ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ МИНИСТРА ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РТ АЗАТА ХАМАЕВА С ЧИТАТЕЛЯМИ «БИЗНЕС ONLINE». ЧАСТЬ 4-Я
Есть ли у предпринимателя-арендатора преимущественное право на выкуп госимущества, закрепленного за учреждениями? Как рассчитывается арендная плата за пользование госимуществом? Какими мерами республика поддерживает малое и среднее предпринимательство? Где найти полный перечень предприятий, которыми владеет Татарстан? Сколько инвестиций удалось привлечь в текущем году на предприятия республики? Подготовленные в минземимуществе РТ ответы на конкретные вопросы читателей министру Азату Хамаеву – в четвертой, завершающей части материала.
ПРИВАТИЗАЦИЯ ОБЩЕЖИТИЯ
«Добрый день! Я проживаю в общежитии по улице Братьев Касимовых, 82. Многие соседи уже приватизировали свои комнаты через суды. Для меня это дорого. Скажите, пожалуйста, уважаемый Азат Киямович, можно ли сделать что-то, чтобы я могла реализовать свое право на бесплатную приватизацию своей комнаты без суда, которая была предоставлена мне по месту работы. Я занимаю ее уже более 10 лет Алия Исламовна С.»
- Для реализации жилищных прав граждан мы неоднократно поднимали вопрос передачи 29 государственных общежитий, находящихся в пользовании производственных предприятий, в муниципальную собственность. Однако из-за отсутствия финансирования передача так и не состоялась. Особенно остро данный вопрос стоит с общежитиями Казани. В этом году мы проверили использование данных общежитий. Также проведена работа по наделению минземимущества РТ полномочиями по приватизации государственного жилищного фонда.
Сейчас мы разрабатываем соответствующее положение, утверждение которого позволит снять статус общежития с вышеуказанных жилых домов. В качестве пилотного проекта до конца года хотим снять статус общежития как минимум с трех домов, в том числе и с общежития, в котором вы проживаете. Тогда вы сможете приватизировать свою комнату без суда через наше министерство. Перечень документов, необходимых для приватизации, будет размещен на сайте минземимущества РТ. На «сплошную» приватизацию планируем выйти в 2011 году.
Но надо учесть, что, став собственниками комнат, жильцы обязаны будут содержать в надлежащем состоянии внутридомовые коммуникации, в том числе газовое оборудование. Для этого необходимо заключить со специализированной организацией договор на обслуживание.
КОГДА МЕШАЕТ ВОЛОКИТА
«Уважаемый Азат Киямович! У вас часто проходят торги по продаже автотранспортных средств, как правило, там суммы небольшие, но многие, и я в том числе, не участвуем в торгах из-за волокиты. Нельзя ли при таких массовых торгах на автотранспортные средства организовать прием денежного залога прямо на месте с приглашением кассира из банка. На мой взгляд, это было бы удобней всем и участников было бы больше. Ваше мнение? Лазарь Каланов»
- В соответствии с законодательством, а также для контроля прозрачности поступлений денежных средств с аукционов задатки за участие в открытых торгах должны перечисляться через банковские структуры. Поэтому претендентам для участия в торгах необходимо предоставлять платежные документы с отметкой банка, подтверждающие внесение соответствующих денежных средств. Для информации: с начала года проведены 9 торгов, на которых проданы 142 автотранспортных средства.
ИМУЩЕСТВО РЕСПУБЛИКИ
«Как вам удаётся ограничивать требования федеральных структур по безвозмездной передаче им государственной или муниципальной собственности? Галямов Ирек»
- Минземимущество РТ является органом, уполномоченным правительством РТ осуществлять полномочия собственника государственного имущества Республики Татарстан. И ответ на данный вопрос могу дать только в части республиканской собственности. Площадь передаваемых федеральным структурам помещений рассчитывается по установленным кабинетом министров Республики Татарстан нормативам площадей, исходя из 11,5 квадратных метра на одного сотрудника.
А если речь вести о безвозмездной передаче республиканского имущества в собственность Российской Федерации, то оно передается в исключительных случаях на основании решения правительства РТ. Конечно, необходимо учитывать при этом экономическую составляющую. Например, для привлечения средств федерального бюджета в ремонт или на содержание таких объектов недвижимости.
«В 2009 году со мной по результатам аукциона был заключен договор аренды на помещения общей площадью 49,4 квадратных метра, находящиеся по адресу: Казань, Волгоградская, 47 (минтруд). В июле 2010 года его срок закончился. Могу ли я продлить договор на новый срок без проведения торгов. Э. Еникеева»
- С 1 июля 2008 года вступила в действие статья 17.1 федерального закона «О защите конкуренции», которая, установила обязательное проведение торгов при передаче в аренду государственного имущества по договорам, заключаемым после указанной даты. Исключение составляют договоры, заключенные с субъектами малого и среднего предпринимательства до 01.07.2008. Но и их продление, тоже ограничено – до 1 июля 2015. Поэтому для аренды указанных вами помещений необходимо будет принять участие на соответствующих торгах.
