В РОССИИ НЕТ НОРМАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ: ИЗ ВЫДЕЛЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ МИЛЛИАРДОВ ДО НИХ ДОХОДИТ ВСЕГО 30%

Жарким (как минувшее лето) получился разговор на вчерашней научно-практической конференции «Страхование как метод экономической защиты сельхозтоваропроизводителей от природно-климатических явлений». Засуха обнажила не только поля, но и многие сельские проблемы. Обнаружилось, что нет в России нормальной поддержки сельхозпроизводителя, нет для него доступного кредитования и нет надежды на рынок, который вроде бы все должен расставить по местам. Что касается страхования, то, как выразился сантехник в известном анекдоте – и вслед за ним участники конференции – «да тут всю систему менять надо»… Выступления внимательно слушал корреспондент газеты «БИЗНЕС Online».

800 ТЫС. ТОНН – И НА СЕМЕНА, И НА КОРМА, И НА ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ

Конференция по страхованию состоялась в рамках 14-й международной специализированной выставки «АГРОКОМПЛЕКС: ИНТЕРАГРО. АНИМЕД. ФЕРМЕР ПОВОЛЖЬЯ», которая с 27 по 29 октября проходит на Казанской ярмарке. Участвовали в обсуждении острых проблем села не только татарстанцы, но и гости выставки из разных регионов. Из Москвы, из Ростовской области, из Саратовской области – перечислял ведущий конференции, председатель ассоциации фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов РТ Камияр Байтемиров.

Первым он предоставил слово заместителю министра сельского хозяйства и продовольствия РТ по экономике и аграрным преобразованиям Николаю Якушкину. Обойти в своем выступлении минувшее экстремальное лето представитель минсельхоза никак не мог:

«И 2009, и особенно 2010 год для сельского хозяйства были очень сложными. В Республике Татарстан в 2009-м «сгорела» половина урожая, тогда особенно пострадал юго-восток особенно. В 2010-м – уже вся республика. Мы не помним, чтобы раньше в Татарстане собирали менее 800 тысяч тонн зерна. Собирали четыре, четыре с половиной, пять миллионов тонн зерна в год. А 800 тысяч тонн – это, конечно, сильнейший удар по сельской экономике, и для крупных, и для малых форм хозяйствования, для частных подворий. Эти 800 тысяч тонн – они и на семена, и на корма, и на все остальное»…

Зам. министра напомнил, что Татарстан вынужден был в нынешнем году закупать корма и различные виды сельхозпродукции в 11 регионах России: «Тем не менее, это не спасает положения… Мы ожидаем проблемную зимовку скота – надо и перезимовать, и сохранить поголовье, продуктивность. А еще и провести весенне-полевые работы»…

СТРАХОВАНИЕ: СИСТЕМУ МЕНЯТЬ НАДО

Якушкин посетовал: мало нам природных рисков, к ним еще добавляются финансовые и экономические. Заявил про «полное отсутствие нормальной финансово-экономической среды для успешного ведения агробизнеса». А про основную тему конференции сказал так:

«Мы очень надеялись на систему страхования. В условиях, когда у нас почти девять лет были прекрасные погодные условия, система страхования работала. Никому не надо было платить, никто никаких претензий не имел – и все было нормально. Но вот в прошлом году, и в этом году особенно, начались проблемы по страхованию – и такие, что мало не покажется… Мы у себя в министерстве думаем: что же это за система страхования, которая не подставляет нам в трудное время плечо»?

Зам. министра высказался о том, что систему страхования надо менять кардинально – «как это, скажем, в других странах, в Западной Европе, где развитие сельского хозяйства и страхование рисков идут параллельно, друг друга поддерживая. У нас этого пока нет».

КРЕДИТОВАНИЕ: ПО ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА БЕГАЮТ

Еще одна острейшая проблема сельхозпроизводителей – кредитование. Якушкин говорил о том, что он практически ежедневно слышит и от крупных сельхозинвесторов, и от фермеров, что они не могут получить кредит, что бегают за ним по два-три-четыре месяца… Причем, самым тяжелым в этом отношении называют вроде бы «родной» для селян Россельхозбанк. Договориться о кредите куда легче, например, с Автоградбанком…

Зам. министра возмущался:

«Это же ненормально, когда наши банки не могут нормально кредитовать наши сельхозформирования. Тем более, проблема возвратности у них не такая уж и большая – с учетом двухлетней засухи. Да, есть пролонгация кредитов – 112 хозяйств пролонгировали на три года… Тем не менее, сегодня я могу констатировать, что нет нормальной системы кредитования агропромышленного комплекса, включая его сердцевину – сельское хозяйство»…

К чему это ведет, Якушкин объяснил весьма популярно:

«Как наше сельское хозяйство обеспечивает население продуктами питания? Да никак не обеспечивает! Только на 60 процентов. А вот небольшая страна Дания – на 300 процентов, то есть в три раза больше производит, чем необходимо ей самой. Соединенные Штаты – на 128 процентов»…

РЫНОК ВСЕ РАССТАВИТ ПО МЕСТАМ?

