Дмитрия Потапенко
Прогноз Потапенко на ближайшие годы, разумеется, пессимистичен: на 2016-й денег в резервных фондах еще хватит, а вот 17 - 18-й годы могут оказаться непростыми

«В 90-Е НАС ТОЧНО ТАК ЖЕ СТРЕЛЯЛИ, НО ХОТЬ ПО УШАМ НЕ ЕЗДИЛИ»

Послушать «хирурга» сетевого бизнеса Дмитрия Потапенко — удовольствие не из дешевых, а попить кофе или поужинать с известным оппозиционным ретейлером — вообще за пределами кошелька «грузчиков, водил, врачей скорой» и прочих санкюлотов, которых Потапенко интеллигентно именует представителями «низового персонала». По крайней мере, на сайте с претенциозным доменным именем kzn.davos стоимость сегодняшней пятичасовой лекции управляющего партнера Management Development Group в казанском отеле «Мираж» колебалась от 3 тыс. («стандарт») до 30 тыс. рублей (VIP). Поэтому публика, занявшая около 200 мест в зрительных рядах конференц-зала гостиницы, была соответствующего уровня солидности. И по всему было видно, что ее, вооруженную ежедневниками и диктофонами, мучает множество вопросов, в том числе: зачем? Зачем успешному владельцу 12 розничных и 8 ресторанных сетей бросать все свои дела и пускаться в хлопотное турне по всей необъятной стране с «антикризисными» выступлениями? Ведь кроме Казани в анонсированном графике Потапенко — Санкт-Петербург, Ростов, Якутск, Краснодар, Самара, Уфа и пр. Ради чего столько усилий? Нет ли за пазухой у Потапенко политического камня?

«Надо показать, что мы не сволочи, не уроды, не барыги-спекулянты, — доверительно ответствовал ретейлер, обращаясь к коллегам-капиталистам. — Каждый из нас создает страну, а не те, кто с ксивой. Ни один майор на такое не способен — он только ресурсы пожирает».

«Но вы ведь куда-то собираетесь этой осенью?» — осторожно намекнули из зала.

«Куда-то зовут, — неопределенно усмехнулся Потапенко, прославившийся зажигательным монологом про мясника и корову как символов отношений бизнеса и власти. — Если не сломают шею». И затем он все-таки пояснил, что принял решение войти в генсовет Партии роста Бориса Титова, где собирается курировать «зону малого и среднего бизнеса».

Впрочем, слушателей это не разочаровало. Приверженец воскресшей накануне выборов праволиберальной партии, московский гость и с публикой держал себя подчеркнуто демократически: всем без исключения тыкал, часто и громко употреблял подцензурное слово «ж...а», панибратски называл Путина «папой», чиновников — «феодалами», несколько раз к месту и не к месту говорил о какой-то «личной половой драме». Ему охотно аплодировали.

Выступление Потапенко беспроигрышно начал со страшилок. «То, что власти делают с экономикой, — история искусственная, но мы живем в феодальном государстве, — заявил ретейлер буквально с первой минуты. — Пересидеть, перетерпеть это не удастся». И тут же он вспомнил, как недавно давал интервью «одной девочке с «Фонтанки» (петербургская интернет-газета, контрольный пакет которой до недавнего времени принадлежал шведской компании Bonnier AB, — прим. ред.) и рассуждал с ней, какими еще правами следует наделить российских чиновников, чтобы они окончательно начали походить на феодалов. «Право первой ночи, право испытать острие меча на первом попавшемся под руку, — сладострастно перечислял предприниматель. — Тут моя фантазия истощилась, но девочка оказалась умненькой и подсказала: право погреть ноги во внутренностях подвернувшегося встречного крестьянина».

Обозначив таким образом свое отношение к «феодалам», засевшим в Кремле и других институтах власти, бизнесмен напомнил и о тех 2 тыс. уголовных дел, которые, по его информации, в настоящее время расследуются в каждом российском регионе в отношении предпринимателей. «Сказал «папа»: «Не надо «кошмарить» бизнес», — смотришь: 3 500 человек сидят. Сказал второй раз — сидят уже 6 100, — охарактеризовал Потапенко госполитику в отношении бизнеса. — И что-то не видно, чтобы какие-нибудь прокуроры с трясущимися руками, теряя тапочки и жуя галстуки, бежали и просили: «Дайте нам ту папочку с 2 тысячами уголовных дел, и мы вернем незаконно отнятое имущество». В 90-е нас точно так же стреляли, но хоть по ушам не ездили».

«Все грустно, что вы говорите», — подал кто-то реплику из задних рядов.

«Я вам рассказываю математику, — запротестовал управляющий партнер MDG. — В табличке Excel есть ниспадающий тренд. Но дело в отсутствии у большинства ума».

«ЕСЛИ НЕ ИЗМЕНИТЕ АССОРТИМЕНТ — СДОХНЕТЕ»

Оппонент у Потапенко все-таки нашелся, но с самой неожиданной стороны. Еще большим сюрпризом стало то, что вызов могущественному московскому ретейлеру бросила женщина. Попросив микрофон, она сообщила, что ее сеть из 10 маленьких магазинов (в Арском районе РТ, как уточнил позже корреспондент «БИЗНЕС Online») оказалась под угрозой банкротства после того, как в регион пришли крупные сети— «Пятерочка» и «Магнит». «Что нам делать?» — не столько спросила, сколько пожаловалась предпринимательница. В вопросе содержался и некоторый укор: большинство присутствующих были прекрасно осведомлены, что Потапенко долгое время работал управляющим «Пятерочкой» в ЦФО.

«Падение какое?» — уточнил лектор.

«30 процентов. Нам умирать?»

