После падения Владимира Швецова с московского олимпа стали сыпаться ранее выстроенные им бизнес-схемы

«МЫ ПЫТАЛИСЬ ВОЙТИ В ИХ ПОЛОЖЕНИЕ — СЕЙЧАС ВСЕМ ТЯЖЕЛО, КРИЗИС. А ПОТОМ ОНИ ВООБЩЕ ПРОПАЛИ»

Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ намерено провести новые конкурсы среди частных инвесторов на право участия в строительстве Свияжского мультимодального логистического центра (СММЛЦ). Им будут предложены лоты, которые в результате предыдущего конкурса в марте 2011 года достались ЗАО «Финансовая компания „Дорстройинвест“». В подписанных тогда двух инвестиционных соглашениях между ФКУ «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» (Ространсмодернизация), минтрансом РТ и ЗАО «ФК „Дорстройинвест“» последнее взяло на себя обязательства инвестировать не менее 2,16 млрд. рублей в создание нескольких закрытых складов, зернохранилища, площадок для хранения грузов, подкрановых и железнодорожных сетей, закрытого распределительного склада, площадки для грузовых автомобилей и подъездных автомобильных дорог. Еще в декабре 2011 года компания «Дорстройинвест» должна была представить проектную документацию по объектам строительства, к апрелю 2013 года — сдать первый этап работ, а к 31 декабря 2015 года — ввести в строй все остальные объекты. Однако оказалось, что компания все эти пять лет просто игнорировала подписанные документы и ни копейки не вложила в мультимодальный центр.

На днях Арбитражный суд РТ рассмотрел иск минтранса РТ о расторжении инвестиционных соглашений. В ходе слушаний выяснились любопытные детали. Как сообщили суду представители минтранса РТ, только в январе 2016 года (то есть уже после завершения срока действия инвестсоглашений) чиновники озаботились вопросом: а что, собственно, сделал инвестор?

«В адрес „Дорстройинвеста“ было направлено письмо с требованием предоставить информацию о выполнении работ в рамках принятых на себя обязательств по инвестпроекту. Однако письмо вернулось в министерство с отметкой, что данной компании по указанному адресу не существует. При этом были нарушены требования инвестсоглашения, в соответствии с которыми инвестор в течение 30 рабочих дней должен извещать другие стороны соглашения об изменении своего местонахождения», — заявил представитель минтранса РТ.

По его словам, в феврале 2016 года в министерстве была создана комиссия по контролю исполнения инвестсоглашения, которая пришла к выводу, что ни одно обязательство не выполнено. 27 февраля в адрес инвестора были направлены акт проверки и претензия, которые также были возвращены в министерство.

В отсутствии пропавшего или, вернее сказать, сбежавшего инвестора Арбитражный суд РТ иск минтранса РТ удовлетворил. После окончания судебного заседания корреспондент «БИЗНЕС Online» попытался выяснить у представителей минтранса, почему только сейчас они начали выяснять, что сделал и куда подевался инвестор, хотя, согласно инвестсоглашениям, «Дорстройинвест» обязан был предоставлять отчеты о ходе выполнения работ ежеквартально. «Несколько лет представитель инвестора приходил на совещания в минтранс, жаловался на тяжелую финансовую ситуацию в компании. Мы пытались войти в их положение — сейчас всем тяжело, кризис. А потом они вообще пропали и на связь не выходят», — на условиях анонимности рассказал один из экспертов, участвовавших в судебном слушании на стороне минтранса.

... Бюджет РТ профинансировал гидронамыв и электрификацию территории СММЛЦ, а федеральная казна — причальную стенку, подъездные железнодорожные пути и автодороги

КТО ЗАПЛАТИТ 2,16 МЛН. РУБЛЕЙ ЗА ДЕНЬ ПРОСРОЧКИ?

Между тем в инвестиционном соглашении прописаны достаточно жесткие санкции к частному инвестору, который нарушил свои обязательства: полное возмещение убытка, а также выплата пени в размере 0,1% от суммы инвестиций за каждый день просрочки или неисполнения соответствующих обязательств. То есть в случае «Дорстройинвеста» величина пени составляет 2,16 млн. рублей в день. Таким образом, за те полгода, что прошли с предполагаемой даты сдачи объектов, набежала внушительная сумма — более 330 млн. рублей.

Правда, есть оговорка, что любая из сторон инвестсоглашения вправе не приступать к исполнению своих обязанностей или приостановить их исполнение, если другая сторона нарушает свои обязательства и это препятствует исполнению обязанностей другими участниками соглашения.

