В конце апреля в Казани был выбран логотип и фирменный стиль строящегося международного выставочного центра «Казань Экспо», где состоится чемпионат мира по рабочим профессиям в 2019 году В конце апреля в Казани были выбраны логотип и фирменный стиль строящегося международного выставочного центра «Казань Экспо», где состоится чемпионат мира по рабочим профессиям в 2019 году

СТИЛЬ ДЛЯ «КАЗАНЬ ЭКСПО»

В конце апреля в Казани были выбраны логотип и фирменный стиль строящегося международного выставочного центра «Казань Экспо», где состоится чемпионат мира по рабочим профессиям в 2019 году. Выбору предшествовало публичное обсуждение, а вердикт был вынесен жюри из 18 экспертов во главе с премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым.

В шорт-лист из 70 заявок попали 16 работ, из которых на очном заседании жюри выбрало четырех фаворитов — это дизайн-студия «Берега Групп» из Казани, «Терминал дизайн» из Санкт-Петербурга и московские компаний DDVB и Gruppa. Последняя стала победительницей, получив вознаграждение в 259,6 тыс. рублей с учетом налогообложения и контракт для дальнейшей работы. Компания была основана три месяца назад Дарьей Аникеевой и Кириллом Борисовым. Аникеева ранее работала в студии Артемия Лебедева, она — один из дизайнеров фирменного стиля Нового года в Москве-2015 «Лучший город зимы». На счету победителей — разработка навигационной системы для Олимпиады и Паралимпиады в Сочи, навигация для Третьяковской галереи.

«БИЗНЕС Online» писал о работе победителя. «Казань Экспо», по версии Gruppa, на 50% состоит из красного цвета, на 35% — из зеленого, еще по 5% желтого, синего и фиолетового. Стилеобразующая графика — тюльпаны, колокольчики, георгины, которые пронизывают все оформление: от визиток до машин и плакатов для павильонов. Написание — в основном белые буквы. Логотип — кружочек и наложенный на него тюльпан. Помощник президента РТ и гендиректор ООО «Казань Экспо» Роберт Миннегалиев уточнил, что основные параметры логотипа представлены и будут доработаны лишь некоторые детали для презентационных и рабочих материалов.

Логотип Gruppa — кружочек и наложенный на него тюльпан Логотип Gruppa — кружочек и наложенный на него тюльпан

ТЮЛЬПАНЫ, ОТТЕНКИ СЕРОГО И ТАТАРСКИЕ МОНЕТЫ

Интересно, как выглядели работы других трех претендентов за право предложить оформление будущего комплекса.

Начнем с казанской дизайн-студии «Берега Групп». Компания предложила в качестве логотипа сине-зелено-красный тюльпан. В таких же цветах оформлено и название выставочного комплекса на русском и английском языках. Визуальная метафора фирменного стиля — объем, трехмерная «невиртуальная» реальность, многослойность. Разработчики стиля предложили использование шрифта Avenir Next Cyr, объемных букв и цифр. Рекомендовано было также использование не только цветного шрифта в написании «Казань Экспо», но и в серо-белых оттенках. В целом предложенный стиль смотрится немного неуклюже и по-детски, хотя, возможно, несуперобъемные элементы могли бы исправить ситуацию.

Дизайн-студия «Берега Групп» Дизайн-студия «Берега Групп»

Студии дизайна — пять лет, она — художественный отдел при производственно-выставочной компании «Берега». Как говорят о себе в самой компании, 80% времени студия занимается выставочным дизайном, а 20% — брендингом, графическим дизайном и арт-проектами. В портфолио команда указала проектирование около 1 тыс. выставочных стендов. Студия создавала дизайн выставочного стенда и павильон холдинга «Технодинамика» на авиасалоне в Жуковском в 2015 году, а также логотип и фирменный стиль интернет-провайдера «Позитив-Телеком».

Питерская компания «Терминал дизайн» существует с 2007 года и занимаемся коммуникативным дизайном, брендингом, вебом и средовым дизайном. Группа уже работала в Казани, создав знак, логотип и бренд-дизайн развлекательного центра Fun24 в 2014 году. Среди клиентов компании есть довольно серьезные игроки, например «Газпром нефть», крупные ретелейры, банки и т. д.

«Терминал дизайн» «Терминал дизайн»

Логотип для «Казань Экспо» от «Терминал дизайна» выглядит следующим образом: белые объемные буквы в залитом зеленым цветом прямоугольнике, декорированные красно-бело-зеленым геометричным цветком. У второй версии логотип выполнен путем объединения первых букв названия Kazan Expo, а основными цветами стали цвета национального флага Татарстана — зеленый и красный. Дополнительный цвет логотипа — глубокий черный. В своей презентации петербуржцы показали, как могли бы выглядеть фасады с нанесением предложенной айдентики и графики, смотрится это действительно эффектно.

