Диляра Калимуллина
Диляра Калимуллина

«У МЕНЯ МНОГО ЗНАКОМЫХ, И ВСЕ СПРАШИВАЮТ, КАК ПОПАСТЬ В ПАРУС»

— Диляра, в своем вопросе вы упомянули Гарвард и Кембридж. Я сделала вывод, что планируете направить туда своих детей. Но вы еще очень молоды... Почему у вас возник такой вопрос?

— Этот вопрос возник, когда я была во Вьетнаме в составе делегации Татарстана во главе с президентом РТ Рустамом Нургалиевичем Миннихановым. В нашей делегации был человек, который сам окончил университет в США и сегодня возглавляет одну из структур в республике. И у него подрастают двое сыновей. Он говорит мне: «Я не знаю, поступит ли мой ребенок в Гарвард и вообще хочет ли он там учиться, но я сделаю все для того, чтобы у него была такая возможность». А если сын поступит в Гарвард, там обязательно будут гольф, поло или парусный спорт. Все знают, что школы для гольфа у нас нет, для поло есть две школы в Москве. И получается, что самое доступное — это парус, поскольку у нас есть школа, есть тренеры и есть лодки. Мой вопрос возник именно отсюда.

У меня много знакомых, у которых детям примерно по 10 лет, и все спрашивают, как попасть в парус. Когда я говорю им, что в парус принимают в 7 - 8 лет, они отвечают, что быть такого не может, потому что дети в этом возрасте слишком маленькие. На лодке «Оптимист» занимаются только до 14 лет, а потом уже на более больших лодках. Если не хочешь быть спортсменом, а только любителем, выходишь в крейсерский класс. Но принцип управления «Оптимистом» и крейсерской лодкой один и тот же, поэтому неважно, на какой лодке учить ребенка.

— Вы сами ходите под парусом?

— Да, наверное, уже лет 7. Мне очень повезло с людьми, с которыми я встретилась по жизни. Они увлеклись парусом и позволили мне тоже приобщиться к этому виду спорта. Долгое время я ходила как обыкновенный пассажир, а лет пять назад нас с подругой допустили к управлению лодкой: я была рулевым, а она — шкотовым. Наверное, все члены команды молча молились, но делали вид, что они нам доверяют.

— Вы справились с управлением?

— Да, мы справились и решили создать женскую команду. У нас даже возникла мечта создать женскую команду под руководством чемпиона России Алины Сираевой. Но, к сожалению, опыта нам не хватило.

— Своих детей в парусный спорт отдадите?

— Думаю, что отдам. Если честно, когда я бываю на детских соревнованиях, мне очень жалко этих малышей. Хотя сила духа в них есть. И чувство поддержки есть. Однажды в Свияжске во время соревнований было очень холодно, а из Нижнекамска в команде — одни девочки. И вдруг лодка одной из них переворачивается! Мальчик из Челнов, увидев это, подплыл к ней, посадил на свою лодку и отправил на берег, а сам остался в воде дожидаться подмоги. Он сошел с гонки, но зато совершил джентельменский поступок.

«НЕ ЗРЯ ЖЕ ВСЕ ДЕВОЧКИ МЕЧТАЮТ ОБ АЛЫХ ПАРУСАХ»

— У вас лично были экстремальные ситуации на воде?

— Нет, потому что и под парусом девочки все-таки должны оставаться девочками, а мальчики — мальчиками. А вообще я не считаю, что парусный спорт — это чисто мужское дело, где все тяжело и надо преодолевать.

— А личные достижения какие были?

— Один раз я ходила на арендованном парусе в Турции.

— Кругосветки не было?

— Нет, пока не было. Однажды у меня спросили, какой я себя вижу через 15 лет. Ответила: я на пенсии и участвую в кругосветке. На что мне заметили: через 15 лет тебе будет всего 45... (Смеется.) Так что это в планах. В парусе мне нравится весь процесс, и когда во время хождения включают мотор, я всегда ругаюсь. Мне вообще не нравится ходить под мотором! Не зря же все девочки мечтают об алых парусах... Идти под парусом — это процесс, и он гораздо интереснее, чем просто достижение цели. Поэтому я не думаю, что это принципиально — по каким водам ходить.

— А на чем ходить?

— У нас в Татарстане с этим сложно. Хорошо, если тебе посчастливилось иметь знакомых, у которых есть парусная лодка, и тебя на ней могут покатать. Есть единицы, кто может на пару часов дать покататься, но при условии, что он будет капитаном. У нас нет чартерного флота, поэтому вообще нет возможности приехать сюда и арендовать лодку. Мои друзья из Москвы уже давно просят меня найти у кого-нибудь лодку напрокат.

