Почётный президент Олимпийского комитета России, член Международного олимпийского комитета Виталий Смирнов (слева) и президент Международной федерации фехтования Алишер Усманов Патриарх российского олимпийского движения Виталий Смирнов (слева) пытается за короткий срок наладить отношения со всеми: МОК, Кремлем, прессой (на фото с президентом международной федерации фехтования Алишером Усмановым) Фото: kremlin.ru

ДОПИНГ И ГЕПАТИТ

Сегодня в сознании простого россиянина допинг-офицеры всемирного антидопингового агентства (WADA) стоят в списке врагов страны где-то между США и сирийской оппозицией. Никто до конца не знает, сколько в наказаниях наших спортсменов перед Олимпиадой процентов политики, а сколько — собственного разгильдяйства в отношении допинга. Так что бороться приходится по всем фронтам сразу: намекать WADA и МОК на предвзятость и ангажированность, но одновременно с этим идти на все их уступки. Чтобы доказать всю решительность намерений по очистке российского спорта, президент РФ Владимир Путин предложил создать независимую комиссию для разбирательств по допингу. Оперативно выбрали главой нового органа экс-главу олимпийского комитета России (ОКР) Виталия Смирнова, а сегодня патриарх российского олимпийского движения отвечал на вопросы прессы и озвучивал состав антидопинговой комиссии — он предлагает для простоты называть ее именно так.

Мероприятие проходило в медиацентре «России сегодня», а по соседству шла конференция, посвященная вопросам гепатита, — коммерческое мероприятие, подразумевавшее фуршет для гостей. Корреспондента «БИЗНЕС Online» чуть не занесло в неправильный зал, но оперативно сработала девушка со списками приглашенных. Она же грустным голосом сообщила, что кофе чужакам не положен. Но раз уже налили, то делать нечего — пейте. Хочется верить, что всем участникам конференции по борьбе с гепатитом в итоге кофе хватило.

ПРОЗРАЧНЫЙ СПОРТ

Сам Смирнов правильно оценил ситуацию и принялся рассказывать, что вообще происходит. «В состав вошли авторитетные и абсолютно дееспособные деятели, специалисты, деятели в области медицины и юриспруденции. Мы будем приветствовать присутствие WADA, мы исключаем любые попытки вмешательства со стороны государства и иных структур. В России нет и никогда не было государственной поддержки допинга. Спорт должен быть чистым и честным, все должно быть прозрачно», — отметил руководитель антидопинговой комиссии. Из первого тезиса особенно порадовало, что в составе будут абсолютно дееспособные деятели. Недееспособных хватает в других сферах.

После этого Виталий Георгиевич в нескольких фразах доказал, почему именно его выбрали очищать если не весь спорт, то возвращать его имидж. Риторика Смирнова в ключевых моментах отличалась от того, что говорят остальные чиновники, включая министра спорта: «Конечно, мы оказались в таком положении, когда к нашим спортсменам применяются беспрецедентные меры. То, что наша команда в таком усеченном составе, — одни сожаления. Когда такие замены, трудно ожидать какого-то результата от наших спортсменов. Сейчас мы под девизом: главное — не победа, а участие».

Далее оратор заговорил о причинах случившегося: «Я считаю, что это [недопуск российских спортсменов до Олимпийских игр в некоторых видах спорта] произошло по нашей вине: мы сдали свои позиции в самых массовых по представительствам федерациях — плавании и легкой атлетике. У нас были президенты, члены исполнительных комитетов, но...»

Смирнов пытается за короткий срок наладить отношения со всеми: МОК, Кремлем, прессой. Он несколько раз подчеркивал, что только при соответствующей поддержке деятельности комиссии со стороны СМИ можно что-то изменить. И с некоторой обидой сказал, что в стране есть спорт и помимо футбола. Даже предположил возможность инициативы о получении дотаций на освещение отдельных дисциплин. Своими ответами Смирнов, кажется, разочаровывал коллег, чьи вопросы изначально содержали призыв истерить о заговоре и критиковать всех, кроме себя. А тут человек, который готов сотрудничать с комиссией страшного Ричарда Макларена и называет любые бойкоты тупиковым решением.

Смирнов отказался обсуждать будущее Виталия Мутко (на фото) и других спортивных чиновников РФФото: kremlin.ru

БЕЗ БЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕГ

Лишь на два вопроса Виталий Георгиевич не смог дать прямых ответов. Отказался обсуждать будущее Виталия Мутко и других спортивных чиновников страны. А на вопрос иностранной корреспондентки о возможности заговора в WADA расплывчато ушел в сторону неизбежности существования спорта и политики. Самой странной идеей встречи стало предложение передать контроль за допингом минздраву. «Надо сказать, что любая система неидеальна, ее надо постоянно совершенствовать, возвращать доверие со стороны международного олимпийского движения. Неэффективна [антидопинговая] политика, когда за нее отвечают разные ведомства. Антидопинговую политику надо передать минздраву», — сказал Смирнов. Действительно, ведь именно в министерстве здравоохранения у нас нет никаких проблем.

