Хитроумные системы учета и контроля на «Казаньоргсинтезе» оказались бессильны перед саботажем собственного персонала. Печальную повесть о том, как датчики в нужный момент отказывали, приборы ломались, а продукция исправно вывозилась долгие годы, в суде по делу о многомиллионных хищениях изложил директор завода ПВД Валентин Смирнов.
В Московском районном суде продолжается рассмотрение дела о многомиллионных хищениях на «Казаньоргсинтезе»
«МЫ УВОЛИЛИ 7 ЧЕЛОВЕК СО СМЕНЫ»
«Группа поддержки» на суде по делу о многомиллионных хищениях на «Казаньоргсинтезе» появилась не только у осужденных под стражей, но и у самого предприятия. Количество его представителей растет с каждым судебным заседанием — в их числе теперь и замгендиректора по экономической безопасности и режиму предприятия Рашит Хафизов. Сторону обвинения, как и на прошлых заседаниях, представляли Борис Непорожный и Равиль Сабиров. Первым в зал суда вошел главный свидетель — директор завода ПВД Валентин Смирнов.
— Начиная с 2003 года, когда акционером предприятия стало ОАО «ТАИФ», с нас стали ежедневно требовать сведение материального баланса. Когда начали сводить ежедневные материальные балансы и расходные коэффициенты, мы увидели, что расходный коэффициент имеет тенденцию к стратегическому изменению. Инженерными и техническими причинами это было не объяснить, — напомнил Смирнов суть проблемы. Отметим, ранее начальник юротдела «Казаньоргсинтеза» Зульфия Галиаскарова признавала завышенный плановый расход сырья на предприятии. Сначала руководство завода полагало, что причина в утечке материалов, но ее источник не был найден. — Закрадывалось сомнение: если у нас все нормально, то почему расходный коэффициент высокий? — вспоминал директор завода.
Предприятие начало непримиримую борьбу с излишними затратами. В 2003 - 2004 годах появились дополнительные счетчики на фасовочных автоматах. Установленные ранее приборы учета были легкодоступны: «Любой из персонала мог менять показания». Но и после установки новых приборов учета проблема не исчезла — персонал и на них придумал способ «оказать воздействие». Механические счетчики уступили место электронным, которые, впрочем, тоже не спасали — даже опломбирование шкафа со счетчиками помогло только на время. Руководство предприятия перешло на новый уровень учета материалов — весы. Но у них оказался подозрительно хрупкий датчик.
— Часто ломалось? — участливо поинтересовался судья Марат Макаров.
— Ломалось так, что нечего было и ставить, — пожаловался Смирнов.
Сторону обвинения, как и на прошлых заседаниях, представлял Борис Непорожный
Попытки остановить воровство в режиме «что мы только не делали» продолжались с 2004 по 2011 год. Установленная система видеонаблюдения стала финальным рубежом на пути хищений, но и это не помогло. После всех нововведений необъяснимые колебания в коэффициентах сохранялись.
— У нас не было уверенности, что все-таки есть хищения. Машин не ловили никаких, в службе безопасности тоже не было задержаний, — вспоминал Смирнов.
Воровство, напомним, прекратилось только после поимки «КАМАЗа» в поселке Левченко с продукцией в кузове на 797 тыс. рублей 15 марта 2012 года. Хоть в ней и не было продукции завода ПВД, ее обнаружили на складах одного из подсудимых — Закарии Закирова — на ул. Гвардейской. Тут-то и выяснилось, что не так было с приборами.
— Валерьян Иванов сознался, показал, как отключали счетчики весов, — рассказал на суде Смирнов. Как и другой представитель «Казаньоргсинтеза» Галиаскарова, он подтвердил, что после 2012 года показатели расходного коэффициента склонились к снижению.
— Кроме Иванова удалось еще кого-то установить? — уточнил гособвинитель.
— Мы уволили 7 человек со смены: начальника смены, аппаратчика фасовки, грузчика, всех, кто связан с учетом, фасовкой, — подытожил Смирнов.
По версии следствия, в 2006 году Закиров, Горячев и Гараев создали на территории Казани преступное сообщество для хищения продукции с территории завода
НЕ БЕЗ ПОМОЩИ СОТРУДНИКОВ
Впрочем, директор упомянул, что снижение расходов сырья связано не только с пресечением хищений, но и с модернизацией на предприятии. За эту спасительную соломинку ухватился подсудимый Рустем Гараев во время допроса следующего свидетеля — замтехнолога завода Сергея Солодянкина.
— Ваш юрист говорил, что до 2012 года превышение коэффициента была связано только с хищениями, а после этого начало снижаться с прекращением хищений. Только это повлияло на снижение? — поинтересовался Гараев.
— Не только, — признался Солодянкин.
— Все, спасибо, — успокоился и присел на скамью подсудимый.
В отличие от Гараева, Закиров старался эмоции сдерживать. Видно было, что после прошлого удаления из зала суда провоцировать судью ему не хотелось. Хотя вопросы он по-прежнему задавал витиевато, ссылаясь на два перенесенных инсульта и невозможность посоветоваться с адвокатом.
Третий свидетель — замначальника цеха №2005 Алексей Сычев, ныне начальник цеха — подтвердил Непорожному, что вмешательство в работу счетчиков было. Но лишь однажды.
— Дежурный слесарь Салахов доложил начальнику смены, что сорвана нижняя петля с дверцы со счетчиками. Об этом узнало руководство, представители экономической безопасности вызвали к себе. Не знаю, о чем был разговор, но начальника смена Гилязова оштрафовали на 100 тысяч рублей, — сообщил Сычев.
