Перед самым стартом гонки «Шелковый путь» «КАМАЗ-Мастер» обрел наконец спасителя. Им пришлось стать акционеру КАМАЗа «Ростеху», в то время как об участии Сбербанка, которому ранее сватали команду, ничего не слышно.
«Дакар — это теперь уже не столько проект самого КАМАЗа, сколько проект нашей страны» (на фото Владимир Путин, Сергей Чемезов и Сергей Когогин в центре автомобильного спорта «КАМАЗ-Мастер»)
НА ПОКЛОН К АКЦИОНЕРУ
Щекотливый вопрос главного имиджевого проекта КАМАЗа разрешился спасением команды «КАМАЗ-Мастер» и, по всей видимости, персональным поражением Сергея Когогина в части поиска спонсора. Билет на «Дакар-2017» «КАМАЗ-Мастер» получил буквально перед стартом ралли «Шелковый путь»: команда подписала договор о сотрудничестве с российской государственной корпорацией «Ростех». Об этом сообщил журналистам руководитель команды Владимир Чагин.
«Буквально перед стартом „Шелкового пути“ был заключен договор о сотрудничестве», — цитирует РИА «Новости» Чагина. Журналисты поинтересовались, покроет ли этот контракт те потери, что понесла команда после ухода в 2015 году основного инвестора — Внешэкономбанка. «Детали пока еще не полностью проговорены, еще обсуждаются, но я рад, что у команды новый партнер появился, теперь все более или менее хорошо», — уклончиво ответил он.
Кроме того, как сообщалось ранее, банк ВТБ также подтвердил свое намерение заключить новый спонсорский контракт с командой «КАМАЗ-Мастер». Банк планирует выделить 72,722 млн. рублей на подготовку и проведение мероприятий «с участием спортивной раллийной команды с даты подписания договора по 30 апреля 2017 года».
На самом КАМАЗе тему появления у «КАМАЗ-Мастера» нового спонсора и условия договора предпочли не комментировать. «Все, что касается спонсорских вопросов, мы не комментируем. Если будет со стороны руководства разрешение, мы эту информацию озвучим», — ответил «БИЗНЕС Online» директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев.
Однако это молчание по сути дела выглядит как признание того, что планы найти спонсора «на рынке» взамен ушедшему ВЭБу провалились, раз на поклон за деньгами КАМАЗу пришлось идти к акционеру — Сергею Чемезову.
Сумма, которая была выделена из закромов госкорпорации, не называется, но ранее сам Когогин оценивал необходимый бюджет в сумму 0,7 - 1 млрд. рублей. И раз «теперь все более или менее хорошо», вероятно, новый спонсор закрывает значительную часть этой суммы.
Владимир Чагин (справа) сообщил, что команда «КАМАЗ-Мастер» подписала договор о сотрудничестве с российской государственной корпорацией «Ростех»
«ЕСТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА»
Ранее источник «БИЗНЕС Online» на КАМАЗе сообщал, что Когогин предпринимает серьезнейшие лоббистские усилия, чтобы спасти ситуацию. По его словам, он обсуждал этот вопрос лично с Владимиром Путиным. В результате было выработано решение о замещении ВЭБа Сбербанком, однако Герман Греф никакой реакции не продемонстрировал. То, что проблема решалась на самом высоком уровне, подтвердил и президент РТ Рустам Минниханов, который заявил по этому поводу: «Есть положительные поручения президента страны и Дмитрия Анатольевича».
Напомним, о том, что у команды «КАМАЗ-Мастер» появились серьезнейшие финансовые проблемы, в середине июня заявил сам Чагин. По его словам, из-за этого участие команды в ралли-марафоне «Дакар-2017» оказалось под угрозой. Рулевой «КАМАЗ-Мастера» заявил, что для участия в ралли «Дакар-2017», который пройдет по территории Парагвая, Аргентины и Боливии, у команды нет средств. «У нас больше половины — это валютные затраты. Участие в соревнованиях, тренировочных сборах за рубежом, приобретение экипировки, комплектующих изделий — это все за счет ВЭБа, Внешэкономбанка с 2007 года. Сейчас считаем каждую копейку, и до конца года денег нам точно не хватит. С трудом насобирали на «Шелковый путь», потому что нам нельзя не поехать, нужно протестировать все новинки для участия в «Дакаре», — приводил слова Чагина «Коммерсант».
