Управляющая компания «Уютный дом» — одна из самых крупных в Казани по числу домов и площади обслуживаемой территории. Ее материально-техническая база позволяет реализовывать крупные проекты без привлечения бюджетных средств, а свой учебный центр обеспечивает необходимыми кадрами. На вопросы своих жителей, в том числе и острые, генеральный директор ООО «УК «Уютный дом» Марат Нуриев ответил в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online».
Марат Нуриев |
«САМЫЕ ПЕРВЫЕ И ПО КОЛИЧЕСТВУ, И ПО КАЧЕСТВУ...»
— Марат Абдулхаевич, в прошлом году вы открыли свой учебный центр, а в этом году что-то новое есть у вас в работе?
— Не хотел говорить заранее, но ладно... В преддверии выборов мэр города Ильсур Раисович Метшин определил несколько направлений развития города, в том числе и проект «Казань — город доброты». Мы тоже не хотим оставаться в стороне и решили организовать пункт раздачи вещей нуждающимся: одежду и другие необходимые предметы, в том числе и детские вещи. Выбрали категорию людей — это многодетные, малообеспеченные, пенсионеры и семьи, находящиеся в социально опасном положении. Будем им на безвозмездной основе передавать вещи. Также этот пункт будет принимать вещи от работников компании, от жителей и от всех желающих.
Я призываю тех, кто неравнодушен, приносить вещи, которые уже не используют по тем или иным причинам: стали малы, купили новое и т. д. Лучше уж пусть они пользу приносят людям, чем пылятся где-то в шкафах! Пункт планируем открыть в ближайшее время по адресу ул. Четаева, 50. Я считаю, что это направление очень своевременное и нужное, так как, помогая людям, мы и сами становимся добрее и лучше.
— В табеле о рангах УК города какое место занимает «Уютный дом»? (и как это определяется)? Есть ли рейтинг отношений жильцов к своим УК? Как правильно и прозрачно провести опрос в городе? Могут ли к вам присоединить «нерадивые» УК для исправления ситуации в них? (Братчиков Александр)
— Мы самые первые и по количеству, и по качеству... (смеется). Наша компания обслуживает 552 многоквартирных дома — это 65 процентов всего жилого фонда Ново-Савиновского района. По объему управляемой площади — более 3 миллионов квадратных метров — являемся крупнейшими в Казани. В марте этого года «Уютному дому» исполнилось 10 лет, и мы являемся практически единственной управляющей компанией России, которая на протяжении такого срока не меняет ни места своего расположения, ни названия, ни расчетного счета. Мы никуда не потерялись и ни от кого не бегаем!
— Сколько всего в Казани управляющих компаний?
— Очень много! А крупных — порядка 17-ти.
— Наверное, соревнование между вами есть? По каким критериям городская администрация оценивает вашу работу?
— Да, разработан перечень критериев, по которым еженедельно оценивают нашу работу, в том числе и по выполнению обращений в «Открытую Казань». «Уютный дом» всегда в рейтинге УК занимает первые-вторые места, а по «Открытой Казани» мы 100-процентно закрываем жалобы.
— Вы отслеживаете, почему житель был вынужден обратиться в «Открытую Казань», а не в свой ЖЭУ? У вас есть внутренний рейтинг?
— Жители обращаются в «Открытую Казань», потому что не получили внятный ответ в подрядной организации или от наших сотрудников. Хотя люди, конечно, разные есть: ему объяснил, например бухгалтер по квартплате, но он все равно приходит ко мне, чтобы то же самое услышать, а потом еще в «Открытую Казань» напишет.
А свой рейтинг у нас есть: на первом этаже здания управляющей компании на стенде наглядно показано, какое место занимает каждая из подрядных организаций. У нас есть «Прожектор ЖК-контроля», и каждый житель может сфотографировать испорченный объект или некрасивый факт и прислать нам. А мы после исправления ситуации вывешиваем рядом свою фотографию: вот, что было, а вот, что стало. В УК работает отдел контроля, который проверяет работу подрядных организаций. У нас по вторникам проходит приемный день населения, а по средам мы собираем руководителей подрядных организаций и разбираем все жалобы. Бывает, что руководители получают по шапке.
«КАЧЕСТВО РАБОТЫ ЗАВИСИТ ОТ КОЛЛЕКТИВА И ОТ РУКОВОДИТЕЛЯ»
— Наверное, есть предел управляемости территории? С другой стороны, управляющая компания не может быть маленькой, потому что в этом случае не сможет аккумулировать достаточные ресурсы. Где здесь баланс?
— Вы правильно сказали: маленькая управляющая компания не сможет аккумулировать необходимые ресурсы. А баланса как такового нет. Мне кажется, качество работы зависит от коллектива и от руководителя.
— Порой можно услышать мнение, что дела у «Уютного дома» идут хорошо потому, что у вас в управлении находятся относительно новые высотные дома. Это так?
— Тот, кто так считает, скорее всего, ищет для себя утешение. У нас 48 двухэтажных домов с деревянными перекрытиями, 6 трехэтажных и 183 пятиэтажных хрущевки. А если говорить о «новой» части, так это те дома, в которых людей переселяли по программе ветхого жилья. А они так были построены, что, признаюсь, даже хуже, чем хрущевки: у них межпанельные швы текут, и стены зимой «плачут». Там уже нашими силами был проведен большой объем работ.
— Отношение к общедомовому имуществу у переселенцев из трущоб чем-то отличается?
— У нас проживает более 155 тысяч населения, и люди разные есть, но, к сожалению, у большинства жителей преобладает иждивенческий подход.
— И где выход? Наверное, толпа не может быть собственником...
— Приняли новый Жилищный кодекс, согласно которому появилась собственность — приватизированные квартиры и общедомовое имущество. Но собственник не появился! У нас нет сегодня полноценного, здравомыслящего собственника.
Я думаю, собственника надо учить. Мы всегда почему-то догоняем уходящий поезд: обучаем пенсионеров компьютерной грамотности и т. д. А я считаю, что начинать надо с молодежи как с будущего собственника. Даже надо ввести урок ЖКХ в школах. Мы сами провели 16 уроков в 8 - 10 классах нескольких школ. К примеру, объясняли, что такое общедомовое имущество: если вы сломали скамейку, оплачивать ее ремонт будут ваши родители. И дети с интересом слушали, задавали вопросы. Я даже слышал отзывы: дети после нашего урока пытались своих родителей учить. А если уроки по ЖКХ ввести по всей стране хотя бы раз в месяц, то хуже не будет.
