ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ МИНИСТРА ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РТ АЗАТА ХАМАЕВА С ЧИТАТЕЛЯМИ "БИЗНЕС ONLINE". ЧАСТЬ 2-Я
На каких условиях пришли в Татарстан болгарские инвесторы, реконструирующие международный аэропорт "Казань"? Планирует ли государство приватизацию Татнефти? Как назначаются представители государства в компании, где есть госдоля? Как работает минземимущество, в которое обращается много частных лиц, – и что сделано, чтобы они не бегали от чиновника к чиновнику? Об этом и многом другом – во второй части стенограммы.
АЭРОПОРТ "КАЗАНЬ": ТЕРМИНАЛ 1А ПОЯВИТСЯ В НОЯБРЕ 2011 ГОДА
- Как обстоят дела с реконструкцией международного аэропорта "Казань"?
- Реконструкция ведется успешно вместе с болгарской стороной, выполнены работы по нулевому циклу, готова проектная документация на дальнейшее развитие аэропорта, на данном этапе она проходит экспертизу.
Поданы документы в ФАС России по созданию совместного АО, с долями 50 на 50 процентов.
- Это под инвестиции болгарского Химимпорта?
- Да, это под их инвестиции, которые сегодня они уже не просто обещают – они их уже вкладывают в развитие аэропорта.
-И сколько вложили?
- В строительство терминала 1А инвесторы из Болгарии вложили уже где-то около 4 миллионов долларов. Общий объем инвестиций на реконструкцию международного аэропорта "Казань" планируется в сумме около 30 миллионов долларов.
- Ну, для республики это же небольшая сумма...
- Но 30 миллионов – это только для начала, для подготовки к Универсиаде, конкретно под строительство терминала 1А. У нас есть полностью программа реконструкции международного аэропорта "Казань", в нее включено строительство и железнодорожной ветки, и терминала 1В. Предполагается снос старого терминала и вместо него поставить новый. Т.е. всего будет два новых терминала – 1А и 1В общей площадью более 40 тысяч квадратных метров.
- На каких условиях пришли болгарские инвесторы? Что за республикой, что за ними?
- Болгары входят финансами, республика – имуществом, землей, коммуникациями. Все это обговорено в соглашении по развитию МАК.
- Просто у общественности есть большие сомнения. Уже столько времени с этим аэропортом тянется…
- Сомнения всегда есть, потому что инвестор, не просчитав своей выгоды, никогда не будет вкладывать средства. Поэтому болгары так долго готовились. Это началось уже года четыре-пять тому назад. Я непосредственно стал заниматься реконструкцией аэропорта, когда меня назначили председателем совета директоров МАКа. Поэтому я сейчас курирую это строительство.
- Вы вообще верите в этот проект?
- Что значит – верю, не верю?! Мы исполняем этот проект.
- Может быть, вам навязали инвестора, вы теперь и исполняете...
- Нет, ну как навязали... Конечно, не на моем уровне было принято данное решение – на уровне президента. Рустам Нургалиевич, когда еще был председателем правительства, начал этот инвестиционный проект. И он сам лично его сейчас курирует. Поэтому нет никаких сомнений, что терминал 1А будет построен. Сегодня там полным ходом идет строительство. И к 2013 году мы должны быть готовы принять гостей Универсиады.
- Аэропорт будет полностью реконструирован?
- Полностью.
- Не так, как было к тысячелетию Казани, когда сделали терминал, через который пропускали гостей, а обычные пассажиры так и ходили через страшный старый терминал?
- Нет, сегодня однозначно ясно, что терминал 1А будет построен. Как я уже сказал, там закончили нулевой цикл, согласно графику работы идет заказ металлоконструкций и строительных коммуникаций. Вскоре уже должны полностью смонтировать фасад, только потом будут выполняться коммуникационные работы. Все этапы у нас четко расписаны. Два раза в месяц я собираю совещание, и мы контролируем сроки исполнения. Терминал 1А должны сдать – и сдадим – в ноябре 2011 года.
- И мы, простые казанцы, будем иметь к нему доступ?
-Да. Будем иметь доступ.
- То есть это не будет опять какой-нибудь виповский терминал?
- Нет, это будет полностью работающий терминал. Как мы его запустим, сразу начнем сносить старый терминал. А затем на его месте начнем строить второй терминал. Он также нужен аэропорту, поскольку пассажиропоток будет увеличиваться. Поэтому приняли такой порядок строительно-монтажных работ. Там есть свои проблемы, будем их решать.
ТАТНЕФТЬ НЕ ПРОДАЕТСЯ
- В план приватизации госпредприятий вы не включаете продажу наших "звезд", таких, как Татнефть, Ак Барс Банк?
- Нет, акции таких стратегических предприятий мы не выставляем на продажу.
- Скажите, пожалуйста, большое ли имущество сегодня в собственности республики? Пакеты крупных предприятий еще остались? Таких, как Татнефть, "АК БАРС" Банк, ТАНЕКО, Казаньоргсинтез, Нижнекамскнефтехим?
