Юрий Бродниковский: «Яхтинг — это не спорт олигархов. Парус — это сумасшедший адреналин, это шахматы на воде, это терпение и настойчивость»
Юрий Бродниковский: «Яхтинг — это не спорт олигархов. Парус — это сумасшедший адреналин, это шахматы на воде, это терпение и настойчивость»

«ТАТАРСТАН ОБЛАДАЕТ САМОЙ БОЛЬШОЙ ВНУТРЕННЕЙ АКВАТОРИЕЙ В ЕВРОПЕ»

— Юрий Петрович, яхтинг в Казани имеет большую историю?

— Первый яхт-клуб в Казани был учрежден указом генерал-губернатора почти 100 лет назад. И приписан парусный флот был к министерству промышленности и торговли. Первым командором казанского яхт-клуба был итальянец маркиз Паулуччи. Кстати, остров Маркиз на Волге назван в его честь.

Очень сильной федерация парусного спорта РТ была в 80-е годы прошлого века. И многочисленные походы под парусом, которые были осуществлены в 90-е годы, тоже имеют огромное значение.

Вообще, в дореволюционное время в России было 60 императорских яхт-клубов. В советское время парусный спорт очень поддерживался и развивался, СССР входил в мировую тройку лидеров, были правительственные программы, а за последние 20 лет мы потеряли практически 80 процентов того, что было. Все парусные олимпийские объекты Советского Союза остались в Прибалтике.

Вы знаете, какая самая «яхтенная» страна в мире? Швеция! Причем основная масса судов маленькая, потому что интереснее самому управлять, а не нанимать команду. А у нас почему-то многие считают, что Россия — северная страна и что парусный спорт — не наш вид. Но у нас парусный сезон такой же, как в Европе — с мая по октябрь.

Кстати, замечательное направление в парусе — кайтинг, и под парусом можно ходить практически круглый год. Скорости огромные! Кто встал на кайт, на горные лыжи уже не встает, потому что скорость на кайте — до 100 километров в час. Парус — это самый великий навык в истории человечества.

Известно, что стоимость некоторых яхт сопоставима с годовым бюджетом небольших городов. 130 членов федерации — кто они? Это очень состоятельные люди? Или это профессиональные спортсмены? (Владимир)

— Члены нашей федерации — это те, кто любит парус. А вообще я считаю, что яхта Абрамовича и гламурная пресса нанесли парусному спорту урона больше, чем весь флот НАТО за все время его существования. Под парусом ходят и небольшие лодочки! Основной флот в мире — это микрушки. В рамках международной федерации парусного спорта (ISAF) зарегистрировано более 115 видов международных классов лодок, из которых 6 олимпийских. Плюс еще несколько сотен национальных классов. А еще производители делают разные типы лодок и яхт — это еще несколько тысяч.

Человек знает мотор всего лет 120, а все географические открытия мира были сделаны благодаря парусу. Расселение людей по планете проходило по попутным пассатам. Целые страны держались на парусе как на экономике. И всего 100 лет прошло с тех пор, а мы уже почти ничего не помним о парусе. Географические открытия, торговля, военные достижения — все развивалось благодаря парусу. Человек знал парус еще до изобретения колеса.

Скоро будет 300-летие Адмиралтейства в Казани, второго в России. Отсюда начал свое путешествие Витус Беринг, когда открыл Берингов пролив. Отсюда пошли братья Лаптевы, которые открыли море Лаптевых. Булгария — это торговые пути между Скандинавией и богатым югом.

Я считаю, в рамках празднования 300-летия Адмиралтейства мы могли бы запустить проект на всю Россию. А как мы украсим парусами город! Регата — это культурное мероприятие, их можно между компаниями проводить. И все поймут, что яхтинг — это не спорт олигархов. Парус — это сумасшедший адреналин, это шахматы на воде, это терпение и настойчивость. Тех, кто сегодня занимается парусным спортом, я называю хранителями. Они хранители знаний. А знания вообще-то уходят. То, что мы сегодня имеем в парусном спорте, недостойно той акватории, которая у нас есть. Кстати, рулевой парусной лодки ведет ее по 15 параметрам, примерно столько же их у летчика-истребителя, а у водителя на автомобиле — 7 - 8.

«В рамках празднования 300-летия Адмиралтейства мы могли бы запустить проект на всю Россию. А как мы украсим парусами город!»
«В рамках празднования 300-летия Адмиралтейства мы могли бы запустить проект на всю Россию. А как мы украсим парусами город!»

— Обычно во главе спортивных федераций ставят высокопоставленных чиновников или гендиректоров крупных компаний. А вы как оказались во главе федерации парусного спорта?

