Сергей Эмдин Сергей Эмдин

«ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ ЗАДАЧА — УВЕЛИЧИТЬ РЫНОЧНУЮ ДОЛЮ TELE2 В ТАТАРСТАНЕ С 10 ДО БОЛЕЕ 15 ПРОЦЕНТОВ»

— Сергей Владимирович, скоро будет год, как компания Tele2 вышла на татарстанский рынок. Удовлетворены ли вы первыми результатами? Сбылись ли ваши прогнозы?

— Мы хорошо растем как по деньгам, так и по абонентам. Но так как мы начали с очень низкой базы, пока в Татарстане Tele2 прибыль не получает. Сейчас наша доля рынка в республике около 10 процентов и первоочередная задача — нарастить ее до более существенной величины, не менее 15 процентов. Телеком — это такая отрасль, где нельзя зарабатывать, будучи маленьким игроком.

— Сейчас Tele2 выходит на российский рынок с новым стандартом LTE-450 под брендом «Скайлинк». Когда планируется появление вашей сети LTE в Татарстане?

— Пока мы сделаем небольшую паузу, хотим посмотреть, как это будет работать, как на него отреагирует рынок — это массовый продукт или нишевый? Стандарт новый, уникальный по своим характеристикам — он обеспечивает высокоскоростной интернет в тех местах, где нет 3G и пока не понятно, с кем мы конкурируем.

— Для этого стандарта надо меньше вышек, правильно?

— Да. Для обычного 3G каждая вышка обслуживает устройства в радиусе 3 километра, а для LTE-450 — 30 километров. Это позволяет за экономически разумные инвестиции прийти в те регионы, где разворачивание стандартных сетей неэффективно. Это тема как для сельской местности, так и для больших городов — сигнал устойчиво ловится в подвалах и помещениях с толстыми стенами.

— И когда можно будет ожидать решения о разворачивании сетей LTE-450 в новых регионах?

— Мы как минимум полгода посмотрим, а потом будем принимать решение о разворачивании сети по всей стране. Очень важно, что это будет не только интернет, но и голосовые услуги связи. Кроме того, мы активно идем в сегменты больших корпораций и государственных структур, в первую очередь правоохранительных. Мы считаем, что наш новый продукт будет пользоваться у них спросом.

LTE-450 обеспечивает более защищенную связь?

— Да. Но кроме этого он предоставляет скорости, достаточные для проведения нормальной видеокоммуникации как на уровне смартфонов, так и на уровне цифровых продуктов.

«ОПЕРАТОРЫ НАПРЯЖЕННО ИЩУТ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДЛОЖИТЬ РЫНКУ ЧТО-ТО ТАКОЕ, ЧЕГО НЕТ У КОНКУРЕНТОВ»

— Не так давно было подписано соглашение между «Сколково» и Tele2. Какие стартапы интересны компании, какие конкурентные преимущества вы хотите получить? Нет ли желания поискать интересные стартапы в Татарстане или самим их создать в ІТ-парке или Иннополисе?

— Мы к этой теме относимся как к стратегическому выбору. Те крупные компании, которые смогут быстро находить интересные стартапы, имеют возможность оторваться от конкурентов и предложить рынку новый продукт. Так или иначе определенная коммодизация (от англ. commodity — процесс, во время которого продукты, имеющие реальную потребительскую ценность и, в принципе, отличимые от других аналогичных продуктов, становятся неразличимыми в восприятии обычных потребителей — в результате главным критерием выбора продукта становится ценаприм. ред.) услуг связи происходит несмотря на то, что это востребованная услуга, от которой сложно отказаться. Теперь операторы напряженно ищут возможности предложить рынку что-то такое, чего нет у конкурентов.

Стартапы — это как раз идеологически то место, где можно найти такие идеи и даже некие готовые продукты. Нас интересуют различные аксессуары для мобильных телефонов, особенно для брендированных телефонов. Параллельно выпуску на рынок брендированного телефона мы можем вместе с каким-то стартапом выпускать интересные брендированные девайсы или аксессуары. Ну и, конечно же, приложения. Здесь вообще непаханое поле. Операторы могут предложить стартапам — разработчикам мобильных приложений доступ ко своей абонентской базе. Здесь мы видим синергию как для стартапов, так и для мобильных операторов.

— Нет ли желания уйти в «железо», создавать какие-то собственные девайсы?

— У нас уже есть свой первый брендированный смартфон Tele2 Mini, скоро появятся Tele2 Midi и Maxi. Все это в процессе. Разумеется, мы не планируем сами что-то производить — это не наш профиль. Но мы имеем возможность в рамках тендерных процедур договариваться с крупнейшими производителями телефонов именно о том, что нам нужно. И они это производят под наш заказ.

