Как стало известно «БИЗНЕС Online» в канун 55-летия полета Юрия Гагарина, на МКС будут доставлены специальные носки, произведенные в Татарстане, — ноу-хау чулочной фабрики «Алсу» поможет в условиях невесомости обезопасить ноги от ушибов и ссадин. Как рассказали нашему изданию сами космонавты, у появления новинки — необычная история, которая началась с близкого знакомства с владельцем группы «СМП-Нефтегаз» Фоатом Комаровым, часто принимающим их у себя в гостях в Альметьевске.
На этом фото хорошо видна специфика работы ногами в невесомости |
ОРБИТАЛЬНАЯ БЫТОВУХА: «ЧЕРЕЗ ПАРУ ДНЕЙ В НОСКАХ ДЫРКИ ОБРАЗУЮТСЯ!»
Опытную партию «носков защитных для работы в условиях Международной космической станции» изготовило ООО «Альметьевская чулочно-носочная фабрика «Алсу» (входит в группу компаний «СМП-Нефтегаз»). Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал руководитель научно-производственного центра (НПЦ) «Инновационные трикотажные материалы и технологии» Ипполит Цитович.
Но чего особенного может быть в такой элементарной вещи, как носки? Дело в том, что на орбиту могут быть отправлены только специально изготовленные для космоса вещи. Поэтому и к полетной одежде космонавтов особые требования, например, от них не должна лететь пыль. Никаких пуговиц (могут отлететь) — только молнии, липучки и кнопки. Белье тоже специзготовления и одноразовое: прошло несколько дней — и в отходы, которые сгорят в атмосфере.
Обувь космонавты на МКС надевают только для занятий физкультурой, а повседневно обходятся носками. Известны несколько их видов. Первый — хлопчатобумажные. Они не раздражают кожу, хорошо впитывают влагу, но при этом у них невысокие теплозащитные свойства и они становятся источником пыли. Второй — чисто шерстяные. В них тепло, однако это опять-таки пыль и невысокая стойкость к истиранию. Третий — носки из нескольких сортов шерсти с добавками из натуральных и синтетических волокон. У них высокие гигиенические свойства и повышенная стойкость к истиранию, но проблема пыли так никуда и не делась. Плюс все эти носки не защищают от травм.
У носков от «Алсу» полимерная защита предохраняет ногу от травм |
«Специальные носки нужны на МКС обязательно, — рассказал «БИЗНЕС Online» летчик-космонавт, герой России Антон Шкаплеров. — В космосе мы не ходим, а, как говорят космонавты, плаваем. Для фиксации есть что-то типа поручней на, образно говоря, полу. За них и цепляемся ногами. Если нога голая, можно ее повредить, и очень быстро набиваются мозоли. Поэтому мы носим не тонкие, а толстые, шерстяные носки. Они шьются с соблюдением всех космических правил, но по фасону это самый обычный носок. А вот в Альметьевске нам показали совсем удивительную вещь — носок, у которого на подъем голени, который больше всего и страдает от ударов и трения, нанесено специальное покрытие. Я примерял — отлично!»
«До сих пор мы пользуемся вполне обычными носками, а в них через два дня дырки образуются! — дополнил коллегу в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» летчик-космонавт, Герой России Салижан Шарипов. — В первом полете это меня здорово удивило. И очень сильно натираем ноги, прямо шишки образуются».
Фоат Комаров, Антон Шкаплеров и Олег Артемьев у памятника Чернушке |
«МОЖНО Я С СОБОЙ КОСМОНАВТА-МУСУЛЬМАНИНА ПРИВЕЗУ?»
Но как же Альметьевску заказали продукцию для МКС? Сыграли репутация и фабрики, и доктора технических наук, заслуженного деятеля науки РФ Цитовича, ну и без случая, конечно, не обошлось.
В 2008 году нынешний руководитель аппарата альметьевского АО «СМП-Нефтегаз» Ринат Шайхатаров дожидался в Москве рейса на Мюнхен, и тут ему повстречался приятель, с которым был незнакомый мужчина. Оказалось, что это летчик-космонавт, Герой Советского Союза Александр Баландин. Какое-то время новые знакомые изредка созванивались, пока в 2011 году, когда страна отмечала 50-летие первого полета в космос, альметьевским властям не пришла в голову идея пригласить в город космонавтов. У местной элиты космических связей не нашлось, в результате, памятуя о знакомстве с Баландиным, почетную миссию взял на себя Шайхатаров. Заманить удалось масштабами мероприятия: в Альметьевске должно было состояться августовское совещание, которое традиционно проводит президент РТ, куда съезжается весь республиканский бомонд. Узнав, что у него появится возможность встретиться с детьми, педагогами, Баландин решил приехать. «А потом он уже мне сам перезванивает и спрашивает: «Можно я с собой космонавта-мусульманина привезу? Все-таки Татарстан», — припомнил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Шайхатаров.
