Сегодня день рождения отмечает знаменитый основатель социальной сети Facebook. Это стало поводом для статьи, которую написал для «БИЗНЕС Online» президент группы компаний Fix Дмитрий Еремеев. Один из самых известных IT-бизнесменов Татарстана размышляет о состоянии отрасли в нашей стране и объясняет, почему российские программисты, желающие работать и жить на родине, все равно отправляются на Кипр.
Дмитрий Еремеев: «К сожалению, законодательство устроено таким образом, что вынуждает талантливых людей релоцироваться из страны» (фото: kpfu.ru)
КРУПНЫЕ РОССИЙСКИЕ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ СКОРО ТОЖЕ УЙДУТ В ОФШОРЫ...
Сегодня границы стираются все больше и вопрос состоит в том, какие условия созданы для оперирования большими глобальными трансграничными бизнесами. Насколько комфортно управлять такими бизнесами из России. Безусловно, у нашей страны есть огромное преимущество — это сильный образовательный процесс, большое количество людей с математическим складом ума, прекрасная генетика. Как результат — отличные программисты. На самом деле у нас есть свои Цукерберги. Однако создать компанию, аналогичную Facebook, при российских реалиях ведения бизнеса крайне сложно.
К сожалению, законодательство устроено таким образом, что вынуждает талантливых людей релоцироваться из страны. При этом и тех, кому очень комфортно в России, кому нравится общаться на русском языке. Для интернет-бизнесмена нет границ, и для него очень важен комфорт, окружение и стабильные понятные правила ведения бизнеса. Безусловно, нам нужно создавать максимально комфортные условия работы для таких людей. Сегодня IT-компании да и некоторые виды бизнеса глобальны по своей сути. Это происходит по всему миру и с разным типом экономики.
Давайте рассмотрим на примере модели ведения бизнеса в России.
К примеру, предприниматель зарегистрировал некое юридическое лицо и хочет заняться продажей товаров или услуг в российском интернет-сегменте. Его компания становится плательщиком НДС. В итоге у бизнесмена появляется две опции: он принимает деньги через интернет на свое юридическое лицо, имея договор с российским банком. В этом случае предприниматель платит комиссию 2 - 3% банку, и, получив деньги на юридическое лицо, возникает необходимость уплаты в общем виде НДС.
Дальше у предпринимателя есть партнеры. Точно так же как, скажем, в Uber есть партнеры — водители. Это может быть тот же веб-мастер, который привлекает для меня посетителей, рекламирует меня в своем блоге, и ему тоже нужна зарплата. И если он не предприниматель, а физическое лицо, я должен заплатить еще за него НДФЛ. То есть в общем виде я должен заплатить неплохую сумму налога. При этом у бизнесмена есть опция абсолютно легальная, в соответствии с нашим законом, уйти от этого налогового бремени. Он может деньги принимать не на российское юридическое лицо, а на свою компанию, которая будет находиться в офшоре. Для получения денег можно подключить тот же латвийский банк, комиссия за обслуживание останется, зато предприниматель будет освобожден от уплаты НДС и администрирования. Соответственно, с выплаты веб-мастеру предприниматель не платит никаких налогов, он со своей стороны должен сам заплатить НДФЛ за себя, но в данном случае предприниматель уже не является налоговым агентом России и не обязан за этим следить.
Соответственно, китайцы и многие международные компании используют такую модель в работе с Россией. Интернет-магазин «Алиэкспресс» не работает в российском налоговом правовом поле, ему это не нужно, причем это законно. Они принимают деньги от российских граждан через свою систему «Алипей» различными платежными системами на офшорную компанию и с нее обеспечивают выплаты тем, кто помогает им раскручивать товары в России. Кстати, недавно было интервью с руководителем «Евросети» Александром Малисом, который заявлял, что такими темпами они сами уйдут в офшоры, потому что становятся неконкурентными, у международных компаний меньше налогов.
НА КИПРЕ СОЗДАНЫ ВСЕ УСЛОВИЯ, ЧТОБЫ СОБИРАТЬ РОССИЙСКИЕ МОЗГИ
Раньше было выгодно, находясь в России, благодаря нашему законодательству оперировать офшорами для того, чтобы развивать онлайн-бизнес. Интернет-магазины, рекламные сети — 90% этого бизнеса находится в офшорах. Однако недавно был принят закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Все граждане, у кого есть офшорные компании, должны заявить о КИКах. Государство заявило о том, что хочет, чтобы с офшоров платилась прибыль в России.
С одной стороны, абсолютно логично. Но предприниматель поставлен сейчас перед выбором: раскрывать офшоры и платить дополнительные налоги или перестать быть налоговым резидентом в России. По законам, если он будет находиться меньше полугода в стране, то у него нет обязанности платить какие бы ни было налоги, и его схема будет по-прежнему законна. При этом доля выручки с российского рынка у многих IT-бизнесменов минимальна.
То есть IT-предпринимателей вынуждают уезжать. Я общаюсь с большим количеством веб-мастеров, с представителями крупных компаний, многие выбрали путь переезда. Например, на Кипре созданы все условия для того, чтобы собирать из России мозги. Если вы переезжаете из нашей страны туда, то ваш личный налог на все пассивные доходы, включая получение дивидендов, будет равен нулю. А если ваша деятельность — разработка программного обеспечения, то вы получаете льготу на налог на прибыль компании 80%.