«ЖИЗНЬ У ОПЕРАТОРОВ НЕ СТАНОВИТСЯ ПРОЩЕ, ОНА СТАНОВИТСЯ ТОЛЬКО СЛОЖНЕЕ»

— В рамках пятого «Нефорума блогеров», который прошел в начале июня в Казани, вы участвовали в дискуссии «Вызовы и тренды в мобильном digital». И как вы оцениваете развитие отрасли digital?

— С точки зрения технологий все развивается очень динамично — не успели операторы развернуть сети 4G, как на пороге уже стоит 5G.

— Но нет ли в этом проблемы для участников рынка? Инвестиции в предыдущее поколение связи не успевают отбиваться...

— Да, такая проблема есть, особенно в условиях жесткой конкуренции.

— И какой выход? Перепрыгивать через поколение?

— Отрасль телекома уникальна тем, что топ-менеджеры и акционеры компаний могут выбирать абсолютно разные стратегии развития телеком-оператора: перепрыгивать через поколение, монетизировать имеющуюся базу своих абонентов, развивать другие услуги, а не только услуги мобильной связи.

— Эксперты отмечают падение маржи на рынке телекома. Как долго вы сможете в таких условиях вести агрессивную ценовую войну?

— Ценовая конкуренция среди телекомов очень серьезная. За последние 10 лет в разы упали цены на нашем рынке, в то время как в других секторах экономики цены, напротив, выросли в разы. Жизнь у операторов не становится проще, она становится только сложнее.

— В апреле Tele2 уже резко подняла стоимость тарифов. Не приведет ли это к замедлению экспансии вашей компании в регионы?

— Несомненно, этот вопрос мы ставим перед собой. Мы очень внимательно следим за ценовой политикой. Мы понимаем, что мы ценовой дискаунтер и привлекаем клиентов ценой, хотя и не только ценой. Так что если даже какие-то ценовые параметры будут пересмотрены, мы все равно будем предоставлять рынку лучшее предложение по каждому рынку, где мы работаем.

«НЕОБЯЗАТЕЛЬНО ОБЪЕДИНЯТЬ КОМПАНИИ, МОЖНО ОБЪЕДИНЯТЬ СЕТЕВУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ»

— По мнению члена правления МТС Василя Лацанича, только консолидация телекомов позволит вернуться к росту доходов. Как вы относитесь к теме консалидации телекомов? «Вымпелком» уже опроверг слухи о слиянии с Tele2 , но, возможно, обсуждаются какие-то совместные проекты?

— Совместные проекты, несомненно, у нас есть. Это так называемые проекты шаринга (от анг. to share — делить). Нет никакой необходимости строить четыре отдельных сети, можно построить три сети или даже две. Это сэкономит огромные затраты на создание инфраструктуры сети, и дальше компании будут конкурировать только на уровне маркетинга, лучшего удовлетворения запросов клиента. Это один из ответов на вопрос, как выжить в существующей ситуации: необязательно объединять компании, можно объединять сетевую инфраструктуру.

— Какие источники доходов вы видите для Tele2?

— Мы еще до конца не использовали большой потенциал роста Tele2 в традиционных секторах. И та модель дискаунтера, которую мы предлагаем, в новых условиях даже интересней. Но постепенно мы разрабатываем новую модель бизнеса — компания, которая помогает людям решать свои проблемы. И не только в области оказания услуг связи, но и в решении других вопросов, которые окружают человека в повседневной жизни. Это то будущее, которое мы видим для компании.

— Сейчас российский оператор Тele2 никак не связан со своим шведским прародителем и использует его бренд на основании лицензии. На какой срок выдана лицензия? Не видите ли вы в этом угрозы для бизнеса?

— В 2013 году мы купили 10-летнюю лицензию.

— Осталось 8 лет, а что будете делать дальше?

— Будем решать вопросы по мере их поступления (смеется).

«ЕСЛИ КАКАЯ-ТО РЕВОЛЮЦИЯ ПРОИСХОДИТ, МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РЯДОМ»

— Поделитесь своими впечатлениями о недавнем «Нефоруме блогеров». Почему компания Tele2 приняла решение поддержать это мероприятие в качестве генерального спонсора?

— Нам очень важно находиться в тренде. Многие блогеры являются «евангелистами» нового мира, в который мы все идем. Поэтому нам важно понимать эту тему. Если какая-то революция происходит, мы должны быть рядом и предоставлять нашим клиентам адекватные услуги.

— Как вы относитесь к теме возможного запрета звонков с популярных месседжеров, таких как Skype, WhatsApp, Mail Agent и т. д.? Действительно ли мессенджеры составляют серьезную конкуренция для операторов мобильной связи в России?

