Дмитрий Медведев (второй слева) во время встречи с государственный министр торговли и промышленности Индии Нирмалой Ситхараман (справа) в рамках VII Международной промышленной выставки "Иннопром" в Екатеринбурге Дмитрий Медведев во время встречи с министром торговли и промышленности Индии Нирмалой Ситхараман на «Иннопром-2016» в Екатеринбурге Фото: government.ru

«ВЕРТОЛЕТАМИ НАСЫТИТЬСЯ НЕВОЗМОЖНО»

Индия хотела бы приобрести у России 80 вертолетов Ми-17, 4 дальних бомбардировщика Ту-22М3. Такая информация содержится на стенде этой страны, выставленном на международном промышленном форуме «Иннопром-2016» в Екатеринбурге, передает «Интерфакс».

Напомним, что новый индийский контракт на КВЗ (традиционный поставщик для Индии) ждут давно — информация о заинтересованности этой страны в новых поставках регулярно всплывает уже года два. Сегодня на заводе не стали комментировать новость с «Иннопрома», но источник «БИЗНЕС Online» в отрасли сообщил, что вероятность подписания контракта в обозримом будущем очень велика. Правда, речь может идти о меньшем количестве машин: в 2015 году сообщалось, что ВВС Индии могут закупить у России 48 вертолетов Ми-17В-5 на $1,1 миллиарда. Как полагает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, если КВЗ получит еще один индийский мегаконтракт, в нынешних условиях он станет для предприятия манной небесной.

Напомним, с 1 июля КВЗ вынужден был перейти на неполную рабочую неделю. Главная причина — недозагрузка производства после окончания двух больших экспортных контрактов: с США (на 63 вертолета, завершен в конце 2014 года) и Индией (на 151 машину, о завершении объявлено в начале февраля), а также на фоне отказа восточноевропейских стран от российской винтокрылой техники.

В итоге в 2015 году КВЗ реализовал рекордно низкое для последних лет количество вертолетов — 77 (2014-й предприятие завершило со 107), при этом количество машин для внешнего рынка сократилось почти вдвое, до 37 единиц. «Мы очень надеемся, что контракты с Индией будут продолжены, — говорил источник «БИЗНЕС Online». — Это у нас единственный выход на сегодня. Если нет, дела будут очень плохи». Впрочем, как считает Фролов, в этом году КВЗ может неплохо поправить ситуацию. «В принципе, в этом году могут быть неплохие результаты, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — Два вертолета взяли сербы, какое-то количество брал Таиланд (17 мая командующий сухопутных войск Таиланда генерал Тхирачай Накванит заявил, что эта страна купит вертолеты Ми-17В-5, по данным «БИЗНЕС Online», — 12 — прим. авт.), плюс наши военные. А если еще и Индия заключит контракт…» Добавим, до 2017 года КВЗ должен поставить Беларуси 12 Ми-8МТВ-5.

Индия хотела бы приобрести у России четыре дальних бомбардировщика Ту-22М3 Индия хотела бы приобрести у России четыре дальних бомбардировщика Ту-22М3 Фото: ©Министерство обороны РФ, РИА «Новости»

Определенный оптимизм внушает такая деталь из майской квартальной отчетности КВЗ, как рост кредиторской (перед контрагентами) задолженности на 4,6 млрд. рублей до 14,4 млрд. рублей по итогам января-марта текущего года. «Кредиторка» в сравнении с 31 декабря 2015 года выросла на 1,6 млрд. рублей. Как правило, в кредиторскую задолженность включаются авансы, полученные от заказчиков, и задолженность перед подрядчиками. Не исключено, завод нашел новые заказы. «Ми-17 — бестселлер в мире вертолетной техники, как автомат Калашникова — безотказный, универсальный, способный эксплуатироваться в самых жестких условиях, все хотят купить такие машины, — поддержал оптимистичный настрой в беседе с «БИЗНЕС Online» директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. — В данном случае Индия будет делать дополнительный заказ к предыдущим партиям — такими универсальными вертолетами насытиться невозможно».

Но, как полагают эксперты, многое будет зависеть от расклада политических сил в самой Индии, от движений в российско-индийских отношениях, поэтому контракт может неоднократно откладываться, а его условия могут меняться. Не исключено, что поводом для торга станет давнее желание Индии получить самолеты Ту-22М3.