«Я являюсь добросовестным арендатором государственного имущества с 2006 года. Арендую помещения в здании РКБ по адресу: Казань, Оренбургский тракт, 138. Могу ли я воспользоваться преимущественным правом выкупа арендуемого мной имущества. Кузьмин Константин Борисович».
- К сожалению, нет. Арендуемое вами имущество закреплено на праве оперативного управления за ГУЗ «Республиканская клиническая больница». Действие федерального закона № 159-ФЗ, определяющее преимущественное право арендатора на выкуп госимущества, не распространяется на имущество, закрепленное за учреждениями.
«Уважаемый Азат Киямович! Хотелось бы арендовать государственное имущество и прошу Вас разъяснить, как это можно сделать и как рассчитывается при этом арендная плата за пользование государственным имуществом. Ильхамов Фирдавес Махмутович».
- Со вступлением в силу ст.17.1 федерального закона от 26 июля 2006 года 135-ФЗ «О защите конкуренции» предоставление государственного имущества осуществляется путем проведения торгов. Расчет арендной платы осуществляется согласно постановлению кабинета министров Республики Татарстан от 20 марта 2003 года № 159 «О мерах по обеспечению поступлений от сдачи в аренду государственного имущества». Со следующего года мы планируем сдачу в аренду государственного имущества исключительно по рыночной стоимости арендной платы. С порядком сдачи государственного имущества в аренду можно ознакомиться на официальном сайте минземимущества РТ на стартовой странице.
КАК ТАТАРСТАН ПОДДЕРЖИВАЕТ МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС
«Уважаемый Азат Киямович! Подскажите, пожалуйста, как осуществляется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан? Оленев Андрей Константинович».
-На сегодняшний день в Республике Татарстан созданы четыре бизнес-инкубатора, осуществляющих поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства путем предоставления помещений на льготных условиях по результатам проведенных конкурсов. Среди них бизнес-инкубатор Чистополя и Елабуги,
В бизнес-инкубаторе Набережных Челнов, Поволжском бизнес-инкубаторе лёгкой промышленности резиденты размещаются сроком на три года. Помимо площадей, им предоставляется необходимое оборудование и инвентарь для осуществления деятельности. Оплата аренды происходит по сниженным ставкам: в первый год – 40 процентов, во второй – 60 процентов и только в третий – 100 процентов.
КАКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ВЛАДЕЕТ РЕСПУБЛИКА
«Уважаемый Азат Киямович! Сообщите, можно ли где-то увидеть полный перечень предприятий, которыми владеет наша Республика Татарстан? Хотелось бы точно знать, что принадлежит государству – например, 100% такого-то завода, 30% такой-то фабрики, 5% такого-то банка… Также было бы очень интересно увидеть ясный и четкий отчет, какую прибыль получает бюджет республики от владения этим имуществом – и куда, собственно говоря, эта прибыль направляется? С уважением, Альберт Салахов, Казань».
- Постановлением кабинета министров РТ от 16 мая 2008 года утверждено положение о раскрытии информации о собственности Республики Татарстан. В соответствии с ним на сайте нашего министерства в рамках «Электронного правительства РТ» ежегодно по состоянию на 1 января в рубрике «Информация о государственной собственности Республики Татарстан» размещаются сведения об акционерных обществах с долей РТ в уставных капиталах, с указанием их местонахождения. Также в разделе "Аналитические материалы" размещен отчет о работе минземимущества РТ в 2009 году и основные задачи на 2010 год в сфере земельных и имущественных отношений, в котором указаны доходы, поступившие в бюджет РТ от использования имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности.
ЭФФЕКТИВНЫЕ И НЕЭФФЕКТИВНЫЕ СОБСТВЕННИКИ
«Азат Киямович, здравствуйте! Спасибо, что решили ответить на наши вопросы. Меня давно волнует, какую политику проводит Ваше министерство по отношению к эффективным и неэффективным собственникам? Есть ли у Вас возможность и способы поддержать руководителя, который сумел добиться хорошей работы своего предприятия (с государственной долей собственности или вообще государственного) и наказать того, кто «опустил вожжи» и вместо прибыли приносит сплошь убытки? Спасибо за ответ! С уважением, Андрей Николаевич Смирнов».