— Да, это некая новая тенденция на рынке, но плакать и вспоминать, как было хорошо раньше, неконструктивно. К тому же операторы зарабатывают на передаче данных, в том числе и сообщений, пересылаемых через мессенджеры. Единственное, что мы, операторы телекома, подвержены полному регулированию со стороны государства, а поставщики OTT-сервисов (аббр. от англ. Over the Topприм. ред.) никак не регулируются. То есть мы конкурируем с ними не в равных условиях.

«МЫ НЕ МОЖЕМ ПОСТОЯННО ЖИТЬ ВЗАЙМЫ И БЕСКОНЕЧНО НАРАЩИВАТЬ ДОЛГИ»

— Не так давно исполнилось ровно сто дней с вашего прихода в компанию Tele2. Можно ли подвести первые итоги — что вам удалось сделать, а какие ожидания не оправдались?

— Задача у меня на этот период была одна — найти тот путь для компании, который позволит соблюсти разумный баланс между ростом и зарабатыванием денег. Мы не можем постоянно жить взаймы и бесконечно наращивать долги. Ключевые вещи, которые мне удалось за сто дней сделать: оценить качества моих коллег-руководителей, выработать некоторый консенсус: куда мы идем. Как я уже говорил, у телеком-операторов сейчас имеется очень много развилок в стратегии развития. Я работал во многих крупных компаниях — и в энергетике, и в машиностроении, и аэропорт возглавлял. Очень часто в компаниях этих секторов есть четкое понимание куда идти. Надо просто туда дойти, не потратив много денег и не растеряв качество. Вот в телекоме же сейчас уникальная ситуация — действительно очень много открытых дверей, причем некоторые из них являются дверями-ловушками. И надо выбрать правильную стратегию, сосредоточить все усилия и туда идти. Потому что идти во все двери невозможно — это размытие ресурсов, размытие фокуса.

После целого ряда мозговых штурмов у нас выкристаллизовывается понимание, кем мы хотим стать. Я думаю, что в ближайшие месяцы мы начнем предпринимать некоторые действия, которые позволят говорить про некий новый путь развития компании не только на бумаге, но и в реальных делах.

— Будет принята новая стратегия развития компании?

— Разумеется, в конечном итоге новая стратегия будет зафиксирована в каком-то документе, но мы не будем подходить формально — пока не будет красивого документа на полке, ничего делать не будем. Многие вещи уже сегодня для нас очевидны.

— И каким вы видите будущее компании?

— Самое главное, чему мы должны научиться, — предсказывать потребности наших клиентов. С одной стороны, клиенты устали от операторов мобильной связи из-за ряда негативных моментов. Они хотят прежде всего честности и прозрачности, хотят разумных цен, что уже есть в нашей истории, и это останется. С другой стороны, клиент говорит: я человек, а не обезличенный номер контракта. Вы обо мне уже много знаете, так что, пожалуйста, предлагайте мне то, что мне нужно и именно в тот момент, когда мне это нужно. Это касается как простых мобильных услуг и товаров, так и каких-то сопутствующих вещей, которые, на первый взгляд, к мобильной связи не имеют никакого отношения, но с учетом наших знаний клиента мы может помогать решать его проблемы.

— Имеется в виду монетизация ваших знаний о клиенте?

— Речь идет именно о монетизации. Сейчас в профессиональном сообществе идет много споров об этом. Многие эксперты считают, что мобильная связь должна стать бесплатной. По моему мнению, не должно быть жесткого выбора — связь должна быть обязательно платной или бесплатной. У клиента должен быть выбор — он может дать согласие на получение каких-то рекламных предложений, удовлетворяющих его потребности, а в качестве бонуса может получить бесплатную связь. А кто-то предпочтет сам платить за связь, тем самым говоря: оставьте меня в покое, я не хочу играть в такие игры.

Я думаю, что будущее будет многогранным и многоликим. Разные операторы будут работать по-разному: кто-то будет создавать свой контент, кто-то — более качественно обслуживать своих абонентов. На самом деле это хорошо. Когда у всех одна и та же стратегия, это означает только одно — жесткую ценовую конкуренцию, которая обычно приводит к банкротству.

Мы надеемся, что многообразие стратегий развития телекомов не приведет к ценовым войнам. Цены на мобильную связь в России и так одни из самых низких в мире. Я уже не говорю о США и Европе, где цена выше в разы, но есть очень много бедных стран, где услуги связи стоят дороже, чем у нас. Все-таки уровень цены — это не вопрос бедности, а вопрос конкуренции. В России сложилось так, что из-за конкуренции потребитель имеет очень хорошее качество услуг за очень маленькие деньги.