Поражение российского исполнителя на «Евровидении», а в еще большей степени победа представительницы Украины Джамалы с песней о российских оккупантах — это серьезное поражение на информационном фронте Поражение России на «Евровидении», а в еще большей степени победа представительницы Украины Джамалы с песней о российских оккупантах — это поражение на информационном фронте Фото: ©Владимир Астапкович, РИА «Новости»

«НАМ ПЛЮНУЛИ В ЛИЦО — МЫ РАДОСТНО РАСТЕРЛИ»

Поражение российского исполнителя на «Евровидении», а в еще большей степени победа представительницы Украины Джамалы с песней о российских оккупантах — это серьезное поражение на информационном фронте.

Поражение, ставшее возможным благодаря безответственности и разгильдяйству отечественных «креативщиков и саундпродюсеров», уничтоживших в один момент два года серьезной политической работы.

За прошедшие сутки я прочел массу рассуждений в жанре «зелен виноград». Мол, никому этот «гей-конкурс» не нужен, его никто не смотрит, от его проведения были бы одни убытки, музыка там как из мусорного ведра. Множество было храбрящихся высказываний в стиле пошлем в Киев Шнура, Ансамбль Александрова, Моторолу, баллистическую ракету.

Все это, конечно, хорошо и правильно. Но именно российское телевидение уже много лет пестует в нашем обществе интерес к этому поп-шалману. А на сей раз обещаниями легкой и красивой победы Сергея Лазарева над унылыми завываниями украинской артистки к телеэкранам собрали даже многих из тех, кому квазимузыкальная составляющая конкурса была совершенно не интересна.

И... с позором унизительно проиграли шулерам, фактически пинком выведшим к первому месту антирусскую политическую песню про крымских татар.

Можно теперь сколько угодно рассказывать о том, что судей надо было на мыло, что никто не предполагал, что «Евровидение» опустится до прямой политической провокации, что по «народному голосованию» Лазарев выиграл и даже зрительское голосование на Украине отдало первое место России (ну не боится Юго-Восток, не боялся и не боится — он это и 9 мая показал).

Всем этим боксерским приемам на лестнице — грош цена. Условия конкурса были известны заранее. Заранее было известно, что реакция публики почти ничего не значит. Заранее было известно, что определяющее результат судейство жюри в недружественных и даже дружественных столицах поддается манипулированию.

Заранее было известно, что исполнитель, занявший вторые места и в голосовании судей, и в голосовании публики, то есть не нравящийся по-настоящему никому, вполне может оказаться победителем «по совокупности», как и произошло в итоге.

Все это было известно, как известно было и то, что Украина выходит на конкурс с антироссийской песней про Крым 1944 года с понятными аллюзиями на современность. И если не было сделано ничего для того, чтобы этой победы явно провокационной антироссийской песни не допустить, значит, российские организаторы продвижения этого конкурса не совсем компетентны и организационно, и политически.

В лучшем случае они на авось и всерьез не готовились: это видно хотя бы из чудовищного голосования таких априори дружественных стран, как Сербия и Армения. Нет, конечно, никакого сомнения в том, что тамошние «креаклы» ненавидят Россию ничуть не меньше, чем киевские и даже московские, но у России, право же, было достаточно рычагов воздействия, чтобы обеспечить дружественное голосование и уж точно чтобы не допустить открыто враждебного — 8-12 баллов Украине.

Между тем такой результат, с учетом уже устоявшегося восприятия «Евровидения» как рейтинга взаимных симпатий стран, стал в России серьезным политическим шоком и вполне может долгосрочно сказаться на народном восприятии внешней политики (а та скажется и на курсе власти — уж будьте покойны).

И ничего уже не изменит тот факт, что зрители и Сербии и Армении (равно как и Азербайджана, Белоруссии, Болгарии, Эстонии, Латвии, Молдавии, Германии и той самой Украины) проголосовали за российского исполнителя. Не изменит потому, что заранее было известно, что зрительское голосование теперь значит очень мало. Впрочем, российское «дружественное» голосование за Украину тоже поспособствовало ее успеху. Нам плюнули в лицо — мы радостно растерли.

Вопросы надо было решать заранее на уровне жюри, а если их решить не получалось, то не раздувать ажиотаж, результатом которого стало публичное политическое унижение России.

При этом важно понимать, что дело тут не в Украине. Нам абсолютно все равно, что происходит в Киеве, сколько еще раз и в каком составе проскачут местные сердючки по Майдану и как громко прокукарекают про «перемогу над москальской ордой».

