Ми-38 вобрал в себя все актуальные наработки российских вертолетостроителей Ми-38 вобрал в себя все актуальные наработки российских вертолетостроителей

ЭПОПЕЯ ДЛИНОЙ В 28 ЛЕТ

Министерство обороны России станет первым заказчиком вертолета Ми-38, об этом «БИЗНЕС Online» сообщили в пресс-службе ПАО «Казанский вертолетный завод». Военные приняли решение о порядке и сроках поступления Ми-38 в Воздушно-космические силы, уточняют на КВЗ. Несколько смущает то, что ничего не говорится о конкретных датах и количествах. Тем не менее для КВЗ (да и для всего российского вертолетостроения) это важный психологический рубеж, ведь Ми-38 — один из самых длительных российских авиадолгостроев.

Работа над проектом началась на Московском вертолетном заводе им. Миля (МВЗ) в 1988 году, к изготовлению опытного образца на КВЗ приступили в 1993-м, первый полет был намечен на 1995 год, а серийное производство предполагалось начать в 1998-м. Но первый полет Ми-38 состоялся лишь 22 декабря 2003 года.

В 1994-м для продвижения программы создали ЗАО «Евромиль». МВЗ отвечал в нем за проектирование, наземные и летные испытания, КВЗ — за постройку прототипов, серийное производство, продажу и сопровождение вертолетов в СНГ, Eurocopter (компания образована в 1992 году в результате объединения вертолетных подразделений французской Aerospatiale Matra и германской DaimlerChrysler Aerospace; ныне — Airbus Helicopters) — за пилотажно-навигационное оборудование, международную сертификацию, продажу и обслуживание в дальнем зарубежье. Но в 2003 году Eurocopter вышел из состава учредителей «Евромиля».

Болезненным местом проекта стали двигатели. На вертолет решили ставить PW 127/TS от Pratt&Whitney Canada — своих двигателей такого класса не было. С ними и взлетел первый прототип. Предполагалось, что в Россию в виде комплектующих поставят до 500 двигателей (стоимость одного — $1,2 миллиона). Сертификация движка в России предполагалась в 2011 году, а начало серийного производства Ми-38 — в первом квартале 2012-го. Однако после российско-грузинской войны заокеанская сторона, сославшись на организационные изменения, пошла на попятную. В мае 2009-го появились сообщения, что канадцы выходят из проекта. Через год было заявлено, что проект сотрудничества с Pratt&Whitney Canada находится в стадии рассмотрения госдепом США, который очень беспокоит, что двигатели будут использоваться на военно-транспортных машинах. В 2013 году разрешения госдепа на поставку двигателей все еще получено не было. Впрочем, в том же году из ФЦП по развитию авиастроения выяснилось, что единственным вариантом для Ми-38 видят разрабатывающийся петербургским ОАО «Климов» двигатель ТВ7-117В.

Скоро мы узнаем, насколько удался новый российский вертолетный двигатель ТВ7-117В Скоро мы узнаем, насколько удался новый российский вертолетный двигатель ТВ7-117В

«Сегодня двигателисты заявляют, что ТВ7-117В отработан, но достоверно подтвердить это можно будет, только когда начнется эксплуатация, — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» главный редактор отраслевого портала «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — Может быть, есть некоторые вопросы по ресурсу, но не более чем».

ОПЕРЕДИЛ СВОЕ ВРЕМЯ, НО ХОРОШО ЛИ ЭТО, СКАЗАТЬ ПОКА СЛОЖНО

Судя по всему, КВЗ возлагает на Ми-38 немалые надежды. Например, в отчетности предприятия за 2012 год сообщается, что уровень конкурентоспособности вертолетов Ми-8/Ми-17, которые уже долгие годы генерируют прибыль компании, «конечно же, ограничен во времени». Будущим завода видятся «Ансат» и Ми-38.

Эксперты отмечают, что рынок для Ми-38 будет объективно меньше, чем для более легкого бестселлера КВЗ Ми-8/17, но рыночная ниша для него есть. Доля сегмента вертолетов с максимальной взлетной массой 16 - 20 т на сегодня составляет около 3% мирового рынка винтокрылых машин. По сути, единственный конкурент в сегменте — итальянская компания Finmeccanica Helicopters с AW101 (ожидается, что до 2020 года продадут около 330 этих вертолетов). Предполагается, что доля Ми-38 в этом секторе в 2025 году достигнет 15 - 17%. Заявлялось, что Ми-38 будет «гораздо дешевле» зарубежных конкурентов — $12 - 16 млн. вместо $24 - 26 миллионов.

«Очевидно, что программа Ми-38 важна, — говорит Пантелеев. — Она вобрала в себя все актуальные наработки российских вертолетостроителей. Машина достаточно скоростная, с современной кабиной, высокой степенью автоматизации, в ней заложены решения, снижающие трудоемкость эксплуатации. Обсуждается и дальнейшее совершенствование, в частности использование на Ми-38 наработок по перспективному скоростному вертолету.

