Дискуссии о судьбе татарского образования в КФУ не ослабевают. Известный историк и член исполкома всемирного конгресса татар Дамир Исхаков в статье для «БИЗНЕС Online» указывает на то, что любой нации необходимо воспроизводство национальной культуры. Но Казанский федеральный университет не способен решать эту важнейшую задачу, поэтому необходимо срочно задуматься о новой концепции развития его гуманитарного направления.
Дамир Исхаков: «Сейчас в университете такая ситуация, что люди, которые все понимают, боятся высказать свое мнение под угрозой увольнения. Внутриуниверситетская демократия сжалась, народ молчит»
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КФУ ТАК И НЕ БЫЛА ТОЛКОМ ОБСУЖДЕНА
В исполкоме всемирного конгресса татар я руковожу комиссией по стратегии развития татарского этноса. Это серьезная комиссия, которая занимается глобальной проблемой развития татар в современных условиях. Поэтому, когда в КФУ стали закрывать кафедры, а также стали поступать другие отрицательные сигналы, мы обратили на это серьезное внимание. Тем более я был среди разработчиков документа «Программа развития образования в РТ в 2008 - 2012 годах», которая после внесения некоторых изменений стала охватывать период с 2011 по 2020 годы. Программы эти министерством образования были приняты. Правда, неудачно получилось, что именно в тот момент поменялся профильный министр и уже подготовленную государственную программу начал менять. Но тем не менее в ее рамках существовал национальный сегмент, касающийся профессионального образования.
И тогда все казанские вузы проверили на предмет того, как обстоят дела с татарским сегментом. В 2008 году везде в той или иной степени был татарский сегмент. То есть или язык преподавался, или же национальная культура, татарская история. В ряде вузов даже базовые предметы преподавались на татарском языке. Например, в КХТИ: у меня там и сын, и дочь обучались, поэтому я прекрасно представляю, как это происходило.
Так вот, когда мы работали над госпрограммой, то выявилась одна очень важная мысль, которая звучала достаточно просто и понятно, но не была понята нашей политической элитой. Те татарские сегменты, существовавшие в вузах, требовали некоторого научно-методического центра, где бы готовились учебники, учебные программы, а также велись фундаментальные разработки по данным направлениям. Речь шла фактически или о национальном университете, или о научно-исследовательском центре, где это бы готовилось. К сожалению, все это не было учтено.
И когда федеральный университет начал формироваться из большого числа учебных заведений, когда быстро разработанная его концепция толком не была обсуждена, и концептуалисты, которые подготовили этот документ для университета, не имели представления, чем занимались до них...
ПОКА СУЩЕСТВУЮТ НАЦИИ, У НИХ БУДЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ ВОСПРОИЗВОДСТВА СВОЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Другая важная сторона вопроса. Фактически с момента перестройки в Казани пытались создать национальный университет. Мы знаем, что эта идея прошла несколько этапов. И был даже этап, когда при премьер-министре РТ Мухаммате Сабирове было принято правительственное решение о создании этого университета. Я недавно смотрел документы, которые мне показывал, входивший в соответствующий оргкомитет Фандас Сафиуллин.
И тогдашний ректор Казанского университета предложил внутри его структуры создать институт татарского направления. Но татарстанское руководство решило ориентироваться на педуниверситет как на базовый и национальный. К сожалению, это направление не получило развития. Возникшая идея укрупнения вузов поглотила и педагогический университет. Поэтому сейчас мы имеем КФУ — такого, я бы сказал, монстра, развивающегося без серьезной концептуальной базы.
Это породило ряд проблем, среди которых я бы выделил два наиболее важных аспекта.
Первый — руководство Татарстана упустило из виду, что существует необходимость подготовки педагогов для школ. Конечно, федеральный университет вроде бы взял на себя эти полномочия, потому что два педагогических вуза — казанский и елабужский — были туда влиты, но образование в Казанском университете не под учителей. Это, скорее, подготовка специалистов более высокого уровня, но не педагогов. И большинство людей, которые там обучаются, они не хотят идти в школу.
ВКТ хорошо знает эту проблему. У нас реально нет учителей, хорошо владеющих татарским языком, и это касается не только для преподавания татарского языка и литературы. Я вот окончил традиционную татарскую школу в Шаймардане, десятилетку. Там и география, и история, и химия, и биология, и физика, и математика — все предметы преподавались на татарском языке, а сейчас этого нет. Что мы будем иметь в ближайшие два-три года? Будем иметь большой недостаток кадров этого профиля. Это, значит, что татарские школы придется закрывать из-за отсутствия педагогов. Потому что нет людей, владеющих татарским языком на профессиональном уровне по предметам.
