В конце прошлой недели стройку казанского зооботсада «проинcпектировал» президент евразийской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов Владимир Спицин

ХОДИТЕ, ДЕТИ, В АФРИКУ ГУЛЯТЬ

«Раньше зверей без всякой «философии» просто сажали в клетки, сегодня же сначала прорабатываются идея, территория, каждому животному назначаются кураторы», — начал прогулку директор Казанского зооботанического сада Фанис Нурмухаметов. «Я был здесь 18 лет назад, и это была помойка, а не зоопарк, — заметил в ответ президент евразийской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов (ЕРАЗА), президент Московского зоопарка Владимир Спицин. — А теперь вы даже в сегодняшних непростых условиях сумели привести территорию в порядок».

Зоопарк, которому в декабре исполнится 210 лет (самый старый в России), занимает 7 га, на которых живут 4 тыс. братьев наших меньших (они представляют 160 видов). Многих эта цифра удивляет: так много! «Нужно считать тараканов, паучков, жучков — это отдельные виды», — объясняет Нурмухаметов. Тараканов, кстати, недооценивать не стоит: бега, которые проводятся в зооботсаде, неизменно собирают большую аудиторию. Как тут не вспомнить фаворита Янычара! Кстати, у Булгакова в пьесе «Бег» беговые тараканы живут в опечатанном ящике «под наблюдением профессора энтомологии Казанского императорского университета, еле спасшегося от рук большевиков»...

Вскоре в зоопарке будет две зоны: к старой, которая сегодня называется «Россия», прибавится «Африка» (новая строящаяся часть называется «Река Замбези»). Они будут соединяться подземным туннелем длиной 70 метров. На африканской стороне вовсю идет стройка: работают строители, ездят грузовики, ходит стрела подъемного крана... И не скажешь, что открыть площадку планируют уже в этом году. Директор показывает макет «Реки Замбези»: на 7 га — 11 вольеров с жирафами, слонами, антилопами и другими представителями Черного континента. Строительство обойдется в 1 млрд. рублей, а на приобретение 200 видов животных потратят несколько сотен миллионов.

Вскоре в зоопарке будет две зоны: к старой, которая называется «Россия», прибавится «Африка», где сейчас вовсю идет стройка

МЕЧТА О ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ

«Россия» пока что работает в обычном режиме — ее обновление начнется после открытия «Африки», на это время животных перевезут в другие зоопарки. Обитателями российской зоны, как и в реальной жизни, станут волки, лисы, барсуки, ослы. На «Острове Врангеля» будут жить белые медведи, появится и «Озеро Байкал». Самая новая часть «России» — манеж (открылся в 2014 году), где при входе нас встретил двухлетний жеребенок. Лошадка явно ждала сладкого сюрприза, но его в карманах гостей не оказалось. Спицин даже пожурил Нурмухаметова за то, что тот не носит с собой сахар и морковку. Тем временем радостно скакавший по площадке пони попытался ближе подобраться к незнакомцам... Как рассказал Нурмухаметов, на строительство манежа ушло 2,5 млн. рублей. Там дети-инвалиды проходят бесплатный реабилитационный курс иппотерапии. Рядом для них на деньги спонсоров построен домик, он еще пахнет свежим деревом. Там дети могут развлечься, пока ждут своей очереди, переодеться и пообщаться со сверстниками.

Рядом стоящее здание совсем не напоминает культурную ценность, но это дом Фукса, вскоре его отреставрируют и создадут в нем музей. Спицин сфотографировал домик — надо будет сравнить его до и после... Самое большое впечатление на гостя произвела оранжерея: «Конечно, это ваша гордость — почти 200 лет! Когда я тут бы в первый раз, чуть не заплакал: зимой и глубокой осенью здесь натягивали пленки, чтобы сохранить растения в заморозки, топили какие-то примусы, керогазы». Среди прочих обновления оранжереи ждут 157-летний можжевельник и 200-летняя пальма.

У директора есть намерение и дальше расширять территорию парка. Еще на 7 га он хочет воплотить идею Южной Америки. Впрочем, в подробности Нурмухаметов вдаваться не стал — пока что под проект нет даже земли.

«Наша цель — стать лучшим зоопарком в России и одним из лучших в Европе», — директор амбициозен и уверен, что посетителей в зоопарке обязательно станет минимум в два раза больше — 500 тыс. в год. Естественно, увеличится и стоимость билетов, однако сегодня трудно сказать на сколько. По словам директора, городской бюджет ежегодно выделяет на зоопарк 30 млн. рублей, еще столько же организация зарабатывает самостоятельно, есть и спонсорская помощь.

