. На сайте правительства РТ опубликован указ, который вводит запрет на охоту в природных заказниках до 2018 года и в ряде охотничьих хозяйств — по весну 2017 года включительно
ojm.tatarstan.ru

РУСАКИ И БЕЛЯКИ — ПОД ЗАЩИТОЙ ПРЕЗИДЕНТА

На сайте правительства РТ сегодня опубликован указ президента РТ Рустама Минниханова, который вводит запрет на охоту в природных заказниках до 2018 года и в ряде охотничьих хозяйств — по весну 2017 года включительно. Кроме того, запрещается любительская и спортивная охота во всех охотничьих угодьях РТ: на зайца-беляка, глухаря, рябчика и куропатку серую — до 2017 года, на тетерева охота запрещена на период летне-осенне-зимнего сезона 2016 - 17 годов и весеннего сезона охоты 2017 года. Кроме того, охота на зайца-русака запрещается в сезон-2016 - 2017 во всех охотничьих угодьях, кроме 47 хозяйств (см. справку), а также общедоступных охотничьих угодьях в 8 районах РТ. Отметим, что подобный указ был опубликован и прошлым летом — 17 августа президент РТ запретил охоту на зайца-беляка, глухаря, рябчика и куропатку серую во всех охотничьих угодьях РТ до 2017 года. Также на период до 2016 года в большинстве охотничьих хозяйств была запрещена охота на зайца-русака. Как видим, запрет продлен, но при этом перечень хозяйств-исключений расширен. Год назад их было 25 из примерно 100 на территории республики.

По статистике, опубликованной на сайте управления, численность зайцев действительно снижается. Если в 2008 году беляков было 12,5 тыс. голов, а в 2013 — 10,17 тыс., то в 2015 году их популяция резко снизилась до 6,8 тыс. голов. Похожая ситуация с русаком: максимальная численность была зафиксирована в 2010 году – 29,7 тыс., в 2015 году их осталось чуть более 18 тыс. голов.

Глухаря осталось 818 голов, тогда как в 2008 году было зафиксировано 2,9 тыс. Рябчиков в 2015 году насчитали менее 2,5 тыс., а ведь еще в 2013 году было 6,42 тысячи. Куропатка в прошлом году сократилась до критических 34 тыс. голов в лучшие годы в РТ ее было более 150 тыс. особей. Наконец, тетерев, который относительно вольготно чувствовал себя еще в 2014 году (более 61 тыс.), в минувшем году сократился до 37,7 тыс. особей.

Как пояснил «БИЗНЕС Online» начальник отдела лицензирования, государственного учета, кадастра и регулирования использования объектов животного мира РТ Ринат Чиспияков, подобными указами регулируется воспроизводственная способность животных на основе мониторинга их численности. «И в связи с этим мы решили на зайца-беляка, глухаря, рябчика и серую куропатку закрыть охоту до 2017 года, потому что в прошлом году произошло снижение численности этих животных. Чтобы воспроизводственный потенциал не потерялся, чтобы сохранить животных, охота была на них закрыта», — сообщил он. Новшеством 2016 года стал запрет на охоту на тетерева. «С тетеревом ситуация складывается не очень. Он стабильно существует, но этого недостаточно для территории республики, поэтому было решено закрыть охоту на период, включая весну 2017 года, и посмотрим, что будет дальше. Естественно, будем усиливать биотехнические мероприятия по данным животным», — говорит Чиспияков.

Эти животные не сильно популярны у охотников, утверждает чиновник, так что большой трагедии в закрытии охоты на них он не видит. Другое дело, что заяц — куда более желаемая добыча для охотников, но ситуация с ним не слишком радужная. «Беляк в основном сохранился на юго-востоке республики, в других районах и близ Казани его нет или очень мало. Мы закрыли на него охоту еще в прошлом году, чтобы дать ему возможность воспроизвести свою численность», — сообщил начальник отдела отдела лицензирования, государственного учета, кадастра и регулирования использования объектов животного мира РТ. С зайцем-русаком ситуация в РТ также далека от промысловой — по нему в республике определен бонитет 5 (это показатель состояния охотничьих угодий, где «5» означает самую низкую численность для данного вида на единицу площади прим. ред.). «Бонитет 5 — это ниже некуда. В хозяйствах, где зайца-русака ниже пяти особей на тысячу гектаров, охоту закрыли», — говорит Чиспияков. Он вспоминает, что несколько лет охота на русака была открыта, но ни к чему хорошему это не привело — произошло снижение его численности.

«ДОРОГИ, ВСМ, ПОТЕПЛЕНИЕ — ВСЕ ЭТО ВЛИЯЕТ НА ЧИСЛЕННОСТЬ ЖИВОТНЫХ

Юрий Горшков, директор Волжско-камского заповедника, поддержал введение запрета на охоту. По его словам, в РТ ежегодно делаются учеты численности животных, которые свидетельствуют о том, что идет сокращение таежных видов — это заяц-беляк, глухарь, рябчик. Поэтому принятие указа — адекватная мера, считает он. Горшков вспоминает, что на комиссии по вопросам занесения (выведения) животных в Красную книгу стоял вопрос о выведении бурого медведя из числа краснокнижных животных, но пока его решили оставить, хотя мнение управления было другое.

«Популяция многих животных уменьшается, но дело не в охотниках, а в сокращении среды обитания животных, их фрагментация. Допустим, большая сеть дорог затрудняет миграцию, а сейчас еще и ВСМ готовится». В то же время степные виды животных в связи с потеплением, наоборот, увеличиваются в численности, в том числе лебедь-шипун, который в 80-х годах был редким видом, а сегодня — обычным.