По словам Чагина, команда пытается решить проблему финансирования на правительственном уровне. Соответствующие письма были написаны и президенту Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву. «Все в курсе ситуации и пытаются найти решение этой проблемы финансирования для участия в дальнейшем в соревнованиях», — заключил он.
При этом главный рулевой команды отметил, что финансирование прекратилось еще в 2015 году, когда истек договор со стратегическим партнером, просто до этого проблемы не выносились наружу.
Сергей Когогин (слева): «Общегодовой бюджет команды был 10 миллионов долларов. Больше 50 процентов были затраты КАМАЗа, остальное — спонсоры и рекламодатели»
ОБ ИЗМЕНЕНИИ РЕГЛАМЕНТА «ДАКАРА» БЫЛО ИЗВЕСТНО 4 - 5 ЛЕТ?
В это время на самом автогиганте, который в случае победы команды на «Дакаре» активно эксплуатирует полученные «дивиденды» для продвижения своей продукции, уповали только на помощь сверху, давая понять, что ежегодное содержание команды обходится в суммы с восемью нулями, и сейчас КАМАЗу в одиночку не справиться. «Сейчас основная проблема в том, что после девальвации резко изменилось соотношение [валюты к рублю], то есть каждая поездка стала дорогая. Гонки все платные, мы их финансируем. Общегодовой бюджет команды был 10 миллионов долларов: в него входит содержание команды, изготовление новых машин, участие в гонках. Общий состав команды — 108 человек. Больше 50 процентов были затраты КАМАЗа, остальное — спонсоры и рекламодатели», — объяснял журналистам сложившуюся ситуацию на петербургском международном экономическом форуме гендиректор КАМАЗа Когогин. — Но самая главная проблема — „Дакар-2018“, потому что, изменив в очередной раз технический регламент по требованиям к автомобилям, организаторы поставили КАМАЗ в очень сложное положение. Мы стали работать над улучшением экологичности двигателя, нашли варианты, ну и организаторы вводят ограничение — не более 16 литров. Мы вкладываем огромные деньги в создание спортивного мотора, и в этом году объявлено, что с 1 января 2018 года в гонке могут участвовать грузовые автомобили с двигателями не более 13 литров. Это диверсия», — сообщил он.
Когогин отметил, что на создание спортивного мотора у автопроизводителя уходит до 4 - 5 лет, а стоит это 5 - 6 млн евро. «То есть мы только что прошли этот цикл, понесли серьезные расходы, а организаторы принимают такое решение. Как бы это ни формулировалось, ясно, что изменение этого регламента коснулось только одной команды — это КАМАЗ», — заключил он.
Впрочем, информация гендиректора КАМАЗа, заявившего, что новый техрегламент упал на голову «КАМАЗ-Мастера» как снежный ком, все-таки выглядит как сгущение красок. «О том, что в техрегламент грузового зачета «Дакара» планируется ввести ограничение по объему двигателя 13 литрами, в FIA говорили уже на протяжении последних четырех лет. В команде «КАМАЗ-Мастер» об этом прекрасно знали, к этому готовились. И информация Когогина о том, что введение ограничения объема двигателя стало для команды снегом на голову — лукавство», — заявил «БИЗНЕС Online» информированный источник в автоспортивных кругах республики.