— В 2011 году мне позвонили из аппарата уполномоченного представителя президента России в ПФО и стали отчитывать: почему вас не было на таком важном совещании по вопросам развития парусного спорта? Спрашиваю: а я тут при чем?! Отвечает: ваш телефон мне дали в министерстве. А потом Рафис Тимерханович Бурганов, который в то время возглавлял министерство по делам молодежи и спорту РТ, сказал: «Значит, тебя сверху и выбрали». Вот примерно так я и стал председателем федерации парусного спорта РТ. Я ходил под парусом, участвовал во многих мероприятиях, но никогда не помышлял возглавлять федерацию.

Начиная с 2000-х годов федерация в Татарстане не была аккредитована и не являлась частью российской и международной системы. Однако она фактически существовала благодаря людям, увлеченным парусом, которые все делают очень искренне. А федерация — это все-таки структурная организация, вертикально интегрированная. Федерация парусного спорта сильно отличается от любой другой спортивной федерации, потому что она и курсы проводит, и выдает международные права, и ведет спортсудорегистр.

У нас была хорошая команда, и мы быстро зарегистрировали свою федерацию, получили аккредитацию во всероссийской федерации парусного спорта и министерстве по делам молодежи и спорту РТ. Получили право регистрировать суда. А до этого спортивные лодки для участия в соревнованиях вынуждены были регистрироваться в Тольятти. И это при наличии у нас самой большой внутренней акватории в Европе!

«НА ЛОДКЕ ПРИНЦА ЧАРЛЬЗА ХОДЯТ... ДЕТИ ЗЕЛЕНОДОЛЬСКА»

— В таких престижных учебных заведениях, как Гарвард или Кембридж, основными видами спорта являются гольф, поло, гребля и парусный спорт. Возможно ли в Татарстане подготовить ребенка до базового уровня? Проходит ли обучение парусному спорту в школах республики как дополнительные уроки? (Диляра)

— Такая практика есть только в одной из самых престижных школ — казанской школе №12 — благодаря нашим совместным усилиям с ее директором Ольгой Львовной Трупп.

«Парусные центры есть в Казани, Елабуге, Набережных Челнах, Булгарах, Зеленодольске»
«Парусные центры есть в Казани, Елабуге, Набережных Челнах, Болгаре, Зеленодольске»

— Где сегодня в Татарстане есть парусные центры? Сколько детей в республике занимается сегодня парусным спортом? Какие результаты?

— Всего в республике парусом занимаются порядка 369 детей. Парусные центры есть в Казани, Елабуге, Набережных Челнах, Болгаре, Зеленодольске. Получилось так, что в Казани парус чуть совсем не исчез, если бы не поддержка Рафиса Тимерхановича. Детские парусные лодки не закупались 25 лет! В советский период в акватории Казанки было 15 детских парусных центров, в том числе при вертолетном и авиационном заводах. Потому что парусник — это планер на границе двух сред. Что такое парус? Это крыло самолета! Регулирование шкотом угла атаки на ветер — это все равно что регулировать закрылку крыла самолета. Настолько близки эти темы. Поэтому традиционно парусный спорт был связан с авиацией. А сегодня в Казани только один детский парусный центр — ДЮСШ «Авиатор» на «Локомотиве». Еще, как я уже сказал, есть парусная секция в казанской школе №12.

Парусный спорт — это школа подготовки кадров. Зеленодольский судостроительный завод тоже стал развивать парусный спорт: построил яхт-школу, там занимаются 138 детей. Кстати, они ходят на лодке принца Чарльза, на ней у них был поход в Англию, по Балтике. Свою гоночную парусную лодку принц подарил России на 300-летие Военно-Морского Флота, а Зеленодольский завод принял участие в ее реставрации.

Наши дети участвуют почти во всех всероссийских соревнованиях. Артур Сираев вошел в список талантливых детей России, а Миша Куклин в прошлом году стал призером Кубка Европы в классе «Лазер». И в сноукайтинге наши спортсмены показывают очень хорошие результаты, занимают призовые места и являются чемпионами России.

Но все это выживает только за счет энтузиастов. Знаете, сколько средств выделено ДЮСШ «Авиатор» на год на текущие расходы? 30 тысяч рублей!

«Зеленодольский судостроительный завод тоже стал развивать парусный спорт: построил яхт-школу, там занимается 138 детей»
«Зеленодольский судостроительный завод тоже стал развивать парусный спорт: построил яхт-школу, там занимаются 138 детей»

— Какие навыки развиваются у детей в парусном спорте, что им в жизни пригодится? (Анатолий)

— Приведу пример: в Южной Корее появилась глобальная проблема — 20 процентов населения начало страдать «компьютерным дебилизмом»: они без гаджета уже не могут самостоятельно принять даже простейшее бытовое решение. Это была проблема правительства, и оно приняло программу — подготовить 850 тысяч яхтсменов-детей за 4 года с последующим выходом в крейсерский класс. И начали под это создавать инфраструктуру.

