Советские принципы равенства оказались не чужды жюри «Тантаны», которое возглавлял министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин. Несмотря на разговоры о ярких дебатах при определении лауреатов, в итоге «Тантану» тонким слоем размазали по максимально возможному количеству театральных учреждений. А сам список оных заставил корреспондентов «БИЗНЕС Online» в очередной раз задуматься над тем, как республике все же не хватает талантливой и молодой «театральной шпаны».
«УСТОЙЧИВАЯ ВАЛЮТА» РОДОМ ИЗ ТАТАРСТАНА
Всем по «Тантане»! Под таким девизом в театре им. Камала прошла церемония вручения главной театральной премии Татарстана. Торжество традиционно проходит 27 марта и посвящено Международному дню театра. В нынешнем году в комиссию по присуждению премии поступило 128 заявок от 15 государственных театров и 6 негосударственных театральных коллективов и студий по 11 номинациям. В комиссии — разномастная публика: министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин, председатель комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев, заместитель министра культуры РТ Эльвира Камалова, театральный критик, руководитель литературно-драматургической части театра им. Камала Нияз Игламов, кандидат искусствоведения Рауза Султанова, киновед Адиля Хайбуллина, кандидат филологических наук Елена Шевченко и другие.
Любопытно, что лидером по числу номинаций премии стал челнинский драматический театр «Мастеровые» — камерной драме «Кроличья нора» в постановке главрежа Дениса Хусниярова прочат хорошую фестивальную судьбу, а пока она была представлена в 6 номинациях из 9. Однако, как позже стало понятно, «Тантану» на этот раз было решено выдавать как дефицитный товар в советские времена: по одной на человека/театр. Забегая вперед, «Норе» досталась второстепенная номинация «За актерский ансамбль».
Но отметим организаторов, которые довольно демократично подошли к выбору номинантов. Были далеко не только академические театры Казани: здесь тебе и Буинск, и Атня, и Мензелинск, и «Театр. Акт», и студия «Ключ» из автограда. В каждой номинации сражались 4 - 5 претендентов, за исключением номинаций «Лучший актер музыкального театра» и «Лучший актер театра кукол». Между собой боролись кукольники из двух театров — Казани и Челнов. А Венера Протасова и Гульнора Гатина из казанской оперы спорили друг с другом.
В качестве приза победители получали премию в 50 тыс. рублей. Сумма эта осталась неизменной с самого начала учреждения премии, о чем пошутили и ведущие: «Вот уже шестой год театральная премия «Тантана» на зависть всем оказалась единственной устойчивой валютой во всем мире. Она и в этом году составит ровно 50 тысяч рублей!» К слову сказать, ведущими вечера стали артист театра им. Камала Ришат Ахмадуллин и артистка Тинчуринского театра Резеда Саляхова, исполнившая главную роль в татарском сериале «Белые цветы». В целом параллель с кино будет сопутствовать всей церемонии. Не зря нынешний год в стране объявлен Годом российского кино.
«НАСТОЯЩЕЕ РУБИЛОВО»
Первыми по традиции были объявлены специальные призы и дипломы, которые вручила Камалова. Таковых оказалось великое множество. А Игламов, объявляя поощрительные призы, отметил, что в этом году «было настоящее рубилово»: «В этом году создалась очень тяжелая ситуация, но в то же время радостная, потому что было настоящее рубилово. Нам, членам комиссии, было очень тяжело, потому что по некоторым номинациям однозначно отдать кому-то предпочтение было очень трудно. Голосовали, переголосовывали. Впервые у нас сидела главный юрист министерства культуры, которая очень принципиально следила за всеми процедурами — прямо все точка в точку. Айрат Миннемуллович (Айрат Сибагатуллин, министр культуры РТ — прим. ред.) четко соблюдал букву закона. И тем не менее все равно бывали принципиальные разногласия, какие-то споры. И это, наверное, хорошо. И это благодаря вам, потому что все имеет смысл. И эта премия создала некий общий контекст. Было очень сложно выбирать по всем номинациям. Не по одной позиции не было явного четкого лидера. Но тем не менее в этом году мы исходили из принципа, что в этом году делить номинации не будем: одна номинация — один победитель».
К примеру, жюри решило поощрить призами два молодых коллектива — камерный «Театр. Акт» и народный молодежный театр-студию «Ключ» из Набережных Челнов. А также отдельных актеров — Чулпан Садыкову из Набережных Челнов и Зилию Хусаинову из Мензелинска. Также был объявлен спецприз от ОАО «Татмедиа», который вручил главный редактор журнала «Сәхнә» («Сцена») Зиннур Хуснияр. Он напомнил, что в Древней Греции освобождали от налогов тех, кто ходил в театр. «Наступит и у нас такое время», — на полном серьезе отметил редактор. В итоге этот спецприз получила ведущая вечера Саляхова.