То есть на Кипре налог на прибыль составляет 12,5%, при схеме разработки ПО — только 2.5%, а налог на дивиденды — 0%. А в России налог на прибыль — 20%, плюс НДФЛ — 13%. Плюс НДС.
«Государство хочет сделать все прозрачно, чтобы выплачивались налоги. Но вместо этого IT-бизнесу дан сигнал уезжать из страны, ведь завод никуда не уедет, а IT-бизнесмен уедет» (фото: ©Михаил Фомичев, РИА «Новости»)
Мне иногда кажется, что это похоже на какой-то заговор. Все сделано для того, чтобы топовые разработчики и другие игроки IT-отрасли уехали из страны. Я знаю и казанские компании, в том числе которые уже физически базируются на Кипре. Одна из таких — разработчик софта для «Форекс», компания «Метаквотес», которым пользуются по всему миру. А могла бы остаться в Казани. И сотрудников они релоцируют на Кипре без проблем.
Я понимаю, есть, к примеру, завод, он как работал в России, так и работает. А прибыль руководство скрывает в офшорах. Понятно, что государство хочет сделать все прозрачно, чтобы выплачивались налоги. Но вместо этого IT-бизнесу дан сигнал уезжать из страны. Ведь завод никуда не уедет, а IT-бизнесмен уедет.
В интернете все технологии глобальны. А русские, как правило, делают компании, которые ориентированы на международный рынок. Соответственно, когда ты оперируешь из России, встает вопрос, как тебе принять деньги из-за рубежа? Если ты хочешь выбрать российскую компанию для оперирования, то это невозможно в силу валютного контроля и огромного количества требований по продаже валюты, уплаты многочисленных налогов, опять же проще все делать через офшоры.
К примеру, я российский гражданин, хочу делать бизнес с Латинской Америкой, я открываюсь в офшорах. Сейчас государство хочет обложить налогами такие компании, а у меня, к примеру, 90% всего бизнеса не в России, но я продолжаю тут жить, так как просто комфортно и все говорят на русском языке. И получается, что предпринимателей просто вынуждают выезжать из страны.
ЕСТЬ СПОСОБ, КАК «ПЫЛЕСОСИТЬ» ДЕНЬГИ ИЗ-ЗА РУБЕЖА
Есть другой аспект. Что происходит с тем, кто зарабатывает деньги в России? Опять образуются три опции. Я, как учредитель, гражданин России, являюсь физическим лицом, тогда должен платить налог 13%. Налог на дивиденды. Я не резидент, но физическое лицо — налог увеличивается до 15%. А теперь третий момент. Я — юридическое лицо, компания не резидент, а в России есть закон о двойном налогообложении. К примеру, компания из Кипра, работающая в России, будет платить налог всего 5%. То есть предприниматель, живя в России, хочет заплатить дивиденды, налог, хочет показать прибыль, а ему юристы советуют зарегистрировать фирму на том же Кипре и репатриировать все деньги из страны, заплатив всего 5%. Посмотрите, почему учредители у многих российских компаний кипрские, нидерландские, и все молчат. Всем это выгодно. И в итоге все переезжают на Кипр, деньги выходят на Кипр и дальше направляются на BVI (Британские Виргинские острова) или еще куда-то, не уплачивая фактически стране никаких налогов.
Поэтому многие открывают на Кипре физический офис и получают скидку в 8% в виде налогов. А сейчас еще налоговая говорит, что фирмы не должны быть фиктивными. Хорошо, говорят айтишники, и едут на Кипр. Кипр вводит нулевую ставку налога для переехавших, а налоговая получает реальный офис на Кипре, как она и хотела. А ведь можно было бы просто уравнять ставку...
Что нужно создать для айтишников в России? Нужно, чтобы деньги, которые выходят из страны, делали это как можно сложнее и облагались налогами по максимальной ставке. И нужно сделать такие условия, чтобы мне или иностранцу с российским юридическим лицом оперировать деньгами за пределами страны и приводить их сюда в Россию было комфортно. Не должно быть налогов на эти деньги.
Правильно Владимир Путин говорит про Америку, что это самый большой офшор. Развитые страны создали систему, позволяющую из развивающихся стран выкачивать бабки. И всем остальным они говорят: либо играете по нашим правилам, либо оказываетесь за бортом. А некоторых в нашем правительстве во многом такое положение вещей, видимо, устраивает, потому что они сами могут позволить себе что-то спрятать за офшором и оптимизировать свой налог. Проблема на самом деле очень глубокая.
В России надо создать такой центр, который позволит нам, российским айтишникам, абсолютно легально «пылесосить» деньги с других стран. Я бы тот же Uber с удовольствием разместил в России, если бы была нулевая налоговая ставка на приход денег из-за рубежа, и только с российских пользователей я бы уплачивал полный пакет всех налогов. Это было бы очень круто. Тогда бы наши таланты реализовывались у нас в стране, а не искали лучшей доли на Западе.
Дмитрий Еремеев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 80
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.