Леонид Толчинский был ближе к Марату Муратову, чем к тогдашнему президентскому пресс-секретарю Андрею Кузьмину. Так что теперь, когда Кузьмин встал во главе ОАО «Татмедиа», кадровая замена выглядит вполне логично
Андрей Кузьмин (слева) и Леонид Толчинский (справа)

«СКАЖИТЕ, ЧТО ВАШ СОБЕСЕДНИК БЫЛ ПОЛОН ОПТИМИЗМА»

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online» от собственных источников в медиаотрасли Татарстана, в ближайшие дни цепочка кадровых перестановок в государственных СМИ будет продолжена. Свой пост покинет генеральный директор филиала ОАО «Татмедиа» — информационного агентства «Татар-информ» Леонид Толчинский. Среди причин ухода наши источники называют усталость от работы на одном месте в течение длительного времени, а также желание «взбодрить» структуру «Татмедиа».

Главный официальный рупор республики отметил в прошлом году свое 25-летие. Толчинский же возглавляет агентство все последние 10 лет — с июня 2005 года. По нашим данным, новым местом его работы станет Высшая школа журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета.

Сам Толчинский газете «БИЗНЕС Online» заявил буквально следующее: «Пока я работаю в «Татар-информе». Пока ничего не планирую менять. Если я что-то узнаю о своей судьбе, я постараюсь вас об этом проинформировать». Однако позднее он добавил: «Давайте скажем читателям — все будет хорошо. Все мы когда-то куда-то будем двигаться. Если будете писать, скажите, что ваш собеседник был полон оптимизма».

Толчинский — историк по образованию (выпускник КГУ), но практически весь его творческий путь был связан с медиа. В 1991 году он начинал работать в газете «Вечерняя Казань». Затем попробовал себя в роли социолога, работая замом в центре социальных проблем РТ при кабинете министров РТ, который возглавляла Алевтина Кудрявцева (позднее ведомство было преобразовано в центр экономических и социальных исследований). В 1997 году он стал представителем ОАО «КАМАЗ» по связям с общественностью.

Считается, что практически на протяжении всей карьеры Толчинский был близок к бывшему первому вице-премьеру Татарстана Равилю Муратову, выступая в роли его неформального советника по связям со СМИ, а подчас и пресс-секретаря. Правда, кандидатуру Толчинского на должность гендиректора «Татар-информ» утвердил другой Муратов — Марат Яшарович, будучи гендиректором агентства по массовым коммуникациям «Татмедиа». К слову, в ту пору между «Татмедиа» и пресс-службой президента РТ завязалось некоторое «перетягивание одеяла». Толчинский по понятным причинам был ближе к своему шефу, чем к тогдашнему президентскому пресс-секретарю Андрею Кузьмину. Так что теперь, когда Кузьмин встал во главе ОАО «Татмедиа», кадровая замена выглядит вполне логично.

Надо сказать, что, работая в интернет-агентстве, Толчинский остается неравнодушен к телевидению: до «Татар-информа» он несколько лет вел авторскую передачу «Татарстан. Итоги недели» на ГТРК-Татарстан, производимую студией «Хоррият». В настоящее время он продолжает вести аналитическую программу «Итоги недели. Республика» на телеканале «Казань».

«Татар-информ» (фото: vk.com)
Много лет подряд «Татар-информ» назывался «Медиалогия» самым цитируемым ресурсом Татарстана (фото: vk.com/tatarinform)

«ТАТАР-ИНФОРМ» ПРЕВРАТИЛСЯ В ЕДИНЫЙ НЬЮС-РУМ»

Что можно поставить в заслугу Толчинскому? Сейчас, судя по информации на сайте самого агентства, «Татар-информ» производит до 250 информационных сообщений на русском, до 40 оригинальных — на татарском и около 25 - 30 на английском языках. В целом за месяц, по данным самого агентства, его материалы набирают порядка 1 млн. просмотров. Статистика сайта в открытом доступе недоступна.