Почему выбрали именно парусный спорт? Потому что он постоянно требует от человека принятия решения: ты находишься на воде, можешь даже перевернуться, но до берега все равно должен дойти. На воде ты вынужден принять решение, которое спасет тебя. Сколько раз в жизни мы «переворачиваемся» и сколько раз нам надо встать на ноги? Это очень важный психологический момент.

«ЕДИНСТВЕННЫЕ СПОНСОРЫ — ЭТО ТУРЕЦКИЕ КОМПАНИИ»

Хватает ли возглавляемой вами федерации парусного спорта финансовой поддержки со стороны минспорта РТ? (Владимир Палиенко, Хабиев Фарит Набиевич)

— Министерство по делам молодежи и спорту РТ на парусный спорт выделяет в год около 2 миллионов рублей. Этих денег хватает только на финансирование поездок детей на соревнования, и то родители вынуждены доплачивать. Конечно, на проведение международной регаты этих денег не хватит.

— Сколько денег надо на проведение регаты?

— Здесь нет предела верхнего и нижнего. Все зависит и от призового фонда, и от уровня участников. Например, Rolex Cup — это десятки миллионов долларов, а в Тольятти регата стоит около 6 миллионов рублей. Мы проводили регату Volga Open Race, бюджет которой был порядка 3 миллионов. Но помимо регаты в нашей программе были и вертолеты для съемки, и бани на колесах, и концерты, и фейерверки.

Мне очень нравятся экономические регаты, когда люди приехали к нам, свои деньги оставили здесь и уехали. Наша акватория позволяет проводить такие регаты. Мы впервые в истории Татарстана провели в Лаишевском районе, а потом и напротив Казанского кремля международные соревнования на лодках с пересадками Who is who. Конечно, поскольку это было первый раз и нас еще не знали, нам пришлось потратиться на транспортные расходы, но люди приехали, заплатили за проживание, отгонялись в свое удовольствие, получили призы и уехали.

«Вы знаете, что от Камского Устья в сторону Чистополя расстояние больше, чем от Италии до Греции? И берегов не видно»

У нас есть взаимопонимание с главами Лаишевского и Камско-Устьинского районов. Большое спасибо им за то, что они морально и финансово поддерживают наши регаты. Камское Устье — это целое море в центре России! Вы знаете, что от Камского Устья в сторону Чистополя расстояние больше, чем от Италии до Греции? И берегов не видно. Наши акватории настолько недооценены! По сути, у нас есть «стадионы», которыми мы не пользуемся, «автобаны», по которым не ездим и в строительство которых ничего не надо вкладывать. Чем не антикризисный план?

— У федерации есть спонсоры?

— Перед вами сидит энтузиаст, который на свои деньги содержит федерацию... Если честно, единственные спонсоры, которые у нас были, — это турецкие компании Turkish Airlines, предприятия с ОЭЗ «Алабуга». Победители Кубка Возрождения вместе с тренером ездили на детскую регату «Оптимист» в Стамбул, в которой приняли участие более 500 лодок, им все было бесплатно предоставлено турецкой стороной: и билет, и проживание, и питание. Турецким спонсорам я очень благодарен.


«РЕГАТ В ТАТАРСТАНЕ МОГЛО БЫТЬ НА ПОРЯДОК БОЛЬШЕ, ЕСЛИ БЫ...»

— Какая инфраструктура нужна для проведения регаты?

— Для швертботов нужен только слип — наклонная площадка, предназначенная для спуска судов на воду и подъема их из воды. Международные соревнования и с пляжа проводятся! Акватория Лаишевского района однозначно лучшая, там можно проводить регаты международного масштаба вплоть до чемпионата мира: морские условия, приличный ветер, хорошая волна, достаточный сезон. В Камском Устье отличные глубины для крейсерского класса. Очень хорошо продувается акватория около острова Свияжска.

Также нужно помещение, где можно переодеться, отдохнуть. То есть нужны гостиницы экономкласса. В идеале нужна такая же инфраструктура, которая сегодня есть на Гребном канале в Казани. Только эллинги нужно сделать более высокими. И к нам поедут! Но первично нужен флот.

— Сколько у нас соревнований проходит и сколько могло бы быть, если бы была вся инфраструктура?

— Могло бы быть на порядок больше. В Татарстане не так много проходит соревнований, чаще мы участвуем в выездных регатах. На Казанке под Кремлем проходит регата «Паруса Татарстана», которую мы восстановили. У Лаишево проходит регата «Камское море». Парусные соревнования мы стали проводить в рамках Сабантуя в Лаишево и в Камском Устье. Около острова Свияжска мы провели Кубок Возрождения. Спасибо Минтимеру Шариповичу Шаймиеву за моральную поддержку. В том месте никогда раньше не было паруса в спортивном виде, а он там смотрится очень органично.