— Вы изучали, как управляют жилыми домами на Западе?
— Конечно, изучал. Такого, как у нас, практически нигде нет. Ведь у нас в одном доме — 200 - 300 собственников, а за рубежом — один собственник, а все остальные жилье арендуют, причем у нас большинство людей квартиры приватизировали бесплатно.
«2,2 ТЫСЯЧИ ПОДЪЕЗДОВ ПРИВЕЛИ В ПОРЯДОК ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ»
— Сколько человек у вас работают, какой материально-технической базой располагаете? (Марина)
— Сегодня «Уютный дом» — это холдинг, в структуре которого 11 подрядных жилищных организаций, транспортная служба, ремонтно-строительный участок, служба электроники для обслуживания домофонов и антенн, круглосуточная оперативно-диспетчерская служба, собственная служба по обрезке деревьев. В штате УК вместе с подрядными организациями 1,4 тысячи сотрудников, причем на сезонные работы, реализацию отдельных программ привлекаем дополнительную рабочую силу. Мы не хотим выпускать деньги из района, поэтому максимально стараемся оказывать все услуги. Делаем все, кроме вывоза мусора, ремонта лифтов и обслуживания газовых коммуникаций, поскольку для этого есть специализированные городские организации. За счет того, что наша компания такая крупная, мы можем реализовывать масштабные проекты.
— Например, какие проекты?
— К примеру, за счет собственных средств, без привлечения бюджетных денег мы реализовали масштабный проект «Подъезд». Мы принимали жилой фонд не в самом лучшем виде: и аварийные отключения часто бывали, и подвалы были полные воды, и крыши текли. И мы лет пять потратили на приведение домов в порядок, но люди эту нашу работу не видели, ведь люди не знают, что там в подвале мы меняем, а о ремонте крыши знали только жители верхних этажей. А подъезды были такими страшными, что людям стыдно было приглашать к себе гостей! И нам, профессиональным жилищникам, было стыдно содержать подъезды в таком состоянии. У нас около 2,2 тысячи подъездов, мы за три года привели их в порядок, и мы не просто потолки побелили, а делали от и до: где требовалось, меняли и входные группы, и перила, и почтовые ящики.
— Вы завершили этот проект?
— В этом году мы этот проект завершили и вошли в нормативный срок. По окончании работ мы приглашали старших по дому и сдавали подъезды. Теперь уже сами жильцы в ответе за них. К сожалению, уже есть такие подъезды, где опять все исписано и испорчено. Получая сегодня жалобу жильцов на плохое состояние подъезда, мы понимаем, что это произошло не по нашей вине, а по их собственной.
— Сколько стоит ремонт одного подъезда?
— Бывает по-разному, в зависимости от состояния и площади подъезда: в 5-этажных домах на ремонт подъезда расходуется около150 тысяч рублей, в 9-этажных в среднем требуется порядка 250 тысяч рублей.
— Хотелось бы понять структуру управления жилищным фондом: какие организации в подчинении у УК, какие — на подряде? Иногда звонишь в местный ЖЭУ, а там отвечают, что это не их вопрос, а УК, поставщиков коммунальных услуг и т. д. Мне-то кажется, что ЖЭУ — это подведомственное подразделение УК, и там мне должны ответить на все вопросы, решить все проблемы. Я не прав? (Данилов А.)
— Сегодня ЖЭУ — это ООО, и они работают у нас на подряде. Но закон позволяет и управляющим компаниям оказывать услуги, а не только управлять жилым фондом. Мы и платные услуги оказываем, и участвуем в тендерах на общегородские работы.
— Почему все УК Казани не раскрывают информацию согласно постановлению правительства №731? (Олег)
— На основании ФЗ-731 «О раскрытии информации» мы обязаны до 30 марта разместить отчет за прошедший год на своем сайте, на стенде в управляющей компании и на едином информационном портале мониторинга жилищного фонда в РТ www.mgf.tatar.ru. Эту информацию раскрывают все управляющие компании, и жилищная инспекция города строго следит за этим процессом и штрафует тех, кто не раскрывает.
«У НАС ЕСТЬ ВСЕ, ЧТО ТРЕБУЕТСЯ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЕРРИТОРИИ»
— Прочитал, что у вас 70 единиц техники. Это на какие деньги она куплена? Город помогает? (Андрей Федоров)
— Да, у нас есть все, что требуется для содержания территории: и уборочные машины, и грейдеры, и погрузчики, и автовышка. Управляющая компания — коммерческая организация, поэтому город технику нам не выдает. Мы активно участвуем во всех программах, в том числе в «Лизинг-грант». А там просто так ничего не дают — надо все рассчитать, доказать. По «Лизинг-гранту» мы получили 7 единиц техники. Это очень выгодно: 40 процентов платим мы, а остальное — государство. Автовышку, которая стоит около 5 миллионов рублей, мы получили по гранту минстроя. Кстати, «Уютный дом» — единственная в городе УК, у которой есть свои автовышки.
— ТСЖ технику себе позволить, наверное, не может?
— Конечно, нет! Даже если ТСЖ купит, например, вышку, так она круглый год будет простаивать, а у нас она востребована практически каждый день, еще и в аренду ее сдаем, на этом зарабатываем деньги. После снежной зимы 2010 - 2011 года мы каждую подрядную организацию снабдили погрузчиком, у которого впереди — ковш, а сзади — щетка.
— Уборка территории у вас механизированная?
— Уборочная техника для дворовых проездов у нас есть — так называемый пылесос, но во многих дворах сегодня она пройти не может, так как все заставлено автомобилями. И дворники, конечно, работают.
— А с крыши как снег убираете?
— Вручную. Когда есть необходимость, привлекаем промышленных альпинистов, а вообще убирают наши штатные сотрудники, но ежегодно в своем учебном центре проводим обучение работе на высоте. Для этой работы у нас есть спецсредства — страховочные пояса, веревка, специальная обувь.
— Во дворах что-то еще делаете, кроме их уборки?
— Два раза в год — весной и осенью — приводим дворы в порядок. В настоящее время в городе идет двухмесячник по санитарной уборке территории, до 1 июня все работы должны быть завершены. В Казани создана специальная городская комиссия, которая принимает дворы, а она смотрит на все, вплоть до того, указан адрес на доме или нет. В состав комиссии входят и представители общественности.
