.
В ходе восстановительно-строительных работ в Азимовской мечети были утрачены некоторые элементы фасада

«КИРПИЧНАЯ КЛАДКА В БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ СРЕЗАНА ПО ВСЕЙ ПЛОЩАДИ ПРОИЗВЕДЕННЫХ РАБОТ»

Громкую новость сообщила накануне прокуратура Татарстана: в Казани возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 243 УК РФ «Повреждение объектов культурного наследия», а точнее — Азимовской мечети в Старо-Татарской слободе. В результате «строительно-восстановительных» работ, которые были поручены компании «Сайяр», были не восстановлены некоторые элементы одной из старейших мечетей города (1881 года постройки), а некоторые, наоборот, утрачены.

«В частности, была полностью утрачена фактура кирпичной кладки, повреждены профиль, пластика и геометрия выступающих декоративных элементов — лекального кирпича и резьбы по белому камню, — рассказал «БИЗНЕС Online» старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев. — Фактура кирпичной стены в сочетании с кирпичным декором является характерной особенностью объекта наследия, а ее утрата — серьезное повреждение, что и стало основанием для возбуждения уголовного дела».

Детали происшествия газете «БИЗНЕС Online» рассказала помощник президента РТ Олеся Балтусова. О том, что на объекте проводятся «подозрительные работы», ей в начале года сообщили активисты общества охраны памятников (работы на объекте велись с декабря 2015 по 11 февраля 2016 года). «Обычно по закону делается так: проводятся исследования, составляется проектная документация, смета, и затем объявляется конкурс. По Азимовской же ни конкурса, ни определения подрядчика на данные виды работ не было, и об этих работах никто в министерстве не владел информацией. Следовательно, возник вопрос: на каком основании проводились эти работы?» — говорит Балтусова.

После этого минкульт РТ направил предписание об остановке работ до выяснения всех обстоятельств. Кстати, в настоящее время министерством культуры РФ остановлен конкурс на выделенные 46,8 млн. рублей на реставрацию Азимовской мечети по ФЦП «Культура России», сообщила нашей газете Балтусова. Она также отмечает, что необходимая документация была разработана: проект по реставрации Азимовской мечети был выполнен ОАО «Татарское специальное научно-реставрационное управление» в рамках реализации ФЦП «Культура России (2012 - 2018)» в 2015 году. Проектная документация была согласована минкультом РТ.

.
Была полностью утрачена фактура кирпичной кладки, повреждены профиль, пластика и геометрия выступающих декоративных элементов — лекального кирпича и резьбы по белому камню

«В феврале мною совместно с представителями общероссийской общественной организации «Союз реставраторов России» было проведено визуальное обследование здания. Выявленные в ходе осмотра замечания и нарушения мы довели до президента РТ, он дал поручение провести проверку. В ходе проверки уже совместно с антикоррупционным комитетом и кафедрой реставрации КГАСУ мы проводили новые осмотры и составляли протоколы нарушений», — рассказала помощник президента Татарстана. Проверка показала, что разрешения на производство работ от минкульта РТ не было. Не был также заключен договор авторского надзора, не было журнала авторского надзора, что, продолжает Балтусова, является грубейшим нарушением правил проведения реставрационных работ. Отсутствовал проект организации реставрации и, как следствие, решение по организации и очередности этапов проведения реставрационных работ. Не были учтены и использованы материалы, сведения и методические указания, изложенные в научно-проектной документации, выполненной ранее ОАО «ТСНРУ». Словом, рабочие даже не подумали, что перед ними — уникальный исторический объект.

«На дворе стояла зима, и отсутствие условий для предотвращения попадания атмосферной влаги на поверхность кирпичной кладки было недопустимо. Однако так называемыми реставраторами не была выполнена защита обнаженной части кирпичной кладки фасада от попадания влаги. Визуальным осмотром выявлены характерные следы от применения современных механических средств обработки поверхности, а также следы воздействия различных отбойных, долбежных и тому подобных насадок (категорически запрещенных при проведении любых видов реставрационных работ)», — говорит Балтусова.

.
Фактура кирпичной стены в сочетании с кирпичным декором является характерной особенностью фасада мечети

В результате была повреждена значительная часть лицевой поверхности кладки, кирпичного и белокаменного декора — кирпичная кладка в буквальном смысле срезана по всей площади произведенных работ. «Ни один специалист реставратор никогда не стал бы выполнять реставрационные работы подобным образом. Надеюсь, что будут установлены ответственные и за вред памятнику, и за допуск на объект без проведения обязательной конкурсной процедуры», — отметила Балтусова.