— Эти соревнования были местного значения?

— Нет, мы проводим всероссийские соревнования, на которые приезжают многие регионы, начиная с Владивостока. Много приезжает москвичей, особенно на детские соревнования «Камское море». В этом году всероссийская студенческая лига парусного спорта хочет провести под Лаишево свои соревнования. Также провели регаты Volga Open Race и Who is who, в которых приняли участие спортсмены из Норвегии, из ближнего зарубежья. За четыре года работы мы фактически охватили все самые лучшие акватории республики. Лаишево — это серьезный спортивный центр, а Камское Устье я больше позиционировал бы как крейсерское, потому что там и глубины подходящие, и убежища есть, куда можно зайти.

— В Казани есть подходящие места для регат?

— Между «Локомотивом» и Кировской дамбой очень хорошая акватория, продуваемая ветрами. Под Кремлем немного похуже — ветер здесь нестабилен, но это уже вопрос тактики проведения соревнований. А также озеро Кабан. Именно там совместно с директором 12-й школы нам удалось создать детский парусный центр. Огромное спасибо руководству школы за такое внимание к парусу.

«ПОЧЕМУ БЫ НАМ НЕ СОЗДАТЬ БРЕНД ПАРУСНЫХ ЛОДОК «ИДЕЛЬ»

Можно ли в вашей федерации взять яхту напрокат, если мы собираемся приехать в Казань на одну неделю? Что для этого необходимо и какова стоимость аренды яхты? Может ли ваша федерация оформить приглашение для получения туристической визы для граждан Германии? Предлагаются ли туристические программы для иностранных яхтсменов? (Константин Эмих, American International Yacht Club Berlin)

— Самая большая проблема заключается в том, что у нас нет яхт напрокат! Приведу несколько цифр. В Европе чартерный или арендный флот в последнее время рос на 20 процентов ежегодно, по объему он сегодня больше горнолыжного бизнеса. На озере в Баварии 10 тысяч лодок выходят. Турция сделала огромный шаг в развитии данной тематики.

— Почему у нас нет парусников напрокат?

— Во-первых, в основном яхты делают за рубежом, а чтобы привезти их, нужно заплатить 43 процента таможенной пошлины и затраты на транспортировку. То есть у нас они будут стоить в два раза дороже, чем в Европе. А при нынешнем курсе валют говорить о какой-то экономике вообще нельзя. В России тоже делают яхты, но они кустарные и тоже дорогие, потому что серии единичные.

Вспомните фотохронику 50-х годов. Что было на дорогах? Автобусы и грузовики. Сегодня — в основном легковые автомобили. То же самое произошло с развитием яхтинга в мире: сегодня основу составляют судна до 10 метров, потому что люди хотят сами ими управлять. Появились новые технологии, и лодки стали намного дешевле. А у нас закладывают береговую инфраструктуру под корабли, и на маломерном судне к берегу подойти невозможно. То есть мы изначально ставим крест на развитии маломерного флота.

А вообще наш маршрут только по местам ЮНЕСКО — Казань — Болгар — Свияжск, а потом — Чистополь и Елабуга, это полноценный двухнедельный маршрут. Правда, это больше напоминает поход с рюкзаком, только на лодке. И для него нужны навыки и знания, нужны права и юридическая база. Перед тем как куда-то пойти, человек должен изучить лоцию.

— Сколько в среднем стоят лодки для спорта?

— Небольшая лодочка класса «Оптимист» стоит 100 тысяч рублей. Ее сегодня в России не выпускают, а вот китайцы делают очень неплохо.

— Лично у вас нет в планах заняться производством парусных лодок?

— Такие задумки есть. Мы неоднократно беседовали с главами Лаишевского и Камско-Устьинского районов о том, что можно было бы запустить такое производство в рамках технопарков.


Нужны ли сегодня в Татарстане производители парусных судов для развития детско-юношеского спорта или так и будем покупать импортное? Мы готовы рассмотреть вопрос об организации производства при государственной поддержке как финансово, так и гарантиями заказа. У нас есть наработки по классу «Оптимист» с получением международного сертификата производства от IODA за короткие сроки. Заинтересованы ли спортклубы в судах отечественного производства?ендиректор ООО «КОРА» Фарит Набиевич Хабиев, Набережные Челны)

— Я считаю, что отечественные производители просто необходимы. Но в России никогда не было парусного бренда, потому что в советское время в рамках СЭВ (совет экономической взаимопомощи стран социалистического лагеряприм. ред.) все производство было передано Польше, а другие страны, в том числе и СССР, получали их по программе. Польским лодочкам уже по 30 лет, а они у нас все ходят. Наши ребята на них и в Средиземное море ходили. А производство в Польше до сих пор активно развивается.

