Пока на месте будущего вакуфного комплекса функционирует совсем непрезентабельного вида одноэтажная мечеть, больше похожая на хозяйственную постройку Пока на месте будущего вакуфного комплекса функционирует совсем не презентабельного вида одноэтажная мечеть, больше похожая на хозяйственную постройку

ДО 2007 ГОДА НА ОБЪЕКТЕ ПОЧТИ НИЧЕГО НЕ БЫЛО СДЕЛАНО

В Набережных Челнах планируют достроить соборную мечеть «Джамиг», которую возводят уже с 1993 года. Культовый объект должен быть сдан в строй в составе вакуфного комплекса. Кроме мечети в нем будут медресе, филиал Российского исламского университета, гостиница и торговый центр. Презентация проекта будет представлена на VII международной конференции «Вакф в современном мире», организатором которого выступает ДУМ РТ. Планируется, что в мероприятии примут участие министры вакф и представители фондов вакф из Бахрейна, Сирии, ОАЭ, Марокко, Египта, Кувейта, Катара, Саудовской Аравии, Омана и так далее. А пройдет конференция в рамках KazanSummit-2016 20 мая.

Стоит отметить, что располагается долгострой, замерший на отметке ниже нуля метров, рядом со зданием мэрии и красоты в общую панораму центра города не вносит. Пока же на месте будущего вакуфного комплекса функционирует совсем не презентабельного вида одноэтажная мечеть, больше похожая на хозяйственную постройку, а на свободном пространстве расположилась автостоянка, доходы от которой идут на благотворительный счет «Джамиг».

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор фонда строительства культового объекта Салихзян Гайниев рассказал, что с 1993 года по 2007-й на объекте почти ничего не было сделано. Работы активизировались лишь после того, как был учрежден вышеуказанный фонд. По словам Гайниева, создавалась организация при непосредственном участии экс-мэра Челнов, а ныне премьер-министра РТ Ильдара Халикова и имам-мухтасиба автограда Альфас хазрата Гайфуллина. Тем не менее до сих пор на объекте не завершен даже фундаментный цикл. Причина — нехватка финансирования.

Правда, отцы города как могли пытались решить проблему нехватки средств. Так, прежний мэр Василь Шайхразиев в привычной ему форме благотворительного бала привлек благодаря бизнесменам на «Джамиг» и сгоревший храм Рождества Христова 3,4 млн. рублей. Деньги сразу поделили поровну между храмом и мечетью. Кроме того, на одном из деловых понедельников экс-мэр объявил, что перечислит для этих целей свою месячную премию. Но это, понятно, капля в море.

«Я занялся этой работой с 2007 года, — рассказывает Гайниев. — Тогда мы открыли фонд строительства мечети. Все документы — на землю, на строительство, все разрешения — у нас оформлены по закону. Мы объявили конкурс на лучший проект мечети «Джамиг». Поступило 9 работ, в итоге выиграл проект Айвара Гумаровича Саттарова, который заведует кафедрой реконструкции и реставрации архитектурного наследия КГАСУ».

На свободном пространстве расположилась автостоянка, доходы от которой идут на благотворительный счет «Джамиг» На свободном пространстве расположилась автостоянка, доходы от которой идут на благотворительный счет «Джамиг»

По словам Гайниева, на объекте выполнены работы на сумму 24 млн. рублей. Здесь забито 87 свай, частично смонтированы ростверки. Все это было сделано до Универсиады-2013 силами ЖБИ-210 и «КамГЭСэнергостроя», кстати, за работу им фонд заплатил не полностью. Остальное — 5,2 млн. рублей и около 4 млн. соответственно — компании «простили» заказчику, внеся, таким образом, свою лепту в строительство мечети. Но затем эти предприятия ушли на казанские спортивные объекты. Для завершения фундаментных работ необходимо еще около 30 млн. рублей, у фонда же есть только треть данной суммы. Теперь, когда появилась идея создания вакуфного комплекса, Гайниев уверен, что проблема с финансированием будет решена. «То, что есть такой проект вакуфного комплекса, — это очень хорошо, — говорит он. — Дело сдвинулось с мертвой точки».

«БИЗНЕС БЕЗ СОЦИАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ДЛЯ ИСЛАМСКИХ ИНВЕСТОРОВ НЕПРИЕМЛЕМ»

На территории в 5 га, где будет расположена соборная мечеть «Джамиг», рассчитанная на 3200 мест, изначально планировалось построить еще и медресе для единовременного обучения 200 студентов с 4-этажным общежитием для них и преподавателей, помещение для имам-мухтасиба, гостиницу для приезжих мусульман, а также точку торговли халяльной продукцией. То есть, по сути, новый проект представляет собой то же самое, только в осовремененном виде. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщил гендиректор фонда «Вакф РТ» Рустам Хабибуллин. Кстати, именно эта организация является главным идейным вдохновителем и куратором нового проекта. «В этом году мы проводим 7-ю международную конференцию по вакфу, это поручено нашему фонду, — рассказывает Хабибуллин. — Ранее они проводились в Кувейте, Катаре, Саудовской Аравии. Теперь, алла бирса, пройдет и в Казани. В ходе конференции будет презентация наших проектов, в том числе и вакуфного комплекса в Набережных Челнах. За основу мы приняли тот проект «Джамиг», который уже есть. Только мы его сделали более масштабным, более современным, что ли, изменения коснулись и ландшафта».

Эскизный проект вакуфного комплекса Эскизный проект вакуфного комплекса

Самое главное, что отличает новый проект от старого, — это подход к финансированию. И в том и в другом случае — это добровольные пожертвования мусульман. Только ранее средства поступали в основном от жителей Татарстана, хотя, по словам Гайниева, присылали деньги и из других регионов страны. Сейчас же, скорее всего, к процессу подключатся и представители зарубежных мусульманских стран. Поэтому новый проект и называется «вакуфным». «Вакф» на арабском языке означает «сохранять», «ограничивать» или «запрещать». Слово используется в исламе в значении владения определенной собственностью и сохранения ее для пользы или благотворительности, и запрещения любого использования за рамками этой конкретной цели. Фонд вакф в России пока только один, в Татарстане. В ряде исламских стран подобные структуры существуют давно. Более того, там есть целые министерства вакф. А возглавляющие их чиновники зачастую параллельно являются еще и министрами экономики, юстиции и так далее. Иными словами, вакф в исламских странах развит сильно. Именно эти фонды и планируется привлечь для финансирования строительства «Джамиг» и остальных объектов вакуфного комплекса.

«Мы хотим этот проект реализовать совместно с фондами вакф арабских стран, с их министерствами вакф, — поясняет Хабибуллин. — Они технологически нам уже помогали с разработкой дизайн-проекта. К сожалению, мы тут не первые. В данный момент строится вакуфный комплекс в Ингушетии совместно с иностранными фондами вакф, Чечня с Саудовской Аравией договорилась о реализации такого же проекта, в Уфе тоже собираются строить подобный комплекс. А мы пока находимся на стадии дизайн-проекта, презентацию подготовили на арабском языке, которую и озвучим на конференции». Но не только на иностранные фонды вакф уповают идейные вдохновители проекта. Они ведут переговоры и с местными предпринимателями с просьбой оказать помощь. «Не надо путать вакф с исламскими инвестициями, о которых сейчас модно упоминать, — уточняет Хабибуллин. — Вакф — не инвестиционный проект. Там вложил рубль, заработал десять. А у нас вложил рубль, а прибыль, доход идет на социальную составляющую: здравоохранение, благотворительность, поддержку мечетей и медресе и так далее. А бизнес без социальной составляющей для исламских инвесторов — это неприемлемо».