Начальник другого цеха Рамиль Калимуллин также рассказал о сотрудниках Иванове и Файзрахманове, которых уволили «в связи с утратой доверия». По его словам, между хищениями и нестабильной работой оборудования — тонкая грань. Определить ее за 7 лет так и не смогли.
С мая 2011 года по март 2012 года сообщники похитили полиэтилен низкого и высокого давления, а также иную продукцию. Уголовное дело насчитывает 458 томов
АРЕСТОВАТЬ ЧЕТЫРЕ PORSCHE CAYENNE И MERCEDES НЕ УДАЛОСЬ
Между тем сведения о хищениях были направлены руководству завода еще в 2005 году. Об этом в суде рассказал сотрудник МВД по РТ Станислав Ушатов. Причем уже тогда в сообщении фигурировало имя Закирова. При совместной операции с сотрудниками УФСБ по РТ, полицейские, по словам, Ушатова, зафиксировали процесс воровства от начала до конца: заезд автомобилей, погрузку, маршрут до въезда на базу на Гвардейской...
— Каким образом реализовалась продукция? — уточнил важный момент махинаций Непорожный.
— Через подконтрольных ему юрлиц. Закиров давал им указания, договаривался с покупателями, деньги поступали на счета «ТК Стирол», «Стирол Синтез». Учредителем организаций была супруга Закирова, руководителем — Гульсина Шалда. Отмывание денег осуществлял Закиров, потом передавал Гараеву и Горячеву для расчета с остальными.
По мнению сотрудников правоохранительных органов, легализовывал украденную продукцию Закиров следующим образом: подконтрольные ему компании продавали продукцию, которая поступала прямиком с предприятия на склады на ул. Гвардейской. Следующий этап схемы — фиктивные заемы, которые Закиров якобы предоставлял этим фирмам, которые те потом ему возвращали. Как добавил на суде начальник отдела экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ Бугульминского района Михаил Фомичев, у названных организаций, продававших продукцию «Казаньорсинтеза», нигде не отражена ее покупка — то есть, выходит, что товар появлялся из воздуха и никого это не волновало.
Интересно, что следователи не вполне преуспели в аресте имущества Закирова. Изъять 400 млн. рублей, в том числе иностранную валюту, со счетов главного подсудимого удалось, а вот арестовать четыре принадлежавших ему Porsche Cayenne, Mercedes и ту самую базу на Гвардейской не получилось. «Переоформили на третьих лиц», — пояснил Фомичев.
На впечатляющие дыры в системе безопасности на предприятии указал в зале суда ведущий специалист отдела экономической безопасности «Казаньоргсинтеза» Сергей Красильников (слева)
ХИЩЕНИЯ НА «КАЗАНЬОРГСИНТЕЗЕ» С 2006-ГО ПО ...?
Напомним, в марте этого года было утверждено обвинительное заключение по уголовному делу о хищениях на «Казаньоргсинтезе». После выявленного хищения на скамье подсудимых Московского райсуда оказались 3 из 12 фигурантов громкого уголовного дела — Закиров, Рустем и Рушан Гараевы. Горячев находится под подпиской о невыезде. Расследование уголовного дела, возбужденного МВД по РТ, было передано в следственный департамент МВД РФ.
Несмотря на то, что представители предприятия настаивают на том, что жертвой воровства «Казаньоргсинтез» стал еще в 2006 году, доказать причастность Закирова и других подсудимых удалось только по эпизодам с мая 2011 года по март 2012 года. В результате инкриминируемый ущерб сократился с более чем 1 млрд. рублей до 339 млн. рублей. По версии следствия, в 2006 году Закиров, Горячев и Гараев создали на территории Казани преступное сообщество для хищения продукции с территории завода. В его деятельность они вовлекли более 20 лиц, в том числе нескольких сотрудников предприятия. С мая 2011 года по март 2012 года сообщники похитили полиэтилен низкого и высокого давления, а также иную продукцию. Уголовное дело насчитывает 458 томов.
Во время судебного следствия уже вскрылись неожиданные факты. Так, на допросе начальника юротдела «Казаньоргсинтеза» Галиаскаровой выяснилось, что «плановый расходный коэффициент» (запланированные и фактические затраты сырья на производство продукции — прим. ред.) с 2006 по 2012 год, когда были выявлены хищения, завышался в разы. Утверждал эти показатели главный инженер предприятия по фамилии Гайнутдинов. Любопытно, что по стечению обстоятельств он покинул предприятие в том же 2012 году. После задержания подозреваемых в организации краж и исполнителей ОПГ показатели «плана» и «факта» по расходам сырья сравнялись.
Адвокат подсудимого Рафис Габдулганиев заявил «БИЗНЕС Online», что кражи на заводе могут происходить и сейчас. «Никакой гарантии обратного нет, — размышлял он в разговоре с корреспондентом издания. На впечатляющие дыры в системе безопасности на предприятии указал в зале суда ведущий специалист отдела экономической безопасности «Казаньоргсинтеза» Сергей Красильников. «Вероятность хищения продукции нами как сотрудниками экономической безопасности не исключалась, — признал Красильников. — Поэтому проводились определенные мероприятия по поиску таких возможностей».
Специалист по безопасности отметил также то, что жесткая система контроля и видеонаблюдения не исключают человеческого и технического фактора. «Можно открыть ворота, можно стереть видеозапись. То, что на видеозаписи иногда пропадали кадры, мне было известно, так как я иногда просматривал записи по своему подразделению, и какие-то кадры пропадали», — сделал сенсационное заявление Красильников. По его словам, служба информационной безопасности объясняла это техническими сбоями.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.