«ПЬЮЩИХ МЫ НЕ ДЕРЖИМ, А КВАЛИФИКАЦИЮ ПОВЫШАЕМ В УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ»
— Какая у вас в УК средняя зарплата? (Илья)
— Средняя зарплата у нас 25 тысяч рублей. В ЖКХ всегда зарплата была ниже, потому что она зависит от тарифов. Чтобы поднять зарплату, надо повысить тарифы. У нас все сотрудники находятся на сдельной оплате труда, зарплата зависит от объема выполненной работы. К примеру, дворники у нас получают более 20 тысяч рублей, но, конечно, за счет объемов.
— Многие УК говорят, что в дворники никто идти не хочет, поэтому дворы такие грязные, но тем не менее за уборку двора деньги собирают. Как у вас решена проблема с дворниками? (Маршида)
— В этом году мы смогли увеличить количество дворников на 50 человек. В дворники молодежь не идет, пенсионеры устают и уходят, такой зарплатой никого не заманишь. Самый верный путь привлечь необходимые кадры — это жилье. Казанцы в дворники не идут, а вот жители пригородных поселков готовы работать и за 20 тысяч рублей, но им требуется жилье в Казани. Поэтому мы у мэра согласовали использование под эти цели пустующие нежилые муниципальные помещения. Сам подрядчик приводит их в жилое состояние и заселяет дворников. У нас сегодня более 150 человек проживает в таких помещениях, а всего у нас более 300 дворников.
— Зачастую жилищники жалуются на отсутствие квалифицированных кадров и на злоупотребление ими крепкими напитками. Как у вас обстоит дело с качеством кадров и дисциплиной? (Ильгизар Зарипов)
— Пьющих мы не держим, а квалификацию повышаем в своем учебном центре. Сегодня в домах и квартирах стоит дорогое электронное оборудование, импортная сантехника. Разве пьющие там смогут работать? Наши сантехники получают более 25 тысяч рублей, но я уверен, что они на этом не останавливаются — зарабатывают частным образом. Мы даже сами даем им возможность заработать дополнительно — в вечернее время и в выходные дни они занимаются текущим ремонтом сетей.
«ЖИТЕЛЬ ДЛЯ НАС — ГЛАВНЫЙ»
— Управляющая организация — это бизнес или нет? Если бизнес, то вы можете оставить в будущем этот бизнес своим детям? У вас нет такого ощущения, что когда вы приведете все ваши дома в нормативное состояние, придет «дядя» и скажет: спасибо, с завтрашнего дня все вами обслуживаемые дома перейдут в управление тому-то? (Владимир)
— В ЖКХ я пришел в 1989 году не как в бизнес, а как на место работы. Считаю, мы должны служить населению. Если рассматривать только как чисто бизнес, то можно просто зарабатывать деньги, а для жителей ничего не делать. По своей психологии я воспринимаю ЖКХ как место работы, куда я пришел добровольно. Я и своим сотрудникам всегда говорю: вы все пришли сюда добровольно, поэтому, будьте добры, работайте. Житель для нас — главный, он обеспечивает нас работой и зарплатой, и мы должны оказывать ему соответствующие услуги.
А касаемо того, что может прийти «дядя» и попросить нас на выход, то это действительно так. Жилищный кодекс построен так, что для управляющих компаний нет гарантий. Вы знаете, держать дома в плохом состоянии даже выгоднее — никто на них не позарится... Конечно, к нашей компании это не относится — мы-то все подъезды привели в порядок. А вообще закон позволяет решением общего собрания жильцов менять управляющую компанию.
— Сегодня есть мнение в некоторых муниципалитетах, что частные УК не оправдали себя и надо создавать МУПы, которые можно контролировать. А вы как считаете?
— Я думаю, к МУПам в ЖКХ мы уже не вернемся. Минстрой России так же идет в данном направлении. Ведь МУПы — это дополнительная нагрузка на бюджет муниципалитета. А при сегодняшней ситуации в экономике где найти на это средства?
— Но ведь есть такие УК, которые администрации города не подчиняются и ничего для жителей не делают. Население начинает обращаться к городским властям, а те ничего сделать не могут...
— Да, такие случаи бывают, но ведь у жителей есть законная возможность решением общего собрания отказаться от услуг нерадивой управляющей компании и нанять новую. Однажды мы были в министерстве строительства Германии, и я был поражен: в коридорах нет посетителей. Спрашиваем: у вас жители в министерство не ходят? Зачем? — спрашивают в ответ. Объясняем: у нас даже Путину пишут о проблемах ЖКХ. А они нам отвечают: даже если нам напишут жалобу, мы ее выбросим, потому что у всех есть управляющая компания, которую они сами выбирают. Я считаю, у нас власть своим вмешательством приучила людей обращаться к ней по всем вопросам.
— Вы давно работаете в сфере ЖКХ и знаете все ее тонкости. Скажите, какие тарифы завышены? В частности, меня возмущают тарифы на отопление и уборку двора. (Петрова)
— Тарифы на коммунальные услуги принимаются Госкомитетом РТ по тарифам, перед которым все поставщики должны обосновать свои тарифы. Поэтому я не думаю, что комитет завышенные тарифы им подпишет. А тарифы на жилищные услуги сегодня должны приниматься самими собственниками — так трактует закон. Но, как я уже сказал, пока у нас нет активных жильцов, которые были бы готовы этим заниматься. У нас нет ни одного дома, где бы сами жильцы рассчитали тариф. Поэтому мы пользуемся тарифами, которые рекомендованы для муниципального жилья. Я не думаю, что они завышены. Тарифы на жилищные услуги по сравнению с коммунальными гораздо ниже.
— Инфляция ежегодно есть, а тарифы не индексируются?
— Да, поэтому и зарплата в ЖКХ такая низкая. А тарифа на уборку придомовой территории не хватает. На обрезку деревьев, например, тарифа нет вообще, а ведь деревья во дворах стареют, падают. Хорошо, что у нас своя служба занимается этим, а если бы надо было нанимать со стороны, то денег на это у нас просто нет.
«ЗА 10 ЛЕТ НАКОПЛЕННЫЙ ДОЛГ НАСЕЛЕНИЯ СОСТАВЛЯЕТ 260 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ»
— Есть ли убытки у УК и как они покрываются, если они есть? (Братчиков Александр)
— Убытки возможны в любом ООО, но если коллектив и руководитель работают на убыток, тогда будущего у компании просто нет. Наши убытки никто не субсидирует, поэтому мы тратим столько, сколько зарабатываем. К примеру, мы знаем, что заработаем 300 тысяч рублей на текущий ремонт, вот столько и планируем на следующий год. Суммы по всем статьям расхода известны.