Однако, если верить информации ФКУ «Ространсмодернизация», курирующего проект с федеральной стороны, государство свои обязательства выполнило в полном объеме — в 2010–2014 годах освоено 12,5 млрд. рублей, из которых 6,54 млрд. — из бюджета РФ, 1,46 млрд. выделил Татарстан, 4,53 млрд. — из внебюджетных источников. За это время бюджет Татарстана профинансировал гидронамыв и электрификацию территории, а федеральная казна — базовые объекты: причальную стенку, подъездные железнодорожные пути, подъезд к станции Свияжск, противорадиационное укрытие на 600 человек и автодороги.

Торжественная церемония, посвященная окончанию строительства федеральных и республиканских объектов СММЛЦ». Символический ключ вице-премьеру РТ Алексею Песошину передал глава ФКУ «Ространсмодернизация» Илья Гудков На торжественной церемонии, посвященной окончанию строительства СММЛЦ, символический ключ вице-премьеру РТ Алексею Песошину (слева) передал глава ФКУ «Ространсмодернизация» Илья Гудков (справа)

В декабре 2015 года состоялась торжественная церемония, посвященная окончанию строительства федеральных и республиканских объектов СММЛЦ. Символический ключ вице-премьеру РТ Алексею Песошину передал глава ФКУ «Ространсмодернизация» Илья Гудков. «Все строительные работы по федеральным и региональным объектам закончены, — отрапортовал он. — Сделать это можно было только в слаженной работе с минтрансом России, с Татарстаном, подрядчик нас не подвел. Ну, так скажем, почти не подвел, — оговорился Гудков, — были тому объективные причины... И теперь мы можем сказать, что наступает следующий этап, в котором лидирующую роль должен сыграть Татарстан».

С другой стороны, согласно неоднократно переносившимся срокам, к концу 2015 года СММЛЦ должен был уже работать на полную мощность. Но даже если говорить о полном выполнении обязательств государством не приходится, во-первых, это еще надо доказать, а во-вторых, часть вины лежит и на инвесторах.

ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕЗИДЕНТ — РАВИЛЬ ЗИГАНШИН

У тех, кто должен был вложить свои кровные, впрочем, были все основания осторожничать. Напомним, СММЛЦ был задуман еще в начале 1990-х как интегрирующий центр в области международной и межрегиональной грузопереработки на перекрестке транспортных коридоров Север — Юг, Запад — Восток и создаваемого маршрута Европа — Западный Китай. В 2009-м Рустам Минниханов (на тот момент премьер-министр РТ) подписал с Игорем Левитиным (в то время глава минтранса РФ) меморандум о порядке проектирования объектов. Проект включили в ФЦП развития транспортной системы России на 2010–2015 годы. Меморандум предусматривал и схему финансирования, согласно которой примерно половина необходимой суммы должна пойти из федерального бюджета, а остальное — из бюджета республики и средств частных инвесторов.

В 2009-м Рустам Минниханов (на тот момент премьер-министр РТ) подписал с Игорем Левитиным (в то время глава минтранса РФ) меморандум о порядке проектирования объектов В 2009-м Рустам Минниханов (на тот момент премьер-министр РТ) подписал с Игорем Левитиным (в то время глава минтранса РФ) меморандум о порядке проектирования объектов СММЛЦ

В 2010–2011 годах конкурсы выиграли ООО «Кен», ОАО «Татфлот», ЗАО «ФК «Дорстройинвест» и ОАО «Совфрахт». На последней фирме проект во многом и споткнулся. Одна из крупнейших логистических компаний страны, ключевым совладельцем которой считается ее председатель совета директоров Александр Иванов, должна была стать якорным инвестором и перенаправить в СММЛЦ поток контейнерных грузов. Однако вскоре «Совфрахт» отказался от участия в проекте. Как считают эксперты, проект с самого начала опирался на слишком оптимистичные оценки транспортных потоков. Международные транспортные коридоры (Север — Юг и Запад — Восток) должны полностью заработать в лучшем случае к 2020–2022 годам. «Каждый из этих коридоров работает не так, как мы бы хотели, — объяснял „БИЗНЕС Online“ вице-президент АН РТ Вадим Хоменко, чья группа из НИИ региональных социально-экономических и правовых исследований ТГГПУ участвовала в оценке грузопотоков. — В результате Свияжск в число 46 базовых логистических центров РЖД не вошел». Надежды на межрегиональные потоки также слабы — в последнее время отмечается снижение активного взаимодействия в рамках СММЛЦ с соседними регионами.

