О жуткой находке сообщил накануне СК по РТ. Неподалеку от кладбища поселка Озерного Высокогорского района лесник набрел на массовое захоронение фрагментов человеческих тел. Глава минздрава Адель Вафин уверен, что «утечка» не из его ведомства, тем более что цивилизованная утилизация обошлась бы всего в несколько тысяч рублей. Неужели это следы убийства?
Неподалеку от кладбища поселка Озерного Высокогорского района лесник набрел на массовое захоронение фрагментов человеческих тел
«МОСКВА-ВОРОНЕЖ»: ЖУТКАЯ НАХОДКА ЛЕСНИКА
Страшная находка обнаружилась днем 10 мая в 20 метрах от забора кладбища поселка Озерного Высокогорского района. Лесник обратил внимание на разрытый животными участок, после чего извлек на поверхность человеческую кость. Позже прибывшие на место сотрудники следственного комитета и полиции обнаружили семь фрагментов человеческих ног, две кости, а также «внутренние органы в состоянии резко выраженных гнилостных изменений». Накануне следственный комитет РФ по РТ сообщил о начале доследственной проверки, а новость о страшной находке под Казанью растиражировали федеральные СМИ.
Предварительный осмотр показал, что ноги были ампутированы хирургическим путем. Часть конечностей находилась в пакетах с надписью «Эпидемиологически опасные отходы класса Б». Часть, но не все: другие будто отрезаны в спешке — одна нога была обута в черный носок, другая забинтована, третья завернута в тряпицу, как и часть закопанных органов. Куски бинтов или марли окружали «захоронение» без опознавательных или предупреждающих знаков, что не добавляет ему сходства с оборудованным для утилизации полигоном. Следователи отправили останки на экспертизу. На днях на месте захоронения будет проведен дополнительный осмотр с использованием специального криминалистического оборудования — георадара. Не исключено, что поблизости могут быть обнаружены и другие части тел.
На ступне одной из найденных ног вытатуирована зэковская наколка: «Москва — Воронеж». Как правило, эту татуировку размещают на двух ногах, с продолжением — «...хрен догонишь». Но в целом по полуразложившимся частям тел сложно идентифицировать, кому они могли принадлежать.
«Найденным останкам около полугода, — сообщил «БИЗНЕС Online» старший помощник руководителя следственного управления следственного комитета Андрей Шептицкий, собеседник издания не сомневается в криминальном характере кладбища человеческих конечностей. — Это эпидемиологические останки, а они должны быть соответствующим образом захоронены».
КАЖДУЮ НОГУ — В ОТДЕЛЬНУЮ ЯМКУ
Кладбище, рядом с которым появилось незаконное захоронение, находится около поселка Озерного. Со стороны поселка проходит дорога, ведущая от трассы М7 на Шигали. Кладбище еще совсем новое, на нем всего около 20 могил. Поэтому неудивительно, что каких-либо работников корреспондент «БИЗНЕС Online», прибывший на место, не застал. Только несколько мужчин, рывших могилу для своего родственника, рассказали, что ни о каких найденных человеческих останках не слышали. Всего в нескольких километрах — трасса М7, откуда и могли свернуть на кладбище злоумышленники, схоронившие останки. Само кладбище находится на значительном отдалении от жилых домов и одним своим краем почти вплотную подходит к лесу. Там, в небольшой рощице молодых березок, и было обнаружено захоронение.
«БИЗНЕС Online» удалось поговорить с тем самым лесником, о котором сообщал следком. По словам Алексея Александрова, должность которого официально называется «начальник цеха производственного участка №1 ГБУ «Учебный пригородный лесхоз» Высокогорского лесничества», лежащую на земле ногу он увидел, делая плановый обход своего участка.
«Я обходил территорию, где находятся наши посадки. Смотрел их приживаемость, готовность почвы. Шел пешочком, смотрю — нога торчит из-под земли...» — рассказывает Александров.
