На петербургском экономическом форуме вчера был большой нефтегазовый день. Хозяева пытались убедить западных гостей в том, что санкции нашей нефтянке нипочем. Глава Total вежливо соглашался, но сетовал на то, что «тяжело стало найти евро» на проекты в России. Его коллега из ExxonMobil искал на форуме кого-то из администрации США, ответственного за санкции, и не нашел. А министр нефти охваченной голодными бунтами Венесуэлы убеждал всех, что ОПЕК вот-вот сбалансирует цену на черное золото.
Руководитель «Роснефти» Игорь Сечин особенно славится своими прогнозами
«ДАВАЙТЕ ОБЕСПЕЧИМ СБАЛАНСИРОВАННУЮ ЦЕНУ НЕФТИ»
От нефтегазовых генералов все, конечно, ждали прогнозов по цене на нефть. Однако они либо уходили от прямого ответа, либо оказывались куда скромнее в своих оценках, чем это было раньше. Руководитель «Роснефти» Игорь Сечин особенно славится своими прогнозами. Так, 29 сентября 2014 года Игорь Иванович сказал: «Ниже 90 долларов за баррель цена на нефть не упадет». 28 ноября того же года, когда цена опустилась почти до $70, он прогнозировал ее колебания в диапазоне от $70 до $75 за баррель. В феврале прошлого года Сечин обещал восстановление цен до $80, а при заморозке многих добывающих проектов и до $90 - 110. Стоимость нефти, напомним, сегодня находится ниже $50 за баррель.
На этот раз глава «Роснефти» подошел к прогнозам намного осторожнее. Выступая на форуме, Сечин сослался на свой приватный разговор с главой аналитической службы Citigroup Эдвардом Морзом. По его прогнозу, к концу этого года цена барреля перевалит за $50, в 2017 году достигнет $60, а в 2018-м будет в среднем на уровне $64.
Глава «Лукойла» Вагит Алекперов также поделился предвидением на ПМЭФ. По его словам, уже к концу текущего года стоимость «бочки» нефти должна достичь $60.
Чиновники, обжегшиеся на молоке, дули на воду и наотрез отказывались давать конкретные ценовые ориентиры. Министр энергетики России Александр Новак заявил, что к середине 2017 года нефтяные цены выйдут на «соответствующую балансировку».
Баланс искал и его венесуэльский коллега Эулохио Антонио Дель Пино Диаз — единственный представитель ОПЕК на форуме. Он, правда, все больше ограничивался призывом «Давайте обеспечим сбалансированную цену нефти», обращенным неизвестно к кому. Из выступлений глав западных нефтяных компаний складывалось впечатление, что их нынешней уровень цен вполне устраивает.
Сеньора Дель Пино понять можно. Его сверхбогатая нефтью страна балансирует на грани экономической и социальной катастрофы. Несмотря на ряд совместных с «Роснефтью» проектов, после изгнания из Венесуэллы американских и европейских нефтяников добыча нефти в латиноамериканской стране только и делает, что снижается. Оппозиция выиграла парламентские выборы. Народ грабит супермаркеты по причине перебоев в поставках продовольствия. В стране по сути голод и военное положение, власть левых во главе с президентом Николасом Мадуро весит на волоске.
Потому, видимо, министр нефтяной и газодобывающей промышленности Венесуэлы уповает лишь на чудо. «ОПЕК не только жива, она также будет игроком, определяющим будущее», — заверил он участников форума. Это несмотря на то, что в апреле с треском провалились переговоры стран ОПЕК с Россией и другими не входящими в картель странами о заморозке добычи нефти на уровне января. Позже в Вене ОПЕК не смогла принять решение о снижении квот на добычу уже внутри себя.
На чудо от ОПЕК надеются и российские власти. Дефицит бюджета по итогам января-мая приблизился к 1,5 трлн. рублей. Объем резервного фонда, за счет которого финансируется этот дефицит, стремительно снижается. Правительство никак не может определиться с тем, сможет ли оно в этом году проиндексировать пенсии хотя бы на уровне официальной инфляции. В общем, согласно крылатому выражению Дмитрия Медведева, «просто денег нет».
Но и в этих условиях Новак вслед за своим венесуэльским коллегой рассмотрел свет в конце тоннеля. Дель Пино говорил о том, что цены на нефть начали расти и без прямого вмешательства ОПЕК — из-за лесных пожаров в Канаде и действий повстанцев в Нигерии «2 - 3 миллиона баррелей ушло с рынка». Имеется в виду дневное сокращение добычи из ее общего мирового объема в 95 млн. баррелей в день.
Полон оптимизма и Новак. «В апреле на встрече с ОПЕК цены уже были на уровне 40 - 43 долларов за баррель нефти марки Brent. Это повлияло на отсутствие результатов. Не хочу кого-то винить. Мы все же смогли еще раз дать позитивный сигнал рынку. Цены на сегодня восстановились. Энергодиалог в рамках Россия-ОПЕК будет продолжаться», — заверил министр. Судя по его выступлению, для балансировки цен достаточно словесных интервенций.