«ПОХОЖЕ НА ВБРОС ИНФОРМАЦИИ, НО…»

Нацеленность индийцев на Ту-22М3 — самая интригующая часть новости с «Иннопрома». Напомним, дальний бомбардировщик и носитель крылатых ракет Ту-22М3 начал разрабатываться в 1974 году. Первый полет состоялся 20 июня 1977-го. Серийное производство было развернуто на Казанском авиазаводе (КАЗ) в 1978-м. До прекращения в 1993 году серийного производства выпустили 268 Ту-22М3. Предположительно, сегодня минобороны эксплуатирует примерно сотню Ту-22М3, еще столько же — на хранении.

У российских военных сегодня примерно сотня Ту-22М3Фото: ©Министерство обороны РФ, РИА «Новости»

Эти самолеты никогда никому не продавались, хотя желающие были. Первые новости о возможной продаже Ту-22М3 за границу можно отнести к 1992 году, как сообщает портал Militaryrussia, тогда велись переговоры о продаже 12 машин Ирану. В 2001-м на авиасалоне в Бангалоре было объявлено о намерении поставить Индии в лизинг четыре Ту-22М3, а в 2004-м о достигнутых договоренностях (на этот раз о продаже) по Ту-22М3 сообщал в то время министр обороны России Сергей Иванов. Видимо, по политическим причинам не состоялась сделка по продаже Ту-22М3 Ливии: «Хотя мы были готовы продать, а они — купить», — рассказывал корреспонденту «БИЗНЕС Online» технический директор Казанского филиала «Туполева» (сегодня Казанский авиазавод — филиал ПАО «Туполев») Лев Недзельский.

Крайние сообщения о возможном экспорте Ту-22М3 появились в 2013 году. Тогда китайские сайты сообщили, что Китай и Россия договорились о закупке Пекином производственной линии по сборке модернизированного варианта бомбардировщиков Ту-22М3 и 36 соответствующих машинокомплектов. Указывалось, что собранные в Китае самолеты поступят на вооружение ВМС НОАК под индексом H-10 и будут использоваться для нанесения ударов по морским целям, могут серьезно изменить баланс сил в регионе — дадут новые возможности действовать в Южно-Китайском море и на Тихом океане. На этом фантастический слух и заглох.

«Вопрос о поставке Ту-22М3 Индии будет рассматриваться на высшем государственном уровне, — говорит Коротченко. — У нас не было прецедентов продажи Ту-22М3 за рубеж, поскольку этот самолет, в том числе и носитель ядерного оружия. И, вероятно, речь может идти о передаче в лизинг, сомневаюсь, что мы будем продавать Индии такие самолеты».

Индия может заказать на КВЗ еще несколько десятков Ми-17Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«Вообще, странная история, похоже на вброс информации, — отмечает Фролов. — В принципе, вариант с продажей Ту-22М3 можно допустить. Однако, судя по количеству машин, индийцы хотят не ракетоносцы, а разведчики. Четыре ракетоносца мало на что могут повлиять, а вот для разведки — вполне. К тому же крылатые ракеты Х-22 не проходят по режиму нераспространения ракетных технологий, а для индийцев Ту-22М3 без ракет бессмыслен: посылать на бомбардировку чугунными бомбами тыловых объектов двух главных противников Индии — Пакистана и Китая с их ПВО — каких-то четыре самолета просто бессмысленно…

У нас много таких самолетов на хранении, но, я думаю, могут отдать и из эксплуатирующихся — их все равно избыточное количество. Только какие-то доработки проведут для инозаказчика (обслуживанием, ремонтом и модернизацией Ту-22М3 занимается Казанский авиазаводприм. авт.), определенные блоки снимут, ведь вкладываться в новую модификацию ради четырех самолетов нет смысла. Да и индийцы понимают, что в наших условиях НИОКРы могут занять годы. Словом, думаю, Россия не сильно-то и против дать индийцам Ту-22М3. И самолет уже не очень секретный — украинцы при утилизации оставшихся у них машин продали все его секреты. И надо как-то реанимировать российско-индийское военно-техническое сотрудничество».