Сегодня в Нижнем Новгороде пытаются продвинуть свой класс — «Ракета», но с точки зрения российского бренда производства нет. Вот в Баварии моря нет, а парусный бренд есть. У нас вода есть, а бренда нет. Почему бы нам не создать бренд парусных лодок, например, «Идель»? Надо разработать недорогую лодку, пригодную для парусного спорта и для чартера.

— Но для начала производства нужны инвестиции и гарантии заказа...

— Три-четыре года назад в федерации парусного спорта РФ реализовывалась федеральная программа «1 + 1»: если покупаешь одну лодку, вторую тебе дают бесплатно. Эти лодки делала компания «Политерм». Эта программа софинансирования закончилась, но мы успели в ней активно поучаствовать — приобрели лодки и в Казань, и в Зеленодольск.

— Сегодня есть подобные программы?

— Я выписал программы, которые сегодня действуют. Но для участия в них одной инициативы федерации парусного спорта РТ недостаточно, нужна воля правительства республики. Есть целевая федеральная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» на 2011 - 2018 годы, и многие регионы по ней получили приличные деньги — до миллиарда рублей. И она нам очень подходит.

— Татарстан в ней участвует?

— Применительно к развитию паруса — нет. К нам никто не обращался, хотя разработанные нами программа развития водного туризма «ЮНЕСКО Сайлинг» и программа развития яхтенной инфраструктуры в РТ «Типовой бизнес-план яхт-клуба по скандинавскому типу» были представлены в рамках VII международного форума «Водный туризм» в Санкт-Петербурге и отмечены участниками мероприятия как лучшие в России по проработанности.

«ТУРЕЦКИЕ БИЗНЕСМЕНЫ ИЗ ОЭЗ «АЛАБУГА» ХОТЕЛИ ВЫПУСКАТЬ ЛОДКИ»

— Построить инфраструктуру — дорого, купить или построить парусный флот — дорого. В кризис (а он у нас постоянный) не до парусного спорта. А свет в конце туннеля вообще есть?

— Я мечтаю организовать внутреннюю татарстанскую регату, в которой соревновались бы районы. Например, Кубок Татарстана или Кубок президента Татарстана. В каждом районе найдутся три-четыре отчаянных человека. Но для этого нужны однотипные лодки. Многие главы районов очень хорошо относятся к такой идее.

— А где взять деньги на флот? Из бюджета вряд ли дадут. Спонсоров найти? В кризис тоже проблематично.

— В последнее десятилетие спонсорство у нас только добровольно-принудительное.

— О какой сумме идет речь?

— Хорошая гоночная лодка стоит порядка 50 тысяч долларов. Она же служит 20 лет! Но курсом рубля мы выброшены из мировой экономики. Либо надо делать самим, создав свой национальный класс лодок. Турецкие бизнесмены из ОЭЗ «Алабуга», например, хотели выпускать лодки российского бренда, и мы уже с ними прорабатывали эти вопросы.

— Они готовы сами инвестировать в производство?

— Сейчас об этом трудно говорить.

— Но массового спроса у нас ведь нет. Выгоден ли такой бизнес?

— В Италии, Греции и Турции делали так: покупали лодки, пользовались ими короткое время в году, а на все остальное время отдавали ее в чартер. И время окупаемости лодки в 200 тысяч евро, например, в Турции было 3 года.

Да, на первом этапе такой массовости не будет. В любой стране мира первый шаг делает государство. По крайней мере, создает некие условия для развития. Нигде не бывает так, что бизнес пришел и сразу начал развиваться! В Турции парусную тему стимулировал Ататюрк: бесплатно давалась земля, были льготы яхт-клубам, реализована целая программа. Был общий посыл, и мы видим сегодня результаты. А в России этого посыла нет нигде, в том числе и в Татарстане.

После присоединения Крыма к России оттуда ушло 80 процентов лодок — в Грецию и Турцию. И сразу появилось постановление правительства РФ о том, чтобы снизить высокие таможенные тарифы. Дело в том, что Россия — вторая в мире страна по количеству суперяхт, а чтобы завезти их в страну, надо заплатить 43 процента стоимости в виде таможенной пошлины. Многие российские чиновники имеют эти яхты за рубежом. Может быть, именно из-за этого и хотят снизить тариф.

12 ШАГОВ РАЗВИТИЯ ПАРУСНОГО СПОРТА И ЯХТЕННОГО ТУРИЗМА

Не было ли у казанских яхтсменов плана издать специальную яхтенную лоцию окрестных рек наподобие Water Pilot Рода Айкеля? С описанием марин, стоянок, достопримечательностей и т. д. Это могло бы дать дополнительный стимул к «познавательному краеведению» под парусом. (Борис)

— На экспозиции Казанского кремля я увидел две лоции: одна 1906 года, другая — 1911-го. И больше ни одной! А ходим по профессиональным картам. Но это не только наша проблема, но и общероссийская. Мы разработали программу «12 шагов отрасли», где один из пунктов — создание туристической лоции Волги.