Но убытки могут формироваться и за счет недосбора платежей населения. За 10 лет накопленный долг населения составляет 260 миллионов рублей. А сегодня мы ежегодно собираем 98 - 99 процентов платежей.
— Кто обычно не платит?
— Часть жильцов просто забывает платить вовремя, и мы им напоминаем. Некоторые умышленно не платят, хотя имеют такую возможность. И есть те, кто хочет, но не может платить — это социально незащищенные слои населения.
— Какие методы борьбы с неплательщика считаете наиболее эффективными? (Борис Иванович)
— С неплательщиками мы боремся в рамках закона, а он сегодня суровый в отношении УК. Закон позволяет жильцам не платить! Мы не имеем возможности отключить электричество, пока дважды не предупредим об этом: за 20 дней и за 3 дня, при этом должник должен расписаться в уведомлении. А кто из них будет расписываться?! Но только после этого можем отключить. При несоблюдении нами процедуры прокуратура и другие контролирующие органы нас жестко наказывают. А вообще самая действенная мера — это отключение электричества, а не наши уговоры.
— А выселить по решению суда можно?
— В законе говорится, что единственное жилье не подлежит ни продаже, ни конфискации. Гражданин должен сам захотеть продать большую квартиру и купить меньшую, чтобы погасить долг и потом платить меньше.
— Долги неплательщиков «размазываются» на других жильцов?
— Нет, все платят строго по тарифам и площади своего жилья. А долги населения перед поставщиками коммунальных услуг так и остаются. Но с нас, конечно, требуют оплаты.
— Нашли выход, как погасить миллионные долги УК перед ресурсными организациями?
— Выход один — заставить неплательщиков заплатить, но не всегда это получается. У нас есть своя служба безопасности и сотрудники, которые каждый день этим занимаются: уведомляем, отключаем, судимся. У нас в день по 15 судов проходит! Мы судимся еще и потому, чтобы не упустить трехлетний срок давности долгов. Это очень муторная и неблагодарная работа...
— Какие у вас взаимоотношения с ресурсными организациями из-за долгов?
— У нас с ними договорные отношения. Да, определенный долг перед ними есть. Вот с этого года население за отопление оплачивает по факту, и не всегда оно в состоянии оплатить такие суммы за зимнее время.
— Ведь поставщики услуг иски предъявляли управляющим компаниям...
— Предъявляли, и у нас есть решение суда, есть график погашения долга. Это естественный процесс. А ежемесячно все, что собрали, мы направляем им.
— Почему население не платит коммунальщикам напрямую, минуя управляющую компанию?
— Можно и так — закон сегодня это позволяет. Но этого не хотят сами поставщики, потому что для этого потребуются дополнительные штаты и расходы. К примеру, у нас сегодня 64 тысячи лицевых счетов, а энергетики заключили с нами один договор, и все их проблемы со сбором платежей решены. А иначе им надо было бы открыть 64 тысячи счетов, обслуживать их, считать, выставлять счет, собирать с населения долги. Мы сегодня им на блюдечке преподносим деньги и ничего за это не имеем.
ЗА БЛАГОУСТРОЙСТВО ДВОРОВ ЖИЛЬЦЫ НЕ ПЛАТЯТ
— За благоустройство дворов в счет-фактуре строки нет, то есть жители не платят, выходит, эти работы оплачивает городской бюджет?
— Да, на благоустройство в части замены асфальтового покрытия выделяются деньги из бюджета, но настолько мало, что их не хватает. Сегодня по ФЗ-185 при капитальном ремонте домов ремонт дворов вообще не предусмотрен.
— Почему население не платит за благоустройство?
— История довольно странная. Дело в том, что 100-процентно провели межевание территории вокруг зданий, в том числе вокруг жилых домов. Но жильцы многоэтажных домов налог на землю не платят из-за юридического казуса: все население должно было дружно пойти в Регистрационную палату и зарегистрировать территорию дома. Естественно, этого никто не сделал, хотя территория за домами закреплена. И налог никто не платит, а государственные и муниципальные органы говорят: эта территория уже ваша, проводите собрание жильцов, собирайте дополнительные деньги и благоустраивайте дворы. Но это огромные деньги! Например, на асфальтирование дорог в «коробке» из трех-четырех домов требуется порядка 15 миллионов рублей. Конечно, население столько не соберет. Да, бюджет деньги выделяет, но очень мало, их хватает на 15 - 20 дворов в год по нашему жилому фонду.
— Кто все-таки занимается благоустройством дворов — УК или администрация района?
— Это бюджетные деньги, поэтому заменой асфальтового покрытия занимаются администрации районов. В этом году запланированы работы в объемах прошлого года. После ремонта асфальта мы, жилищники, благоустраиваем детскую площадку, устанавливаем малые архитектурные формы.
— Невозможно описать литературными словами состояние дорог во дворах Гаврилова, 6, 8, 8а, 12; Ямашева, 112. Дороги не обновлялись уже 18 лет. Когда же жители увидят ровный асфальт под ногами? (Марат)
— Асфальтовое покрытие во дворах ремонтируется за счет бюджетных средств, так как вами данная услуга не оплачивается. По нашим данным, в 2016 году ваш двор в программу приведения в нормативное состояние дворовых территорий не включен. Для уточнения рекомендую обратиться в отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов.
— Когда будет отремонтировано асфальтовое покрытие двора Чуйкова, 69? (Рафис)
— По информации, полученной из районной администрации, ремонт асфальтового покрытия придомовой территории по адресу Чуйкова, 69 запланирован на 2016 год.
— Когда приведут в порядок дворовый проезд на Четаева, 25 и разберутся с парковкой у домов Четаева, 25 и Амирхана, 21? (Геннадий)
— Заменой асфальтового покрытия занимаются администрации районов. Рекомендую обратиться в отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов. Вопрос парковки решается на общем собрании собственников.
— Когда наведут порядок на прилегающей территории к дому 16 по ул. Абсалямова? Организована свалка прям под окнами дома (на территории заброшенной территории стройки). Мусор кидают сами работники УК. Внутридворовая дорога отсутствует. Покрытие разрушено, ямы метр на метр глубиной до 30 сантиметров. Огромное количество квартир в доме сдается, и у вас нет данных, как связаться с собственником в случае ЧС. Игровая площадка для детей опасна — конструкции сломаны, торчат гвозди, щепки. Ответы о сроках исправления и решений прошу отправить на эл. почту (Алексей)
— Заброшенная стройка не относится к придомовой территории, у нее есть свой собственник. Подрядной жилищной организацией ООО «Савиново-42» между домом и заброшенной стройкой, со стороны фасада вашего дома, была произведена уборка. Детская площадка находится в удовлетворительном состоянии, все конструкции исправны. Кстати, этот двор уже принят приемочной комиссией.