«Дело может дойти до того, что команда будет выступать на народные пожертвования»
«ЭТО ТАКОЙ СПОСОБ ВЫБИТЬ ДЕНЬГИ»
Федор Лапшин — редактор рубрики «Грузовики и автобусы» газеты «Авторевю»:
— Я не далее как месяц назад разговаривал с победителем «Дакара-2016» Жераром Де Роем и спросил у него, во сколько ему обошлось участие в «Дакаре-2016». Его ответ был таким: 3 миллиона евро. Правда это или нет, сказать сложно, но это та цифра, которую я от него услышал. Полагаю, что от этой цифры и можно плясать дальше. Понятно, что точную цифру не скажет никто, потому что это очень конфиденциальная информация. Что касается песни КАМАЗа о том, что денег не хватает, то это же уже старая история, которую Семен Семенович Якубов практиковал. Сначала он всем говорил, что нет денег. Спонсоры при этом скидываются со словами: «Нет-нет, мы дадим еще». В итоге денег хватает не просто на то, чтобы поехать на гонку, но еще и… Я не думаю, что денег в команде реально не хватает, я полагаю, что это такой способ выбить денег. Он же практиковался Семеном Семеновичем — учителем Чагина. Такое было.
«Дакар» — это теперь уже не столько проект самого КАМАЗа, сколько проект нашей страны. Я бы сказал даже политический проект. Да, в футболе мы не можем, но где-то должны проявлять свои амбиции и волю к победе. Есть «Дакар» — должны проявить себя в «Дакаре». «КАМАЗ» в данном случае — просто спортивное орудие.
Николай Мордовцев — заместитель главного редактора журнала «Рейс» (Москва):
— Какую-то информацию о финансировании спортивных команд, сами понимаете, держат в секрете. Могу сказать, что финансирование других команд идет по другому принципу — там заводы помогают очень мало. Собирают с мира по нитке, но этого никто не афиширует. Фактически то, что есть у КАМАЗа, и то, что завод помогает команде, в корне отличается от общего подхода других марок к этим соревнованиям.
Участие в гонках — занятие не из дешевых, но достаточно престижно не только для КАМАЗа, но и для страны. Сейчас не лучшие времена для каких-то таких инвестиционных проектов. Понятное дело, что эти деньги неизвестно когда вернутся и в каком виде они будут возвращаться. Я думаю, что тут может быть кто угодно спонсором. Дело может дойти до того, что команда будет выступать на народные пожертвования.
Игорь Моржаретто — заместитель главного редактора журнала «За рулем»:
— Автоспорт — это вещь затратная и достаточно дорогая, потому что речь идет о создании совершенно новых автомобилей, которые из общего с «КАМАЗом» имеют, может быть, кабину. Все остальное делается штучно и вручную. На каждую гонку выставляют по четыре грузовика, а их в году немало: из крупных — «Дакар» и «Шелковый путь», а также региональные.
Я слышал о порядке цен в 1 миллиард рублей, содержание команды может обходиться даже дороже. Понятия не имею, сколько средств может вложить «Ростех», все зависит от договоренности. В прежние времена деньги на поддержку команды выделялись из госбюджета, и основную часть затрат нес ВТБ, который сейчас в тяжелом экономическом состоянии — ему не до таких проектов. Не знаю о крупных суммах от КАМАЗа — наоборот, мне казалось, что у завода с командой очень сложные отношения и это разные организации. Их взаимоотношения заканчивались на том, что «КАМАЗ-Мастер» выкупал несколько грузовиков, чтобы их полностью переделать.
Участие в ралли «Дакар» вышло далеко за пределы конкретного производителя грузовиков, потому что возникает такая смысловая линейка Россия — «КАМАЗ» — победитель «Дакара». Это уже общероссийская марка, и производителю важно иметь такой имидж для продвижения марки. К сожалению, КАМАЗ, как мне кажется, недостаточно использовал рекламные возможности своей марки, которая хорошо раскручена за границей. Любой человек в Латинской Америке знает, что такое «КАМАЗ», а вот купить его не так просто, потому что многие рынки, на которых грузовик мог бы продаваться, в силу разных причин закрыты для автомобиля.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.