«Следующая проблема, которую никак не могут осознать на уровне, прежде всего, российского руководства, – это создание нормальных, паритетных отношений между отраслями сельского хозяйства, – продолжил заместитель министра. – Нам заявляют: рынок все расставит по местам. Но ни в одной стране рынок все по местам не расставляет, везде действует система экономических отношений, которая в определенной мере сохраняет баланс между отраслями».

Тут Якушкин снова вернулся к теме экстремального лета:

«Засуха еще раз показала, настолько мы уязвимы… Вот в цене хлеба всего 20, даже менее 20-ти процентов стоимости зерна. Это абсурдно! Это не дает возможности сельхозформированиям элементарно развиваться – иметь свою долю в цене хлеба для того, чтобы вести расширенное воспроизводство». 

АУ, ГОСЗАКАЗ!

«Не работает у нас так, как в других странах, система государственного заказа на сельскохозяйственную продукцию, – напомнил Якушкин. – А у нас много спецпотребителей – это и МВД, и армия, и бюджетные организации – школы и другие… Львиная доля всей продукции могла бы идти туда, по определенным договорным ценам, которые давали бы стимул, импульс для сельхозпроизводителей. Они заранее знали бы, какое количество продукции и по какой цене надо произвести, могли бы уверенно строить свой бизнес… Но мы никак не можем убедить, прежде всего, чиновников на высшем уровне, что систему госзаказа надо запускать. Если мы не запустим систему госзаказа, у нас постоянно провалы будут. Что мы и видим последние двадцать лет»…

ДАЕШЬ ПРОДТАЛОНЫ?

Неожиданно на конференции всплыла вроде бы давно забытая тема продовольственных талонов, – правда, с точки зрения нового, рыночного подхода. Зам. главы минсельхоза сказал:

«В Соединенных Штатах прекрасно, успешно работает система продовольственных талонов. А нам, если мы о ней заводим речь, сразу говорят: а-а, хотите в советское время вернуться! Да никто не хочет в советское время вернуться! Мы говорим о рыночной системе продовольственных талонов. 34 миллиона американцев, не стесняясь, такие талоны получают. Мы разве не можем у себя их ввести – для того, чтобы малоимущие и другие категории населения могли гарантированно получать минимальный набор продуктов питания. На эти продовольственные талоны можно будет покупать только определенные продукты – например, социальный хлеб, социальное молоко… Но мы такие талоны стесняемся выпускать, хотя через них могли бы помочь и нашим сельхозформированиям, и малоимущим»…

ГОРЬКИЕ ЦИФРЫ

В выступлении Якушкина было немало цифр, но самыми печальными оказались такие:

«Как заместитель министра по экономике, говорю, что в целом по России нет нормальной поддержки сельхозпроизводителя. 1,2 процента бюджетных денег выделяется на развитие сельского хозяйства – это в пределах 120 миллиардов рублей. Но из них всего 30 процентов попадает сельхозформированиям – остальное идет в уставные капиталы Россельхозбанка, Рослизинга, и так далее, и так далее. Всего 30 процентов – даже из этой малой толики, которая выделяется… Но если мы не решим эти проблемы, на федеральном уровне, системно, то как крестьянину развиваться?»… 

ДЕНЬГИ ПО ЗАСУХЕ ПРИВЯЗАЛИ К ХВОСТУ КОРОВЫ

Неожиданным, помимо записанных в программе, содокладчиком зам. министра стал глава крестьянского (фермерского) хозяйства из Тукаевского района Минталип Минеханов. Он занимается производством и реализацией элитных сортов продовольственного и семенного картофеля, зерновых культур. То есть именно тем, по чему больше всего ударила летняя засуха.

Минеханов вскочил с места, чтобы задать Якушкину вопрос, но вместо этого получился содоклад. Оно и понятно, фермеру было обидно: спасая скот, который селяне готовы были зарезать из-за отсутствия кормов (все та же засуха виновата!), государство выделило по 4131 рублю на каждую корову – на корма. «Деньги по засухе привязали к хвосту коровы, но мне-то они нужны, чтобы восстановить водопровод! – возмущался фермер. – Ведь я на сторону ни одного зернышка не отправил!..»

Заместитель министра выступление Минеханова поддержал: «Действительно, эти проблемы задевают все сто процентов наших крестьянских подворий». И пообещал тем, кто пострадал от засухи, материальную поддержку:

«На следующей неделе мы получаем 794 миллиона рублей, и они пойдут пропорционально – 11 процентов от суммы ущерба. Это первый транш. И в декабре нам обещают еще 800 миллионов рублей – там тоже будет где-то 11 процентов к ущербу. Вот, 21 - 22 процента – они пойдут только на возмещение ущерба, это не будет касаться поголовья, каких-то других моментов... Вы, конечно, знаете, на какую сумму ущерба защитились, поэтому можете прикинуть, сколько получите: где-то 11 процентов сейчас, и в декабре еще 11 процентов. Получите в обязательном порядке»…

Вроде бы это обещание успокоило не только Минеханова, но и его коллег-фермеров, находящихся в зале…

Елена Чернобровкина
Фото автора