СОЛНЕЧНАЯ СИМФОНИЯ, ЭГЕЙСКОЕ БЕЗДЕЙСТВИЕ...

Билеты на концерт петербургского оркестра казанцы раскупили еще за пару недель до фестиваля, несмотря на то, что коллектив из Мариинки в один день давал в столице РТ целых два концерта. Первый, начавшийся в ГБКЗ им. Сайдашева в 15:00, был благотворительным, предназначенным, как утверждал пресс-релиз, «для учеников и преподавателей музыкальных учреждений, военнослужащих и пенсионеров». Впрочем, военнослужащих среди зрителей было не так много, зато несколько ветеранов при полном параде слушали живую музыку с удовольствием. На приставных стульях разместились десятка три суворовцев, которые вели себя очень дисциплинированно, лишь поерзывали на стульях да пощелкивали задумавшегося соседа по уху...

Появление на сцене Валерия Гергиева вызвало прямо-таки громовые аплодисменты. Казалось, зрители были готовы кричать «Браво!!!» еще до начала концерта. Фестиваль, посвященный 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева, открылся прелюдией к «Послеполуденному отдыху фавна» Клода Дебюсси. Медленная, полная истомы музыка навевала образы задумчиво созерцающих природу античных героев. В музыке нет ни конфликта, ни сюжета — только мир природы. Действие, а вернее, бездействие происходит на берегу Эгейского моря, где фавн — добрый покровитель пастухов — играет на флейте, любуется виноградом, а затем видит купающихся нимф и влюбляется в одну из них.

Продолжился концерт Симфонией №1 Прокофьева — совсем нехарактерным произведением для композитора. Прокофьев, приучив слушателей и коллег к своему «хулиганскому», нестандартному стилю, неожиданно написал классически ясное, по-моцартовски солнечное произведение, как писали о нем критики. Затем последовали сцены из прокофьевского же балета «Золушка» — настоящей аудиосказки с музыкальным боем часов, цокотом копыт, восторженными вальсовыми интонациями и дьявольским смехом мачехи, мастерски переданным хроматизмами духовых.

«КАЗАНЬ — ОЧЕНЬ РАЗВИТЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР»

«Для нас большая радость, что этот год объявлен Годом Прокофьева (по предложению президента РФ Владимира Путинаприм. ред.), — отметил Гергиев на пресс-конференции. — Притом что мы все относимся с большим уважением к тому, что это еще и Год кино. Но один из лучших фильмов XX столетия — «Иван Грозный» — так подпитан музыкой Прокофьева, что не знаешь, что там самое главное — Эйзенштейн, Прокофьев или Черкасов (Николай Черкасов, сыгравший в фильме 1945 года роль царяприм. ред.). Главное, что филармонические, музыкальные, театральные афиши по всей стране обогатятся за счет произведений Прокофьева. Ведь у него не одна опера «Война и мир», не один балет «Ромео и Джульетта», а все-таки гораздо больше. У нас все они поставлены, включая оперу «Великан», которую он написал в 9-летнем возрасте. Кстати, я был на премьере и поразился тому, как лаконично и цепко 9-летний мальчик смог выписать характеры».

Худрук питерского оркестра выразил надежду, что Прокофьев обогатит и казанские афиши. «Я успеваю следить за культурными событиями в главных регионах страны — Москве, Санкт-Петербурге и, безусловно, Казани, — подчеркнул Гергиев. — Казань — очень развитый культурный центр. Довелось мне здесь и в театрах побывать. Буквально через две недели у нас концерт ГСО РТ в нашем концертном зале. У нас его очень любят. Вообще говоря, у нас налажен очень хороший творческий обмен. Часто выступают Альбина Шагимуратова, Михаил Казаков, хотя у нас очень много своих исполнителей, причем огромный конкурс на каждую партию».

Вслед за Казанью симфонический оркестр сыграет в Екатеринбурге, Перми, Воткинске, Ижевске, Нижнем Новгороде, Липецке, Воронеже — за 19 дней в 20 городах России. Музыканты путешествуют специальным чартерным поездом, в составе которого 14 вагонов: 8 вагонов для музыкантов, один для журналистов, штабной вагон, два вагона-ресторана, вагон-душ и багажный вагон для инструментов.

Фестиваль включает также хоровую, камерную и звонильную программы. Откроется хоровая программа в храме Христа Спасителя, где прозвучат по-модному патриотичные кантаты Прокофьева «Александр Невский» и «Славься, наш могучий край».


ЧТО ДОЗВОЛЕНО НА ПАСХАЛЬНОМ ФЕСТИВАЛЕ

Вообще же, по мысли Гергиева, Пасхальный фестиваль не должен ограничиваться произведениями только религиозной тематики: «Даже сегодня думаю — может, Симфонию №3 сыграть? Она написана по мотивам оперы «Огненный ангел», и там громадная сцена в монастыре, которая как раз выходит за рамки того, что дозволено и что сразу просится в программу Пасхального фестиваля. Или, скажем, Кантата к 20-летию Октября. Там слова Сталина, Ленина, Людвига Фейербаха, Маркса, Энгельса. Можно говорить: «Что вы делаете? Как можно играть Кантату к 20-летию Октября на Пасхальном фестивале?» Да, но это музыка Прокофьева! Или кантата «Здравица», написанная к 60-летию Сталина, но великим композитором и музыкантом. Ведь третья симфония Бетховена тоже изначально посвящалась Наполеону, но потом он снял это посвящение. Тем не менее импульс такой был».

Фестиваль проходит при поддержке правительства Москвы, министерства культуры и министерства обороны РФ и по благословению патриарха Кирилла. Кроме того, у музыкального праздника масса других влиятельных покровителей. Среди партнеров фестиваля, к примеру, Сбербанк, «РуссНефть», «Северсталь», РЖД и даже печально известный Total. Некоторые компании страхуют инструменты исполнителей, кто-то предоставляет поезда, оплачивает аренду для репетиций и размещения трех оркестров фестивальной программы и т. д...


На втором концерте, начавшемся в 19:00, со светлой Пасхой, а заодно и с днем рождения петербургского дирижера поздравил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан: «Великий Гергиев с нами сегодня! Я много путешествовал, много бывал на различных концертах, встречался с мировыми звездами, но нет равных Гергиеву. Гергиеву с его замечательным оркестром. Это имя, которое известно всей мировой общественности. Это символ величия России... Я смотрю Пасхальный фестиваль, но что здесь главное? Этот фестиваль собрал людей различных религий в замечательном граде Казани». С этими словами Феофан вручил худруку икону Богородицы.