ГАТУ КАМСКОГО В СБОРНОЙ США ТЕСНЯТ «ПОНАЕХАВШИЕ»

Шахматный мемориал Нежметдинова ощутимо прибавляет в солидности. На его 38-й старт заявились участники Олимпиад, члены сборных своих стран, два гроссмейстера, чей рейтинг превышает 2600 пунктов, да и в плане массовости — 131 участник взрослых соревнований. Все это внушает уважение как к самому турниру, так и к его организаторам. Один из них — исполнительный директор федерации шахмат Татарстана Ильдар Ибрагимов — так объяснил повысившийся статус турнира.

— Мы проделали большую работу, — просто ответил Ибрагимов. — Потом, что касается иностранцев из ближнего зарубежья, то им легко приехать в Казань. К тому же из-за нелегкой экономической ситуации в мире сильным гроссмейстерам достаточно непросто выбить хорошие условия для участия в опенах, открытых турнирах. В частности, не везде готовы оплачивать проживание гроссмейстеров.

— Денег нет, но вы держитесь — это теперь новый российский тренд.

— Возможно, — не стал настраиваться на шуточный лад Ибрагимов. — У нас тоже бюджет не резиновый, и какие-то гроссмейстеры приехали в Казань самостоятельно, за свой счет. У этого тоже есть свое объяснение. Участие в сильном турнире позволяет им при успешном выступлении улучшить свое место в мировой шахматной иерархии.

— Рейтинг «набить»?

— Ну можно и так выразиться, если говорить языком шахматистов-профессионалов. Что касается Казани, то благодаря поддержке федерации шахмат Татарстана мы можем обеспечить сильным гроссмейстерам, ведущим участникам нашего турнира, определенные условия. Мы обеспечиваем ведущим шахматистам проживание в одноместном гостиничном номере, а тем, у кого рейтинг выше 2600, оплачиваем питание.

— Серьезно? Я шел на игровой тур и увидел, как в кафе торгового центра «Кольцо» обедал Гата Камский. Видимо, за ваш счет...

— Ну это естественно. Понятно, что приглашение таких супергроссмейстеров, как Гата, требует особых условий, но здесь взаимовыгодное сотрудничество. Гату потихоньку начали обходить молодые американские шахматисты — те же Накамура, Каруана, Со...

— «Понаехавшие» японец Хикару Накамура, филиппинец Уэсли Со, этнический итальянец Фабиано Каруана выжимают нашего Камского?

— Там еще и местные шахматисты не дремлют — Рэй Робсон, Сэмуэль Шенкленд, и для Гаты сейчас важно находиться в тонусе, чтобы успешно конкурировать.

В ЭТОМ ГОДУ БЛИЦКРИГ МОРОЗЕВИЧУ НЕ УДАЛСЯ

Перед «классическим» Нежметдиновым традиционно прошел турнир по быстрым шахматам. В этом году он собрал 107 участников, которые «понаехали» в Казань из разных стран ближнего и даже дальнего зарубежья. Среди «ближних» выделялись белорусские гроссмейстеры Алексей Александров (общее 22-е место) и Алексей Федоров (общее 9-е место), в активе которых по 7 шахматных Олимпиад, а у Александрова еще и серебряная медаль чемпионата Европы. Среди «дальних» стоит отметить серба Александра Инджича (общее 4 место) и индуса Н. Р. Вигнеша (общее 10-е место). Про американского татарина Камского, наверное, сейчас следует говорить, что он больше татарин, чем американец, поскольку играет за казанскую «Ладью» в командном чемпионате России и стабильно украшает своим присутствием крупные турниры в Казани.