«Причиненный ущерб будет возмещен за счет виновного лица, которое установит суд по окончании рассмотрения уголовного дела», — подчеркнул Галиев. По его словам, окончательный ущерб будет определен по итогам строительно-оценочной экспертизы. Как уточнил «БИЗНЕС Online» сотрудник пресс-службы МВД по РТ Ленар Давлетшин, в рамках расследования уголовного дела подозреваемые пока не установлены. «Сейчас проводятся различные мероприятия, опрашиваются сотрудники организации, которая осуществляла строительно-ремонтные работы», — сообщил Давлетшин.

.
Кирпичная кладка в буквальном смысле срезана по всей площади произведенных работ

ВОССТАНОВИТЬ ПО РЕШЕНИЮ РУСТАМА МИННИХАНОВА

Вопрос о реконструкции Азимовской мечети был поднят в ноябре прошлого года во время прогулки «с пристрастием» Рустама Минниханова по Старо-Татарской слободе. В сопровождении руководителя аппарата президента РТ Асгата Сафарова, мэра Казани Ильсура Метшина президент посетил несколько мечетей, требующих усилий реставраторов. Тогда имам мечети в разговоре с президентом посетовал на проблемы с кровлей и президент пообещал помочь. Вскоре, в феврале 2016 года, на сайте госзакупок был объявлен тендер на реставрацию здания. На ремонтные работы памятника федерального значения из федерального бюджета выделили 46,8 млн. рублей.

Согласно технической документации в мечети планировалось произвести реставрацию кирпичной кладки (в частности, архитектурных элементов) и штукатурки, воссоздание дверей и белокаменных элементов (включая объемную резьбу по камню и ступени у входа) по старому образцу, восстановление (чистка и рихтовка) кованых элементов, замену аварийных перекрытий и балок, фрагментов крыши, оконных и дверных проемов. Архитектурную ценность памятника должны были подчеркнуть 157 светильников и ламп, поставленных на службу освещения здания изнутри и снаружи после реконструкции.

Именно, неверное, воссоздание резьбы по камню и стало поводом для возбуждения уголовного дела по ч. 1 ст. 243 УК РФ («Повреждение объектов культурного наследия — памятников истории и культуры»). Дело было возбуждено 30 марта отделом дознания ОП №10 «Промышленный» УМВД РФ по Казани.

.
Сегодня мечеть опутана строительными лесами и пленкой, внутри ремонтные работы не ведутся

ГДЕ ПРОКОЛОЛСЯ «САЙЯР»

Сегодня мечеть опутана строительными лесами и пленкой, с фасада снят слой штукатурки, убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», побывав у мечети. Внутри ремонтные работы не велись. Как рассказал нам рабочий, по плану предполагалось заменить протекающую крышу, укрепить фундамент и обновить фасад. Работы приостановились пару месяцев назад.

«Глобальных нарушений, никаких трещин не было и нет, мечеть находится в нормальном состоянии, проходят намазы, она работает, не закрыта, — сообщил «БИЗНЕС Online» представитель мечети, отказавшийся представиться. — Президент дал поручение сделать ремонт, после этого начались подготовительные работы, поставили леса. Хотелось, чтобы работы закончились скорее, потому что весна, дожди. Насколько мне известно, должен пройти конкурс, поэтому ждем, более конкретной информации у меня нет. Каждый день думаем, что вот-вот начнут, продолжат работы...»

Компания «Сайяр», созданная в 2002 году Фаридом Гатиным, хорошо известна по работам на культовых объектах, и тем удивительнее такое ЧП. Жемчужиной среди заказов компании можно назвать восстановление одной из старейших — 1798 года постройки — мечети города — Галеевской на улице Парижской Коммуны. По завершении всех работ в данном комплексе, состоящем из мечети с восстановленными двумя минаретами, домом Галеева и двухэтажным административным зданием, разместятся структурные подразделения духовного управления мусульман РТ, занимающиеся вопросами организации хаджа и добровольной сертификацией на соответствие требованиям халяль. Там же будет основная резиденция муфтия республики (сейчас ДУМ РТ базируется на улице Лобачевского). На проведение всех реставрационных работ было выделено 100 млн. рублей.

Впрочем, для «Сайяр» это сравнительно небольшой объем. Согласно порталу госзакупок за 2014 год компания заключила госконтракты на 2,2 млрд. рублей — все с ГИСУ. Это позволило ей занять 7-ю строчку в Топ-10 крупнейших исполнителей госзаказов из РТ, обойдя даже таких грандов, как ПСО «Казань» и «КамГЭСэнергострой». Прошлый год стал менее удачным в плане контрактов, но тоже неплохим — их было заключено чуть более, чем на 1 млрд. рублей. С начала этого года «Сайяр» выиграл один тендер на 112 млн. рублей на «строительно-монтажные и прочие работы по капитальному ремонту». Сокращение объемов можно скорее списать на то, что тучные годы ушли в прошлое, чем на утрату доверия к компании.

