ИЗВЕСТНЫЙ ТАТАРСКИЙ ПИСАТЕЛЬ ДОЛГИЕ ГОДЫ БЫЛ "ЧУЖИМ СРЕДИ СВОИХ"
Сегодня на 73-м году жизни умер Диас Валеев, один из самых неординарных и интеллектуальных писателей Казани. В свое время его пьесы шли в 75 театрах СССР, он был всерьез востребован в Москве. Последние годы своей жизни Валеев оказался одинок, не понят, посвятил созданию собственного философско- религиозного учения, которое, возможно, еще прославит Казань на весь мир…
РОДИЛСЯ В ТАРАНТАСЕ
У него была необыкновенная, нелегкая, но яркая судьба, похожая – прямо с его юности – на крутой детектив. Наверное, поэтому и книги у него получались такими, что выбивались из привычного ряда.
Возможно, отпечаток на всю жизнь Диаса Валеева наложило то, что даже родился он не в роддоме и даже не под крышей родного дома, но – в дороге. Сам Диас Назихович рассказывал об этом так:
"В своей автобиографии я обычно пишу: родился 1 июля 1938 года в селе Казанбаш Арского района Татарстана. Но на самом деле я родился на дороге между деревней Казанбаш и Арском… В тарантасе… В соломе…".
Будущему писателю повезло родиться в очень интеллигентной семье: мама у него была известным в Казани врачом, отец – комсомольским, а затем партийным работником, первым секретарем Алькеевского райкома партии. В начале 40-х его арестовали, дали десять лет и три года поражения в правах. Но – редкий случай! – по кассационной жалобе в уголовную коллегию Верховного суда РСФСР он был за отсутствием состава и события преступления освобожден и направлен рядовым на войну. Несправедливый, жестокий арест любимого отца тоже не мог не сказаться на характере писателя… Кстати, возможно, на характере сказалось и испанское имя – в "горящие 30-е" их было модно давать детям…
ВСЕ-ТАКИ ГОРЯТ И РУКОПИСИ, И ДЕКОРАЦИИ
Валеев поступил учиться на геологический факультет казанского университета. В студенческие годы два месяца бродил по России, прошел пешком тысячи километров. Получил массу впечатлений. Студентом пришел в известное литературное объединение при музее Горького.
Однако Валеева долго не печатали, отказывая по причине "очернения действительности". Об этом же с ним беседовали и в КГБ – после того, как все-таки вышло несколько рассказов о любви. После таких "профилактических бесед" в пожаре сгорели рукописи Валеева, которые он, опасаясь обыска, спрятал в сарае. Странный пожар уничтожил все, что Валеев написал за 15 лет. Всю жизнь Диас Назихович жалел об этих рукописях, а тогда ему пришлось начинать с чистого листа…
70-е годы прошлого столетия – это взлет "звезды" Валеева. Его пьесы шли примерно в 75 театрах страны. Его издают в столице, ставят, дают звания – лауреат госпремии Татарстана им. Тукая, заслуженный деятель искусств России и Татарстана, трижды лауреат всероссийского и всесоюзного конкурсов национальной драматургии…
В Казани ему, как он считал, завидовали, постановки пьес запрещали… Тем не менее, он вел много лет литературную мастерскую, ему многим обязана целая плеяда казанских писателей – те, что родом из 70-80-х. Он не жил, как многие коллеги, в башне из слоновой кости. Это открыл миру народного мецената Асгата Галимзянова, написав про него первый очерк… Писал публицистику, в конце 80-х именно его статья в "Вечерке" "Национальное и интернациональное" целый год бурно обсуждалась читателями и стала, как он считал, спусковым крючком для национального возрождения. Но… Остроту – и боль – в жизни мастера добавляло то, что он всегда считал себя татарским писателем, но, поскольку писал на русском языке, его не принимали в свой круг коллеги из родной республики. Звание именно татарского писателя ему пришлось отстаивать почти всю жизнь.
У НЕГО ЕСТЬ ЧИТАТЕЛИ
Постсоветское время – это борьба за выживание и… неожиданный поворот в творчестве. Свои последние годы Валеев посвятил созданию собственного философско-религиозного учения, апостолом которого он себя считал (роман-эссе "Третий человек, или Небожитель", проповеди "Истина одного человека, или Путь к Сверхбогу" и философские записки "Мысли о Едином").
Далеко не все его понимали и принимали, но сам писатель был уверен, что читатели этих его книг найдутся. Несмотря на то, что, как он сам говорил, "мы живем в стране глухонемых, где читателей становится все меньше и меньше. Но они есть…"
Наверное, для любого писателя это главное – что у него есть свои читатели. У Валеева они точно есть. И никто не знает, что будет через какое-то время. Уровень сложности произведений этого интеллектуала был таков, что, возможно, через много лет нам придется засесть за его книги и гордиться, что мы были его современниками и жили с ним в Казани…
Елена Чернобровкина
P.S. Мы знакомим наших читателей с двумя интервью Диаса Валеева. Первое он дал он дал автору этих строк к своему последнему юбилею в 2008 году. Второе было опубликовано в книге "100 великих татар" в рамках проекта "Татарский век".
СПРАВКА Валеев Диас Назихович родился 1 июля 1938 года в селе Казанбаш Арского района Республики Татарстан. Окончил геологический факультет Казанского Университета (1962 год), Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М.Горького (1975 год, Москва). В составе геологических партий работал в Удмуртии, Кировской области, на Южном Урале, в Кемеровской области, Хабаровском крае. В 1966-1972 годах литературный сотрудник газеты "Комсомолец Татарии". Первые лирико-философские рассказы опубликованы в 1959 году в журналах "Молодая гвардия", "Смена", "Сельская молодежь". Талант Диаса Валеева раскрылся в области драматургии. Его первая драма "Суд совести" (другое название "Охота к умножению", 1971 год) поднимала серьезные морально-этические проблемы взаимоотношений интеллигенции и власти. Наибольший успех выпал на долю трагедийной хроники "Дарю тебе жизнь" (1972 год, Государственная премия ТАССР им. Г.Тукая, 1976 год). Пьеса была поставлена в Казанском Большом драматическом театре, Московском драматическом театре им. М.Н.Ермоловой, а также более чем в 50 других театрах страны. Пьесы "Диалоги" (1976 год), "Пророк и черт" (1977 год), "1887" (1979 год), "Ищу человека" (1985 год) и другие шли на профессиональных сценах Казани, Москвы, Ташкента, Минска и других городов. Многие произведения Диаса Валеева издавались и ставились на татарском языке, переведены на белорусский, украинский, чешский, азербайджанский и другие языки. Валеев - трижды лауреат Всероссийского и Всесоюзного конкурсов национальной драматургии (1973, 1979, 1981 годы). В прозаических произведениях большое внимание он уделяет философским проблемам. Книги "Старики, мужчины, мальчишки" (1975 год), "По вечному кругу" (1981 год), "Стук резца по камню" (1988 год) отличает пристальное внимание автора к философским основам жизни, нравственным проблемам и смыслу человеческого бытия. Совмещением реального, романтического и мистического планов выделяется роман "Астральная любовь" (1999 год). Особое место в творчестве Диаса Валеева занимает философский труд, посвященный разработке концепции новой религии, – "Уверенность в Невидимом" (объединяет роман-эссе "Третий человек, или Небожитель", проповеди "Истина одного человека, или Путь к Сверхбогу" и философские записки "Мысли о Едином"). (Информация из Татарской энциклопедии) |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.