Стеклянная кабина Ми-38 Стеклянная кабина Ми-38

Но при этом необходимо отметить, что Ми-38 находится в специфичной рыночной нише. Чтобы найти широкий спрос у коммерческих эксплуатантов, надо быть либо легче, либо заметно тяжелее Ми-8. На эти позиции Ми-38 претендовать не может, зато укладывается в размерность для обслуживания удаленных офшорных платформ, освоения Арктики. Вот только планы по такому освоению не очень реализуются. То же самое — по нефтегазовым месторождениям, например Штокмановскому. Здесь принципиальный вопрос в том, что мы не знаем, какими будут цены на нефть. Впрочем, этот фактор существен для любого проекта с точки зрения его потенциала для коммерческих эксплуатантов: будут проекты в нефтегазовой сфере — эксплуатанты смогут с легкостью приобрести новые вертолеты, даже если они будут заметно дороже, чем Ми-8Т... Ми-38 был бы хорош и как платформа для спецприменения — имею в виду минобороны. Возможны единичные продажи в салонном варианте, однако если говорить о поставках другим государствам, то потребности в такой довольно экзотической спецверсии возникают не каждый день... В каком-то смысле машина опередила свое время, но приведет ли это к чему-либо, судить пока сложно».

«ОТБРОСЬТЕ ИЛЛЮЗИИ»

Тем не менее авторы программы «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы» полны оптимизма. Сообщается, что цель проекта тяжелого Ми-38 — в создании вертолета с характеристиками, обеспечивающими его устойчивый сбыт в ближайшие 25 лет. Объем продаж до 2025 года оценивается в 175 единиц, до 2030-го запланирован выпуск 264 машин. Выхода на окупаемость ожидают через 3 года после старта продаж. Однако эксперты не спешат радоваться. «Ситуация гораздо тяжелее, чем преподносится, — заверил «БИЗНЕС Online» эксперт по вертолетной тематике, старший научный сотрудник Академии им. Жуковского Евгений Матвеев. — Отбросьте иллюзии, забудьте любые обещания — впору обратиться к вечному To be or not to be».

Вообще, временами излишний оптимизм просто пугает. Например, в опубликованной недавно госпрограмме «Развитие обрабатывающих отраслей промышленности РТ на 2016 - 2020 годы» указано, что КВЗ уже производит не только Ми-38, но и вертолет «Актай». Последний, напомним, существует только в виде полномасштабного макета. В этом же документе можно прочитать, что ОАО «КМПО» производит авиационные газотурбинные двигатели (последний авиадвигатель был изготовлен в Казани в середине 90-х, а отремонтирован — в 2009 году), а ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» строит суда на подводных крыльях (массовое производство завершилось в 1996-м, последний «Метеор» поставлен в 2006 году). Минпромторг РТ знает что-то, чего не знает широкая общественность? Или это щедрые авансы на будущее, которые будут реализованы при помощи министерства?

Судя по появившемуся только что пресс-релизу «Вертолетов России», на скорые массовые поставки военным надеяться не стоит. Сроки и количество машин, видимо, будут оговорены в госпрограмме вооружения на 2018 - 2025 годы, которая начала прорабатываться в конце 2015-го. Насколько можно понять, Ми-38 предстоит доработать в новую версию — под нужды минобороны. «Новая машина пройдет ряд летных испытаний на соответствие требованиям армии, — говорится в релизе. — По их результатам будут спланированы закупки вертолета Ми-38 для нужд ВКС».

Сергей Шойгу давно присматривался к Ми-38 Сергей Шойгу давно присматривался к Ми-38

Отметим, что сведения о намерении военных купить Ми-38 появились давно. По данным источников «БИЗНЕС Online» в отрасли, военные не торопились с определением сроков, и в том, что сегодня дело сдвинулось, немалая заслуга правительства РТ, в частности президента Рустама Минниханова, который, по словам источника, выступил лоббистом Ми-38 перед лицом минобороны. Здесь напомним, что Сергей Шойгу еще со времен руководства МЧС позиционировался в республике «другом Татарстана».

ГРЯДЕТ БИТВА ЗА КОНТРАКТЫ?

Интересно, что Ми-38 для КВЗ — второй (после коммерческого «Ансата») новый тип вертолета, законтрактованный всего лишь за год. Напомним, в мае 2015-го «Вертолеты России» заключили первые два контракта на поставку пассажирских «Ансатов» (заказчиками стали казанское ООО УК «Тулпар Аэро Групп» и московское ООО «Авиационно-промышленная компания «Вектор»). А перед Новым годом КВЗ заключил первый контракт на поставку «Ансата» в варианте «Салон» (заказчик — татарстанская группа компаний «Нэфис»). Старт продаж двух новых типов за год — хорошая скорострельность не просто для отдельного завода, но и для всей отрасли.

Сегодняшняя премьера Ми-38 для КВЗ важна еще и из-за обостряющейся в условиях вертолетостроительного кризиса борьбы за заказы между российскими профильными заводами. Не исключено, что мы станем свидетелями нового витка конкурентной схватки между Казанью и Улан-Удэ (в начале 2000-х об этой битве ходили буквально легенды). К примеру, в конце апреля стало известно, что УУАЗ может получить относительно крупный по нынешним временам заказ (на 20 вертолетов) от Пакистана, который традиционно считался вотчиной КВЗ. «Мы получили абсолютно новое подтверждение от «Вертолетов России» по контрактам, заключенным на этот год, — цитирует главу Бурятии Вячеслава Наговицына «Байкал Daily». — 20 пакистанских вертолетов очень активно обсуждаются. Этот контракт рассматривался, где лучше его сделать — либо в Татарстане, либо у нас. Но вот после моей поездки руководитель Михеев (Александр Михеев — гендиректор «Вертолетов России» прим. авт.) заверил, что если контракт будет подписан, то будем делать мы».

Но сегодня есть хорошая новость и для КВЗ. 17 мая командующий сухопутных войск Таиланда генерал Тхирачай Накванит заявил, что эта страна купит вертолеты Ми-17В-5 (их выпускает КВЗ). По данным «БИЗНЕС Online», Таиланд намерен купить 12 вертолетов.