Публика в зале притихла в ожидании чудодейственного рецепта, которым мэтр отечественного ретейла должен был, по ее мнению, одарить незадачливую бизнес-леди. Но Потапенко неожиданно легко согласился: умирать. Впрочем...

«Поставщику вы не выгодны, — начал вразумлять «гуру» свою собеседницу, заплатившую, между прочим, деньги за то, чтобы прийти на лекцию и выслушать «приговор». — 10 магазинов надо еще «разбить» на упаковки. Кроме того, продажная цена в ваших магазинах должна быть выше закупочной на 10 - 15 процентов. Вы не выгодны властям: от вас инвестиций как от козла молока. Вы не выгодны собственным сотрудникам: если разоритесь, они уйдут от вас в ту же «Пятерку».

«Что же делать?» — повторила предпринимательница.

«Спокойно, — ответствовал столичный ретейлер. — Надо снести весь ассортимент и поставить другой. Специфика маленьких магазинов нишевая. Продукция должна быть специализированной: мясной, сырной, винной и т. д. Если не измените ассортимент — сдохнете».

Столь суровая отповедь, произнесенная Потапенко, не отбила у прочих охоту спрашивать у него совета.

«У вас есть сети за рубежом, — констатировал кто-то сведущий (бизнес московского предпринимателя кроме России сосредоточен в Чехии, Болгарии, Бельгии и Китаеприм. ред.) — Какие рецепты посоветуете, чтобы начать работу за границей?»

«У них сильно другие предпочтения, рынок стандартизирован, — не то похвалил, не то посетовал Потапенко. — Вот говорят: Россия может предложить экологически чистую продукцию, а в Германии каждый огурчик стандартизирован даже по количеству пупырышек».

Как рассказал бизнесмен, какое-то время назад к нему «прибежали алкаши» с предложением поставить «Российское шампанское» в Чехию. Операция была осуществлена: шампанское поступило на прилавки чешских магазинов по цене в 112 крон, в то время как игристое вино «Богемия» присутствовало на тех же полках за 94 кроны. «Не поменяли атрибутов, сохранили ту же этикетку и ценник и потом удивлялись, почему Чехия, помнящая 1968 год (так называемую «Пражскую весну» — прим. ред.), не хочет покупать «Российское шампанское», — пожал плечами Потапенко. — Мы не попадаем в потребительские предпочтения».

.
Стоимость лекции колебалась от 3 тыс. («стандарт») до 30 тыс. рублей (VIP). Поэтому публика, занявшая около 200 мест в зрительных рядах конференц-зала гостиницы, была соответствующего уровня солидности

«ОТОБРАТЬ ЗАРПЛАТЫ И КРАСИВЫХ СЕКРЕТАРШ И ОТПРАВИТЬ ГРУЗИТЬ МАКАРОНЫ»

При всей экстравагантности речей и внешнем лоске (костюм-тройка с цепочкой поверх жилетки, дорогие наручные часы) московский ретейлер вовсе не выглядел агентом «стандартизированного Запада» — скорее выходцем из не раз помянутых в его выступлении 90-х, когда ему довелось начинать свою карьеру в роли охранника президента банка «Российский кредит». Названия своим компаниям хозяева тогда присваивали, по словам Потапенко, над раскрытым атласом Франции или Италии: «Находили неизвестные деревушки и давали имя своей фирме». В результате в России возникло целое созвездие предпринимателей, которые даже в этом не содержали ничего русского, хотя и на экспорт вроде бы не работали.

Прогноз Потапенко на ближайшие годы, разумеется, пессимистичен: на 2016-й денег в резервных фондах еще хватит, а вот 17 - 18-й годы могут оказаться непростыми. «Я как-то пошутил, что надо выпустить купюру в 25 тысяч рублей, — напомнил бизнесмен. — Но «наверху», видимо, услышали и вот уже заявляют о появлении купюр номиналом в 200 и 2 тысячи рублей. Резаной бумаги у вас будет много, но на обои, на обклеивание стен она вряд ли годится — мелкая».

Сам Потапенко в детстве обклеивал стены фантиками от жевательной резинки — об этом на лекции он вспомнил как о начале своей бизнес-карьеры. «3 - 4 тысячи фантиков наменял», — похвастался он.

Многочисленные структуры, созданные государством для поддержки предпринимательства, ретейлер предложил просто разогнать и был поддержан рукоплесканиями зала. «Отобрать (у сотрудниковприм. ред.) зарплаты и красивых секретарш и отправить ко мне грузить макароны, а офисы — посдавать, — поделился своим радикальным рецептом Потапенко. — Искренне не понимаю, почему такой комитет может выдавать деньги, которые не может выдавать банк. Спустите этот пакет полномочий в банки, и пусть они занимаются своими прямыми обязанностями. А то сейчас, чтобы наладить отношения с банком, я должен едва ли не сдавать анализы на яйцеглист, заложить душу дьяволу и продать родных детей».

Единственное, что так и не стало объектом критики со стороны Потапенко, — это офшоры. Отвечая на вопрос о роли офшорных зон, он не злорадствовал, как ожидали, по поводу «панамских бумаг», а, наоборот, назвал офшоры «формой защиты прав собственника, юрисдикцией с определенным налогообложением». «Кипр не офшор, он достаточно прозрачен», — пояснял ретейлер. В качестве примера настоящих офшорных зон Потапенко привел Британские Виргинские острова, а также Сейшелы.

Лекция завершилась «ужином с Потапенко», на который пригласили лишь избранных VIP'ов. Им выпало короткое счастье близкого общения с мэтром, которое, хочется верить, окупило вложенные в «антикризисный» билет пятьсот долларов.