— Неоднократно к вам обращались с просьбой установить ограничители по краю тротуаров, материал сейчас пока есть — трубы б. у., снятые от водоснабжения при капремонте. Позже труб — материала — не будет, который будет сдан на металлолом. (Владимир Иванович)
— Получается, что мы отгораживаемся сами от себя! Вообще, этот вопрос все чаще задается. Мнения разделились: есть желающие установить ограждения и есть противники (в основном автомобилисты). Данный вопрос также решается на общем собрании. В этом направлении работа ведется, ограждения, где требуется, мы устанавливаем. Но не все трубы подходят для установки ограждений. Если уж их поставить, то должно все выглядеть красиво, эстетично. А трубы, отслужившие нормативный срок службы, будут только все портить.
— На Голубятникова, 30 детская площадка и ремонт двора не проводились с момента заселения 1986 года. По какому принципу дворы попадают в программу капремонта? Дворы, построенные позже, отремонтировали, а наш весь в ямах и ржавые металлические горки и качели. (Мария Шулепова)
— Про асфальтировку я не раз уже говорил, за счет каких средств это делается. Голубятникова, 30 и Мусина, 71 — это очень большой двор. Там, конечно, установлено оборудование, все в удовлетворительном состоянии, но в недостаточном количестве. По этим двум домам задолженность за услуги ЖКХ составляет 3,3 миллиона рублей. Реконструкция детской площадки обходится в среднем в 1 -1,5 миллиона рублей. За те деньги, которые население не платит, можно было бы даже два двора благоустроить. Тут необходимо нам сообща поработать с должниками.
— Невозможно без сапог пройти под первой аркой Адоратского, 33. Когда будет восстановлен участок пешеходного хода от Адоратского, 51 до дома №37 этой же улицы? Ваши подчиненные не удосужились включить проезд между домами 35 и д/с №129! А что представляет проход между д/с №129 «Улыбка» и д/с №391 «Гномик»? (Казан Кешесе)
— Проезд и дорога между садиками не является придомовой, и, соответственно, управляющей компанией не обслуживается. Этот вопрос в компетенции районной администрации.
НА КАПРЕМОНТ НАПРАВЯТ 303,3 МЛН. РУБЛЕЙ
— На какой объем ваших домов запланирован капитальный ремонт в 2016 году?
— Несмотря на экономическую ситуацию, капремонт запланирован в объеме прошлых лет — в этом году на 303,3 миллиона рублей. Работу мы уже начали — произвели отбор подрядчиков. По этой программе в 6 домах будут заменено 16 лифтов, которые отслужили 25 лет, произведен комплексный ремонт в 11 домах, еще в одном доме выборочный капитальный ремонт. Также в 8 домах запланирована замена противопожарного водопровода и в 6 домах замена системы дымоудаления. Многие подрядчики, даже не дожидаясь аванса, уже приступили к работе.
— На качество капремонта жалуются из домов по адресам Амирхана, 2А (некачественно отштукатурили откосы при установке стеклопакетов в подъезде) и Амирхана, 61 (практически ни один кран на стояках не держит). Как вы поступаете в таких случаях?
— Подрядчики дают пятилетнюю гарантию, и если они что-то плохо сделали, то придут и переделают за свой счет.
— Когда отремонтируют кровлю по адресу ул. Волгоградская, 37, кв. 39? Стена не просыхает, т. к. в подвале установили счетчик погодного регулирования отопления, и отопление слабенькое. Капитального ремонта в доме не было. (Шантурова Татьяна Анатольевна)
— Кровля по вашей заявке уже отремонтирована осенью 2015 года. В вашем доме в 1998 году был капитальный ремонт. Кроме того, дом включен в долгосрочную республиканскую адресную программу капитального ремонта жилых домов на 2019 год.
ПЛАТНЫЕ ПАРКОВКИ И ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ — ТОЛЬКО ПО ОБЩЕМУ РЕШЕНИЮ
— Во дворе невозможно ни зимой, ни летом пройти из-за огромного количества машин. Паркуют прямо у входов в подъезды и на газонах. Что мы или УК могут сделать, чтобы решить эту проблему?
— По Жилищному кодексу земельные участки около дома входят в состав общего имущества. Однако отдельной статьи на благоустройство придомовой территории в составе счет-фактуры на ЖКХ-услуги нет. Тем не менее управляющая компания ежегодно изыскивает возможность производить комплексный ремонт и благоустройство 10 - 12 дворов. Отбор дворов в основном совпадает с программой муниципалитета по восстановлению асфальтового покрытия. Мы задействуем доходы от использования общедомового имущества, привлекаем кредитные средства и полностью оборудуем придомовую территорию — газоны, детские площадки, зоны отдыха.
Конечно, возникает вопрос обустройства парковочных зон во дворах. Мы уже несколько лет используем схему, когда при благоустройстве двора обустраиваем парковку для автовладельцев, оснащаем ее охраной и видеонаблюдением, осуществляем уборку снега в зимний период. Стоимость для автовладельцев символическая — от 1 тысячи до 1,3 тысячи рублей. Эти деньги идут на содержание парковки и благоустройство территории. Таким образом, решается целый комплекс проблем: машины паркуются в строго отведенном месте, газоны и детские площадки свободны от машин. Но все это возможно только при активном участии и сотрудничестве с жителями.
— Прошу вас как депутата и как руководителя УК пролоббировать вопрос организации парковочного пространства во дворах домов №2А по пр. Амирхана и №76 по пр. Ямашева. (Нияз)
— Этот вопрос решается на общем собрании собственников. Готов вам помочь и прошу инициативную группу подойти в управляющую компанию для совместного принятия решения.
— Я слышала, что ваша компания ведет активную работу по установке видеокамер. И в нашем доме, Лаврентьева, 20 установили видеонаблюдение. Провели заочное голосование. Мы сначала обрадовались, но пара жильцов нашего дома ходили и собирали подписи против установки. Мы переживаем. (Ольга)
— Действительно, этот вопрос назрел и в жилом фонде, так как практически все торговые центры, офисы, улицы оборудованы камерами видеонаблюдения. Официально объявлено, что преступность возросла в 2015 году на 25 процентов. Конечно, преступникам легче совершить действие, где камеры отсутствуют, а это жилой массив. Жертвами часто оказываются люди пожилого возраста, женщины и дети. Для нас также немаловажно и общедомовое имущество. Учитывая ситуацию с возросшей преступностью, к нам обращаются собственники с инициативой об установке видеонаблюдения в жилых домах. Мы и сами осознаем данную проблему и уже второй год ведем активную работу и пропаганду в этом направлении. Работа непростая.