По мнению лесника, отрезанную конечность отрыли из земли бродячие собаки. Рядом из ямы торчала человеческая кость со стопой. Александров по телефону вызвал оперативников Высокогорского РУВД. По его словам, отрезанные конечности не были закопаны в одной яме. Неизвестные между стволов деревьев рыли для каждой ноги отдельный «шурф». Такие маленькие ямки трудно копать глубоко, это и объясняет то, почему их так легко раскопали собаки. Однако протекающий рядом ручей дает основание предполагать, что правонарушители, кем бы они ни были, надеялись и на действие мокрого грунта, ведь в нем человеческая плоть разлагается быстрее...
Александров признался, что подобные находки он обнаружил впервые и все это повергло его в настоящий шок. Пакеты, в которые были завернуты отрезанные конечности, оперативники с собой забирать не стали, поэтому над местом находки и из ям веет специфическим запахом...
На ступне одной из найденных ног вытатуирована зэковская наколка: «Москва — Воронеж». Как правило, эту татуировку размещают на двух ногах, с продолжением — «...хрен догонишь». Но в целом по полуразложившимся частям тел сложно идентифицировать, кому они могли принадлежать
«ВРЯД ЛИ ТАКАЯ «УТЕЧКА» ПРОИЗОШЛА В СИСТЕМЕ МИНЗДРАВА»
В пресс-службе министерства здравоохранения РТ подчеркивают, что ответственность за уничтожение и захоронение патологоанатомических отходов не лежит на медицинских организациях.
«Образовавшиеся патологоанатомические отходы медицинские организации отдают по договорам для последующего уничтожения (кремирования) специализированным организациям, которые имеют разрешение или лицензию на данный вид деятельности, — цитирует ведомство «Татар-информ». — Ответственность за результаты уничтожения и захоронения лежит на организациях-исполнителях».
В республиканском минздраве пообещали разобраться в ситуации. Еще вчера министр Адель Вафин дал указание главврачам учреждений, где ведется работа с биоматериалами, ужесточить контроль в этой сфере. Если следствие выяснит, что какая-то клиника допустила эту ситуацию, там пройдет проверка, хотя вряд ли такая, с позволения сказать, «утечка» произошла в системе минздрава, считает Вафин.
«Учреждения здравоохранения не занимаются утилизацией биоматериалов самостоятельно, — рассказал министр «БИЗНЕС Online». — В соответствии с действующим законодательством через систему госзакупок заключаются договоры с соответствующими компаниями, имеющими лицензию на осуществление такого рода деятельности. Они имеют специальные печи, персонал, транспорт и оказывают услуги по утилизации подобных отходов. Таких компаний немного, рынок довольно узкий, их менее десятка».
Хирургических клиник, где проводят серьезные ампутации, тоже не так много, но есть другие отходы — бинты, биоматериал после анализов, удаленные опухоли, последствия абортов, а также расходники — одноразовые иглы и шприцы, системы и перчатки. Так что в минздраве изучают опыт создания единого оператора по обращению с отходами по опыту других регионов России — подобная система работает, в частности, в Санкт-Петербурге.
Часть конечностей находилась в пакетах с надписью «Эпидемиологически опасные отходы класса Б»
«БИООТХОДЫ ЯВЛЯЮТСЯ ИСТОЧНИКОМ ТЯЖЕЛЫХ БОЛЕЗНЕЙ И ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ»
На сайте госзакупок можно найти целый ряд тендеров на утилизацию медицинских отходов класса Б. Например, РКБ заключило подобный договор на полугодие с ООО «Экоресурс» (Зеленодольск) — цена контракта почти 1,1 млн. рублей на 2016 год с объемом подлежащих утилизации материалов 13,2 тонны. Стоимость вывоза и уничтожения 1 кг операционных и перевязочных отходов невелика — 81,33 рубля.