Например, в США изначально специальной подготовки педагогов также нет. Там все проходят одно общее высшее базовое образование, но после этого начинается специализация, после 3 - 4 курсов. Хочешь идти в педагоги — идешь в педагоги, хочешь по другому направлению — идешь туда. Этот момент был полностью забыт при подготовке концепции федерального университета.
Второй важный вопрос, который не был учтен. Пока существуют нации, у них будет необходимость воспроизводства своей национальной культуры и в целом национально-гуманитарного знания. Надо писать, скажем, национальную историю или флористику изучать, а также другие направления. Да, у нас в республике есть академические институты гуманитарного профиля. Но для них ведь тоже готовить надо кадры! И для того чтобы они могли работать в этих академических институтах, они должны получить базовую подготовку в университете по данным направлениям, чтобы в аспирантуру поступить и стать учеными. Когда я был студентом еще КГУ, внутри потока историков у нас было направление — история ТАССР. Студентов специально готовили, при социализме было не все плохо, специально обучали арабскому шрифту, чтобы могли читать тексты. Это было заложено в базовые учебные курсы. Сейчас ничего подобного в университете нет.
В ближайшие годы мы будем иметь необходимость обновления кадров в академических институтах. Но откуда их взять? Может, мы привезем их из Петербурга или Москвы — там востоковедов готовят. Такая мысль в голову может прийти. Я даже слышал, что ректор КФУ якобы высказался в том плане, что мы как федеральное учебное заведение не должны заниматься местечковой историей, тем самым татароведением. Это надо быть полностью неосведомленным в татарской истории, чтобы высказать такую мысль! Потому что через татарскую историю ты выходишь на мировой уровень. Золотая Орда — тюркское государство, это ведь целая цивилизация, и отбрасывать это сходу, не подумав, глупо.
«Я даже слышал, что ректор КФУ якобы высказался в том плане, что мы как федеральное учебное заведение не должны заниматься местечковой историей, тем самым татароведением»
ТАТАРЫ ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ДРУГИХ? ОНИ ЛЮБЯТ ИДТИ ВПЕРЕДИ ВСЕХ
Теперь в КФУ будет работать кафедра истории Татарстана, археологии и этнологии. Но профессора, которые занимаются проблематикой археологии и этнологии, уже говорят, что не представляют, что будут делать там историки. Это ведь другое самостоятельное направление! Вместо того, чтобы это развивать, они ликвидируют остатки.
Я ректору КФУ не сват и не брат. Рафаэль Хакимов его поберег немножко, мягко выразился, я могу жестче выразиться. Я думаю, что Ильшат Гафуров ничего не понимает в этих делах, к сожалению. Сейчас в университете такая ситуация, что люди, которые все понимают, боятся высказать свое мнение под угрозой увольнения. Внутриуниверситетская демократия сжалась, народ молчит. Молчит до сих пор, даже когда очередного профессора выкидывают как ненужного человека.
Сейчас каким-то образом из этой ситуации нужно выйти. Татары чем отличаются от других? Они любят идти впереди всех. Если посмотреть на соседей, то башкиры не торопятся, хотя им тоже велели вузы укрупнять. Но башкирский университет стоит на месте, педуниверситет тоже на месте. Они пока не стали этого делать, потому что ждут, чем закончится татарский эксперимент.
К сожалению, процесс укрупнения вузов, который прошел по всей России, нигде не принес по гуманитарному направлению положительный результат, потому что гуманитарии тесно связаны со своими кругами, школами, отдельными личными связями, и их так автоматически сливать невозможно. Это общая трагедия российской ситуации! Это приводит к разрушению всего, что существовало, и может ничего не возникнуть на этом месте.
Конечно, здесь есть и общемировая тенденция. Мы живем в очень технократическом мире, и гуманитарии не нужны этому обществу. Правда, если гуманитариев «вырезать», общество дичает, начинает производить только вооружение и химические продукты. Кушать будет что, воевать чем тоже, а вот построить гуманное общество не получится.