В итоге Баландин привез с собой Шарипова, а там пошло-поехало. «Александр Николаевич сказал, что скоро полетит его ученик Антон Шкаплеров, и предложил: «Давайте что-то сделаем для города, — продолжает рассказ Шайхатаров. — Мы переговорили с «Татнефтью» и передали для Антона флаг компании, он его увез в космос, а вернувшись из полета, вручил городу на День нефтяников. Он же тогда спросил: «Можно я к вам привезу еще одного космонавта?»
Космонавты на фабрике «Алсу» |
В результате сейчас в друзьях у Альметьевска помимо Баландина, Шарипова и Шкаплерова их коллеги Олег Артемьев и Алексей Овчинин. Алексей Николаевич сейчас на орбите: стартовал 18 марта 2016 года командиром корабля «Союз ТМА-20М» вместе с бортинженерами Олегом Скрипочкой и американцем Джеффри Уилльямсом. А теплые отношения между «СМП-Нефтегазом» и космонавтами возникли после того, как владелец компании Фоат Комаров взял на себя организационные моменты по их визитам. «Фоат Фагимович сказал: все вопросы, что связаны с космонавтами, буду решать я», — рассказал Шайхатаров.
В очередной раз космонавты побывали в Татарстане буквально на днях: Шкаплеров и Артемьев приезжали в Альметьевск и Заинск. И, кстати, побывали на фабрике «Алсу». А в Заинске они поучаствовали в митинге у памятника Чернушке — собачке-космонавту, капсула с которой приземлилась вблизи деревни Старый Токмак 9 марта 1961 года, то есть за месяц до полета Гагарина, а также встретились с учениками подшефной «СМП-Нефтегазу» школы №6.
«АМЕРИКАНЦЫ ИСПОЛЬЗУЮТ ОБЫЧНЫЕ НОСКИ»
По словам Цитовича, разработку носков альметьевской фабрике заказало московское ООО «Кентавр-Наука», которое вот уже пару десятков лет обеспечивает орбиту космической одеждой.
На орбите обувь надевают только во время занятий физкультурой |
«Договор заключили совсем небольшой, тысяч на 200 рублей, — рассказывает руководитель НПЦ, — но не это главное — нам было интересно решить техническую задачу. Эти носки благодаря полимерному покрытию защищают верхнюю часть стопы от механических воздействий — все вероятные зоны взаимодействия с острыми краями перекрыты, а то у космонавтов вечно синяки и ссадины в этих местах, они даже обвязывают ручки, за которые цепляются, чтобы помягче было. Для массажного эффекта предусмотрены небольшие уплотнения, и космонавты это сразу оценили. Учтено, чтобы пыль не летела и чтобы в окружающую среду не выделялся пот. Материал носков — чистый хлопок с синтетической нитью и долей эластановых нитей, которые создают небольшую компрессию, облегаемость. А то мы посмотрели на фото-видео с орбиты: висят они там в невесомости, а у них складки на носках. Это дискомфорт и неэстетично... Словом, техническое решение комбинированное».
Странно, что до такого никто до сих пор не додумался — ни в России, ни в США, ни в Западной Европе. «За границей ничего подобного нет», — отмечает Цитович. «Американцы используют самые обычные носки», — подтверждает Шарипов, который, среди прочего, в 1998 году был и специалистом полета на шаттле Endeavour. «У американцев и европейцев такого нет, так что продукция «Алсу» — эксклюзив», — говорит Шкаплеров.
Салижан Шарипов без сомнений рекомендовал продукцию «Алсу» |
В Альметьевске изготовили примерно 100 опытных пар носков, выпустили проектно-техническую документацию, сертифицировали продукцию с точки зрения безопасности, подали заявку на патент, передали носки заказчику. По словам, Цитовича, вот-вот должны быть подписаны документы на поставку, хотя, по его мнению, это можно было сделать давно, тем более что письмо о востребованности продукции подписали с десяток космонавтов. «Нам носки очень понравились, поэтому их без сомнений рекомендовал», — говорит Шарипов.
Но космонавты уже решили, что в любом случае возьмут альметьевские носки на орбиту. «У нас есть возможность взять личные вещи, — рассказывает Шкаплеров. — Только это надо заранее согласовать, чтобы их проверили на специальном оборудовании. И в следующий полет я обязательно возьму сделанные нашими друзьями носки с собой».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.