Он в итоге и выиграл «быстрого» Нежметдинова, набрав 7,5 очков из 8 и подтвердив свой статус рейтинг-фаворита турнира. Правда, перед самым стартом у турнира появился другой, не менее грозный фаворит Александр Морозевич из Москвы, который достаточно неожиданно заявился в последний момент. В прошлом году он «нежданчиком» выиграл турнир по быстрым шахматам, но в этом году блицкриг не удался. В четвертом туре Морозевич уступил вологодскому шахматисту Ивану Розуму, а в последнем туре Морозевич белыми не смог обыграть Камского. У Гаты это была единственная ничья в турнире, и она не повлияла на его итоговую победу, а вот Морозевич, потеряв на турнирной дистанции 1,5 очка, финишировал только восьмым.

«В прошлом году Морозевич уведомил нас о приезде, — вспоминал Ибрагимов. — А сейчас я за час до старта турнира узнал о его приезде. Получается, Александр решил посетить Казань «на майские», причем он прибыл со своим другом Инджичем, с которым, по-видимому, вместе тренируется».

Вторым по быстрым шахматам был Розум, а третьим — прошлогодний победитель турнира на призы «БИЗНЕС Online» Азат Шарафиев. Они, как и еще четыре участника соревнований, набрали по 7 очков, но Розум опередил Шарафиева по дополнительным показателям.

«РАШИД НЕЖМЕТДИНОВ БЫЛ И ДОБРЫМ, И ВСПЫЛЬЧИВЫМ, И ОЧЕНЬ НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ»

Со смерти Рашида Нежметдинова прошло 42 года, 38 из которых в Казани проходит мемориал, посвященный родоначальнику татарстанских шахмат. Между тем все меньше становится людей, которые застали Рашида Гибятовича, для которых он был живым человеком, со своими достоинствами и недостатками. «БИЗНЕС Online» пообщался с одним из них — Равилем Газизовым. Равилю Хафизовичу, ученику Нежметдинова, 79 лет, и память о своем учителе сразу же вызвала у него живые воспоминания.

«Рашид Гибятович был добрым человеком, при этом необычайно вспыльчивым, — начал Газизов. — Мы, работники шахматной школы, знали эту его черту, сразу затихали по углам, пережидали эти вспышки гнева, под горячую руку можно было крепко огрести. Но эта черта характера была вызвана внутренней ранимостью Рашида Гибятовича, трудностями, перенесенными в его сиротском детстве, фронтовой молодости. Возможно, эти черты характера сформировали из него шахматиста ярко выраженного атакующего стиля, комбинационного, искрометного. Он разбирал красивые партии с таким наслаждением, как другие люди едят лакомство.

Он был человеком искрометного юмора. К примеру, произведения Ильфа и Петрова он знал практически наизусть, зачитывая их нам целыми страницами, причем каждый раз заново смеялся над ними, хохотал буквально взахлеб...

Нежметдинов воспитал целую плеяду шахматных тренеров Татарстана. Вильям Волошин, Юрий Смирнов, я. Мы, в свою очередь, воспитывали своих учеников, и можно сказать, что все шахматное движение в нашей республике пошло от Рашида Гибятовича».

«АКЕЛА ПРОМАХНУЛСЯ», КОРЧНОЙ СКОНЧАЛСЯ

Естественно, главным претендентом на победу считался Камский, но он как-то притормозил на старте, сделав две ничьи в четырех турах, а в шестом и вовсе проиграл белыми Алексею Придорожному из Ямала и практически распрощался с шансами на выигрыш соревнований.

Двумя лидерами после двух третей дистанции стали Придорожный и Антон Шомоев из Улан-Удэ, который выиграл пять парий подряд, а в шестом туре сыграл вничью черными с Дмитрием Кокоревым. У Придорожного и Шомоева — по 5,5 очков, у Кокорева из Пензы было 5 очков, столько же у целой группы шахматистов, в которую входили россияне Илья Ильюшенок, Сергей Юдин и два гроссмейстера из Армении Тигран Арутюнян и Ваге Багдасарян. Лучший из татарстанцев — Артем Тимофеев имел 4,5 очка. У Камского было 4 очка после 6 туров, и на тот момент он даже не входил в десятку сильнейших.