.
На проведение всех реставрационных работ было выделено 100 млн. рублей

АЗИМОВСКУЮ МЕЧЕТЬ ОСНОВАЛ СТАРЕЦ АЗИМ, ЖИВШИЙ 500 ЛЕТ?

Азимовская мечеть — одна из немногих городских мечетей, которые можно причислить к татарской культовой архитектуре. Справочники сообщают о ней скупо, ограничиваясь датой постройки и именами благотворителей, в то время как это небольшое изящное сооружение с высоким угловым минаретом (51 метр) овеяно легендами и даже связано с именем легендарного казанского старца Азима. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал Фарид хазрат Салман, директор центра исследований священного Корана и пречистой Сунны РТ, работавший когда-то старшим преподавателем при здешнем медресе.

«Район, в котором расположена Азимовская мечеть, в советское время считался спальным и далеким от центра: здесь стояли одноэтажные деревянные дома, работала парфюмерная фабрика «Аромат» — она и была доминантой в этих кварталах, — вспоминает Фарид хазрат. — В этом окружении мечеть терялась. Затем постройки снесли, население переселили на новые квартиры, и культовое сооружение снова обрело пространство, не такое тесное, как прежде».

В 1990-е, похоже, только архитекторы понимали, какая «жемчужина» затеряна в промзоне, и не только понимали, но и брали на карандаш особенности ее национального стиля. К примеру, минареты главной джума-мечети РТ — «Кул-Шарифа» — строились по образцу азимовских. Но не менее важно — это внутреннее убранство, планировка зала.

«Когда я был имам-хатыбом «Аль-Марджани», я отметил для себя эту особенность внутреннего устройства татарской мечети, — делится своими наблюдениями Фарид хазрат. — Там были три комнаты — малая, средняя и главная, в то время как в большинстве современных мечетей существует только один огромный зал. Но вы же понимаете, что не все, совершаемое имамом и верующими, предназначено для посторонних глаз. Поэтому такое деление на залы, как мне кажется, очень удобно. В Азимовской мечети этот порядок был наполовину соблюден».

.
Азимовская мечеть — одна из немногих казанских мечетей, которые можно причислить к татарской культовой архитектуре

Как считает руководитель центра исследований священного Корана и пречистой Сунны, собственно «татарских мечетей в Казани всего четыре: кроме Азимовской это Марджани, Галеевская и Рамазан. Остальные сделаны по международному стандарту, который в основном копировался с Турции, условно эти постройки можно назвать «космополитическими».

Местные шутники уверяют, что Азимовская мечеть названа в честь известного американского фантаста Айзека Азимова, который в младенчестве якобы жил в этом районе, но затем, в возрасте двух лет, покинул «родную промзону». Никаких следов этого события в официальной биографии Азимова, разумеется, нет. Другая экзотичная легенда повествует о том, что основателем мечети был старец Азим, чьи предки являлись казначеями казанских ханов, то есть держали в своих руках ту самую казну, которая, как свято веруют все дайверы и водолазы, до сих пор лежит на дне озера Кабан. Чудом выжив во время взятия Казани Иваном Грозным и надежно спрятав ханский бюджет от загребущей руки Москвы, Азим, согласно легенде, жил потом еще 500 лет с хвостиком. Такую версию биографии старца поддержал и фильм «Сокровища озера Кабан», вышедший на экран два года назад, где роль Азима сыграл актер Сергей Шакуров.

Конечно, если «дед Азим» прожил более пяти столетий, то он не только мог основать Азимовскую мечеть, но и стать свидетелем ее закрытия большевиками в 1930-е. Но, скорее всего, верна академическая версия, и инициатором строительства культового сооружения явился татарский купец и промышленник Муртаза Азимов. Дав добро на возведение мечети в 1887 - 1890-х, купец тем самым исполнил просьбу многочисленных рабочих-мусульман, обитавших в этом индустриальном районе.

После закрытия в советский период Азимовская мечеть какое-то время пустовала, пока в 1950-е годы ее не приспособили под кинотеатр. Все внутреннее убранство, напоминавшее о том, что здесь когда-то молились, а не крутили кино, было при этом уничтожено. В 1989 году пустое и оскверненное здание наконец-то вернули общине верующих. В 1992 году община инициировала первую реставрацию фасадов с реконструкцией интерьеров по проекту Рафика Билялова. Об этой реконструкции Фарид хазрат Салман вспоминает как о «неправильной»: интерьеры восстановили некорректно, а медальон с цитатой фразы пророка даже пришлось затирать по причине его «неграмотности».