Здание совсем не напоминает культурную ценность, но это дом Фукса — вскоре его отреставрируют и создадут в нем музей

«ЧАЩЕ ВСЕГО ЖИВОТНЫЕ ПОГИБАЮТ ОТ КОРМЛЕНИЯ ПОСЕТИТЕЛЯМИ»

Спицин останавливался возле каждой клетки. Волки, барс и медведи спрятались от яркого солнца, так что увидеть их не удалось. А вот лев с львицей гордо грелись на солнце. При виде директора царь зверей вскочил и начал с ним играть, бегая то в одну, то в другую сторону. В день лев съедает 8 кг первосортной говядины. А всего на дневную кормежку зоопарка уходит 35 тыс. рублей, в обновленном парке придется тратить в два раза больше. «Качество еды у нас очень хорошее, — с гордостью говорит Нурмухаметов, — зверям даем то же, что едим сами, например натуральные соки, виноград, апельсины».

Какую-то пищу для хищников доставляют, можно сказать, из соседней комнаты. Некоторые животные из контактного зоопарка попадают сразу в пасть ко львам и тиграм. Этим хищникам необходима свежая кровь. «Разводим то, что у них в рацион входит, — говорит директор. — Многие спрашивают: чего у вас там цыпленок лежит мертвый? Это корм». Тигрица, например, не сможет забеременеть, если в крови будет низкий гемоглобин, который она получает за счет свежего мяса.

Посетителям кормить обитателей зооботсада строго запрещено, несколько раз повторяет директор и грустно говорит, что чаще всего животные в зоопарке погибают от кормления посетителями. Проблема стоит остро не только в Казани: до 1 тыс. животных по всему миру ежегодно погибают от того, что их кормили посетители. В Казани в 1993 году в вольер к бегемоту попал теннисный мячик. Животное попыталось проглотить его и, подавившись, погибло. А буквально недавно в клетку сервалу бросили жевательную резинку, которая прилипла к детенышу. Самка сразу от него отказалась — законы природы суровы. Сотрудники зоопарка сами выкармливали котенка.

Но Спицин уверен, что народ становится дисциплинированнее: «Если раньше из клеток обезьян вынимали по два ведра конфет и печенья, которые они уже и не съедали, то сегодня все-таки ситуация получше».

Владимир Спицин останавливался возле каждой клетки

«ТОЛЬКО НЕ ТОРОПИТЕСЬ С ЗАВОЗОМ И АДАПТАЦИЕЙ ЖИВОТНЫХ»

После прогулки мы задали московскому гостю несколько вопросов. Выяснилось, что до Казани он заехал в Елабугу и она произвела на него неизгладимое впечатление. Спицин побывал в краеведческом комплексе, музеях Бехтерева, Цветаевой и Дуровой и, как заверил, «готов был кланяться в ноги» их руководителям. Но вернемся к теме экскурсии.

— Владимир Владимирович, как смотрится Казанский зоопарк на фоне других зоопарков России?

— Казанский зоопарк входит в европейскую и евразийскую профильные ассоциации, и это говорит о многом: если у вас нет достойного уровня, вы должны выйти из ассоциации, а иначе вас самих выгонят, когда приедет комиссия. А сегодня я здорово удивился! Конечно, это огромная заслуга мэра Казани и президента Татарстана, что зоопарку дали дополнительную территорию, начали стройку, какой в России пока не было... У Московского зоопарка, которому 152 года, маленькая территория — всего 21 гектар. Для 10-миллионного города это совсем ничего.

— Какой зоопарк России назовете лучшим?

— Новосибирский.

— А есть плохие зоопарки?

— Есть совершенно ужасные, например, в Елесово зоопарк в одном доме находится, но, надеемся, скоро все изменится... А вообще в России явный зоопарковый голод: если в Англии — 90 зоопарков, в Германии — 80, то у нас всего 40.

— Какой зоопарк назовете лучшим в мире?

— Одно время для меня на первом месте был западно-берлинский, сегодня — пражский. А если говорить о территории, то один из самых больших зоопарков — Wild Animal Park в Сан Диего — 760 гектаров! У нас пока таких нет.

— Есть ли в России коммерческие парки?

— Да, например, подмосковные «Воробьи». Парк живет на собственные деньги. Но это редкость — нужны колоссальные усилия, чтобы выжить. В основном зоопарки государственные.

В день лев съедает 8 кг первосортной говядины. Всего на дневную кормежку зоопарка уходит 35 тыс. рублей

— Как оцениваете новый проект Казанского зоопарка?

— Рад и горд, что я сумею дожить до того момента, когда вы откроете новый зоопарк. Только не надо торопиться с завозом и адаптацией животных. Политики, финансисты зачастую не понимают, как трудно привезти животных, особенно крупных — слонов, бегемотов, жирафов. И они должны по крайней мере квартал, а то и полгода адаптироваться к новым условиям.

— Как считаете, 1 миллиарда рублей хватит на создание нового зоопарка?

— Думаю, этого недостаточно. Москва, например, на свою реконструкцию истратила больше 2 миллиардов, а здесь еще приобретение животных.

— По вашему опыту, после реконструкции посещаемость увеличится?

— 100 процентов! В округе ведь почти нет зоопарков, только в Ижевске маленький, 10-гектарный.

— Есть какие-то замечания к Казанскому зоопарку?

— Нет, все очень красиво, все понравилось. И новая идея хороша — не только по размеру территорий, но и по оригинальности решения.