Согласно действующему законодательству для установки системы видеонаблюдения в доме необходимо провести общее собрание собственников и проголосовать. Эту работу мы ведем. Но иногда после проведения голосования, я не понимаю по какой причине, но находятся несколько человек, которые собирают подписи под разными предлогами и используют их против установки видеонаблюдения. Я считаю, что быть или не быть в вашем доме системе видеонаблюдения зависит от активности собственников, нужно не поддаваться провокациям и иметь свою точку зрения.
Уже есть результаты нашей работы в этом направлении. В домах, где имеются видеокамеры, прекратилась порча имущества: почтовые ящики не портят, окна не бьют, молодежь не собирается. Каждый житель может отслеживать ситуацию во дворе и в подъезде в любое время в любом месте бесплатно. В случае какого-либо происшествия к нам обращаются сотрудники полиции для просмотра записи с видеокамер. Сейчас ведется работа по подключению системы видеонаблюдения к системе УВД. Да, эта работа не бесплатная, оборудование устанавливает за свой счет специализированная организация, и дальнейшее ежемесячное обслуживание и ремонт обходится в 45 рублей с квартиры. Большинство жителей считает, что жизнь и имущество стоят намного дороже.
— Не секрет, что жители всякими способами «прихватизируют» к своей собственности площади дома, которые являются местами общего пользования, нередко ограничивая этим доступ к инженерным коммуникациям дома. Как можно заставить жильца платить за пользование (аренду) данной площади в общую «копилку» дома? (Рустам)
— Использование для личных нужд мест общего пользования, естественно, незаконно. Мы с этим боремся, выдаем предписания жильцам, вызываем жилищную инспекцию. Иногда жители сами демонтируют, иной раз приходится за счет собственных средств убирать незаконные конструкции. А ведь все это делают ваши же соседи! Законный способ один: на общем собрании принять решение об использовании общедомового имущества.
ЕСЛИ УСЛУГА НЕДОПОСТАВЛЕНА, НАДО ВЫЗВАТЬ КОМИССИЮ И СОСТАВИТЬ АКТ
— Почему в счет фактурах, начиная с января месяца т. г., систематически имеются приписки по отоплению за пошедший месяц — долг? Ведь ежемесячно снимают показания тепловых счетчиков, в частности, в доме по адресу ул. Амирхана, 61. Не решите вопрос положительно, жители дома намерены с заявлениями обратиться в прокуратуру. (Владимир Иванович)
— Обращение в прокуратуру — это нормальное явление, пусть проверяют, но делать приписки просто невозможно, ведь счет выставляется по факту потребления. Арифметика очень простая: тариф умножается на квадратный метр. Человек, наверное, не полностью заплатил, поэтому выставляется долг. Надо разбираться в счет-фактурах конкретной квартиры.
— Бывает, что люди не доплачивают, считая, что услуга недопоставлена, например, была недостаточной температура.
— В таких случаях надо вызывать комиссию и составлять акт недопоставки, согласно которому делается перерасчет. А если просто решить недоплачивать, ему будет выставляться долг.
— Живу по адресу Амирхана, 53б, в однокомнатной квартире 35 квадратных метров. За отопление плачу по 2,5 тысячи, даже с учетом того, что в феврале средняя температура была −2 градуса, и то счет по отоплению пришел на 2 тыс. рублей. В то время как мои родители за 60 кв. м в Московском районе платят тоже 2 тысячи. Но у них стоят узлы погодного регулирования, а в нашем доме — нет. Оттого и такая бешеная цена, ответили мне в ЕРЦ «Дружба». Ждите лета, не будете платить, добавили. Но отопительный сезон больше, чем лето. Пожалуйста, найдите выход. (Роза)
— Все должны понять, что в каждом доме есть приборы учета на отопление, воду, электричество, и сколько в дом зашло, столько они и считают. Причины большого расхода тепла могут быть разными, например, оставили открытым окно в подъезде или в квартире, и мы греем улицу. Оборудование настроено на поддержание температуры в 20 градусов, поэтому при открытых окнах отопления будет поступать больше, и счетчик будет быстрее крутиться.
— Но у каждой квартиры свой расчет: тариф умножить на площадь квартиры. А если домовой счетчик накрутит в совокупности больше, кто оплачивает разницу?
— ОДН — общедомовые нужды, на который тариф тоже защищен в Госкомитете РТ по тарифам, по нормативу распределяется на все квартиры, а сверх норматива — только на те, у которых нет счетчика. Но на тепло счетчиков в квартирах нет.
— У жителей может возникнуть вопрос доступа к счетчикам. Вы приглашаете представителей дома, когда снимаете показания? Может быть, есть какой-то график?
— Мы снимаем показания счетчиков один раз в месяц и для этого уже не ходим в подвал, поскольку наша диспетчерская служба соединена со всеми счетчиками и дистанционно снимает с них показания. Затем показания мы отправляем поставщикам коммунальных услуг. Все распечатки у нас есть, и кто хочет, может их посмотреть. Приборы учета сегодня очень сложные, и не каждый может что-то понять в них. Кроме того, в каждой счет-фактуре показание счетчиков пишется.
— Когда же будет наведен порядок в системе отопления? Как научить руководителей, ответственных за отопление, считать народные деньги? На улице аномально теплая весна плюс 10 - 15 градусов, а в квартирах батареи нагреты до температуры, как в сильно холодную зиму. (Амирхана, 61, Владимир Иванович)
— Из 554 домов узлов погодного регулирования нет в 80. Но не все люди довольны тем, что на их дом мы поставили такой узел, потому что многие привыкли жить в тепле плюс 25 градусов, а норматив сегодня — 18 - 20, и на него настроен узел погодного регулирования. Я тоже согласен, что 20 градусов — это некомфортно, но норматив есть норматив.
— Почему не отключают отопление в жилом доме, так как на улице уже тепло? (Алексей)
— Решение по этому вопросу может принимать только муниципалитет. Действия его регулируются постановлением правительства РФ №307. В этом постановлении указывается, что дата окончания отопительного сезона назначается тогда, когда среднесуточная температура воздуха на улице будет выше +8°С в течение 5 дней. Отключение отопления назначают на первый день после указанного периода.