«Из не очень сильного игрока, но с серьезной заявкой, «Татар-информ» превратился в единый ньюс-рум, который централизованно собирает информацию обо всем, что связано с республикой, вокруг республики, для республики. У нас цель — формировать основную ленту новостей Татарстана», — рассказал Толчинский «БИЗНЕС Online». Он не стал называть цифры посещаемости сайта, но отметил, что 60% читателей «Татар-информ» находятся за пределами республики, то есть работа агентства нацелена на внешнюю аудиторию.

Среди других основных итогов он называет сохранение национальной татарской редакции, появление ленты новостей на английском языке, производство обзорно-аналитических материалов. «Татар-информ», по его словам, полностью занял нишу пресс-конференций, которые идут в режиме онлайн. Есть видеопродакшн в виде самостоятельных программ «Честный разговор», «Пятница с 13-го».

Много лет подряд «Татар-информ» назывался компанией «Медиалогия» самым цитируемым ресурсом Татарстана, однако в 2013 году газета «БИЗНЕС Online» обогнала информагентство и с тех пор является лидером рейтинга. Интересно, что после потери лидерства Толчинский дал интервью одному из казанских изданий, в котором заявил, что не доверяет рейтингам «Медиалогии». «Я не собираюсь обвинять в чем-либо «Медиалогию», но ущербность их методики очевидна. По всей видимости, есть недочеты в определении весов ссылок, качества и близости по тематике ссылающихся ресурсов, — рассказывал он. — Я считаю, что в рейтинге «Медиалогии» есть существенные методологические ошибки».

Леонид Толчинский
Леонид Толчинский: «Татар-информ» собирает информацию обо всем, что связано с республикой, вокруг республики, для республики»

В разговоре с «БИЗНЕС Online» Толчинский отметил, что считает такое распределение в рейтинге «понятным». «Вы производите собственный продукт и имеете право на высокую цитируемость. Мы же, например, проводим пресс-конференцию открыто, публично, для всех СМИ сразу, еще и в онлайн-режиме. Мы могли бы делать их закрытыми, и тогда журналистам из других редакций пришлось бы ссылаться на нас. Но наша задача в другом», — говорит Толчинский. Он отмечает, что «Яндекс» выделяет «Татар-информ» как самое крупное региональное информагентство, а этот показатель более важен, поскольку сравнивает близкородственные ресурсы.

В 2015 году агентство обновило сайт — четвертый раз за последние 10 лет. Как отметил Толчинский, новый сайт был разработан собственными программистами и дизайнерами «Татар-информа». К слову, разработка сайта в 2014-м вызвала резонанс в Татарстане, поскольку на первых порах планировалось, что проектом займется студия самого, пожалуй, известного в России дизайнера Артемия Лебедева. Профессионалы рынка тогда подсчитали, что ребрендинг с участием мастера обойдется не меньше чем в $100 тыс., что для издания, сидящего на дотациях из бюджета, выглядело впечатляюще. В итоге руководивший тогда «Татмедиа» Ирек Миннахметов нажал на «стоп», и агентство было вынуждено справляться своими силами. Затем, что об окупаемости проекта не идет и речи: на сайте «Татар-информа» практически нет рекламы, а, по данным отчетности «Татмедиа» за 2014 год, все ее интернет-ресурсы вместе взятые — tatmedia.ru, intertat.ru, protatarstan.ru (журнал «Татарстан») и tatar-inform.ru — заработали за год 3,1 млн. рублей.

Шамиль Валеев (фото: gorodskoyportal.ru)
Шамиль Валеев: «Мне поступают разного рода предложения, с учетом моего реноме. У меня в бэкграунде есть и пиаровская деятельность, по ту сторону журналистских баррикад, и деятельность по организации избирательных кампаний. Мне, конечно, ближе деятельность в области медиа» (фото: gorodskoyportal.ru)

ТРИ КАНДИДАТА: ШАМИЛЬ ВАЛЕЕВ, ЕВГЕНИЙ АНТОНОВ И ШАМИЛЬ САДЫКОВ

Кто возглавит информагентство после ухода Толчинского? Среди возможных кандидатов 43-летний экс главный редактор информационного агентства «Башинформ» Шамиль Валеев и экс главный редактор «РБК-Татарстан» Евгений Антонов.

