Андрей Шумарин Андрей Шумарин / Фото предоставлено автором

КРИЗИС ЗАСТАВЛЯЕТ АРТИСТОВ ЗАРАБАТЫВАТЬ НА ХЛЕБ В АНТРЕПРИЗАХ ПО РЕГИОНАМ

Я бы не сказал, что концертная деятельность в Казани стала менее насыщенной, произошло некоторое перенаправление концертного рынка по исполнителям и мероприятиям. Число концертов, наверное, даже увеличилось, но меньше стало мероприятий с большим бюджетом. Концертов дорогих и особенно зарубежных исполнителей стало очень мало, зато активизировались театральные проекты. Это объективно из-за уменьшения корпоративных мероприятий, где актеры также имели возможность подзаработать, может быть, меньше фильмов и сериалов сниматься стало, гонорары уменьшились… Теперь актеры ездят по регионам и зарабатывают антрепризами.

Самый урожайным сезоном для Казани оказался 2013 год, когда за полгода прошли выступления покойного Джо Кокера, Стинга, «Скорпионс», Элтона Джона, «Скутера... После этого произошел резкий спад в подобного рода шоу. Причем наесться публика еще не успела. Да, было достаточно много хороших мероприятий, но то число исполнителей, которое посетило Татарстан, если брать в мировом масштабе, в процентном соотношении не такое большое. Даже если взять в масштабах России, то основная масса западных звезд оседает в Москве и Санкт-Петербурге, поскольку города более крупные, больше выступлений. Казань еще не успела набрать критическую массу больших концертов, все это остановилось из-за финансовых возможностей зрителя, с повышением стоимости билетов, поскольку зарубежные исполнители работают в своей валюте. У европейцев — евро, у американцев – доллар. С изменением курса стоимость затрат, которые влияют на себестоимость концертного билета, сама конечная цена продукта возросла как минимум в два раза. А покупательская способность у людей осталась той же, если еще и не понизилась.

Артистов, которые собирали аншлаг в Казани в прошлом сезоне, по пальцам можно пересчитать. Я не беру традиционные фестивали, там другая история. К примеру, на Максиме Аверине в оперном театре на спектакле «Все начинается с любви» зал был заполнен под завязку. Валерий Меладзе всегда хорошо собирает, Сергей Пенкин, который традиционно приезжает в столицу Татарстана накануне весеннего женского праздника. Но в целом если удалось продать билетов на 60 - 70%, это уже является хорошим результатом.

Угадать, какой из коллективов может собрать в твоем регионе наилучшую кассу, довольно сложно. К примеру, в Екатеринбурге хорошо заходят молодежные рок-группы. Иногда коллектив, хорошо «прокатывающийся» по стране, теряет свою силу в Поволжском регионе. А иногда на Дальнем Востоке собирает свою главную кассу, хотя по стране выступления прошли ни шатко ни валко. Сколько лет я пытаюсь найти ответ, кто будет более удачливым в нашем регионе, пока не нашел свой философский камень в этом деле.

В настоящее время цены за концерт повышаются фактически у всех. Другое дело, на корпоративные выступления есть некое снижение, которое, скорее всего, связано с уменьшением спроса. Но мне больше нравится работать на кассовых концертах. На корпоративных адреналина нет. Там все просто: смету составил, утвердил, свою комиссию прописал, артиста привез… В этом нет никакого творчества. Интереснее собрать стадион на определенного артиста, когда человек голосует рублем за этот проект и никто не заставляет его идти на это шоу.

Земфира — культовая певица, у нее есть свой зритель. И ей удалось собирать полные залы по всей стране без мелькания в различных телевизионных шоу Земфира — культовая певица, у нее есть свой зритель. И ей удалось собирать полные залы по всей стране без мелькания в различных телевизионных шоу

ЕСЛИ ПРОДУКТ ОРИГИНАЛЕН, НИКАКОЙ «ЯЩИК» ЕМУ НЕ НУЖЕН

Наличие артиста в телевизоре достаточно серьезно влияет на его гастрольную деятельность. У нас если человек начинает пиариться, это делается не для личного удовлетворения. Как правило, если звезда замелькала по разным каналам и передачам, это начинается большая поддержка для гастрольного тура, для того, чтобы заявить о себе перед корпоративным сезоном. Но это не всегда приносит нужный результат. В 2013 году в России проходили концерты немецкого электронщика Скутера, сделали ему хороший пиар по телевизору, но, к сожалению, он тур по стране фактически провалил. Отмены концертов, конечно, не было, потому что туром занималась крупная компания, в городах работали только серьезные игроки, и выступление могло не состояться только в экстренном случае. Хотя определенный интерес со стороны публики был, людей отпугнула цена вопроса. Видимо, немного не рассчитали, это были первые гастроли такого уровня немецкого исполнителя по стране, до этого он ездил только на корпоративы. А это вовсе не показатель популярности. И получилось, что он опоздал с этими гастролями лет на 15. Точно так же как Томас Андерс. Мы проводили его концерт несколько лет назад, прошел со скрипом. Сейчас нам его опять предлагают. Но лет 20 бы назад…

С другой стороны, если есть интересный продукт, то вовсе и не обязательно мелькать по телевизору. Пример той же Земфиры показателен. Да, она культовая певица, у нее есть свой зритель. И ей удалось собирать полные залы по всей стране без мелькания в различных телевизионных шоу. С другой стороны, появилась реально альтернативная «ящику» площадка – это интернет. Он сегодня так же сильно влияет на популярность. Взять проект «Группировки Ленинград», их «Лабутены» получили популярность в первую очередь в сети, телевидение подключилось уже тогда, когда у ролика были миллионные просмотры.