Казалось бы, все предельно ясно. Но есть некоторые условия, которые должны соблюдаться обязательно: дата отключения отопления должна соответствовать периоду. В основном повышение суточной температуры выше минимума приходится на конец апреля - начало мая. В случае если такой температурный режим установится в зимние месяцы, отопление отключено не будет, но температура будет снижена до минимума. Все потому, что запуск системы — сложная процедура, требующая затрат и усилий. Даже когда погода наладилась, отключение ТЭЦ согласовывают с синоптиками. Метеорологические службы должны подтвердить, что в ближайшие 10 дней не ожидается похолодание. Только после соблюдения этих условий принимают решение о дате завершения отопительного сезона.
— Многие спрашивают, откуда берется ОДН на горячую воду.
— Горячая вода — это холодная ввода плюс тепловая энергия для ее подогрева. Горячая вода постоянно циркулирует по системе дома, при этом теряя температуру. Вот эта потеря теплоносителя и есть ОДН-горячая вода. А вообще тарифа на горячую воду как такового нет, он состоит из двух компонентов — тарифа на холодную воду и тарифа на теплоэнергию. И в каждом доме тариф может оказаться разным, поскольку он зависит от очень многих параметров, даже от количества воды, потраченной в доме за всю его историю. Очень сложно объяснить все это населению, оно не понимает и остается недовольным.
— Почему бы вам в качестве доброй воли и поощрения жителей многоквартирных домов, не имеющих долгов ОДН по горячей и холодной воде, разрешить поверять индивидуальные водяные счетчики в добровольном порядке, а не обязательно в нормативные сроки 6 и 4 года? (Рустам)
— Нормативные сроки поверки счетчиков установлены законодательством, пойти вам навстречу будет нарушением.
«МОЖЕМ ОТЧИТАТЬСЯ ЗА ВСЕ РЕКЛАМНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ»
— Никаких успехов и достижений у Нуриева нет: дворы грязные, подъезды не убираются. Нуриев сдает в аренду придомовую территорию, реклама в лифте, отжал колясочные. В ужасном состоянии дворы на Лаврентьева, 26, 28. Пытался организовать платную парковку во дворе дома на Ямашева, но получил штраф в 200 тыс. рублей. (Зульфия Михайлова)
— Действительно, двор по этому адресу в ужасном состоянии: асфальт уже изжил, наверное, четыре срока, поэтому там сколько ни убирай, из этих ям грязь и камни все равно вылетают. Его очень сложно содержать в опрятном состоянии. Тем не менее жилищники стараются содержать территорию в надлежащем состоянии. Дворы на Лаврентьева, 20 и 22 мы смогли включить в программу ремонта за счет бюджетных денег и средств управляющей компании, а вот дома 26 и 28 в нее, к сожалению, не вошли. Надеемся, общими усилиями получится навести порядок и там.
Что касается колясочных мест, то там оборудовано жилье, в которое еще до меня людей заселяли. Я уже сказал, что в наших домах порядка 150 таких мест предоставлено дворникам. Мало того, некоторые смогли приватизировать это жилье и могут его продать.
По поводу рекламы в лифтах я уже рассказал: у нас договорные отношения, нам платят деньги, они все поступают на накопительный счет и направляются на общедомовые нужды. Мы можем отчитаться за все рекламные поступления и расходы этих средств.
— Согласия жителей на размещение рекламы надо спрашивать?
— После внесения изменений в Жилищный кодекс такая норма появилась — нужен протокол общего собрания жильцов. Но закон обратной силы не имеет, и все договоры, заключенные ранее, действуют. Но сегодня от операторов рекламы мы требуем протоколы собраний.
— Убедительная просьба избавить наши подъезды от рекламных щитов. Все они в неприглядном виде (листовки наклеены одна на другую, «сопли» клея висят бородой). В нашем подъезде всего 20 квартир, а рекламных щитов 4 штуки. Договор аренды на размещение этих щитов с нами не обсуждался. За ними никто не ухаживает. (Дина)
— Мы это уже проходили! Убрав щиты, вся эта реклама и листовки с различным содержанием будут приклеены на стенах, в лифтах, дверях.
— От рекламы в лифтах доход получаете?
— От рекламы и в лифтах, и на домах, от размещения антенны сотовой связи на крышах. Все эти средства дополнительно идут в доход домов и должны по решению общего собрания жильцов идти на содержание общедомового имущества. Учет этих средств ведется по каждому дому.
«ВСЕ НАДО ДЕЛАТЬ ЧЕРЕЗ ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ, А СОБСТВЕННИКОВ СОБРАТЬ НЕВОЗМОЖНО»
— Согласно ст. 161.1 ЖК РФ, в каждом МКД обязан быть Совет МКД со своим председателем. Эти советы имеют огромные полномочия в части контроля деятельности УК, поэтому логично предположить, что на практике УК всячески противятся созданию легитимных, активных, деятельных Советов МКД, предвидя для себя большие проблемы и трудности. А вы как к ним относитесь? (Рафаэль)
— В большинстве домов созданы Советы МКД. Есть старшие и по подъездам, и по домам, но, к сожалению, только формально. У нас еще очень мало людей, которые принимали бы активное участие в жизни дома. Закон такой, что все надо делать через общее собрание собственников, без этого мы не можем сделать даже шаг вправо - влево, но активности населения нет, вместе их собрать невозможно. Поэтому приходится проводить заочные собрания, а это занимает очень много времени.
— Заочное собрание — это поквартирный обход?
— Да, за 10 дней надо повесить уведомление, объявить повестку дня, потом обойти все квартиры. Причем подсчет голосов производится не по головам, а по площади квартиры. Процесс это длительный, поэтому теряется оперативность. Закон рассчитан на сознательных и активных людей, но, к сожалению, у нас пока таких нет. Конечно, нам было бы удобнее, если бы были грамотные старшие по домам, активный совет МКД. Мы не боимся этого! Мы даже сегодня в своем учебном центре обучаем старших по домам. Работать с грамотными людьми гораздо проще — они хоть понимают, что им говорят.
— Вы даже старших по дому обучаете? А как вообще возникла идея создать свой учебный центр?