- Контрольные пакеты акций таких ОАО, как "Казаньоргсинтез", "Нижнекамскнефтехим", "Татнефтепродукт-холдинг" принадлежат ТАИФу. Блокирующий пакет ОАО "Татнефть" – у ОАО "Связьинвестнефтехим". Основным собственником ОАО "Нижнекамский завод техуглерода", "Нижнекамскшина" и ТАНЕКО является ОАО " Татнефть".
- По сути, республика.
-Да, республика. Поэтому правительство так активно занимается строительством ТАНЕКО.
- Татспиртпром?
– 100 процентов акций ОАО "Татспиртпром" находится в государственной собственности. За год в бюджет РФ от налогов предприятие перечисляет более 3,7 миллиарда рублей, в республиканский бюджет – миллиард рублей.
- Кажется, предприятия должны платить в бюджет не менее 30 процентов дивидендов?
- ГУП платит 30 процентов от чистой прибыли по итогам финансового года. АО – от 30 процентов. У нас в каждом АО есть представители государства. По всем вопросам, поставленным на повестку дня, государственным представителям даются директивы, в том числе по начислению дивидендов в бюджет республики в размере 30 процентов. Это проходит, если у государства пакет акций более 50 процентов. Но если доля государства менее 50 процентов, то другие акционеры могут принять решение о начислении дивидендов в меньшем размере либо направлении всей прибыли на развитие общества. Поэтому мы гарантируем только поступления с тех обществ, где у государства голосующий пакет более 50 процентов. Как уже было отмечено выше, в настоящее время в республике осталось 23 работающих ГУПов, которые в совокупности по итогам 2009 года обеспечили поступление доходов в бюджет РТ от части чистой прибыли в сумме 79,6 миллионов рублей, при плановом задании в 15 миллионов рублей.
33 акционерных общества из 53, получивших прибыль по итогам 2009 года, приняли решение о выплате дивидендов на общую сумму 60,1 миллиона рублей, из которых на сегодняшний день уже перечислены в бюджет РТ 59,7 миллиона рублей.
КТО УПРАВЛЯЕТ?
-Возвращаясь к вопросу о представителях государства в компаниях, где есть государственная доля, как они туда назначаются? Каков принцип отбора, механизм? Одно время были дискуссии на эту тему...
- Принцип отбора определен, есть закон республики и постановление правительства. Сегодня в компании с долей государства направляются представители от президента, от правительства и от министерства земельных и имущественных отношений. Вот три категории представителей. Есть независимые директора, которых мы определяем совместно с ассоциацией промышленных предприятий из республиканского реестра независимых директоров. Это новый, но уже работающий механизм, его ввели два года назад. Независимыми директорами становятся руководители акционерных обществ, крупных предприятий – то есть люди, которые имеют большой опыт производственной работы и разбираются в технических вопросах. Сегодня в советах директоров 18 акционерных обществ работают 17 независимых директоров.
КАК РАБОТАЕТ МИНИСТЕРСТВО
- Азат Киямович, читатели прислали нам много, целый блок вопросов о работе министерства. Например, Ильмир Ильдарович Гафуров написал: "Хотелось бы услышать ваше видение развития минзема. При вашем непосредственном участии министерство стало более гибким, более быстрым в решении подведомственных проблем. Как вы видите дальнейшее развитие министерства? В каком направлении? Спасибо. Желаю вам крепкого здоровья!"
- Как развиваться министерству, определено его полномочиями, которые, в свою очередь, прописаны в постановлениях кабинета министров Татарстана, регламентах работы, Положении о министерстве. Сегодня мы курируем имущественное, земельное, и корпоративное направления, а также мониторинг предприятий. Есть еще несколько специфических направлений.
Развитие каждого направления было согласовано в марте 2009 года с Рустамом Нургалиевичем, тогда еще премьер-министром нашей республики. И уже на основании протокола заседания итоговой коллегии были разработаны планы мероприятий, и под них рассчитаны сметы для финансирования.
Например, взять земельные отношения. Сегодня у нас много дел по межеванию земель, находящихся в собственности Республики Татарстан. Для этих целей выделено 16 миллионов рублей.
Для техпаспортизации и постановки на кадастровый учет объектов недвижимости, входящих в состав казны РТ, из республиканского бюджета выделено 13 миллионов рублей.
По корпоративной части – наше министерство определено координатором, уполномоченным органом по мониторингу финансово-хозяйственных ГУПов и акционерных обществ с долей госсобственности более 50 процентов. Создана комиссия по проведению финансового мониторинга и анализа финансово-хозяйственной деятельности ГУПов. Мы уже в этом году провели 14 заседаний, ежеквартально рассматриваются все ГУПы и акционерные обществ с долей республики, анализируется их работа. И выявили такую проблему: в некрупных акционерных обществах в сфере ЖКХ, в сельском хозяйстве руководители, как правило, очень слабо подготовлены. И финансовая, и экономическая подготовка у них хромает. Поэтому мы внесли свои предложения и, можно сказать, дали большой толчок для самообразования всех этих руководителей, поскольку они теперь приезжают сами лично и отчитываются перед нашей комиссией. Так что сегодня кардинально поменялось их отношение к самоподготовке.