«Сегодня этот проект может оказаться примером неэффективного использования не только государственных, но и частных средств. Поэтому на сегодняшний день ситуация с частными инвесторами такова: кто есть — не хочет, а кто должен был быть — не идет», — зимой прокомментировал ситуацию представитель другого инвестора — ООО «Кен» — Олег Тарханов. Отметим, что компания, ключевым совладельцем которой выступает Алексей Доломанов, судя по информации на ее сайте, должна была построить развлекательно-туристский кластер Sviyaga-Land стоимостью 2,7 млрд. рублей, которого, конечно же, нет и в помине.

Пока единственным резидентом логоцентра является «Татфлот», который контролирует директор компании ПСО «Казань» Равиль Зиганшин — подрядчик строительства логоцентра.

Пока единственным резидентом логоцентра является «Татфлот», который контролирует директор компании ПСО «Казань» Равиль Зиганшин — подрядчик строительства логоцентра Пока единственным резидентом логоцентра является «Татфлот», который контролирует директор компании ПСО «Казань» Равиль Зиганшин (второй справа) — подрядчик строительства логоцентра

ГДЕ КОНЦЫ ИСЧЕЗНУВШЕГО ИНВЕСТОРА?

Так что «Дорстройинвест» поступил рационально: когда он понял, что обещанного грузового трафика, который бы позволил «отбить» инвестиции за счет эксплуатации построенных объектов, не будет в ближайшие годы, он просто не стал выполнять инвестиционное соглашение. Однако это не снимает с повестки дня вопроса о реализации четко прописанной в инвестсоглашении ответственности частного инвестора. Пока в минтрансе РТ эту скользкую тему предпочитают обходить стороной. По крайней мере, в присланном в адрес редакции «БИЗНЕС Online» комментарии пресс-службы министерства наш конкретный вопрос на эту тему был проигнорирован: подумаешь, договор не выполнен, с кем не бывает. Также пока предпочитают не комментировать эту тему в Ространсмодернизации.

Отметим, что ФК «Дорстройинвест» безуспешно разыскивает не только минтранс РТ, но и министерство земельных и имущественных отношений РТ, которое пытается получить с компании 2,5 млн. рублей задолженности по аренде пяти переданных ей в 2011 году земельных участков. Правда, и здесь ситуация странная: пропавший арендатор несколько лет не платит за аренду, но арендодатель до сих пор не поставил вопроса о расторжении договора.

Кто же стоит за компанией? Согласно сайту раскрытия информации, ее учредителями являются пять физлиц, фамилии которых ничего не говорят. Однако генеральным директором компании числится Марат Альбертович Исламов, о котором есть довольно много интересной информации. Например, он также является директором и до недавнего времени учредителем ООО «Автодор-ККБ Звенигород», в отношении которого в начале 2016 года была инициирована процедура банкротства — компания не выполнила госконтракта на ремонт участка автомагистрали в Подмосковье стоимостью несколько сотен миллионов рублей. Также Исламов значится соучредителем еще нескольких компаний, в том числе ПАО «Пассажирский автотранспортный комбинат» (ПАК) и холдинговой компании «Республиканское объединение автовокзалов и автостанций», которое находится в процессе ликвидации.

Но главное — он 100-процентный учредитель АО «Гармония», директором которого указана Инесса Дроздецкая — младшая дочь экс-министра транспорта РТ (2001–2007) Владимира Швецова. Компания «Гармония», в свою очередь, является одним из двух основных учредителей АО «Мосты РТ», которое регулярно получает от ГКУ «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при минтрансе РТ» подряды на ремонтные работы автодорог и мостов на сотни миллионов рублей. Так, в 2015 году компания получила от управления три контракта на общую сумму 1,058 млрд. рублей. Наконец, Исламов был директором женского волейбольного клуба «Казаночка» (ныне «Динамо-Казань») в те годы, когда Швецов был его президентом, а ряд близких к нему дорожных компаний — спонсорами.

Так что если минтранс РТ хотел бы выяснить у инвестора, куда он подевался и почему игнорирует инвестиционный договор, то, возможно, стоило бы позвонить именно Швецову.

ПАДЕНИЕ С МОСКОВСКОГО ОЛИМПА

Что касается ФК «Дорстройинвест», то сейчас это фирма-пустышка. Когда в 2014–2015 годах ООО «СтройМонтажНаладка» попыталось через судебных приставов получить с этой компании 10,2 млн. рублей долга ЗАО «Холдинговая компания „Республиканское объединение автовокзалов и автостанций“», по которому ФК «Дорстройинвест» выступал солидарным ответчиком, оказалось, что взять с него нечего. Денег нет, на компанию не оформлено ни автомашин, ни судов, ни недвижимости, ни самолетов. Единственным найденным активом, которым владел ФК «Дорстройинвест», оказались акции ПАО «Пассажирский автотранспортный комбинат» в количестве 83 467 штук номиналом 10 рублей, ЗАО «ПАК-Инвест» в количестве 213 884 штуки номиналом 100 рублей и ЗАО «Холдинговая компания «Республиканское объединение автовокзалов и автостанций» в количестве 500 штук номиналом 100 рублей.