Московская компания DDVB (Direct Design Visual Branding) специализируется на комплексных решениях в области брендинга, а создана была аж в 1993 году. Среди клиентов компании — «Роснано», РАО «ЕЭС России», «Норильский никель», «Газпром нефть», «Татнефть», «Вимм-Билль-Данн» и др. Для «Татнефти» москвичи провели ребрендинг в 2007 году.

DDVB (Direct Design Visual Branding) DDVB (Direct Design Visual Branding)

Для комплекса WorldSkills Arena компания предложила логотип в виде объемных букв синего цвета, слева от которых — две буквы К, повернутые и переплетенные друг с другом. Как объясняют в самой компании, буквы говорят, с одной стороны, о взаимном сотрудничестве, с другой — перекликаются с узором на старых монетах. Предложены разные цветовые решения для логотипа: помимо белых букв на синем фоне есть также черные на сером, синие на сером и белые буквы на черном фоне. В презентации DDVB сообщила, что белый — основной цвет фона, а источниками фирменных цветов послужили цвета татарских узоров, а также сочетание зеленых и синих цветов в видах Казани. В основе всех элементов стиля лежит сетка, полученная из узора татарских монет, и по ней строятся остальные графические элементы стиля: паттерны, узоры, пиктограммы, указатели навигации.

ХИПСТЕРСКАЯ РАБОТА

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов прокомментировать логотип и фирменный стиль, созданный победителем — компанией Gruppa.

Сергей Насекин — дизайнер:

— Работа как работа. Нормальная работа хорошего студента нашего факультета дизайна четвертого-пятого курса. Работа не выдающаяся, логотип не произвел на меня никакого впечатления. Этот тюльпанчик уже навяз на зубах. Логотип к фирменному стилю ничего не добавляет. Если убрать знаковую часть и оставить только слова «Казань Экспо», будет то же самое. Логотип так должен врезаться в голову гостю, чтобы спустя время, увидев его где-то, он сказал «Где же я это видел? А, Казань!» С нынешним логотипом этого не произойдет.

Это студенческая работа. Я почитал о компании-победителе, и понятно, что они работают недавно. Я бы сказал, что работа получилась очень молодежная, хипстерская. Хипстеры любят изобретать велосипед по-новому, вот и изобрели его по-новому. При этом с точки зрения подачи все хорошо. Правда, презентованные часики, пакетики, рюкзаки смотрятся красиво, но делать их никто не будет. Эти картиночки нарисовать несложно, а уже все реализовать, подобрать правильный материал для рюкзачков, пакетов сложнее. Фирменный стиль получился банальный: и цветовое, и знаковое решение банально. Выбранные цвета — зеленый и красный — это понятно. Когда в 90-е появился свой флаг у республики, все начали красить в эти цвета, начиная от ларьков. Этот период закончился, а сейчас, видимо, начался по-новому.

Тимур Мухаметзянов — дизайнер:

— Наложение полупрозрачной геометрии, использованное в логотипе «Казань Экспо», создает ощущение некоторой эфемерности фирменного знака. Логотип словно сшит из двух тюлевых занавесок, что ломает стереотипное представление о четких выверенных линиях фирменного знака. Логотип крайне минималистичен и сам по себе не особо убедителен.

Но суть дизайнерского замысла не в отдельно взятом логотипе, а в гармоничном сочетании всех элементов фирменного стиля, поэтому его идея в полной мере раскрывается лишь при знакомстве со второстепенными элементами оформления, построенными на основе национального орнамента. Многослойные узоры, наложенные в полупрозрачном режиме на открытые чистые цвета, создают глубину и объем, при этом не искажают восприятие фона — под сложным орнаментом продолжаем видеть чистый цвет. Это удачный синтез популярного ныне «плоского дизайна», минимализма и национального колорита.

На мой взгляд, успешное объединение подобных противоположностей — пример не всегда очевидной зрителю, но исключительно добросовестной работы дизайнера. Другой пример хорошей работы — детальная проработка стиля, включающая визуализацию интерьеров и экстерьеров, подготовку примеров нанесения символики, разработку начертания фирменного шрифта, создание правил оформления для каждого элемента предстоящего мероприятия. Подобная работа, измеряемая десятками-сотнями часов рабочего времени, в итоге превращается в многостраничный документ, регулирующий все аспекты оформления выставочного мероприятия. Этот кропотливый труд дизайнера и учитывается при определении итогового размера вознаграждения. Именно это, а не стоимость логотипа из двух простых фигур. В данном случае мы имеем полноценную качественную рабочую концепцию «Казань Экспо». И это хорошая работа.