Между тем в январе цены, напомним, опустились ниже $30 за баррель, и аналитики рынка не исключают скорого повторения обвала. При цене в $50 за баррель в США оживилась сланцевая добыча. После чего котировки черного золота вновь покатились вниз. Вчера в ходе торгов в Лондоне цена Brent обвалилась более чем на 3,5%, опустившись почти до $47 за баррель. Ну а известный биржевой аналитик Степан Демура не исключает, что в конце этого - начале будущего года стоимость «бочки» может снизиться и до $20. Российский премьер Медведев также не исполнен оптимизма. На днях он призвал членов правительства верстать бюджет-2017 исходя из $40 за баррель.
Эулохио Антонио Дель Пино Диаз — единственный представитель ОПЕК на форуме
«ВСЕ НЕ ТАК ПРОСТО. ТЯЖЕЛО НАЙТИ ЕВРО»
Формат питерского форума предполагает обход всех острых углов, необходимый для привлечения инвестиций, для чего, собственно, и предназначены подобные мероприятия. Впрочем, западные нефтяники, приехавшие в Петербург невзирая на санкции, все же не смогли сосредоточиться исключительно на позитиве. Хотя и очень старались.
Так, исполнительный директор французской компании Engie (бывшая Gas de France) Жерар Местралле активно поддержал главу «Газпрома» Алексея Миллера, который, как ни в чем не бывало, рассказывал о перспективах скорой реализации проекта строительства газопровода «Северный поток-2» по дну Балтийского моря. Местралле, отметив, что уже сегодня российский газ занимает 22% на европейском рынке, призвал нарастить поставки, построив «Северный поток-2». Между тем известно, что с очень высокой долей вероятности Еврокомиссия отложит реализацию этого проекта в долгий ящик, как это уже случилось с «Южным потоком». Страны ЕС из Восточной Европы категорически против строительства газовой «трубы» из России в обход Украины.
Практически все западные нефтяники также предпочитали в Питере выступать за здравие. Немало проработавший в России глава BP Роберт Дадли рассказал, к примеру, об уникальных сторонах российского нефтегазового сектора. По его словам, это «феноменально большая ресурсная база, жизнеспособность сектора — добыча нефти в России растет уже 7 лет подряд, в прошлом году она выросла на 2,5 процента, Россия стала крупнейшим экспортером нефти в мире и остается крупнейшим экспортером природного газа». «Колебания курса рубля» (иными словами, его девальвация), по мнению Дадли, пошли нашим нефтяникам только на пользу, поскольку снижают их затраты.«А доход-то исчисляется по-прежнему в долларах, поэтому отрасль очень здоровая, хотя ей и приходится работать в условиях санкций», — порадовался за коллег британский гость.
Глава французского нефтяного гиганта Total Патрик Пуянне популярно объяснил, почему выгодно вкладываться в российскую нефтянку. При этом он не стал скрывать и цену, которую приходится за это платить. Total сейчас, пожалуй, главный западный игрок на рынке добычи нефти и газа в России. Французы не отвернулись от нашей страны даже после гибели предшественника Пуянне на посту руководителя компании Кристофа де Маржери. Тот, как известно, погиб в результате столкновения его самолета со снегоуборочной машиной в аэропорту Внуково в 2014 году.
«В России можно найти ресурсы, затраты на разработку которых ниже, чем где бы то ним было еще в мире. Например, газ на шельфе Ямала даже с затратами на транспортировку дает очень конкурентоспособную цену», — объяснил Пуянне притягательные для Total стороны российского рынка.
Total участвует в проекте «Ямал СПГ» по добыче и сжижению газа. И, по словам главы французского концерна, без проблем, несмотря на все выгоды проекта, не обходится. Все дело в антироссийских санкциях. В частности, западные банки отказываются предоставлять кредиты на финансирование проектов добычи нефти и газа в нашей стране. «Есть, конечно, российские банки, китайские банки. Но все не так просто. Тяжело найти евро. Но мы, тем не менее, уважаем свои обязательства», — признался Пуянне.
Под американскими санкциями лично находится и главный докладчик на ключевой нефтегазовой «панели» форума Сечин. Как и возглавляемая им компания «Роснефть», являющаяся, кстати, главным спонсором и одним из организаторов петербургского международного экономического форума. Согласно санкциям Евросоюза, США и ряда других западных стран «Роснефти» запрещено выдавать кредиты в западных банках, нельзя также покупать ее облигации со сроками погашение дольше 30 дней. Также ЕС и США запретили поставки в Россию оборудования для нефтегазодобычи на шельфе. Сечину отказано во въезде в США и ряд других стран. Гражданам США также запрещены прямые деловые контакты с главой «Роснефти».