— В чем состоят эти «12 шагов» вашей программы развития парусного спорта в РТ? Может быть, можно «дорожную карту» опубликовать на сайте федерации? (Виктор)

— Мы подходим к паруснику или яхтингу как к отрасли. Во всем мире его емкость больше, чем горнолыжный спорт. Чтобы понимать объемы, приведу яркий пример: в Англии яхтенная тематика приносит денег в полтора раза больше, чем английский футбол.

Первый шаг — организация структурного подразделения, отвечающего за развитие отрасли.

Наше предложение — федерация парусного спорта РТ или совет при президенте РТ. На этом этапе надо решить такие вопросы: организация исполнительного органа, формирование наблюдательного и попечительского советов, подписание соглашения по развитию парусного спорта и водного туризма между правительством РТ и всероссийской федерацией парусного спорта, определение источников финансирования, популяризация парусного спорта среди населения, разработка программы развития парусного спорта и водного туризма в РТ до 2025 года с последующей трансляцией программы на другие регионы России, взаимодействие с региональными и международными структурами для обмена навыками и опытом.

Второй шаг — развитие детского парусного спорта: поддержка массового парусного спорта в республике, участие спортсменов во всероссийских и международных соревнованиях, создание команды, участвующей в международных соревнованиях, подготовка тренерского состава, организация и подготовка спортсменов для участия в Олимпийский играх-2020, проведение спортивных регат различного уровня.

Третий шаг — это программа «Точки роста»: определение ключевых точек роста — Казань, Набережные Челны, Лаишево, Камское Устье, Зеленодольск и другие; определение необходимых вложений в материально-техническое оснащение; формирование на базе региональных, всероссийских и международных центров парусного спорта; закрепление курирующих предприятий из промышленного комплекса РТ. Пример — яхт-клуб «Дельфин» при Зеленодольском заводе имени Горького.

Четвертый шаг — программа «ЮНЕСКО Сайлинг» и внутренний туризм: популяризация туристических маршрутов Татарстана, создание чартерной компании, проведение бизнес-регат.

Для реализации четвертого шага необходимо сделать пятый и шестой шаги. Пятый — разработать лоцию для акватории водных путей РТ. Шестой — создать сеть береговой яхтенной инфраструктуры: разработка типового бизнес-плана по строительству яхт-клуба по скандинавскому типу, строительство яхт-клубов, строительство яхтенных стоянок, возможно совмещение территориально с инфраструктурой программы «Точки роста».

Седьмой шаг — организация историко-географической экспедиции вокруг Европы «Ветрами древних булгар». Восьмой — цикл мероприятий, посвященных празднованию 300-летия закладки Адмиралтейства в Казани. Девятый шаг — создание спортивного и крейсерского флота, разработка политики классов, проведение бизнес-регат.

Десятый шаг — создание российского парусного бренда: разработка отечественной модели парусной лодки с учетом опыта мировых производителей, проработка отечественного парусного бренда, создание производственного кластера по строительству лодок.

Одиннадцатый шаг — проведение спортивных соревнований различного уровня согласно всероссийскому календарю. Двенадцатый — организация профессиональной команды Tatarstan Sailing Team для участия в мероприятиях мирового уровня — Rolex Cup и т. п. — для продвижения Республики Татарстан на международном уровне.

«ДО ПРЕЗИДЕНТА РТ НИ ОДНА НАША ПРОГРАММА ПОЧЕМУ-ТО ТАК И НЕ ДОШЛА»

— Какие еще программы вы разработали?

— У нас есть программа развития детского парусного спорта. Но как хоккеисту нужны коньки и клюшка, так в парусном спорте изначально нужны флот и минимальная инфраструктура. Хотя по инфраструктуре есть поручение президента РТ минспорту.

— О чем конкретно было поручение президента?

— О строительстве парусных кампусов в Казани, Лаишево и Камском Устье. Но, видимо, кризис помешал...

— Президент слов на ветер не бросает: если дал поручение, значит, спросит о его выполнении... Свои программы в Татарстане вы перед кем презентовали?

— О наших программах знают больше на уровне России. А до президента Татарстана ни одна наша программа почему-то так и не дошла, насколько я знаю. Я считаю так: только тогда что-то сдвинется, когда будет поддержка на самом верху на уровне республики.

— У федерации есть наблюдательный совет?

— Нет. Были попытки его создания, но фактически нет. Спасибо за моральную поддержку Минтимеру Шариповичу Шаймиеву и Асгату Ахметовичу Сафарову.

— А с госкомитетом по туризму РТ ваша федерация сотрудничает?

— Да, они к нам неоднократно обращались, и мы им помогали с информацией. Но у них в свою сторону водная тематика идет — баня на берегу, рыбацкие деревни и т. п.

