикации заказными и предвзятыми. Хотелось бы узнать версию чиновников, в чьих интересах и по чьему заказу написан 1281 отклик на мою статью 2013 году и 840 комментариев на новую статью Рафаэля Хакимова? И ради чего написана статья академика после всего, что было в нашей жизни, когда республика добилась кое-чего в самых различных сферах жизни?

Давно пора понять государственную важность и принципиальность отношения к языкам. Хоть бы раз уважили, прочитали статью на значимую тему, изучили с участием мудрых специалистов. Или позвонили, поругали, что неправильно пишем и что люди неверно реагируют. До сих пор не получил ответа, правильно ли поступают в школах, где внеклассные мероприятия проводят только на одном языке?

Я глубоко убежден, что Татарстан более чем любой субъект Федерации готов решить языковые и национальные проблемы в образовании, культуре и СМИ. Достаточно и научных сил, и творческих, и общественных. Но пока мы топчемся, ставя рекорды непонимания в сети интернет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции