Владимир Мединский Владимир Мединский: «Приведу в пример Татарстан. Он активно занимается развитием нескольких туристических дестинаций — это Древний Болгар и Свияжск» Фото: council.gov.ru

МИНИ-ОТЕЛЮ «ЗВЕЗДЫ» ОБОЙДУТСЯ В 7 ТЫС. РУБЛЕЙ В ГОД

Вскоре в России всем гостиницам, отелям и гостевым домам присвоят отечественные «звезды». Во всяком случае, министерство культуры РФ разработало соответствующий законопроект и надеется, что документ будет принят до конца года. Об этом сегодня в рамках правительственного часа рассказал глава ведомства Владимир Мединский. По его словам, проведение такой классификации в Сочи к Олимпиаде показало, что система эффективно работает. Тем более что в настоящее время активно присваиваются «звезды» отелям в городах, которые примут чемпионат мира по футболу в 2018 году. В Татарстане, как заявлял в конце апреля председатель госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов на форуме-презентации новых туристских продуктов городов-хозяв ЧМ-2018, общий процент классифицированных средств размещения составляет 55%. В Казани он чуть ниже — 49%, по муниципальным районам региона выше — 61%. До чемпионата еще 2 года, однако владельцам отелей надо помнить: деятельность тех гостиниц, которые до 1 июля 2016 года не удосужатся «зазвездиться», окажется незаконной.

Но вернемся к минкультовскому законопроекту, который должен распространить опыт классификации уже на всю страну. Пока что, по словам Мединского, в его ведомстве ждут заключения от государственно-правового управления, со всеми другими органами исполнительной власти он уже согласован. Трудности возникли только в минэкономразвития, которое стояло на позиции, что это лишь навредит бизнесу. У минкультуры мнение противоположное. «Классификация — это не только гарантия туристу того, что он получит, заказав тот или иной номер, но и средство стимулирования конкуренции. Гостиницы подтягиваются под «звезды», у них срабатывают амбиции, они понимают, что должны либо остаться на этих 2 «звездах», либо что-то еще улучшить и получить 3, повысить цены и больше зарабатывать. Это не нами придуманный, давний, эффективный механизм. Делать это надо обязательно», — объяснил министр.

Впрочем, классификацию будут проводить не одномоментно, опять же, чтобы бизнес успел подстроиться. С 1 января 2018 года должны быть классифицированы все гостиницы с номерным фондом от 50 штук. С 1 января 2019 года — с фондом более 15 номеров (по сути, все мини-отели). С 1 января 2020 года — все остальные гостиницы. «Такая растяжка дает возможность бизнесу подготовиться, аккумулировать ресурсы, проводить реновацию фондов... Стоимость этой классификации будет в масштабах бизнеса незначительной. Например, для малого отеля примерно 7 тысяч рублей в год», — добавил Мединский. Уже известно, что классификацию будут осуществлять специализированные организации, которые получают аккредитацию в субъектах. Параллельно с этой инициативой минкульт внесет в Госдуму законопроект, предусматривающий резкое повышение ответственности за непрохождение такой классификации.

«МНОГИЕ ВПЕРВЫЕ ОТКРЫВАЮТ ДЛЯ СЕБЯ РОССИЮ»

Помимо этого, Мединский рассказал сенаторам и о необходимости развивать внутренний и въездной туризм. «Сегодня туризм входит в тройку доноров национальных экономик мира. Туризм — самая быстрорастущая отрасль мировой экономики. Кроме того, стимулирует рост еще 53 отраслей, что дает гигантский синергетический эффект. Одновременно с этим туризм — это мощный инструмент популяризации нашей истории, нашей культуры, наших ценностей», — объявил министр.

С этим, естественно, никто не спорил. Тем более в последнее время граждане России отнюдь не спешат на «берег турецкий», предпочитая отечественные красоты либо вовсе оставаясь дома. Например, по словам исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, огромное число россиян в новогодние праздники вообще никуда не поехало. «Впервые сложилась ситуация, что у людей недостаточно средств для отдыха не только за рубежом, понятно, зарубежные туры сильно подорожали в связи с падением рубля, но и внутри страны», — говорила она в середине января. В минкульте по этому поводу почему-то ничего не говорят, отчитываясь о росте внутренних поездок. «Если в 2015 году наши соотечественники оставили за рубежом оценочно 35 миллиардов евро, то в 2014 году эта сумма составляла 53 миллиарда евро. Это означает, что за минувший год 18 миллиардов евро не были вывезены за рубеж и не были вложены в чужую экономику гостеприимства. По статистике, в 2013 году у нас по стране путешествовали 29 миллионов человек, в 2014-м — уже 40 миллионов, в 2015-м было совершено более 50 миллионов внутренних поездок. Это рост почти 18 процентов в год», — перечислил Мединский. В этом году, по его мнению, ожидается подобная положительная динамика. Так, на курорты Крыма и Краснодарского края уже сейчас резервирование на 20% превысило показатели прошлого года.

«Было бы опрометчиво объяснять рост внутреннего туризма только курсом валюты или ситуацией в Египте или Турции. Речь идет о том, что у нас, безусловно, качественно выросла за последние годы инфраструктура туризма. Кроме того, люди соскучились. Многие впервые открывают для себя Россию», — выдвинул министр весьма спорный тезис.

Майя Ломидзе Майя Ломидзе: «Впервые сложилась ситуация, что у людей недостаточно средств для отдыха не только за рубежом, но и внутри страны» Фото: prav.tatarstan.ru

«ПРИВЕДУ В ПРИМЕР ТАТАРСТАН»

Некоторые регионы откровенно рады такой тенденции, поскольку видят в этом возможность завлечь как можно больше туристов. «Среди регионов-лидеров по динамике развития туризма я отмечу Карелию, Калининград, Казань, Тулу, Великий Новгород», — похвалил Мединский. Кстати, что касается Татарстана, то в республике в этом году ждут около 2,8 млн. туристов, а это уже 12-процентный рост к уровню прошлого года, когда в республику приехали 2,5 млн. человек (2,1 млн. — в Казань).

Татарстан, кстати, заслужил отдельной похвалы Мединского, который поставил работу республики по развитию туризма в пример другим регионам, чьи представители заполнили просторный зал Совета Федерации. «Приведу в пример Татарстан. Он активно занимается развитием нескольких туристических дестинаций — это Древний Болгар и Свияжск. Конечно, мы также старались, чтобы федеральное субсидирование туда поступало, места развивались быстрее, чтобы там было что посмотреть. Параллельно там строятся гостиницы, дороги, причалы. Вот мы видим результат — насколько растет число туристов не только внутренних, но и въездных. Это результат комплексной работы», — заявил министр.

«Я В ПЕРВЫЙ РАЗ СЪЕЗДИЛ В РОССИЮ»

Еще из нововведений в отечественной туристической отрасли — пакетные туры. Как заверил Мединский, в прошлом году впервые произошла переориентация индивидуального внутреннего туризма на пакетный, к которому наши граждане привыкли в том же Египте или Турции. «Уже сегодня каждая четвертая путевка — это путевка «все включено», где включается и трансфер, и проживание в гостинице, и питание. Этим стали заниматься крупнейшие туроператоры, которые раньше занимались исключительно выездным туризмом», — похвастался глава ведомства.

Кроме того, минкульт совместно с регионами разрабатывает национальные маршруты. Если в советское время граждане только и делали, что любовались красотами «Золотого кольца», то теперь есть выбор: «Серебряное ожерелье России», «Русские усадьбы», «Красный маршрут», «Великий шелковый путь». К слову, «Красный маршрут», который пролегает в том числе и через Казань, особенно пользуется спросом у китайцев (вероятно, на это и был расчет).

«Красный маршрут», который пролегает в том числе и через Казань, особенно пользуется спросом у китайцев

Также с 2013 года в стране действует программа детского туризма. «Программа родилась на ходу во время осмотра президентом нового здания Мариинского театра, — вспоминал Мединский. — Чтобы наши дети со всей страны, не только из Петербурга, имели возможность сюда попасть. Смысл — это не только развлечение, дети едут не только сходить в парк, поесть мороженое, это всегда посещение музеев, театров». Если в первый год детей со всей страны принимал только Санкт-Петербург, то потом подключились и Москва, и Татарстан, и Крым. Расширить список субъектов в минкультуры и рады бы, но денег нет. «Мы нашли около 200 миллионов рублей внутри наших бюджетных лимитов в 2013 году. В этом году сумма секвестировалась. Средства нам дополнительные не выделяются», — добавил Мединский. Поэтому пока что в среднем за год выехать из своего региона могут только около 20 тыс. ребятишек со всей страны. О том, что и это направление развивать просто необходимо, свидетельствуют письма детей. «Читать письма детей — иногда слезы наворачиваются. Ребенок пишет с Дальнего Востока: «Мы часто с родителями ездим за границу, в Китае мы побывали с папой уже 15 раз. А теперь я в первый раз съездил в Россию. Так интересно, хочу еще. Какая красивая у нас, оказывается, страна», — процитировал Мединский. Не забыл он упомянуть и программу, направленную на воспитание патриотизма и любви к родине, — «Дороги Победы» — бесплатные автобусные экскурсии по местам боевой славы.

ТУРОПЕРАТОРАМ ХОТЯТ ДОПЛАЧИВАТЬ ЗА КАЖДОГО ТУРИСТА В «МЕРТВЫЙ СЕЗОН»

Работает минкультуры и над тем, чтобы знакомить с Россией иностранцев, а это, по мнению министра, важно не только с экономической точки зрения, а даже больше — с политической. «Если внутренний туризм работает на воспитание чувства собственного достоинства, любви к своей стране, то въездной туризм работает на имидж страны, это самое лучшее лекарство от антироссийской пропаганды. Привезти сюда туриста, показать ему настоящую Россию — это с точки зрения экономики единственный в мире экспорт, когда экспортируются не природные ресурсы, не технологии, не имущество, а когда продаются впечатления, воздух за свободно конвертируемую валюту. Если говорить о политической составляющей, то трудно найти туриста, который бы побывал в нашей стране и после этого не стал бы другом или, по крайней мере, не стал бы предрасположен к нашей стране», — уверен Мединский.

О том, что труды минкульта не напрасны, свидетельствует и статистика. Если год назад Россию посетили 31,3 млн. человек, то в позапрошлом — менее 30 миллионов. Динамика есть, пусть и небольшая. «Максимальный рост показывают страны, где упрощены визовые процедуры: Иран, Индия, Китай, Гонконг, Южная Корея, которая после отмены виз дала плюс 60 процентов. Из европейских стран Испания. Россия вошла в десятку популярных туристических направлений», — рассказал глава ведомства. При этом он уверен, что и это для России не предел, потенциал гораздо шире.

«Развитие внутреннего и въездного туризма — уникальная возможность с учетом нынешней экономической и политической ситуации создать максимально успешную отрасль, которая может стать нашей мировой визитной карточкой»

Мединский даже готов отступить от традиционных подходов нашей страны, базирующихся на принципах взаимности, и ослабить визовый режим. «Необходимо думать, чтобы процедуры визовых формальностей все-таки были максимально упрощены, удобны, не затратны по времени. Тогда мы приобретем и деньги от иностранных туристов, и самое главное — обретем друзей и союзников», — строил оптимистичные прогнозы министр. Он даже готов закрыть глаза на то, что европейские страны неохотно идут на упрощение визового режима в отношении россиян. «Но в наших интересах привезти сюда иностранцев и показать им Россию. Надо быть более гибкими. Знаем примеры целого ряда стран, которые сознательно открывали границы и выигрывали очень сильно», — убеждал министр сенаторов. Правда, от членов Совета Федерации пока что ничего не зависит. Ведь даже законопроект о безвизовых 72 часах для трансферных туристов, который прошел первое чтение в Госдуме, тормознули после осложнения международных отношений. «Возможно, надо к этой теме вернуться, — полагает Мединский. — То же самое касается не только морских круизов, но и речных. Продается пакет на две недели, пусть проедут по Волге. Им, может, возвращаться домой после этого не захочется... Самая лучшая агитация за Россию — привезти людей и показать, что тут происходит, как на самом деле мы живем».

Развитие внутреннего и въездного туризма прописано в отдельной федеральной целевой программе, главная задача которой — поддерживать регионы, привлекающие инвесторов в части создания гостиниц, дорог, домов отдыха. На сегодня в программу включили 56 туристско-рекреационных кластеров в 43 регионах, вот только финансирование ФЦП крайне скудно. «В 2014 году программу секвестировали на 78 процентов, в 2015-м — еще на 10 процентов. Мы неоднократно просили увеличить финансирование программы. Дмитрий Анатольевич поддержал, мера попала в антикризисный план, но до сих пор финансово не обеспечена», — сокрушался Мединский.

Поэтому министерство культуры старается искать другие источники финансирования для своих проектов. Например, совместно с бизнесом запущена программа по созданию за рубежом офисов VisitRussia. «Уже 8 таких офисов открыты. Прямого бюджетного финансирования на это нет. Еще 7 откроем в ближайшее время, — пообещал Мединский. — Это не самоцель, это флагманский проект по продвижению бренда России за рубежом».

Помимо этого, минкультуры предложило, основываясь на мировом опыте, ввести ряд точечных субсидий, которые бы стимулировали туроператоров развернуть потоки выездного туризма на въездной и внутренний. «Механизм предусматривает субсидирование транспортных расходов и прямые премии туроператорам за каждого привлеченного туриста в так называемый «мертвый сезон и по тем направлениям, которые хотим развивать», — рассказал министр. Эту идею поддержал и премьер-министр Дмитрий Медведев, но пока что идет согласование с минфином.

«Развитие внутреннего и въездного туризма — уникальная возможность с учетом нынешней экономической и политической ситуации создать максимально успешную отрасль, которая может стать нашей мировой визитной карточкой. Мы приложим все усилия, чтобы это стало реальностью», — многообещающе заключил Мединский.