ЧЕЛНИНСКИЙ АВТОГИГАНТ ЗА ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ СОКРАТИЛ УБЫТОК В СЕМЬ РАЗ И ПОТЕРЯЛ ВОСЕМЬ СВОИХ ДИЛЕРОВ

Отличная новость: по итогам девяти месяцев КАМАЗ продал почти 20 тысяч грузовых автомобиля, что на 35% больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Однако тот же российский рынок крупнотоннажных грузовых автомобилей (полной массой 14-40 тонн) растет еще быстрее – на 46%! Это привело к тому, что КАМАЗ потерял долю  на рынке крупнотоннажных автомобилей на 4,6%. Это стало известно газете «БИЗНЕС Online» из свежеопубликованной отчетности КАМАЗа. Наши аналитики внимательно ее поизучали.

ГЛАВНЫЕ ИТОГИ

Итак, в конце прошлой недели КАМАЗ опубликовал отчетность по РСБУ за девять месяцев 2010 года. Безусловно, позитив в отчетности в первую очередь связан с посткризисным восстановлением рынка грузовых автомобилей. Еще летом гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин охарактеризовал происходящее как «чудеса». Изучив отчетность компании, можно сказать, что они продолжаются. Росту не помешал даже месяц простоя КАМАЗа в августе, когда практически весь коллектив был отправлен в отпуск.

Остановимся на наиболее важных данных в отчетности КАМАЗа. Выручка от реализации продукции за девять месяцев 2010 года увеличилась на 30,67% по сравнению с аналогичным периодом кризисного 2009 года и составила 50,3 млрд. рублей.

Основная причина роста объемов выручки очевидна и состоит в том, что на российском рынке грузовых автомобилей повысился спрос.

Положительным моментом является также сокращение убытка. КАМАЗ сократил его в семь раз – до 598,8 тыс. рублей. Сыграла свою роль и антикризисная программа предприятия, которая предусматривала сокращение издержек, увеличение производительности труда, оптимизацию структуры и численности предприятия, а также  повышение эффективности его работы.

Правда, есть в отчетности КАМАЗа и некоторые не очень позитивные детали. Так, по итогам девяти месяцев закрылось восемь независимых дилеров КАМАЗа. Сейчас их – 147. Так что цифра некритична.

На 1,1% ухудшился показатель величины чистых активов КАМАЗа. Это связано с получением компанией убытка по итогам финансово-хозяйственной деятельности за девять месяцев 2010 года. Причина – все тот же мировой финансовый кризис, из-за которого и в нынешнем году спрос на автотехнику остается на недостаточно высоком уровне.

Основные кредиторы КАМАЗа – минфин РФ и Сбербанк России. Общая сумма кредиторской задолженности перед минфином по итогам девяти месяцев составляет 5,6 млрд. рублей, а перед Сбербанком – 5,5 млрд. рублей.

Основные итоги деятельности по результатам 9 месяцев 2010 года

Наименование показателя

01.10.2008

01.10.2009

01.10.2010

Абсолютное изменение 9 мес.2010 к 9 мес.2009

Изменение в %

Выручка от реализации, тыс.руб., в т.ч.

78 930,3

38 531,9

50 349,7

11 817,8

30,7

доля продаж грузовой техники, %

60,7

45,9

52,9

7,0

-

Объем продаж автомобилей, шт., в т.ч.

32 195

14 618

19767

5 149

35,2

крупнотоннажные, (14-40 тонн)

31 478

14 299 

19157

4 858

34,0

среднетоннажные (8-14 тонн)

717

319

610

291

91,2

Операционная прибыль, тыс.руб.

5 124,9

-398,7

1 243,0

1 641,8

-411,8

Стоимость долга компании, тыс.руб.

329,3

1 020,5

1 031,4

10,9

1,1

Прочие доходы, тыс.руб.

5 922,5

13 890,1

7 571,1

-6 319,0

-45,5

Прочие расходы, тыс.руб.

-7 251,5

-18 084,9

-8 424,3

9 660,7

-53,4

Убыток, полученный от курсовых разниц по операциям в иностранной валюте, тыс.руб.

-323,1

-727,8

-170,3

557,5

-76,6

Чистая прибыль, тыс.руб.

2 454,3

-4 316,3

-598,8

3 717,5

-86,1

Чистые активы, тыс.руб.

49 805,4

44 202,2

43 711,2

-491,0

-1,1

Производительность труда, тыс.руб./чел.

4 786,3

2 594,2

3 427,9

833,7

32,1

Коэффициент концентрации заемного капитала

0,4

0,5

0,5

0,0

-4,3

Собственные оборотные средства, тыс.руб.

4 826,2

-1 855,0

-5 462,0

-3 607,0

194,4

Долгосрочные кредиты и займы, тыс.руб.

5 869,1

13 366,6

11 417,7

-1 948,9

-14,6

Краткосрочные кредиты и займы, тыс.руб.

8 929,1

9 612,1

8 939,8

-672,2

-7,0

 

РЕАЛИИ РЫНКА

Всего, по итогам девяти месяцев, компания реализовала 19 767 грузовых автомобиля, что на 35,4% больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

Совокупный объем российского рынка крупнотоннажных грузовых автомобилей (полной массой от 14-40 тонн) по итогам девяти месяцев 2010 года составил 36,6 тыс. штук, что превышает аналогичный показатель 2009 года на 46,1%. При этом 52% общих продаж приходится на ОАО «КАМАЗ» (за аналогичный период 2009 года – 57%). КАМАЗ – безусловный лидер на рынке продаж автомобильной техники, хотя его доля на рынке крупнотоннажных автомобилей и сократилась на 4,6%.