- Из-за ухудшения экономического состояния многих предприятий в соответствии с поручением руководства республики минземимущество РТ проводит ряд антикризисных мероприятий. Так, например, создана рабочая группа по анализу и контролю финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ с госдолей, разработана система экономического анализа и прогнозирования состояний предприятий республики. Проведено 14 заседаний рабочей группы с участием представителей отраслевых министерств и муниципальных образований, на которых рассмотрена финансово-хозяйственная деятельность около 100 предприятий и обществ. Неблагополучные предприятия рассматривались неоднократно (ОАО «Ипотечное Агентство», ГУП «Татрыбхоз», ГУП ВНИПИМИ, ОАО «Швейник»).
Особое внимание рабочая группа обращает на причины кризисного состояния предприятий, итоги финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период для своевременного принятия мер по повышению эффективности их деятельности и финансовому оздоровлению, дается объективная оценка деятельности руководителя предприятия и определение его соответствия занимаемой должности.
В ходе работы были выявлены случаи неэффективного использования госимущества, а также отмечен низкий профессиональный уровень некоторых руководителей, что, естественно, повлекло за собой принятие соответствующих мер и управленческих решений, в том числе по смене руководителя.
КАК ГОСУДАРСТВО «РУЛИТ» ЗАВОДАМИ
«Уважаемый министр земельных и имущественных отношений! Разработана ли в вашем министерстве технология управления государственным портфелем акций на предприятиях? Как вообще государство может рулить, скажем, огромным заводом, если у него там даже не блокирующий пакет? Наверное, остается только положиться на «генералитет»? Рафаэль»
- Государственный фондовый портфель в настоящее время состоит из пакетов акций 143 акционерных обществ, значительно различающихся по социально-экономической значимости для республики, финансовому состоянию, отраслевой принадлежности. В акционерных обществах функции государства как собственника, в отличие от унитарных предприятий, реализуются опосредованно – через механизм корпоративного права. Этим целям служит подконтрольная минземимуществу РТ система представителей государства, охватывающая практически все акционерные общества, акции которых формируют государственный портфель.
Тем не менее, участие в уставном капитале общества само по себе не обеспечивает эффективную реализацию полномочий собственника. Для этого, прежде всего, совершенствуется система представительства интересов государства в органах управления акционерных обществ, привлекая институт независимых директоров. Так, в 18 акционерных обществ с долей государства в уставном капитале были выдвинуты и избраны в советы директоров 17 независимых директоров из республиканского реестра независимых директоров. Участие независимых директоров в органах управления позволило повысить эффективность корпоративного управления в акционерных обществах республики.
Кроме того, одним из важнейших направлений совершенствования управления пакетами акций, находящихся в собственности РТ, является внедрение в практику, наряду с традиционными формами, новых форм управления. К таким формам можно отнести:
- привлечение к управлению пакетами акций доверительных управляющих с использованием института доверительного управления;
- создание холдинговых компаний для управления акционерными обществами, деятельность которых направлена на выпуск продукции (выполнении работ, оказании услуг) в одном рыночном сегменте, а также перспективных в отношении интеграции производственных и хозяйственных связей (например, создание ХК «Ак Барс», ОАО «Корпорация «Татавтотранс». В настоящее время принято решение о передаче пакетов акций 18 акционерных обществ сферы ЖКХ в уставный капитал ОАО РПО «Таткоммунэнерго»).
По акционерным обществам, управление которыми целесообразно полностью передать в частный сектор, будет принято решение о реализации в течение 3 лет.
КАЗЕННЫЕ, БЮДЖЕТНЫЕ И АВТОНОМНЫЕ
«Я являюсь руководителем государственного учреждения и меня волнует, как изменится деятельность учреждения в связи с вступлением в силу с 01.01.2011 года федерального закона № 83-ФЗ. Особенно хотелось бы знать, можно ли будет распоряжаться учреждению средствами от сдачи помещений в аренду? О.Л.»
- В соответствии с указанным законом с 01 января 2011 года в Российской Федерации будут функционировать три вида государственных учреждений: казенные, бюджетные и автономные.
Постановлением кабинета министров РТ от 17 августа 2010 года № 660 утвержден перечень из 89 государственных казенных учреждений РТ, создаваемых путем изменения типа государственных бюджетных учреждений республики. Статус нового типа государственных (муниципальных) учреждений – казенное учреждение, по сути совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения. В случае если вашего учреждения в данном постановлении нет, и оно не является органом власти, то оно будет бюджетным учреждением.
Изменение правового положения существующих бюджетных учреждений, предполагает способность функционировать на основе рыночных принципов, без их преобразования, создать условия и стимулы для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности их деятельности, в том числе:
- изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав, переведя их с 1 января 2011 года со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания;
- предоставить право бюджетным учреждениям заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
- устранить субсидиарную ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав;
- расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган публичной власти - учредитель соответствующего учреждения.