На строительстве мечети Джамиг забито 87 свай, частично смонтированы ростверки На строительстве мечети Джамиг забито 87 свай, частично смонтированы ростверки

«В ИСЛАМЕ НЕТ ТАКОГО, ЧТОБЫ СОРЕВНОВАТЬСЯ, У КОГО ЛУЧШЕ»

Какие-то подробности о вакуфном комплексе в Набережных Челнах в фонде вакф РТ пока не озвучивают. Проект лишь на самой ранней стадии. Кроме дизайн-проекта больше ничего нет. Кроме того, и он еще может подвергнуться изменениям. По словам Хабибуллина, фонд хочет привлечь к обсуждению религиозную общественность. Так что ясности со сроками строительства нет тем более. О цене вопроса в фонде пока тоже не говорят. «Это ведь даже не полноценный проект, не смета, а лишь дизайн-проект, — комментирует Хабибуллин. — Кроме того, мы еще хотим, чтобы умма присоединилась к обсуждению, потому что в Закамье мусульмане очень активные. Пусть скажут нам, что надо в этом комплексе, а что, может, лишнее. Поэтому речь о смете пока не идет. Соответственно, и по срокам пока нет никакой определенности. Там ведь были уже проведены фундаментные работы. Но после этого давно уже никаких шевелений не было. Поэтому необходимо будет провести экспертизу состояния объекта. Надеемся, что уже в ближайшее время начнем процесс и в этот раз доведем все до конца».

Напомним, ранее озвучивалось, что на мечеть «Джамиг» со всеми остальными постройками необходимо 720 млн. рублей. Однако инфляция, снижение курса рубля однозначно повлияют на стоимость реализации проекта. Так же как и изменение проекта в сторону масштабности. Гайниев считает, что теперь необходимо не менее 1 млрд. рублей. Впрочем, есть вариант удешевления. «Когда работали над нашим проектом, то проектировщики закладывали материалы, ориентируясь на мечеть «Кул Шариф», — прокомментировал он нашему изданию. — Но, честно говоря, для нашего города такое сооружение, может быть, и не нужно. К тому же, в исламе нет такого, чтобы соревноваться, у кого лучше. Так что есть возможность реализовать проект за меньшую сумму».

О том, насколько реально претворить в жизнь проект мусульманского комплекса в автограде, мы спросили у муфтия РТ. «Это можно будет ответить только после проведения конференции вакф, — сказал нашему изданию Камиль хазрат Самигуллин. — Для чего мы вообще эту конференцию проводим? Чтобы привлечь людей, поделиться опытом, узнать, как другие страны работают. Приезжают несколько министров вакф разных стран. Буквально сейчас созванивались с сирийским, их делегация уже едет, прилетают, иншаллах, в Казань, встречаем их. Покажем на конференции им наши проекты и посмотрим, что и как мы можем. Это все на благо республики, поэтому если что-то сможем сделать, это будет хорошо».

Муфтий также сказал нам, что вопрос участия сторон в проекте сейчас только проговаривается с фондами и министерствами вакф различных стран. ДУМ РТ ждет вышеупомянутую конференцию, чтобы продемонстрировать гостям презентацию вакуфного комплекса в Челнах. Тогда же, по его словам, могут стать известны и участники финансирования проекта, и суммы, которые в него будут вложены. «Просчитать сметную стоимость, пока нет полноценного проекта, сами понимаете, невозможно. А пока наши ребята просчитали, что окупаемость его будет около 7 лет. Там же будет инфраструктура, которая будет находиться на самообеспечении, — пояснил Камиль хазрат. — Сроки реализации проекта зависят от сторон, арабских партнеров, от средств. Если будут средства, то можно и быстро построить».

Камиль хазрат Самигуллин Камиль хазрат Самигуллин: «Сроки реализации проекта зависят от сторон, арабских партнеров, от средств. Если будут средства, то можно и быстро построить»

«ВОПРОС ДОСТАТОЧНОСТИ КУЛЬТОВЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НЕЛЬЗЯ ИЗМЕРЯТЬ ПО ПРИНЦИПУ КОЛИЧЕСТВА КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ НА 100 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК»

Опрошенные нами эксперты даже не сомневаются, что столь грандиозный проект будет реализован, несмотря на кризисное время.