Александр Сладковский |
СЛАДКОВСКИЙ: «ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ НОРМАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ»
Первая номинация «Дебют» досталась актрисе молодежного Театра на Булаке Резеде Халиуллиной за моноспектакль «14 писем к...» по произведению Эрика-Эммануила Шмитта «Оскар и Розовая дама». Стоит отметить, что Хадиуллина известна широкой публике по роли молодой Бибинур в одноименном фильме. Вручая премию, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский назвал номинацию «Дебют» дивной и поздравил всех с праздником: «Поздравляю всех, кто к этому неспокоен, кто этому сочувствует, кто этим болен — всех нормальных людей! Если говорить по аналогии, что вся жизнь — театр, а все мы — это актеры, хотел бы пожелать всем нам классных режиссеров, отличных сценаристов и сценариев с хеппи-эндом».
В свою очередь, в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Хадиуллина отметила, что через несколько лет надеется получить премию и за лучшую женскую роль.
— Это огромная ступень в моей актерской профессии. Для меня это большая мотивация, стимул, есть куда расти, чтобы через несколько лет получить приз в номинации «Лучшая женская роль». Первую ступень преодолели.
— Публика знает вас по роли Бибинур в одноименном фильме. Есть дальнейшие планы сниматься в кино?
— Сама жду! Я жду, пока режиссеры казанские, российские... зарубежных нет, не беру, с зарубежными нет пока желания работать, со своими — отечественными. Жду предложения, — пококетничала актриса.
На протяжении всего вечера ведущие церемонии попытались раскрыть магию числа 27. Так, оказалось, что 27 марта, помимо Всемирного дня театра, ежегодно в нашей стране отмечается и День внутренних войск МВД России. В связи с этим объявлять следующую номинацию вышел заместитель командира полка по работе с личным составом внутренних войск МВД РФ, подполковник Дмитрий Поликарпов. «Дмитрий Сергеевич, равнение на сцену!» — пригласил его объявлять победителя ведущий. В результате лучшим актером театра кукол стал Дилюс Хузяхметов за роль князя Вано Пантиашвили в спектакле «Ханума» Цагарели (Татарский государственный театр кукол «Экият»).
27 марта и день рождения Вильгельма Рентгена, открывшего рентгеновское излучение. В связи с этим на сцену поднялся заведующий отделения Республиканской клинической больницы, заслуженный врач-рентгенолог Рустам Закиров. Стоит отметить, что на звание «Лучшая эпизодическая роль» претендовали 5 актеров, среди которых была и актриса Атнинского государственного драматического театра Гузель Гафарова. Гафарова успела получить известность благодаря роли Асии в сериале «Белые цветы». Несомненно, вручение премии врачом в день рентгенолога исполнительнице одной из ролей в фильме про врачей оказалось логичным. Также премию за лучшую эпизодическую роль получил Василий Фалалеев из Казанского государственного театра юного зрителя за роль Булочника в спектакле «Джельсомино в Стране Лжецов» Джанни Родари.
Но и на этом магия числа 27 не закончилась! Как выяснилось, 27 марта родился и известный режиссер Квентин Тарантино.
— Резеда, не хочешь ли ты сказать, что победителя в следующей номинации он же и объявит? — обратился к своей соведущей Ахмадуллин.
— А почему бы и нет?
Но чуда не свершилось. Для объявления обладательницы премии «Лучшая женская роль второго плана» на сцену поднялся кинорежиссер, сценарист, продюсер Алексей Барыкин: «Хәерле кич! Квентина Тарантино не было, он попросил меня за него. А вообще, большая честь для меня вручать эту награду в Год кино. Какие вы все классные, как мы хотим снять вас всех в кино, вы даже не представляете. Обязательно это сделаем». А премия за лучшую женскую роль второго плана досталась актрисе Альметьевского татарского драматического театра Мадине Гайнуллиной за роль Ми Цзю в спектакле «Бистә фәрештәсе» («Добрый человек из Сычуани») Бертольда Брехта.
«ЗАВТРА ПОСТАРАЮСЬ, ЧТОБЫ НА ВСЕХ РЕСУРСАХ «ТАТМЕДИА» ЭТА НОВОСТЬ БЫЛА В ПЕРВЫХ СТРОКАХ»
Во втором отделении для того, чтобы вручить следующую премию «За честь и достоинство (за верность профессии)», на сцену пригласили генерального директора ОАО «Татмедиа» Андрея Кузьмина. Называя имя победителей, Кузьмин, в свою очередь, пообещал, что постарается, чтобы на всех ресурсах «Татмедиа» эта новость была в первых строках. Обладателями премии стали Камиль Валеев и Луиза Миргазиянова из Альметьевска.
Валеев, вручая премию, пошутил: «Парламент — это политический театр, так что, я — ваш коллега!». В итоге в «напряженной борьбе» обладательницей премии как лучший актер музыкального театра стала крымская татарка Гатина. После оглашения премии Гатина сама же себя и поздравила, исполнив арию из одного из своих спектаклей. Кстати, судя по всему, в ближайшие годы будет кому вручать эту награду, поскольку единственный в республике музыкальный театр (театр им. Джалиля) серьезно страдает от колебаний курса рубля и прочих экономических напастей, не может себе позволить частых визитов приглашенных солистов.