— В Татарстане 2016 год объявлен Годом водоохранных зон. Федерацию парусного спорта РТ задействовали в разработке программы?

— В декабре прошлого года было совещание у Наталии Фишман, но пока дальше не продвинулись. Все наши программы есть и в министерстве промышленности и торговли РТ, и для вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина в 2013 году совместно с минпромторгом мы разработали программу «Подготовка кадров военно-промышленного комплекса». Эта программа годится для всей России, потому что парус — это прикладная тематика.

«РАНЬШЕ ПРАКТИКУ МЫ ПРОВОДИЛИ В ТУРЦИИ»

Обучаете ли парусному спорту взрослых «чайников»? (Тамара)

— Да, у нас есть курсы подготовки, после которых мы выдаем международные права. Курсы проводятся в школе №12 по адресу: улица Марджани, 38. Ведет курсы легендарный яхтсмен Татарстана Алмаз Асхатович Алеев.

— Как можно стать вашим курсантом?

— Просто записаться на курсы. Зимой три месяца идет теоретическая подготовка, а потом практика на воде. Раньше практику для курсантов мы проводили в Турции.

— Почему именно там?

— Потому что практика проходила в апреле и октябре, а там в это время теплее, чем у нас. Там и чартер лодок дешевле. У нас вообще были очень дружеские отношения с турецкими коллегами. У половины наших яхтсменов права турецкие, потому что там учились, в том числе и я.

— В 2015 году в международной регате крейсерских яхт «Чайка/Марти» в Турции участвовали два экипажа из Казани. Будут ли экипажи из Казани участвовать в регате «Чайка/Марти» в этом году? Может быть, яхтсменам из Казани учредить в турецком Мармарисе специальную бизнес-регату для российских и турецких экипажей, учитывая давние дружеские связи спортсменов и народов Татарстана и Турции? Мы, ассоциация «Яхтинг-РТ», поможем с организацией и проведением такой регаты, так как имеем многолетний опыт проведения разных дружеских регат. (Анатолий Большаков)

— Это наша давняя мечта. Я горжусь тем, что членом нашей федерации является автор этого вопроса — легендарный яхтсмен Анатолий Большаков, человек, который готовил Федора Конюхова ко всем его кругосветным переходам. Ему 75 лет, но он до сих пор продолжает готовить курсантов, проводит регаты. Сам он находится в Турции в Марти Марине, и можно было бы готовить там наших ребят, проводить бизнес-регаты.

Чартер лодки в Турции и все сопутствующие услуги стоили дешевле, чем турпутевка в Египет, поэтому многие российские яхтсмены там бывали. А при сегодняшнем курсе рубля это стало сложнее. Кстати, от турецких бизнесменов было предложение построить яхт-клуб на территории старого казанского речного порта, которая сегодня подтоплена. И были на это инвестиции, но, к сожалению, политическая ситуация сложилась так, как она сложилась. Но парусные регаты — это хороший инструмент общения. Почему мы им не пользуемся?

— Динамично развиваются курорты Туркменистана, в частности курортная зона Аваза на берегу Каспийского моря с развитой инфраструктурой. В 2014 году там проводили этап Кубка мира по виндсерфингу. Планирует ли федерация парусного спорта РТ установить контакты с министерством спорта Туркменистана и проводить соревнования по парусному спорту, бизнес-регату с участием бизнесменов Туркменистана и Татарстана, соревнования по кайтингу, а также проведение сборов спортсменов сборной РТ по парусному спорту? (председатель национально-культурной автономии туркмен РТ Нурсахатов Вепа)

— Поскольку все наши парусные базы ушли из Египта, мы недавно написали письмо президенту Туркменистана с предложением совместных шагов в развитии парусного спорта. Там действительно построили прекрасную инфраструктуру на Каспийском море, где можно было бы проводить бизнес-регаты, другие мероприятия.

В рамках программы практически любого экономического форума проводится регата, потому что парус работает на корпоративный дух, на сплоченность команды. Заниматься яхтингом — это в традиции крупных мировых компаний. Например, президент Татарстана недавно в Японии встречался с главой «Мицубиси Электрик» (Mitsubishi Electric), который тоже поддерживает парус.

«ВОДА ЕСТЬ, БЕРЕГ ЕСТЬ, А ПОСТРОИТЬ НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ»

— Что нужно сделать, чтобы парусный спорт стал массовым и доступным? (Дмитрий)

— Надо понимать, что бизнес яхт-клуба строится не на аренде лодок, 60 процентов — это сопутствующий бизнес: кафе, рестораны, прочие услуги. Это место массового пользования. У нас же, по сути, это просто стоянка лодок. Но раз нет массовости, нет и отрасли, нет бизнеса. Плюс ко всему должны проводиться какие-то мероприятия, чтобы жизнь в этом месте всегда была.