Горшков говорит о том, что численность животных идет по синусоиде, есть волны жизни. «Особенно это характерно для мелких грызунов, они очень плодовиты. Это зависит и от абиотических факторов (температура, влажность), и от контактов между животными, которые продуцируют различные инфекции. Вот, например, лисица, известная как инвазионный вид (распространение которого угрожает биологическому многообразию — прим. ред.), разносит и чесотку, и бешенство, и для людей опасна. Но в природе существует саморегуляция, то есть когда возникает слишком большое количество инвазионных очагов, то и отход большой. Эти виды держатся под контролем. Та же ситуация и с кабаном: когда грозит африканская чума, в отношении него требуются меры контроля и регулирования», — считает Горшков.

ЗА ПЕРЕВОЗКУ НЕЗАКОННО УБИТОГО ЗАЙЦА — УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Начальник отдела по надзору за использованием объектов животного мира Радик Мутахаров сообщил «БИЗНЕС Online», что за первое полугодие 2016 года за нарушение правил охоты составлено 399 административных материалов, наложено штрафов на 538 тыс. рублей, взыскано 470 тыс. рублей. В числе самых распространенных административных нарушений — охота без разрешения, вне охотничьих угодий, с превышением нормативов добычи. Это примерно на 10% больше, чем годом ранее. Мутахаров уточняет, что это произошло из-за усиления работы со стороны работников управления.

По фактам браконьерства возбуждено 13 уголовных дел. Как правило, уголовная ответственность наступает за незаконную охоту на лося и кабана, за незаконную охоту с применением транспортных средств — например, когда фарами слепят зайцев или сбивают лося. «Даже за транспортировку незаконно добытого зайца было возбуждено уголовное дело и привлекали к ответственности», — сообщил Мутахаров. С начала года было совершено 15 ДТП с участием диких животных.
Помимо штрафов и прочих наказаний, нарушителям был предъявлен ущерб на 870 тыс. рублей (100% взыскано). Также к нарушителям могут быть применены такие меры наказания, как ограничения права на охоту, конфискация оружия, а в последнее время суды стали еще и конфисковывать транспортного средства. «Этой весной за добычу лося конфисковали снегоход стоимость около 1 миллиона рублей», — говорит Мутахаров.

«МЕДВЕДИ НАЧАЛИ УЖЕ ВЫХОДИТЬ К САМОМУ ЗЕЛЕНОДОЛЬСКУ»

Ильхам Садыков, председатель совета РОО «Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан», не видит необходимости в столь строгих запретах. «Мы считаем, что это ограничение прав охотников. Но если реально количество животных уменьшилось, мы понимаем, что их нужно охранять, давать возможность для воспроизводства, нельзя уничтожать полностью. Несмотря на то, что мы являемся охотниками, мы как рачительные пользователи природных ресурсов с пониманием относимся», — говорит Садыков. Вместе с тем он считает, что в ряде случаев ограничения излишни и разбираться нужно по каждому хозяйству в отдельности.

«Количества медведя в республике у нас достаточно для охоты, а он у нас в Красной книге. К примеру, в хозяйстве в Зеленодольском районе. Медведи начали уже выходить к самому Зеленодольску, даже одну женщину поранил медведь, — приводит он пример. — У управления позиция своя, им чем больше ограничений, тем лучше, тем меньше контроля, меньше надо бегать, бороться с браконьерами. По зайцу-русаку в некоторых хозяйствах популяция позволяет открыть охоту, а там закрыто, а в Большекургузинском охотничьем хозяйстве на 10 гектаров площади бегаеют пять зайцев, а там охота открыта. Убьют их — зайцев не будет. Это недосмотр, скорее всего», — считает глава общества охотников.

Он вспоминает, что несколько лет назад в Татарстане излишне расплодились лисы, из-за чего участились случаи бешенства, после чего на них была разрешена безлимитная охота. «За год-два мы отрегулировали их численность», — приводит он пример разумных солидарных действий властей и охотников.

Однако в целом такое большое число ограничений охоты негативно влияет на сборы общества охотников РТ — поступления от реализации путевок снижаются, из-за чего приходится повышать их стоимость, жалуется Садыков. Также после введения государственного охотничьего билета единого федерального образца (позволят охотиться людям, не являющимся членами общества), снизились поступления и от членских взносов: число участников РОО снизилось до 10 тыс. человек, хотя в лучшие годы достигало 40 тыс. человек. Именно столько сейчас, кстати, в республике выдано охотничьих билетов. Есть и еще одна негативная сторона новшества — на охоту порой выходят совершенно неподготовленные люди, из-за чего участились несчастные случаи. «Если бы государство с нас налоги не брало, мы бы сделали путевки бесплатными, и ни один охотник бы от нас не ушел», — мечтает Садыков.

Но не нужно думать, что охотникам вообще перекрыли кислород и им пора зачехлить ружья на год-другой. Во-первых, запрет на охоту на зайца-русака введен примерно в трети всех охотничьих хозяйств РТ. С первой субботы сентября откроется охота на водоплавающих — уток и прочих. Позже, с установлением устойчивого снежного покрова, — на пушных животных ( лисицу, зайца — там, где не запрещено) и копытных (лось, кабан, но на них устанавливается квота). На данный момент открыта охота только на сурка.