Еще дешевле плоти стоит утилизация шприцев, дыхательных трубок, систем — 35 рублей за килограмм, цена контракта «Экоресурса» в 2016 году — 593 тыс. рублей. А годовая обработка анатомических отходов РКБ (такие же обнаружили в лесочке) объемом в 7,5 т оценивается в 525 тыс. рублей, то есть по цене в 70 рублей за килограмм. Эту услугу для РКБ будет выполнять все тот же «Экоресурс» (он был единственным поставщиком услуги в этом тендере). Вес обнаруженной в березовой роще находки вряд ли превышает 50 кг, следовательно, неизвестные исполнители «сэкономили» не более 4 - 5 тыс. рублей. Капля в море биоотходов, утилизируемых в Татарстане ежегодно.
Как утилизируются подобные отходы? Об этом в своем интервью «БИЗНЕС Online» рассказывал директор «Экоресурса» — в то время компанией руководил Владимир Дмитриев. Для этого компания использует промышленный утилизатор-крематор биоотходов — печи способны поддерживать температуру 1200 градусов, в результате чего сгорает все, даже проволока. В сутки в печах компании сгорает около 1,2 т, в год — 420 т биологических отходов.
Дмитриев биоотходы делит на три группы. Первая — отходы медицинских учреждений и парикмахерских: это использованные бинты, повязки и ватные тампоны, остатки сильнодействующих лекарств, человеческие органы, удаленные зубы, отрезанные волосы. Вторая — ветеринарные отходы: тела животных и птиц. Третья — отходы пищевой промышленности: испорченное мясо и рыба с городских рынков, кости и внутренности скота и птицы. «Биоотходы являются источником тяжелых болезней и вирусных инфекций, — предупреждает эксперт. — Рано или поздно на это должен был кто-то обратить внимание».
При этом медицинским компаниям выгодно экономить на утилизации биоотходов. «Частная стоматологическая клиника реально производит по 20 килограммов медицинских отходов в день, — подсчитал Дмитриев. — По закону она обязана их правильно обезвредить — путем температурной кремации. Однако наша система построена так, что клинике достаточно заключить договор со специализированной организацией хотя бы даже на 1 килограмм отходов — и все, вопрос решен. Для проверяющих органов этого вполне достаточно, а клинике — экономия. Куда девается остальной опасный материал, никому не известно. Это на уровне предприятий».
Ответ на вопрос, как оказались в стихийной могиле под Казанью человеческие останки, вскоре дадут следователи
НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ ПОДРЯДЧИКИ, КРИМИНАЛЬНЫЕ ТРАНСПЛАНТОЛОГИ ИЛИ УБИЙСТВО?
Эксперты и обыватели в соцсетях теряются в догадках. Версия №1 — это дело рук недобросовестных работников медицинского учреждения, которые должны были заниматься утилизацией биоотходов. Но какой в этом смысл? Одно дело — экономия на утилизации использованных бинтов и тампонов и совсем другое — трудоемкое и небезопасное захоронение человеческих останков. Да и вряд ли медики положили бы на операционный стол пациента в носках.
Версия №2 состоит в том, что обнаруженные конечности — плоды незаконной деятельности медицинских клиник, возможно подпольных, специализирующихся на трансплантации органов.
Многие вспомнили, к примеру, об уголовном деле в отношении казанских судмедэкпертов. Напомним, летом 2013 года их заподозрили в том, что они незаконно продавали пятки усопших пациентов в центр «Аллоплант», во главе которого стоит известный офтальмолог из Башкортостана Эрнст Мулдашев. Газета «БИЗНЕС Online» писала об этом нашумевшем деле, которое, впрочем, закрыли за отсутствием состава преступления. Так что трансплантацией органов можно заниматься вполне легально — если нет четко выраженного несогласия донора или его наследников.
Наконец, версия №3 — самая жуткая. Если нет экономического смысла, значит, речь идет о трупах, от которых нужно избавиться. В этом смысле расчленить тела на части и захоронить в разных местах — вполне понятная тактика. Кстати, по некоторым данным, доследственная проверка сейчас проводится как раз по статье «Убийство». Но тогда откуда медицинский пакет?..
Остается надеяться, что ответ на вопрос, как оказались в стихийной могиле под Казанью человеческие останки, вскоре дадут следователи.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.