По доходности - сегодня полностью налажен пообъектный учет как недвижимости, так и земельных участков, которые сданы в аренду. Для повышения эффективности от сдачи в аренду имущества Республики Татарстан мы направили на рассмотрение и утверждение в кабинет министров РТ проект постановления, предусматривающий установление стоимости аренды госимущества на основании отчетов об оценке рыночной стоимости арендной платы. Хочу также сказать, что в данный момент мы внедряем автоматизированную информационную систему Saumi, которая позволит полностью исключить человеческий фактор при работе с арендаторами.
Есть еще одно важное направление нашей работы – взыскание долгов прошлых лет.
- Наверное, в основном, по аренде?
- Да, - и по аренде земельных участков, и по аренде имущества. Дела мелкие, но их много, поэтому такая волокита. Этой работой мы конкретно занимаемся, и есть результат – сегодня уже можно сказать, что у нас, в частности, по недвижимости больших долгов нет.
ЧТОБЫ ЛЮДИ НЕ БЕГАЛИ ОТ ЧИНОВНИКА К ЧИНОВНИКУ
- Сколько человек сегодня работает в вашем министерстве?
- По штатному расписанию было 147 человек. Недавно президент РТ подписал указ о сокращении до 2013 года 20 процентов наличного состава министерств и ведомств. В связи с этим мы утвердили новое штатное расписание и уже сократили 7 вакантных должностей. В первом квартале 2012 года будут сокращены восемь должностей, в 2013 году – ещё 14. Таким образом, за три года мы сократим 29 должностей.
- Но для такого большого объема работы, который выполняет ваше министерство, у вас не очень-то большой коллектив.
- У нас в министерстве самый большой документооборот. Только в прошлом году он составлял 40 тысяч! Если средняя нормативная цифра – 170 документов на человека в месяц, то у нас получается 384. Но если руководство республики сказало, что надо сокращать… Будем работать по-новому, что можно – вынесем на аутсорсинг.
Работа в министерстве проводится, действительно, большая, потому что много обращений от частных лиц – как по имуществу, так и по земельным делам. И с каждым годом их число увеличивается, к тому же наше министерство по постановлению правительства наделено полномочиями по приватизации жилья. А я, как человек, пришедший с производства, не люблю, чтобы люди теряли время, бесцельно бегали по кабинетам. Поэтому сразу ввел принцип одного окна. У нас работают консультанты, которые предварительно рассматривают документы и указывают, какие недостатки надо устранить. Это во-первых.
Во-вторых – исполнение. В министерстве разработан регламент, есть сроки, причем мы их уменьшили: проблема, с которой человек к нам обратился, за месяц должна быть полностью решена. А не так, чтобы он 31-го числа сдал документы, а через месяц, 30-го, их возвратили, заявив, что такой-то бумаги не хватает. Поэтому у нас на сегодня нет такого, чтобы наши посетители – будь то представитель бизнеса, госпредприятия, акционерного общества или частное лицо - жаловались, что чиновники что-то не так сделали.
ТРУДНО ЛИ БЫТЬ МИНИСТРОМ
- Азат Киямович, теперь личный вопрос. Вы руководили предприятием "Татхимфармпрепараты" до перехода на пост министра. Как прошел ваш переход, не было ли у вас каких-то сомнений? Ведь предприятием руководить – это одно, а быть министром – все-таки совсем другое.
- У меня есть определенный руководящий опыт - почти 20 лет возглавлял различные предприятия. Безусловно, министерство – это другая сфера деятельности, у министра больше государственной ответственности, необходима юридическая подготовка. Мне на этом посту помогает соответствующее образование, опыт общения с людьми. К тому же, более четырех лет я работал председателем постоянной комиссии Государственного совета РТ по вопросам экологической безопасности, земельной реформе, природным ресурсам и природопользованию.
- Как предприятие "Татхимфармпрепараты" работает сегодня?
- Сегодня ОАО "Татхимфармпрепараты" – ведущее в своей отрасли предприятие, одно из крупнейших в России. Таких в стране осталось около десяти. У нас завод развивается, было построено новое крупное производство на 1,5 миллиарда таблеток в год, которое соответствует всем современным европейским стандартам.
- Не идет речь о приватизации, продаже Татхимфармпрепаратов?
- Поскольку принято решение о создании в Татарстане фармкластера, вопрос о приватизации или о продаже Татхимфармпрепаратов на повестке дня не стоит.
БИЗНЕС Online
Продолжение следует
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.