Все это действительно неинтересно. Даже многие украинские патриоты задеты — в отличие от 2004 года, когда победила Руслана с действительно выражающей «козацкий дух» и неплохой песней, сейчас победила не Украина, а скорее меджлис, причем явно жульническим способом.

Не много нового мы узнали и об отношениях России и Европы. Строго говоря, мы просто увидели экранизацию известного труда Н.Я. Данилевского. Правда, с поправкой на Константина Леонтьева — никакого панславизма, по крайней мере на уровне жюри, не проявилось, зато поствизантизм, как показали Греция и Кипр, все еще работает.

ЮГОСЛАВИЯ — КОСОВО — РОССИЯ — КРЫМ?..

История с «Евровидением-2016» — это не история о русско-украинских или русско-европейских отношениях. Это история о попытке Запада замутить в России Косово.

Значение имеет то, что евротелевизионной авантюрой нанесен был чувствительный удар по позициям России в Крыму. Два с половиной года Россия ведет работу с крымскими татарами, убеждая их в том, что у нас их народу жить гораздо комфортней и перспективней, чем на Украине.

Два с половиной года им объясняют, что «меджлис», Джемилев, Ильясов и прочие организаторы блокады и турецкие шпионы — это враги коренных интересов крымско-татарского народа, что на избранном ими пути — ничего кроме уныния, убытков и унижений.

В Крыму проводятся крымско-татарские праздники, фестивали, просветительские программы, траурные мероприятия в день депортации. И, в то же время, жестко подавляется проукраинская и антироссийская позиция меджлиса.

И вдруг в один момент значительная часть этой работы оказалась обнулена. Крымские татары получили национальную героиню — Джамалу с получившей общеевропейское признание жалостной песней про 1944 год. Вы можете сколько угодно рассказывать о том, что «Евровидение» — ерундовый конкурс, что мнение этих гейропейцев ничего не значит...

Для небольшого народа, у которого не так уж много знаменитых в истории, особенно культурной истории, людей — Джамала будет настоящей героиней, самой успешной крымской татаркой со времен Амет-Хан Султана. Ее песня уже сегодня будет звучать из каждого угла в Бахчисарае, ее портреты будут едва ли не в каждом доме, а если пробовать ее запрещать, то выйдет еще хуже...

И дело тут не в качестве песни и даже не в ее содержании. Дело в том, что для 250-тысячного этноса победа в заштатном гей-конкурсе с громкой приставкой «Евро» — это совершенно иное переживание, чем для 150-миллионной нации Прокофьева, Шаляпина и Достоевского.

Давно Западу не удавалось столь недорогой и столь эффективной психологической операции на жизненно важном для нас направлении. «Мельдоний» — да, это тоже было блестяще, но, в конечном счете, дало внутри России сплачивающий эффект.

А вот здесь публичное унижение России перед крымскими татарами, наглядная демонстрация выгод «дружбы с Украиной» и через Украину с Европой, стимуляция национальной гордости крымских татар на антирусской основе...

Чтобы купировать этот эффект, понадобятся срочные меры, например уступки по многим важным для татар вопросам, а это, в свою очередь, можно сделать только за счет русских, что серьезно подорвет внутриполитическую стабильность в Крыму уже с другой стороны.

ПОБЕЖДАТЬ ИЛИ НЕ УЧАСТВОВАТЬ

Существуют битвы необходимые и неизбежные. Сам факт участия в них сохраняет честь и поддерживает дух. Такой неизбежной битвой было Бородино, хотя Кутузову и была ясна ее ненужность с точки зрения узкой военной стратегии. Но не драться было невозможно.

Существуют битвы ненужные и легко избегаемые. Вступление в них оправдывается только победой. Нелепые драки нашей телевизионной гей-тусовки за «Евровидение» относятся именно к таким. Много лет флаг России треплется в этом позорище.

Но в этом году проблемой стала не сама по себе неудача российского исполнителя, а его поражение перед срежиссированный политической провокацией, задевавшей Крым. И тут уж надо было не участвовать (что логичней и дешевле), либо побеждать любой ценой и с той же степенью идеологического фанатизма, с которой отнеслась к ситуации Украина. Не было сделано ни того, ни другого.

Хочется спросить всех тех, кто сначала яростно раскручивал «Евровидение», привлекал к нему телезрителей, обещал легкую победу Лазарева (к тому же оскандалившегося старыми высказываниями про Крым), а потом не сделал ничего по существу, чтобы организационно победить: вы хотя бы понимаете, что вы натворили?

Егор Холмогоров
«Взгляд», 16.05.2016