«НИЯЗ, ЖЮРИ НЕ ПЕРЕДУМАЛО, ПОКА Я БЫЛ В БУИНСКЕ?»
Интересной оказалась и борьба двух «Дон Жуанов» — от театров им. Качалова и им. Камала. Так, актеры из обоих спектаклей претендовали на «Лучшую мужскую роль второго плана» и «Лучшую мужскую роль». Призы достались всем — к этому моменту стало понятно, что «рубилово» в жюри завершилось скучным компромиссом, согласно которому заветную «Тантану» должно получить как можно большее количество театров. Если в номинации «лучшая мужская роль второго плана» представитель русского драмтеатра Марат Голубев обошел Илтузара Мухаматгалиева из татарского театра, то в номинации «Лучшая мужская роль» победу одержал уже представитель татарского театра Радик Бариев, оставив позади Илью Славутского из Качаловского. Хотя только ленивый не отметил отсутствие в списках номинантов блестящего Искандера Хайруллина, чей Сганарель в камаловском спектакле временами заставлял задуматься, что Мольер вывел в название своей пьесы имя не того персонажа.
Педагог Казанского театрального училища, киновед, член жюри премии Адиля Хайбуллина прокомментировала «БИЗНЕС Online» результаты выбора лауреатов: «Театры сами определяют номинантов. Мы не имеем права влиять, чтобы исключить коррупционную составляющую. Мы не можем предлагать, хотя выезжаем с комиссией и порою мы не согласны. Мы порою тоже жалеем, ну почему же театр так подал заявку, ведь он мог предложить вот этого актера или вот эту роль, продвинуть этот спектакль. Мы изначально работаем с тем, что есть».
Кульминацией вечера, по словам ведущих, стало объявление королевы церемонии — обладательницы премии лучшей женской роли. Видимо, атмосфера театра к этому располагала, что публику приветствовали по-татарски даже те, от кого этого совсем не ожидали. Так, директор ОЭЗ «Иннополис» Игорь Носов, объявляя победителя в номинации «Лучшая женская роль», обратившись к залу на татарском языке, отметил: «Для меня огромная честь как для человека, чье детство прошло в стенах Татарского театра имени Камала, поздравить всех нас с Днем театра». Итак, королевой церемонии стала актриса Нижнекамского татарского драмтеатра им. Миннуллина Гузель Шамарданова за роль Толгонай — «Анам кыры» («Материнское поле») Чингиза Айтматова.
Радик Бариев |
«СОМНЕВАЛСЯ. ВОЛНОВАЛСЯ... ЗА КОМИССИЮ»
Потянув интригу перед оглашением главного победителя «Тантаны», на видеопроекторе главной театральной сцены появился татарский эстрадный певец Салават Фатхутдинов. Четыре года назад театр-студия «Салават» учредила свой приз — в честь бывшего директора театра им. Камала Шамиля Закирова, который ушел из жизни пять лет назад. Сумма премии также остается неизменной — это 67 тыс. рублей, по годам земной жизни Закирова. У этой премии есть и своя особенность — она вручается не актерам, а людям других профессий, служащим в театре. В этом году им стал руководитель монтировочного цеха Виктор Корюкин. По словам директора Камаловского театра Ильфира Якупова, Карюкин встречает каждый театр, который гастролирует на этой сцене.
Когда подошло время вручения главного приза в номинации «Событие года», на сцену поднялся Сибагатуллин.
— Я уже знаю имя победителя. Нияз, жюри не собралось еще раз, не передумало, пока я был в Буинске?
— Мы же вместе были в Буинске, — ответил прямо из зала Игламов, что вызвало громкий смех зала.
— На самом деле, работа была очень тяжелой, очень насыщенной, было много споров. Но тем не менее ваши аплодисменты сегодня доказали, что жюри работало правильно, — продолжил министр культуры.
Таким образом, событием года стал спектакль Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Джалиля Dona Nobis Pacem («Даруй нам мир») на музыку Мессы си минор Баха в постановке Владимира Васильева. Очаровательная олдскульность произведения выдающегося танцовщика покорила даже оперного и балетного критиков нашей газеты.
— Я очень волновался весь год. Сомневался. Волновался... за комиссию. Поняли, оценили, большое спасибо! — отметил замдиректора театра Юрий Ларионов.
Прозвучали слова мастера образных выражений Ларионова почти как угроза. Ни для кого не секрет, что босс казанской оперы Рауфаль Мухаметзянов на короткой ноге с сильными мира сего... В общем, подумалось, прими жюри другое решение, кому-то было несдобровать...
Вы спросите про «Кроличью нору»? Здесь можно только вспомнить, что «Мастеровые» в середине апреля приезжают с гастролями в Казань.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.