Я думаю, что в рамках КФУ необходимо провести новую ревизию того, как гуманитарное направление должно развиваться в этом учебном заведении. И мне кажется, что здесь придется Госсовету РТ написать в Москву некоторое послание по этому поводу, потому что, если не выправить эту линию, мы будем иметь очень печальные последствия.
Это политический вопрос на самом деле. Видимо, Гафуров возомнил, что он тут московский человек и всем заправляет, а на самом деле местные интересы тоже должны быть учтены. Вуз для чего существует? В КФУ учатся наши дети. Мы готовим кадры, для себя в том числе. Почему он не должен учитывать наши интересы? Он фактически живет на общественные деньги. Люди вкладывают, государство вкладывает, даже Рустам Минниханов лично выделяет некоторые суммы на развитие татарского направления. Почему мы не должны участвовать в управлении этими делами? Президент Татарстана находится в составе попечительского совета и предупредил по этому поводу действующего ректора университета. Если он не ходит на заседания, на которых его критикуют, после этого Минниханов тоже может не прийти на его заседания. Я думаю, что то самое предупреждение — «желтая карточка» — прозвучало не зря.
МОСКВА ДОЛЖНА СООТВЕТСТВУЮЩИМ ОБРАЗОМ ПОСМОТРЕТЬ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КОТОРАЯ РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ ВНУТРИ ЭТОГО УНИВЕРСИТЕТА
Необходимо набрать группу экспертов и заново сделать концептуальную базу, чтобы было ясно видно, куда дальше двигаться Казанскому федеральному университету в этом направлении. Если этого не будет сделано, то опять возникнет вопрос о создании национального университета. Общественность этот вопрос уже поднимает. Сейчас, согласно федеральному законодательству, могут существовать региональные вузы. Татарстан может взять на себя эту функцию. Конечно, это дорого обойдется. Но если будет угроза национальному просвещению, а она реально существует сейчас, то мы будем вынуждены действовать и такими способами, чтобы спасти положение.
Здесь и политическая воля Минниханова важна, и парламент должен высказаться. Положение с КФУ надо обсудить в нашем Госсовете. Может быть, на комиссии по культуре и образованию, которую возглавляет Разиль Валеев. Нужно открыто обсудить, а не отдавать все в руки чиновников, которые поставлены во главе федерального университета. Это общее дело, а не только дело руководящих работников КФУ, и Москва должна соответствующим образом посмотреть на деятельность, которая разворачивается внутри этого университета. Я думаю, что за 10 лет ситуацию можно выправить.
Кстати, на мой взгляд, большая доля вины в сложившейся ситуации лежит на директоре Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиле Хайрутдинове. К сожалению, он вместо того, чтобы заниматься реальной подготовкой концепции развития, пошел чисто механическим путем. Видно же, что ему поручили кафедру ликвидировать, «слить» и сэкономить какое-то количество кадров, штатных единиц, чтобы завкафедр было поменьше, и на этом все закончить. Но чисто механическим путем, повторюсь, это невозможно сделать.
«Здесь и политическая воля Минниханова важна, и парламент должен высказаться. Положение с КФУ надо обсудить в нашем Госсовете»
МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ГАФУРОВ ЗАЦИКЛИЛСЯ НА ДЕНЬГАХ
Можно взять пример Китая. Там до красной революции чиновники должны были сдавать экзамены и все китайское наследие знать наизусть: литературу, философию, и это помогало им учиться думать. Когда это ликвидировали, Китай одичал совершенно, и сейчас китайцы заново пытаются вернуть то базовое образование, которое было у них раньше.
Мало кто знает, что Чан Кайши, уходя на Тайвань, увез всю Академию наук Китая и весь архив, и фактически китайская гуманитарная наука развивалась на Тайване. Без этого Китай остался бы на уровне представлений эпохи Мао Цзэдуна, где история писалась на основании марксизма-ленинизма, а не на основании источников. И нам угрожает такая опасность.
Мне кажется, что Гафуров зациклился на деньгах. Да, гуманитарные науки прямых доходов могут не приносить, одни расходы, как кажется на первый взгляд. Но Гафуров прямо сказал, я знаю доподлинно: «Академия наук Татарстана — возьмите себе филологическое татарское направление и историю, и сами преподавайте. Нам это не нужно». Было это несколько лет назад. Это означает, что он подсчитал чисто по-бухгалтерски, что здесь доходов ему не светит, поэтому из университета можно исключать. По этому пути он идет, но это большая ошибка.
Дамир Исхаков
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 99
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.