Альфас хазрат Гайфуллин — имам-мухтасиб Набережных Челнов:

— Строительства комплекса с соборной мечетью мы давно ждем, с начала 1990-х годов. Тогда еще все начиналось. Потом все приостановилось. В 2007 году был проведен конкурс, был принят новый проект мечети «Джамиг». Вроде начали строиться, но все равно все очень медленно идет. А в прошлом году у нас в муфтияте состоялся разговор по поводу этой мечети. И было предложено сделать проект вакуфным, и на этих условиях искать инвесторов. И сейчас мы потихоньку к чему-то идем. Ждем хороших событий, потому что значимость этого объекта для нас очень ценна. Это центр города, там достаточно площадей, чтобы разместить не только мечеть, но и целый комплекс. Там и медресе будет, и филиал Российского исламского университета, своя бизнес-структура и так далее. То есть этот комплекс должен содержать сам себя и еще приносить какую-то прибыль.

Определенные переговоры с фондами вакф других стран уже проводились. Но говорить об этом сейчас преждевременно. Ждем KazanSummit, потому что на него приедут представители разных арабских стран. Они заинтересованы в создании вакуфных объектов в России. Так что, надеемся, после озвучивания нашей презентации дело пойдет дальше быстрее.

Рафгат Алтынбаев — экс-мэр Набережных Челнов:

— В целом ситуация в мире непростая с учетом событий на Востоке, в том числе в Сирии. И сказать, что этот проект будет сразу реализован, я бы не торопился. Но сама идея создания такого комплекса имеет большое значение. Участок под мечеть «Джамиг» выделялся, когда я был мэром Челнов. И хотелось бы, чтобы этот проект был реализован. Важно иметь ясную и понятную концепцию этого проекта: зачем, почему и что мы хотим в итоге получить. Но ничего плохого я в этом не вижу. Пусть создается такой комплекс, главное, чтобы он объединял людей.

На строительство мечети «Джамиг» со всеми остальными постройками необходимо не менее 1 млрд. рублей

Если скажу, что культовых заведений в Челнах уже достаточно, я, наверное, ошибусь. Если скажу, что недостаточно, тоже, наверное, ошибусь. Потому что ситуация такова, что культовое развитие предсказать очень сложно. Все зависит от конкретного периода времени. Психология людей по-разному реагирует на происходящее. Но хотелось бы, чтобы поактивнее использовались религиозные заведения, которые уже есть в Челнах, как христианские, так и мусульманские. Да, когда крупные праздники, там народ бывает. А в обыденной жизни, насколько я знаю, посещают не так, как хотелось бы.

Марат Нуруллин — гендиректор ООО «АвтоМастер»:

— Я думаю, что такой проект вполне может быть реализован в Набережных Челнах несмотря на то, что сегодня непростая ситуация в экономике. Даже наоборот, самые лучшие качества людей проявляются не тогда, когда все хорошо, а когда плохо. Это особенность людей. Поэтому я абсолютно уверен, что все задуманное может быть выполнено. Если, конечно, это будет прозрачно и понятно людям, если не будет никаких вопросов по использованию средств, которые пойдут на строительство. Кроме того, если сама концепция комплекса — мечети, медресе, других объектов — будет доведена до общественности, и общественность примет ее. При соблюдении этих условий реализация проекта не просто возможна, а более чем возможна. Стоимость строительства оценивать не возьмусь. Понятно, что это стоит денег, хорошее не может быть дешевым. Но ведь и не стоит вопрос о том, чтобы где-то единомоментно эти средства взять. А на протяжении каких-то разумных сроков вполне возможно необходимую сумму изыскать, какая бы они ни была.

Вопрос достаточности культовых заведений — церквей, мечетей и так далее — нельзя измерять по принципу количества квадратных метров на 100 тысяч населения. Тут, скорее, должен действовать принцип востребованности. Если потребность есть, то такие объекты должны появляться. И давайте не забывать, что соборная мечеть помимо того, что это культовое учреждение, в любом случае становится украшением города, достопримечательностью. Посмотрите на «Кул Шариф»... Что там говорить, если Казанский кремль сегодня — это очень красиво, особенно, вечером, с подсветкой. Если появится в Набережных Челнах такое, это будет действительно украшением города.