На самом деле есть несколько проблем. Если ты покупаешь лодку, то возникает вопрос, где ее ставить. А если ты купил лодку и нашел, где ее ставить, появляется вопрос, где ты сможешь остановиться во время похода. В Европе и в той же Турции берут в аренду лодку на неделю и вообще не переживают, что у них не будет возможности заправиться водой, электричеством, едой, потому что знают, что через каждые 5 - 6 часов хождения сможешь пристать, переночевать и получить все необходимое. А у нас нет такой возможности. Даже когда мы делали регату Volga Open Race, у нас были споры, где мы поставим все лодки. Если 10 - 15 лодок, то найти место — это большая проблема. У нас очень много воды, достаточно много желающих, а условий заниматься парусом нет.

— Много желающих — это сколько?

— Думаю, в республике человек 200 - 300, которые уже к парусу пришли, а желающих намного больше. Все мои окружающие говорят, что хотят ходить под парусом.

— Хотеть — одно, но это, думаю, не всем под силу чисто физически. Наверное, руки должны быть сильными?

— Не должны руки быть сильными для паруса! Все зависит от лодки, оборудования и рулевого. Однажды в Олимпийских играх участвовала пара — внучка и дедушка. Физическая сила — не самое главное в парусе. Важнее понимание того, как работает парус и как им управлять.

— То есть важна теория. Она вам легко далась?

— Нет, нелегко. Нам читал лекцию автор книги по управлению парусом Михаил Иванович Макаров. Он долго-долго что-то нам объяснял, а я понимала, что ничего не понимаю... Закончилось тем, что мы взяли макет парусной лодки и обыкновенный фен. И Юрий Петрович (Бродниковский — председатель федерации парусного спорта РТприм. ред.) на примере объяснял, как дует ветер и что при этом надо делать. И очень многое становится понятным, когда ты оказываешься непосредственно на лодке.

Практика нужна обязательно. Считаю, очень рискованно после получения теории и с минимальной практикой вдруг уехать в Турцию или Грецию, взять напрокат лодку и отвечать за свою судьбу и своих близких. Надо понимать, что это ответственность, что парусник — это аппарат, который в неумелых руках помимо удовольствия может предоставить что-то негативное.

«ПОНЯЛА, ЧТО УСТАЛА ОТ БУХУЧЕТА»

— А теперь расскажите о себе вне паруса.

— Я родилась в Казани, окончила финансовый институт и юридическое отделение КНИТУ-КАИ. Считаю, если хочешь быть хорошим финансовым директором, ты должен понимать и финансы, и право. Долгое время я работала главным бухгалтером частной группы компаний, занималась финансовым учетом.

Но пару лет назад поняла, что устала от бухучета и надо идти либо в финансовые директора, либо поменять вид деятельности. И я попала в Инвестиционно-венчурный фонд РТ. Сегодня я менеджер проектов, веду проекты от начала и до конца, координирую действия всех заинтересованных сторон. В этой работе сочетаются финансовые, юридические и административные знания, поэтому на данный момент она меня устраивает.

«БИЗНЕС ONLINE» ОЧЕНЬ К МЕСТУ!

— Как давно и как часто читаете «БИЗНЕС Online»? Что нравится и не нравится в нашей работе?

— «БИЗНЕС Online» читаю уже давно и регулярно. И с удовольствием. Думаю, не только у нас на работе, но и в других госструктурах первое, что люди делают утром, — это просматривают вашу газету.

Мне нравится ваша оперативность. Импонирует то, как вы высказываете свою точку зрения, и то, что даете высказать свою точку зрения разным сторонам. Одна из самых популярных «рубрик» — комментарии читателей. Конечно, многие пишут, ничего не понимая в данном вопросе, но среди комментариев можно встретить и очень интересные точки зрения, которые можно обдумать, чтобы выработать свою личную позицию по отношению к предоставленной информации.

«БИЗНЕС Online» очень к месту! Во всяком случае, в республике. Я не могу сказать про общероссийский уровень, но думаю, что очень многие в России, читая ваша газету, «приходят» в республику. Одни мои друзья сегодня живут во Франции, так они читают «БИЗНЕС Online», чтобы знать, что происходит на родине.

— Диляра, спасибо за внимание к нашей газете. Успехов вам!