ЕСЛИ В СТРОЧКАХ ЕСТЬ МАТ, ПЕСНЯ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ, И ЗРИТЕЛИ САМИ ПОЮТ ЗА АРТИСТА

Что касается мата на сцене, без которого Сергея Шнурова и его бенд представить сложно, то концерт в Казани — это не площадь, это не открытое мероприятие. Мне кажется, что мат можно воспринимать как художественный замысел артиста. Это в любом случае часть русского языка, которую не выкинуть из обихода. У Шнурова есть целая теория по поводу русского мата. Ведь чего греха таить, и Пушкин тоже с ненормативной лексикой немного хулиганил.

Не так давно группа выступала в Алма-Ате, и там ребят попросили попеть без ненормативной лексики на сцене. Он ее не использовал. Однако, если в строчках есть мат, песня на секунду останавливалась, и зал в таких случаях хором продолжал за артиста. Это касается не только концерта в Казахстане, но и многих других выступлений «Ленинграда».

В нынешнем гастрольном туре «Ленинград» работает только на больших и крупных площадках. У него программа вышла за рамки клубных выступлений. «Татнефть Арена» в этом плане очень удобна тем, что в летнюю жару там всегда прохладно.

По уровню организации концерт «Группировки Ленинград» не легче чем приезд в Казань Стинга или Элтона Джона По уровню организации концерт «Группировки Ленинград» не легче, чем приезд в Казань Стинга или Элтона Джона

На этом концерте мы решили попробовать новшество, устроить столы с закуской и напитками прямо перед сценой. Спрос диктует предложение. Изначально в планах этих столиков не было. Но, посмотрев опыт других городов, где гастролировал Шнуров, решили попробовать подобный формат и у нас. Тем более что артист не против. Люди готовы за это платить. В клубах подобное давно практикуется, на больших площадках я пока такого не встречал. Для нас это первый опыт, и если он окажется удачным, то и в других своих проектах будем его использовать.

Любой стадионный концерт сложен из-за большого объема работы. У «Ленинграда» только на сцене находятся 20 человек. Пять солистов вместе с Сергеем, на подпевках двое мужчин, две женщины, целая духовая секция, большой объем сценического оборудования. Различные согласования отнимают огромное количество времени. Что-то из техники приходится брать в аренду в соседних регионах. По уровню организации концерт «Группировки Ленинград» не легче, чем приезд в Казань Стинга или Элтона Джона.

РОССИЙСКИЕ МУЗЫКАНТЫ ПЬЮТ КУДА МЕНЬШЕ СВОИХ НЕМЕЦКИХ КОЛЛЕГ

Обычно такими большими высокобюджетными концертами мы занимаемся полгода-год. Приезд Элтона Джона готовили полтора. Первоначально идет согласование, потом поиск инвестиций, если своих средств не хватает, потом разработка рекламной кампании, билетов, технического обеспечения…

За творчеством «Ленинграда» я слежу еще с прошлого века. Когда у них был концерт в Нижнем Новгороде, я сел в машину и поехал на него. Вдохновился, тут же в Нижнем мы провели переговоры, и вот теперь долгожданный коллектив выступает в Казани.

Технический райдер группы довольно сложный. В бытовом тоже есть определенные сложности. Шнуров — человек курящий. Сейчас непросто организовать номер для курящих, чтобы был соответствующий автомобиль. Когда в транспортных компаниях узнают, какая особенность нам нужна, сразу отказывают. Видимо, предоставим машину от собственной фирмы.

Я сам 9 лет как не курю, до этого стаж был 19 лет. Понимаю, что такое болезнь курильщика. В остальном бытовой райдер без прикрас. Жить музыканты будут рядом с площадкой, в «Ривьере», на следующий день у Шнурова будет целый свободный день, и только вечером он выезжает на фестиваль «Нашествие». Мы готовим ребятам экскурсионную программу. Во время гастролей Сергей не употребляет алкоголь вообще, а команда по чуть-чуть после концертов. И гораздо меньше немецких музыкантов.

Парни, к слову, очень любознательны. Я приезжал в гости к своим партнерам в Ульяновск, когда там с гастролями был «Ленинград». Шнурову и его команде показали Ленинский мемориал, музей авиации, они смотрели на все с интересом и остались довольны.

Сам я, признаться, редко посещаю концерты в качестве зрителя. Во-первых, некогда, во-вторых многое уже видел и ничего нового обычно уже на сцене не находишь. Но в случае с питерцами зрелище меня просто поглощает. Я становлюсь уже их фанатом, похоже, так как помимо Ульяновска и Нижнего побывал на их концерте еще и в Череповце. С удовольствием смотрю концерт группировки в качестве обычного зрителя, танцую, и это огромный заряд положительных эмоций.

Обычно хоккеисты не сбривают бороду до самого окончания плей-офф. Я тоже дал обещание, что побреюсь в случае удачного концерта группы в нашем городе. Иначе, думаю, и не будет.

Андрей Шумарин