Согласно сайту раскрытия информации, ФК «Дорстройинвест» владеет 90,04% уставного капитала ПАО «ПАК». До февраля 2016 года Исламов занимал пост генерального директора ПАК, а позже его сменил Раис Гимадиев, который в 2009–2013 годах возглавлял «ПАК-Инвест» (наследник пассажирского автокомбината, который в разных формах работает в Челнах с 1946 года и когда-то был флагманом междугородних перевозок).

Примечательно, что в марте 2015 года «ПАК-Инвест», который к тому времени находился в глубоком кризисе, возглавил Владимир Швецов-младший (сын экс министра транспорта РТ). Тогда Швецов-младший заявил о намерении возродить компанию и вывести ее на федеральный уровень за счет получения статуса основного перевозчика ОАО «РЖД-Трансфер» (обслуживает порядка 170 междугородних направлений, завязанных на железнодорожные вокзалы). На создание системы интермодальных перевозок по стране РЖД в 2015 году выделил 100 млрд. рублей. Не исключено: расчет был на то, что за счет лоббистских возможностей Швецова-старшего удастся откусить какую-то часть от этого большого пирога.

Однако в начале мая 2015 года планы рухнули: мэр Москвы Сергей Собянин уволил Владимира Швецова с влиятельного поста заместителя главы департамента строительства Москвы. При этом некоторые СМИ сообщали, что экс-министр РТ скрывал от руководства факт возбуждения уголовного дела о хищении бюджетных средств в период с 2007 по 2011 год, когда он возглавлял ФГУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России». Однако дальнейшего развития информация о расследовании уголовного дела не получила, уже в конце июня 2015 года Владимир Швецов перебрался на «запасной» аэродром — стал первым заместителем генерального директора холдинга «Волгомост» (Саратов). Примечательно, что основным владельцем «Волгомоста» за год до этого стал некий Туфан Садыгов, ранее специализировавшийся на выполнении подрядов по уборке снега и ремонте дорог в Северном и Северо-Восточном округах Москвы.

После падения Швецова с московского олимпа стали сыпаться и ранее выстроенные им бизнес-схемы. Уже летом 2015 года у компании «ПАК-Инвест» начались конфликты с РЖД, совместный проект был свернут. Как итог — в январе 2016 года Арбитражный суд РТ признал компанию банкротом. В отношении автотранспортной компании открыто конкурсное производство. В мае 2016 года Владимир Швецов-младший без лишней огласки покинул пост гендиректора тонущей компании.

Власти республики не теряют веры в многострадальный логистический центр, в который уже закопано столько миллиардов (на фото въезд в СММЛЦ)

ЧЕМОДАН БЕЗ РУЧКИ: БРОСИТЬ ЖАЛКО И ТАЩИТЬ ТЯЖЕЛО

Между тем власти республики не теряют веры в многострадальный СММЛЦ, в который уже закопано столько миллиардов. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе минтранса РТ, расторжение инвестсоглашений с «Дорстройинвестом» позволит заново выставить его лоты на торги. Правда, сроки проведения новых конкурсов, а также возможные претенденты на лоты пока неизвестны.

«В настоящее время идет активный поиск инвесторов для строительства объектов частного инвестирования СММЛЦ: железнодорожно-автомобильного терминала со складами и контейнерными площадками; речного порта с водно-автомобильным терминалом, складами, площадками для контейнеров и генеральных грузов; административных и служебных зданий; объектов сервиса», — говорится в комментарии, представленном пресс-службой.

Также в минтрансе подтвердили, что по-прежнему в силе планы по присоединению СММЛЦ к ОЭЗ «Алабуга», что позволит создать для инвесторов более привлекательные условия. Впрочем, многие эксперты такую увязку называют вынужденной и искусственной, указывая на большое расстояние между СММЛЦ и «Алабугой» и малую востребованность водного и железнодорожного грузового трафика из Свияжска в Закамье — сейчас дешевле грузы напрямую отправлять автомобильным транспортом.

Ранее предлагалось разместить рядом с СММЛЦ те промышленные предприятия, которые удастся выселить из исторического центра Казани, в первую очередь из Ново-Татарской слободы — территории рядом с речпортом. Идея, быть может, и здравая, но подменить логистический центр промышленным все же вряд ли получится — тогда затея теряет смысл.