При сдаче в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением, оно вправе получать доходы от арендной платы в самостоятельное распоряжение, при этом финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
СКОЛЬКО УДАЛОСЬ ПРИВЛЕЧЬ ИНВЕСТИЦИЙ
«Вопрос министру – сколько инвестиций удалось привлечь в текущем году на предприятия Татарстана? Кто выступил в роли инвесторов? В.Ш.»
- В 2010 году при участии Республики Татарстан совместно с иностранными инвесторами планируется создание новых акционерных обществ: ЗАО «Тат-Авиа» и ЗАО «Тат-Аэро» для модернизации, реконструкции, обновления парка транспортных средств и инфраструктуры, а также внедрение современных средств и технологий. Руководством Республики Татарстан достигнуты определенные протокольные договоренности с инвесторами об объемах и сроках инвестирования как в реконструкцию и модернизацию аэропорта, так и в обновление парка самолётов авиакомпании. В частности, инвестиционным проектом предполагается увеличение пропускной способности аэропорта, а также приобретение современных воздушных судов для авиакомпании. Это позволит осуществлять перевозки пассажиров через аэропорт с соблюдением современных требований к безопасности и качеству перевозок пассажиров в объеме с 600 тысяч человек до 3 миллионов человек к 2013 году.
В настоящее время минземимущество РТ проводит комплекс мероприятий для создания в Татарстане нанотехнологического центра, который разместится на двух площадках – технопарка «Идея» и технополиса «Химград». Для проведения научных исследований будет модернизированы существующие базы и оснащены всем необходимым оборудованием. Общая стоимость проекта – 3,6 миллиарда рублей, объем инвестиций ГК «Роснано» составит 1,7 миллиарда рублей.
В целях привлечения инвестиций для развития научно-производственного потенциала акционерных обществ «Радиоприбор», «Альметьевский завод «Радиоприбор» и «Казанский электротехнический завод» принято решение о передаче госпакетов акций данных обществ в доверительное управление без права отчуждения. В рамках условий доверительного управления предусмотрено привлечение заказов для указанных обществ, техническое перевооружение, модернизация производств основной продукции.
Для реализации дополнительных мер по поддержке отраслей экономики Республики Татарстан бюджетные инвестиции направляются на приобретение современного высокоэффективного сельхозоборудования, позволяющего предприятию добиться высоких экономических показателей в работе. Так, в рамках дополнительной эмиссии планируется внесение инвестиций в ОАО «Татагролизинг» в размере 13,8 миллиона рублей на приобретение сельскохозяйственной техники.
ЗАДАЧИ МИНИСТЕРСТВА
«Добрый день Азат Киямович, хотелось бы услышать Ваше видение развития минзема, при вашем непосредственном участии минзем стал более гибким в решении вопросов, более быстрое решение всех подведомственных вопросов, как вы видите дальнейшее развитие министерства? В каком направлении? Спасибо P.S. Желаю Вам крепкого здоровья! Гафуров Ильмир Ильдарович»
- Перед министерством стоят следующие задачи:
Обеспечение доходности - совершенствование учета государственной и муниципальной собственности, в том числе нематериальных активов Республики Татарстан; обеспечение поступления доходов в консолидированный бюджет Республики Татарстан от использования государственного и муниципального имущества, в том числе земельных ресурсов. Формирование пообъектного учета поступлений неналоговых доходов в разрезе каждого плательщика. Мониторинг финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий, находящихся в обычном режиме. Сокращение количества унитарных предприятий, находящихся в процедурах ликвидации, банкротства и «отсутствующих должников».
В сфере управления государственными корпоративными активами - проведение единой государственной политики в сфере регулирования деятельности по финансовому оздоровлению, предотвращению банкротства государственных и муниципальных предприятий. Совершенствование корпоративного управления в акционерных обществах, проведение обучения и аттестации представителей государства, в том числе технологиям антикризисного управления.
В сфере земельных отношений - анализ эффективности использования земельных ресурсов Республики Татарстан с учетом результатов земельного контроля. Вовлечение в оборот неиспользуемых земельных участков, в том числе путем их изъятия. Участие в реализации жилищной политики, в том числе исполнении Программы социального ипотечного жилищного строительства и в подготовке к проведению Универсиады 2013 года в части выделения земельных участков и оформления прав собственности. Содействие развитию промышленного производства путем оформления земельных участков, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства. Расширение границ населенных пунктов с учетом планов территориального развития районов и городов республики.
В сфере имущественных отношений - обеспечение максимальной эффективности, контроля и доходности от использования государственного имущества Республики Татарстан. Обеспечение использования государственного имущества в качестве инструмента для привлечения инвестиций в экономику республики в форме государственно-частного партнерства и реализации прав граждан на приватизацию жилых помещений в общежитиях, находящихся в собственности Республики Татарстан, и другие.
БИЗНЕС Online
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.