Валеев — сын известного татарстанского журналиста и общественного деятеля Римзиля Валеева. Пост главреда «Башинформа» он покинул совсем недавно — в марте этого года, проработав там с сентября 2010 года. По сообщениям СМИ, он ушел из агентства, так как «сделал все, что хотел и мог сделать для развития региональных государственных СМИ в республике», но сообщил, что намерен остаться в медиабизнесе. Так что, вполне вероятно, что опытного медиаменеджера хотят переманить в Татарстан.

По данным «Яндекс.Каталога» (на июль 2015 года), сайт агентства «Башинформ», созданного в 1992 году, обладает самым высоким показателем ТИЦ (тематический индекс цитирования) в Башкортостане. Агентство также в течение многих лет является лидером среди СМИ, издающихся в Башкортостане по цитируемости (рейтинг «Медиалогии», 2015 год). Выглядит логичным, что, имея серьезный опыт работы в информагентстве, Валеев адекватно выстроит работу и в татарстанской структуре. Издание Business FM назвало Валеева в своей публикации первым профессиональным интернет-журналистом в Башкортостане, медиатренером и консультантом. «Мне поступают разного рода предложения, с учетом моего реноме. У меня в бэкграунде есть и пиаровская деятельность, по ту сторону журналистских баррикад, и деятельность по организации избирательных кампаний. Мне, конечно, ближе деятельность в области медиа», — цитирует Business FM Валеева.

Что касается Антонова, то в Татарстане он известен тем, что стал главным редактором первого франчайзингового проекта медиахолдинга «РБК», запущенного весной 2013 года. Помогать АО «Татмедиа» выпускать региональную ленту новостей по франшизе РБК был прислан Антонов, хотя изначально на пост главреда рассматривались в том числе и местные кадры. Антонов выстраивал работу в Казани чуть более двух лет, и летом прошлого года на этом посту его сменил бывший главный редактор «Татар радиосы» и директор ООО «Татарское радио» Алмаз Миргаязов. Тем не менее за время работы в Татарстане Антонов должен был хорошо узнать местный контекст и, в принципе, вполне мог бы перенести столичные стандарты в «Татар-информ».

Шамиль Садыков (фото: facebook.com)
В роли рулевого официозного агентства Шамилю Садыкову будет нелегко, тем более что его опыт связан в основном с ТV (фото: facebook.com)

Кроме того, одной из вероятных кандидатур наши источники называют 39-летнего медиапрофессионала Шамиля Садыкова, в настоящее время пресс-секретаря одной из самых закрытых компаний Татарстана ПСО «Казань». Садыков окончил Казанский государственный университет в 2000 году по специальности «журналистика». Работал в телекомпаниях ГТРК, «Казань», был ведущим программы «Адымнар» на «Эфире» (на татарском языке), занимал должность пресс-секретаря министерства транспорта РТ и директора телевизионной службы новостей телекомпании «Эфир». Летом 2013 года Садыков уехал в Набережные Челны, чтобы возглавить филиал телекомпании «Эфир», и сменил на этой должности Армандо Диамантэ. На «Эфире» в Казани в своей работе Садыков делал ставку на оперативные, громкие новости. Известно, что Садыков порой доставлял немало хлопот руководству: репортерский нюх и бескомпромиссный характер — вот составные части его успеха и высоких рейтингов, которые, однако, нередко выливались в недовольные звонки сверху. Так что в роли рулевого официозного агентства ему будет нелегко, тем более что его опыт связан в основном с ТV. В пользу версии о его назначении, однако, говорит то, что с ним хорошо сработается Кузьмин — выходец с «Эфира».

На ком в итоге остановится выбор, узнаем в ближайшее время.