Если бизнесмен строит яхт-клуб для себя любимого, то и содержать его придется самому. Но если ты строишь бизнес, то должен понимать, кто туда будет приходить. А градация колоссальная! Например, в Гонконге вступительный взнос за членство в престижном яхт-клубе стоит миллион долларов в год. И такое может быть. Но должны быть клубы и других сегментов. Раньше в СССР было огромное количество лодочных станций.

— Даже на Казанке их было несколько. А сегодня все берега от них очистили...

— Возникает куча ведомственных проблем... И получается, что вода есть, берег есть, а построить ничего нельзя.

— Осуществляете ли вы консультационный контакт с разработчиками генплана Казани-2018? (Ахметов Фарид)

— Вообще, администрация Казани нам активно помогает, особенно при проведении мероприятия по сноукайтингу — этапа Кубка России на акватории перед Казанским кремлем. Но контактов с разработчиками генплана у нас нет.

— Вы сказали, что в Тольятти парусный спорт активнее развивается. Что они делают такого, что у них это пошло? Может быть, перенять их опыт?

— Там были бизнесмены-энтузиасты, которые все взяли на свои плечи и тащили. Практически все они проводили на личные деньги. Я считаю, нам необходимо все-таки создать наблюдательный совет. У всех спортивных федераций он есть — у хоккея, футбола, волейбола.

Каким странам характерен парусный спорт? В Африке, где много воды и берегов, его нет. А в Скандинавии, где холодно, как у нас, он есть. То есть парусный спорт характерен высокоразвитым, организованным, культурным странам — Англии, Германии, Франции, Швеции и т. д.

ЭТО У НАС-ТО НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИТСЯ?!

— Какие направления своей деятельности на посту председателя федерации парусного спорта РТ вы назвали бы главными?

— Четыре года назад мы приехали в Москву в олимпийский комитет, чтобы зарегистрировать нашу федерацию (в одной руке — чак-чак, в другой — картина в подарок), сидим и рассказываем о том, что делается в парусном спорте Татарстана. Вдруг открывается дверь, забегает какой-то странный человек и спрашивает нас: вы откуда? Мы с гордостью отвечаем: мы из Татарстана! А он говорит: вы там воды боитесь, у вас ничего не получится... С первого раза так в лоб дал!

Но сегодня этому человеку я могу сказать спасибо. Потому что до этого момента я знал про нас другую историю. Например, как татарстанский флаг зеленой полосой спас от пиратов нашу лодку, которая находилась в кругосветном плавании. Когда наша лодка Nord Star ходила вокруг света, около Африки вдруг прилетел странный вертолет, но, увидев флаг Татарстана, улетел. Потом французская эскадра сопроводила их.

Или историю о том, как наши ребята на маленьких лодках ушли на регату в Стамбул. Это ведь надо было видеть, на каких лодках они ушли! И они по Босфору на парусах прошли, о чем вся турецкая пресса писала: храбрые татары. Потому что по Босфору никто на парусах не ходит. А у наших просто мотор был слабый, и они решили под парусами...

История о том, как в начале 90-х наша команда на малюсенькой лодочке «Багира» обошла вокруг Европы. И они представляли республику. Как Алмаз Асхатович Алеев в костюме химзащиты в одиночку на парусе зашел в Марсель... Когда французские моряки спросили у него, каким навигационным оборудованием он пользуется, Алеев показал... компас.

Надо вспомнить депутата Казгордумы Альмира Михеева, который под парусом ходит на Север. Кстати, он выиграл трансатлантическую регату в составе французского экипажа. Вот такая у нас славная история. Это к вопросу о том, что у нас ничего не получится...

В условиях дефицита средств основным направлением своей деятельности мы выбрали работу с детьми. Взрослые сами себя могут организовать и развлечь, а вот детьми надо заниматься: научить, проводить и встретить, накормить, разместить. Я все-таки возлагаю большую надежду на детский спорт.

— Расскажите про свой бизнес. Что чему больше помогает — ваш бизнес парусному спорту или парусный спорт бизнесу? (Альфия)

— Я занимаюсь продвижением лазерных и оптоакустических систем для промышленности и медицины. Парусный спорт помогает налаживать контакты с бизнес-партнерами. Если ты говоришь, что занимаешься парусом, то в мире это воспринимается как знак качества.

— Газету «БИЗНЕС Online» вы читаете?

— Постоянно читаю.

— Вы могли бы стать нашим блогером и через нас популяризировать парусный спорт и яхтенный туризм. За одну интернет-конференцию все темы ведь не охватишь.

— Это было бы очень здорово! Детский спорт, олимпийский спорт, дальние путешествия, бизнес-регаты, развитие парусного спорта и яхтенного туризма в мире — все это большие отдельные темы.

— Юрий Петрович, спасибо за интересный разговор. Удачи вам!