Почувствовав, что «Акела промахнулся», претенденты на победу выдали сверхрезультативный седьмой тур. Придорожный обыграл Шомоева, Кокарев был сильнее Ильюшенка, Арутюнян победил Юдина, причем все это они сделали черными.

Тем временем восьмой тур омрачила новость о смерти Виктора Корчного. 85-летний экс-ленинградец из Швейцарии дважды побывал на закате своей карьеры в Казани, будучи здесь в качестве участника матча Татарстан — Европа и сыграв товарищеский матч с Тимофеевым. Он оставил о себе неоднозначные воспоминания, но смерть его для шахмат не менее значительна, чем для остального мира уход из жизни Мохаммеда Али.

«Говорить о том, что Виктор Корчной при жизни стал легендой шахмат, это не сказать ничего, — вздохнул Ибрагимов. — Но это общие слова. Что касается личных впечатлений, то могу сказать, что я ни разу не сыграл с Виктором Львовичем, правда, выступал с ним в одних и тех же турнирах.

Корчной обладал по-настоящему бойцовским характером, который и позволил ему столь долго продержаться в шахматах. Он не любил, просто ненавидел проигрывать. В последнем случае Виктор Львович мог запросто встать и начать оскорблять своего более удачливого противника, его стиль игры в шахматы, точнее, его полное отсутствие. При этом все понимали, что это вызвано не вздорностью характера, а этой самой нелюбовью и неумением проигрывать. Что касается личного общения, то в нем Корчной был достаточно мил, я это чувствовал на себе, коротко общаясь с ним на турнире в Калькутте, Индия».

Нелишним будет напомнить о том, что Татарстан сыграл определенную роль в жизни Корчного. Когда Виктора Львовича в 2001 году пригласили участвовать в матче Татарстан — Европа, то выяснилось, что у него как у лишенного советского гражданства нет визы, и эту визу ему в срочном порядке помогал оформлять его извечный противник Анатолий Карпов. Так Корчной снова стал «въездным» в Россию.

ГРОССМЕЙСТЕРЫ ОТ КАЗАНИ В ВОСТОРГЕ

«Радостно, что сейчас в Казань приезжает столько представителей шахматного сообщества и вспоминают нашего мэтра, — резюмировал ветеран татарстанских шахмат Газизов. Действительно, 131 участник — это очень хорошая массовость. Такой внушительный состав участников мемориала Нежметдинова объясняется не только присутствием в нем сильных гроссмейстеров. Набрать столько профессиональных шахматистов способны в России разве что Moscow Open или Аэрофлот Опен».

Понятно, что среди играющих есть и любители, причем их достаточно много. И если со студентами, пенсионерами все достаточно просто, то объяснить, каким образом на турнир заявились любители шахмат, работающие в других сферах, оказалось непросто, ведь турнир идет на протяжении 10 дней, 7 из которых рабочие. Выяснилось, что любители шахмат специально составляют графики своих отпусков, чтобы выделить по неделе для участия в мемориале Нежметдинова и чемпионате Татарстана, который также растягивается на полторы недели, причем подобные участники на мемориале Нежметдинова были и из других городов. Ибрагимов рассказал, что Казань сейчас является привлекательным местом для... туризма.

«После Москвы и Санкт-Петербурга мы, как выясняется, идем сейчас третьими в России по туристической привлекательности, — заметил Ибрагимов, — и это подтверждают многие участники нашего турнира, приехавшие из других городов России. Они от Казани в полном восторге!»

В итоге уверенную победу одержал сургутянин Придорожный. Он набрал 8 очков и на целый балл опередил Кокарева из Пензы и новосибирца Дмитрия Бочарова.

Лучшим из зарубежных спортсменов стал Багдасарян, занявший четвертое место. Среди татарстанцев отличился Тимофеев, поделивший 10 - 11 места. В соревнованиях женщин первое место заняла москвичка Александра Оболенцева, набравшая 5,5 очков. Рейтинг-фаворит турнира Камский из США, победив в последнем туре, набрал 6 очков и финишировал во втором десятке.