Возможно, поэтому глава ExxonMobil (это, между прочим, крупнейшая частная нефтекомпания в мире с капитализацией в 6 раз больше, чем у «Роснефти») Рекс Тиллерсон скромно сидел в зале, а не на сцене рядом с Сечиным и прочими нефтяными генералами. Впрочем от ответственности за антироссийские санкции американцу поначалу уйти не удалось.
Модератор дискуссии, бывший глава международного энергетического агентства Нобуо Танака спросил о том, когда с российской нефтянки снимут американские санкции, единственного присутствовавшего на форуме высокопоставленного представителя нефтяного бизнеса США. Тиллерсон не растерялся. Только что, услышав вопрос о перспективах сотрудничества России с ОПЕК, Сечин переадресовал его также присутствовавшему в зале Новаку как представителю правительства России. Глава ExxonMobil последовал примеру коллеги. «По санкциям я использую подход моего друга господина Сечина — понадеюсь на правительство. А есть тут, кстати, кто-нибудь, кто представляет правительство США? Я с большой радостью передам вам микрофон. Нет никого. Поэтому давайте перейдем к вопросу о новых технологиях добычи».
«РОСНЕФТЬ» ВНЕСЛА ПОЧТИ 25 ДОЛЛАРОВ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ С КАЖДОГО БАРРЕЛЯ»
С технологиями, по словам российских участников форума, и у нас все обстоит не хуже, чем у американцев. «Российские нетрадиционные ресурсы нефти являются крупнейшими в мире и на одну треть превосходят аналогичные ресурсы США, по оценке Goldman Sachs», — отчитался Сечин и пояснил, что у нас уже активно применяются самые передовые технологии извлечения углеводородов из нетрадиционных источников. «Известен наш опыт совместно с ExxonMobil прокладки наклонных скважин с рекордным отклонением от вертикали свыше 12 километров», — рассказал глава «Роснефти».
О новых технологиях говорили и Алекперов, и руководитель «Газпром нефть» Александр Дюков. Алекперов, в частности, сетовал на то, что закон, по сути, запрещает российским частным компаниям заниматься разработкой месторождений на шельфе. Дескать технологии у частников не хуже, чем у «Роснефти» и «Газпрома».
Однако больше всего наших нефтяников и газовиков волнует проблема налогового режима. Они ждут не дождутся отмены так называемого налогового маневра, который переложил всю тяжесть бюджетной нагрузки с таможенной пошлины на налог на добычу полезных ископаемых. По словам участников дискуссии, это делает нерентабельной добычу практически всех трудноизвлекаемых запасов сырья в России.
Гендиректор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков: «Если правительство решится сделать налоговую систему более гибкой, это позволит нам привлечь и трудноизвлекаемые запасы»
«Если правительство решится сделать налоговую систему более гибкой, это позволит нам привлечь и трудноизвлекаемые запасы», — пообещал Дюков. «Мы сегодня испытываем трудности в Западной Сибири. Необходимо стимулировать добычу на выработанных месторождениях», — вторил ему Алекперов. «В 2015 году при цене на нефть в 51 доллар за баррель, по оценке Ernst&Young, «Роснефть внесла почти 25 долларов налоговых платежей с каждого барреля, это значительно больше, в некоторых случаях в 4 - 5 раз, чем у зарубежных компаний», — посетовал на тяжесть налогового бремени Сечин.
Глава «Роснефти» при этом заявил, что «российские нефтяные проекты рентабельны даже при низких ценах». По его признанию, себестоимость добычи у «Роснефти» составляет в среднем $2,1 за баррель. Правда, с учетом транспортных и прочих накладных расходов она вырастает до более чем $10 за баррель. Прибавляем сюда примерно $20 минимальной налоговой нагрузки и получается, что при цене ниже $30 - 35 за баррель российская нефтянка становится нерентабельной. Ну или сохраняет прибыль при условии практически полной остановки платежей в бюджет.
По мнению Сечина, налоговая реформа — ключевой элемент развития нефтегазовой отрасли. Тем более это актуально для старых нефтяных территорий, таких как Татарстан. Пресловутый налоговый маневр серьезно обескровливает бюджеты нефтедобывающих регионов.
Новак над нефтяниками сжалился и пообещал налоговые послабления. Однако не прямо сейчас. Добыча-то нефти, по словам министра, растет, значит, отрасль пока чувствует себя нормально. По словам Новака, в этом году в России добудут на 8 млн. т нефти больше, чем в прошлом. В среднем в ближайшие годы добыча нефти в нашей стране стабилизируется на уровне 10,9 млн. баррелей в день. Это чуть больше, чем у идущей на втором месте Саудовской Аравии.
Несмотря на столь благостную картину, Новак пообещал провести налоговую реформу. По его словам налоговый маневр закончит свое действие в 2017 году. После этого возникнет реальная перспектива введения налога на финансовый результат, который должен стимулировать добычу трудноизвлекаемых и нетрадиционных запасов нефти и газа. По оценке министра, только на старых месторождениях Западной Сибири дожидается своего часа 10 млрд. баррелей недобытой «трудной» нефти.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.