Первоначально в программе «Культ Тура» было три ведущих: Юрий Дудь, Евгений Савин и Сергей Шнуров
Первоначально в программе «Культ Тура» было три ведущих: Юрий Дудь, Евгений Савин и Сергей Шнуров

БЕСКУЛЬТУРНАЯ «КУЛЬТ ТУРА»

С момента запуска «Матч ТВ», состоявшегося в сентябре прошлого года, количество критики в адрес телеканала заметно превышает количество положительных отзывов. Рассуждать о том, что хорошо, а что плохо, можно очень долго, в любом случае найдется и тот, кого устраивает банальная аналитика из серии «проиграли, потому что не забили» от завершивших карьеру российских футболистов, и тот, на кого подобные передачи действуют похлеще иного снотворного. Есть свои почитатели и ненавистники и у программы «Культ Тура», пожалуй, одной из самых незаурядных программ в сетке вещания «Матч ТВ».

Первоначально в программе было три ведущих: Юрий Дудь, Евгений Савин и Сергей Шнуров. Дудь — главный редактор крупнейшего спортивного портала Sports.ru, которого телезрители могут помнить по программе «Удар головой», выходившей на канувшем в Лету телеканале «Россия 2». Савин — бывший футболист, некогда даже вызывавшийся в состав сборной России, но закончивший игровую карьеру в 31 год. Кстати, это тот самый футболист, сказавший однажды в интервью, что мяч попал ему на угол головы. «У бывших игроков, а ныне экспертов, две проблемы. Во-первых, они скучные. Во-вторых, зачастую плохо выглядят. Не следят за собой, много лишних килограммов, старомодные представления о стиле и так далее. Савин выгодно отличается по обоим пунктам», — рассказывает о своем соведущем Дудь. Шнурова, думается, представлять никому не нужно. Другой вопрос, зачем он вообще нужен в этой программе? Во-первых, Шнур — медийный персонаж, который, в отличие от двух других ведущих, знаком широкому кругу людей. Во-вторых, он в некотором смысле олицетворяет собой среднестатистического зрителя, не особо разбирающегося в тонкостях футбола, в которые Дудь и Савин его посвящают.


«Культ Тура» кардинально отличается от других программ о футболе из-за формы подачи материала. Это ни в коем случае не аналитическое шоу, но и не юмористическое, а скорее развлекательное. В первых выпусках присутствовало обилие нецензурных выражений и шуток про геев. Реакция публики оказалась двойственной. Кто-то умирал со смеху от похабной шутки Шнура, в которой половина слов была запикана, а кто-то плевался со всего этого, называя программу «Культ Тура» полнейшим бескультурьем.

Шнуров, который в первую очередь все-таки музыкант, в один момент укатил на гастроли, а на его место стали приглашать других гостей, среди которых были Михаил Галустян и Михаил Боярский. Программа сразу же облагородилась, но при этом стала несколько скучноватой. От полной потери зрительского интереса передачу спасла идея приглашения на эфиры действующих российских футболистов. Изменился и формат передачи. Дудь и Савин из рассказчиков превратились в интервьюеров, задающих различные каверзные вопросы своим гостям, которыми уже успели побывать такие российские футболисты, как Василий Березуцкий, Федор Смолов, Олег Иванов, Виталий Дьяков и Денис Глушаков.

БЕЗ МАТА И ШУТОК ПРО ГЕЕВ

В казанских съемках программы «Культ Туры» приняли участие футболисты «Рубина» Сергей Рыжиков и Максим Канунников, которые были не столько гостями, сколько хозяевами, ведь передача впервые снималась за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, на «Казань Арене», один из скайбоксов которой был переделан под студию.

Савин и Дудь из рассказчиков превратились в интервьюеров, задающих различные каверзные вопросы своим гостям

— Про Сергея Рыжикова я знал одну простую штуку — это классный, простой русский парень, которого большие деньги, которые он, в отличие от многих, справедливо зарабатывает, совершенно не испортили. Был выдающийся выпуск программы «Рубиновая кухня» на «Рубин ТВ», где он вместе со своей женой готовил брускетты и, называя их бутербродами, кормил техническую службу. Это было так просто, так нетипично и редко для русского футбола, что невозможно не утонуть в симпатиях к этому человеку, когда ты это смотришь, — объяснял выбор главных героев для программы Дудь. — Хотелось, чтобы и Максу тоже было комфортно, ведь все-таки он из новой волны футболистов, которые часто закрываются, когда речь идет о съемках. Но то ли это наша удача, то ли что-то еще, как мне показалось, это удалось сделать, он рассказывал истории и чувствовал себя хорошо.