— Мы назвали это центром оказания жилищно-коммунальных услуг. Центр работает не за счет бюджета, а чисто на наши средства. Мы оказываем услуги по 12 направлениям, в том числе юридические и риелторские. Там же у нас работает учебный центр. А идея такая возникла из-за потребности в кадрах. Мы долгое время ждали от государства готовых специалистов в сфере ЖКХ, а сегодня никто не готовит ни сантехника, ни электрика. И мы сами занялись переподготовкой взрослых людей, которые по разным причинам решили сменить профессию. Мы даже на дворника обучаем, учим диспетчеров общению с клиентами, азам ЖКХ учим и старших по дому, причем бесплатно для них, приглашаем преподавателей из энергетического и строительного университетов, и психологов приглашаем.
— Из каких средств вы платите им? Из платы жителей за жилищные услуги?
— Нет, оплату за жилищные услуги мы направляем по назначению, а преподавателям платим из заработанного на дополнительных услугах. Это чисто наши производственные убытки будут.
— Иногда бывает потребность в небольших пожеланиях к УК. Где это можно в электронном виде осуществить и видеть исполнение — ответ УК? (Братчиков Александр)
— Все пожелания и замечания можно направить нам на сайт управляющей компании www.uyutd.com в рубрике «Задать вопрос».
ЖИЛЬЦАМ НАДО БРАТЬ ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ В СВОИ РУКИ
— Как вам удалось за столь короткий срок работы в ЖЭУ (всего 1 год работы слесарем), не имея высшего образования по специальности, получить должность инженера в ЖЭУ-49? Как вообще в 90-е годы выживало ЖКХ Казани? (Читатель БО)
— Когда я приехал работать в Казань, у меня уже было образование Чистопольского техникума. Мне предложили занять должность инженера, но я изъявил желание сначала поработать слесарем-сантехником. И я в то время уже учился в строительном институте.
Что касается 90-х годов, то ЖКХ практически выживало. Денег не было не только на капитальный, но и на текущий ремонт. Население оплачивало только часть расходов. Вообще, ЖКХ было планово-убыточное хозяйство. Финансирование отрасли было просто отвратительное! Мы получали зарплату макаронами, носками, тапочками, иногда колбасой. Задержка по зарплате была по 6 - 7 месяцев.
Но была система ПТЖХ (производственный трест жилищного хозяйства — прим. ред.). Думаю, при нормальном финансировании эта система могла быть идеальной. Но потом было много реформирования — создавали ДЭЗы и прочее, которые долго не прожили. Наша управляющая компания — это подобие ПТЖХ, хотя юридически это совсем другая форма. Сегодня есть финансирование, поэтому многое делается — ремонтируются и дома, и дворы. Мы уже забываем, в каком ужасном состоянии были дома в 90-е годы...
— Но все равно есть недовольство населения сферой ЖКХ. Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы в этой отрасли все урегулировать?
— Недовольство населения есть и останется, и не только сферой ЖКХ. Конечно, нельзя сказать, что мы сделали все возможное. Эту работу надо еще продолжать. Но и населению надо не только жаловаться, а активно принимать участие в этой работе. Все права сегодня — у собственника жилья! Считаю, сейчас надо поменять не только культуру жилищников, но и собственников. Иждивенческий подход надо забыть и брать процесс управления в свои руки.
Думаю, управляющие компании — это тоже явление временное. Когда население поймет и возьмется за свои дома, мы уже не нужны будем. Но, конечно, управлять домом должен знающий эту сферу человек. Управлять домом — это все равно что управлять самолетом с пассажирами, там пробовать нельзя. А у нас кто только ни пришел в управление ЖКХ! И пенсионеры, и бывшие военные... Надо быть профессионалом в этой сфере и хотеть работать.
— Насколько можно сегодня доверять новым управляющим компаниям, на что нужно обращать внимание и как заранее обезопаситься жильцам от недобросовестных УК? (Р. Ф. Галлямов)
— Во-первых, надо поинтересоваться ее прошлым, какими домами управляла, узнать мнение жителей. Во-вторых, должна быть материально-техническая база. В-третьих, сегодня у управляющей компании обязательно должна быть лицензия.
— Ваша компания тоже получила лицензию?
— Да, конечно. Она не просто так выдается: я сдавал экзамены, отвечал на 200 вопросов, причем на 100 из них надо было ответить за определенное время, я ответил минут за 17 - 18.
— Еще и на быстроту экзамен?
— Нам засиживаться не давали! Директор и его заместитель должны быть грамотными. Экзамен не все выдержали — компаний 15 в Татарстане остались без лицензии.
«ДЛЯ СМИ И НАСЕЛЕНИЯ Я ВСЕГДА ОТКРЫТ!»
— «БИЗНЕС Online» читаете?
— Конечно!
— Может быть, какие-то темы мы освещаем недостаточно, например о ЖКХ?
— Статьи о ЖКХ всегда набирают много комментариев, причем зачастую несправедливых.
— Вы единственный руководитель управляющей компании, который не побоялся вызвать огонь на себя и пришел на интернет-конференцию!
— Для СМИ я всегда открыт! Журналисты все равно напишут, что хотят, а после общения они часто меняют свое мнение, потому что начинают вникать в вопросы. И для населения я открыт: уже 10 лет в феврале по графику собираем жителей своих домов и отчитываемся о работе. Ведь чем больше жители услышат от нас, тем меньше у них останется вопросов и недопонимания. Мне тоже говорят: вы не боитесь встречаться с населением? А как я буду работать, если буду бояться?! Зачем тогда вообще на работу ходить?
— Марат Абдулхаевич, спасибо за откровенный разговор. Успехов вам!
Марат Абдулхаевич Нуриев родился 14 мая 1966 года в деревне Шемяково Апастовского района ТАССР. Окончил Казанскую государственную архитектурно-строительную академию по специальности «инженер по водоснабжению и водоотведению» (1999).
1983 - 1984 — тракторист в колхозе им.Н.К.Крупской, Апастовский район.
1986 - 1989 — тракторист в Апастовском районном объединении «Сельхозхимия».
1989 - 1990 — слесарь-сантехник в ЖЭУ-8 ПТЖХ Вахитовского района Казани.
1990 - 1995 — инженер в ЖЭУ-49 ПТЖХ Вахитовского района Казани.
1995 - 2001 — заместитель управляющего ПО «Казгоржилхоз» ПТЖХ №1 Вахитовского района Казани.
2001 - 2002 — заместитель директора АНО «Жилсервис» Вахитовского района Казани.
2002 - директор АНО «Жилсервис» Ново-Савиновского района Казани.
2002 - 2006 — директор МУП «Жилсервис» Ново-Савиновского района Казани.
С 2006 года — генеральный директор ООО «Управляющая компания «Уютный дом».
С 2005 года — депутат Казанской городской думы.
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.