Доля основных производителей на российском рынке крупнотоннажной техники

Наименование компании

на 01.10.2009,

%

на 01.10.2010,

%

Изменение

ОАО «КАМАЗ»

57

52,4

-4,6

ОАО «МАЗ»

3,6

9,6

6

ОАО «КРАЗ»

0,4

0,7

0,3

ОАО «АЗ «УРАЛ»

19

20,3

1,3

Зарубежные производители

20

17

-3

Снижение доли ОАО «КАМАЗ» на российском рынке крупнотоннажной техники произошло на фоне явного восстановления позиций других российских производителей грузовых автомобилей. В 2009 году российские автопроизводители – ОАО «КАМАЗ» и ОАО «АЗ «УРАЛ» – значительно нарастили долю рынка, в то время как производители стран СНГ и дальнего зарубежья долю рынка в немалой степени снизили. В текущем году ОАО «МАЗ» и ОАО «КрАЗ» восстанавливают свою долю на рынке, так как возрос спрос на грузовые автомобили. Вместе с тем, надо сказать за девять месяцев 2008 года доля челнинского автогиганта составляла всего 29,8%, так что сегодняшние позиции КАМАЗа значительно выше докризисного уровня.

Объем рынка среднетоннажных грузовых автомобилей (полной массой от 8-14 тонн) по итогам девяти месяцев 2010 года составил 4709 единиц, что на 88,1% больше, чем за аналогичный период 2009 года.

Доля основных производителей на российском рынке среднетоннажной  техники

Наименование компании

на 01.10.2009, %

на 01.10.2010,%

Изменение

ОАО «КАМАЗ»

12,7

13,0

0,3

ОАО «МАЗ»

3,0

11,5

8,5

ОАО «КРАЗ»

50,6

26,5

-24,1

ОАО «АЗ «УРАЛ»

18,4

41,3

22,9

Зарубежные производители

15,3

7,7

-7,6

Доля ОАО «КАМАЗ» на российском рынке среднетоннажных грузовых автомобилей увеличилась по сравнению с прошлым годом на 0,3% и составила 13,0% по итогам девяти месяцев 2010 года. Просел в этом сегменте из российских производителей кременчугский завод ОАО «КрАЗ». Присутствие его на рынке сократилось до 27% (с 51%.) Уменьшили свою долю и зарубежные производители.

ЛЮБИМЕЦ СТРАН ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

К сожалению, по итогам прошлого периода (9 мес. 2009 года) статистика по экспорту не представлена в отчете КАМАЗа. Поэтому мы представляем вниманию читателя объемы экспорта трех предыдущих полных лет.

Динамика структуры экспорта (включая СКД*)

Наименование показателя

2007г.

 Доля, %

2008г.

Доля, % 

2009г.

Доля, %

01.10.2010

Доля, %

Дальнее зарубежье (Азия, Африка, Бл.Восток,  Америка)

1642

12,2

2540

21,8

1134

29,1

818

30,2

Страны Европы

262

1,9

150

1,3

71

1,8

30

1,1

Страны СНГ (включая СКД)

11540

85,8

8952

76,9

2696

69,1

1858

68,7

Всего

13444

100,0

11642

100,0

3901

100,0

2706

100,0

* СКД – сборочные комплекты двигателей

По итогам полугодия положительная динамика наблюдается в увеличении объемов экспорта в страны дальнего зарубежья. С начала года прирост составил +1,1%. Значительным фактором роста стало увеличение объемов экспорта в Афганистан, Кот д’Ивуар, Вьетнам и Кувейт.

В большинстве стран СНГ уже начался стабильный экономический подъем. Основным стимулом к экономическому подъему в Казахстане и Азербайджане является повышение спроса и цен на сырьевые товары. Экономика Казахстана постепенно выходит из состояния кризиса, однако стагнация роста кредитов и проблемы в банковском секторе продолжают оказывать негативное влияние на конъюнктуру рынка страны. За девять месяцев 2010 года по странам СНГ объем экспорта пока еще не достиг уровня аналогичного периода прошлого года.

На КАМАЗе объясняют это несколькими причинами:

- резкое сокращение поставок в Туркменистан (за третий квартал прошлого года в Туркменистан реализовано 227 автомобилей, в текущем периоде – всего 11);

- сохранение неблагоприятной экономической ситуации на рынке Украины, который является одним из ключевых экспортных рынков ОАО "КАМАЗ". Украинский рынок новых грузовиков полной массой свыше 16 тонн за девять месяцев 2010 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сократился  на 27%. Тем не менее, КАМАЗ сохранил свои позиции на рынке Украины, и имеет долю 32% по итогам девяти  месяцев 2010 года – против 27% в 2009-м.

Как бы то ни было, самое главное у КАМАЗа идет рост продаж, не увеличиваются долги и есть все шансы закончить год с прибылью. Если спрос на продукцию будет стабильным или будет увеличиваться, то компания сможет избавиться от убытка в отчетном году. Однако до докризисного уровня КАМАЗу еще очень далеко.

Алена Матвеева,
Аналитический центр «БИЗНЕС Online»

 

Справка

КАМАЗ – один из крупнейших автопроизводителей в РФ. Занимается производством и продажей грузовых автомобилей (более 30 моделей, свыше 400 комплектаций), запасных частей, а также прицепов, автобусов, тракторов, двигателей, силовых агрегатов и различных инструментов. Общество является учредителем (участником) 103 организаций группы "КАМАЗ", включая сборочные предприятия во Вьетнаме, Иране, Казахстане, Пакистане и КНДР. Продукция КАМАЗа широко распространена в странах СНГ, экспортируется примерно в 30 стран мира. Фирменная сервисная сеть КАМАЗа включает более 300 центров на территории России и за рубежом.