Проводя инструктаж, предварявший начало съемочного процесса, Дудь ясно дал понять игрокам «Рубина», что банальных вопросов ждать не стоит, потому что это «не классическая футбольная передача». Телезрителям же не стоит ждать обилия мата и шуток Савина про нетрадиционную ориентацию Дудя: «Мы в гостях, Жека, надо вести себя прилично»

На площадке помимо главных героев, за которыми через камеры следят шесть операторов, есть еще гример, при необходимости поправляющий потекший под светом софитов грим, и режиссер со звукооператором, руководящие процессом из отдельной комнаты со спецтехникой. Съемки заняли около двух часов, при том что все эпизоды были сняты фактически с первого раза, хотя изначально Дудь пугал собравшихся, что Савину однажды понадобилось 39 дублей, чтобы произнести «два с половиной предложения».

Максим Канунников и Сергей Рыжиков

«ТУТ ТАКАЯ НЕПРИНУЖДЕННАЯ ОБСТАНОВКА, ЧТО САМ РАСКРЫВАЕШЬСЯ И ГОТОВ ВСЕ РАССКАЗАТЬ»

Большая часть эпизодов снимается по единому формату: вопрос Дудя, ответ футболистов и история в тему от Савина. Любой разговор о российском футболе рано или поздно сводится к деньгам, поэтому неудивительно, что один из вопросов касался самых больших премиальных, которые Рыжиков и Канунников когда-либо получали в своей карьере. Голкипер «Рубина» лукавить не стал и признался, что в 2006 году, когда «Локомотив» завоевал бронзовые медали, его счет пополнился на $30 тыс., которые он потратил на новую машину. Еще внушительней эта сумма стала казаться после того, как Сергей рассказал, что за пару лет до этого в дубле подмосковного «Сатурна» он зарабатывал 8 500... рублей. Канунников вспомнил, что самые баснословные премиальные он получил после финала Кубка России, где «Зенит» обыграл «Сибирь», но сумму называть отказался, ограничившись фразой: «Там капец был!»

Напомнили Рыжикову и о пропущенном голе в Нальчике, когда мяч влетел в его ворота после удара чуть ли не с 70 метров, на что тот ответил цитатой великого советского голкипера Владимира Маслаченко: «Только великие вратари пропускают такие голы». Рыжиков оказался идеальным гостем для этой программы, он без каких-либо комплексов отвечал на любые вопросы.

— Не ожидал, что все так легко будет. Ребята-ведущие — молодцы. Тут такая непринужденная обстановка, что сам раскрываешься и сам готов им все рассказать, — отмечал Рыжиков. — Если честно, я редко смотрю эту программу, потому что она поздно выходит, я раньше ложусь спать.


Финальный эпизод программы записывался уже не в студии, а прямо на поле «Казань Арены»: едва выйдя на которое, Савин с криками «как же я соскучился по натуральному газону» принялся прыгать от радости, проигнорировав табличку «По газону не ходить». Дудь хоть и менее эмоционально отреагировал, но своего восхищения не скрывал.

«Так вышло, что я никогда еще не был на «Казань Арене». Безусловно, здесь очень круто. Я бы хотел здесь оказаться на большом матче, когда она будет заполнена, и я завидую всем тем, кто был здесь на матче с «Ливерпулем», когда был биток и атмосфера была просто сумасшедшей, не только потому что Юрген Клопп зажигал здесь как адский сатана», — делился впечатлениями по окончании съемок Дудь.


P. S. Есть примета, что все футболисты, поучаствовавшие в съемках программы «Культ Тура», уже в следующем матче либо забивают, либо как минимум их команда выигрывает. Узнав об этом, был несказанно рад Канунников.

— Дай Бог, если так! Серега на ноль сыграет, а я забью, вообще будет супер! Готов ли посвятить гол Савину? Конечно!

Фото: Джалиль Губайдуллин / пресс-служба ФК «Рубин»