Независимость комиссии от государства, МОК и вообще всех Смирнов подчеркивал несколько раз. Он отметил, что даже финансироваться орган будет не из бюджетных средств. На старте работы рассчитывают на «скромные дотации от ОКР». «А дальше надеемся, что нам будут симпатизировать и поддерживать», уточнил Виталий Георгиевич. Где найдется столь щедрый человек, присутствующие не уточнили. А затем ответ как будто бы стал очевиден. Достаточно внимательно изучить состав антидопинговой комиссии, где есть имена Владимира Лисина и Алишера Усманова. А еще здесь Александр Карелин, Ирина Роднина, Александр Попов и др.

Однако некоторые фамилии незнакомы: помимо спортсменов, например, участвуют ректора крупных вузов страны. Также туда входят Денис Мацуев и Константин Эрнст, видимо, прекрасно разбирающиеся в допинге. Спустя час после окончания пресс-конференции председатель комитета Госдумы РФ по спорту Дмитрий Свищев призвал включить в комиссию членов этого самого комитета. Кажется, независимым новому органу дадут быть совсем недолго.

Андрей Деманов (справа) В нынешней ситуации Деманова, очевидно, лишат и «серебра», завоеванного на домашней Универсиаде в Казани (на фото: Николай Колесников и Андрей Деманов (справа) Фото: president.tatarstan.ru

ПОГРОМ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКИ

Проходила сегодняшняя пресс-конференция на фоне нового допингового скандала, которые, видимо, не закончатся теперь никогда. Участие в нем российских спортсменов уже никого не удивляет, но в данном случае всплыло имя и татарстанца — именитого тяжелоатлета Андрея Деманова.

Международная федерация тяжелой атлетики (IWF) обнародовала имена 11 штангистов, у которых допинг-пробы с Олимпийских игр-2012 после перепроверки образцов оказались положительными. В их числе — четверо россиян: завоевавшие «серебро» Олимпийских игр-2012 Александр Иванов, Светлана Царукаева и Наталья Заболотная, а также Деманов. Татарстанский тяжелоатлет тогда финишировал четвертым в категории до 94 кг, уступив бронзовую медаль молдаванину Анатолию Кырыку только из-за собственного веса, оказавшегося чуть больше, чем у конкурента.

Помимо российских спортсменов положительные тесты у призеров Лондона-2012 из Румынии, Беларуси и Армении, а также еще ряда атлетов.

Стартовал этот допинг-скандал еще в начале июня, когда, как гром среди ясного неба, прозвучала информация о том, что положительными пробами на Олимпиаде в Лондоне «отличились» наши соседи-казахстанцы — сразу четыре олимпийских чемпиона по тяжелой атлетике.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» тогда оперативно связался с Демановым и его тренером Николаем Колесниковым по поводу того, что наш спортсмен потенциально становится обладателем бронзовой медали Лондона, ведь дисквалифицированный Илья Ильин стал олимпийским чемпионом в категории до 94 кг, где Деманов финишировал четвертым. Во время общения со спортсменом, находившимся где-то за городом, была плохая слышимость, можно было разобрать одно слово из пяти, но еще тогда показалось, что радости в его голосе нет. Его наставник также не испытывал особой радости.

Во-первых, рассказал тренер, процедура передачи медали будет довольно затянутой, олимпийский чемпион должен был отдать «золото» второму призеру, тот свое «серебро» — третьему призеру. Во-вторых, Колесников оговорился, что под подозрением оказалась проба россиянина Александра Иванова. На предположение журналиста «БИЗНЕС Online» о том, что Деманов в одночасье становится обладателем серебряной медали, если дисквалифицируют сразу двоих призеров, наставник сказал, что вряд ли...

Ситуация с допингом в мужских соревнованиях по тяжелой атлетике (вес до 94 кг) в Лондоне-2012 категорически дискредитирует сам вид спорта. На «химии» попались пять (!) спортсменов из первой семерки. В этом случае на медали могут рассчитывать Саед Мохаммадпур из Ирана, ставший тогда пятым, а сейчас перемещающийся на второе место, и кореец Ким Мин Дже, бывший восьмым, а сейчас становящийся бронзовым призером. А олимпийским чемпионом может быть признан тот самый Кырыку из Молдовы. Парадокс заключается в том, что на данный момент этот атлет дисквалифицирован на 8 лет. Его поймали на допинге по итогам чемпионата Европы 2015 года, обнаружив в пробе анаболический стероид — метенолон. Но на момент Олимпиады в Лондоне он формально был чист...

В то время министр спорта Рафис Бурганов о подготовке, например, Деманова мог знать только по материалам СМИ, а также в результате телефонного и личного общенияФото: Сергей Елагин

МУТКО И БУРГАНОВ НЕ ВИНОВАТЫ?

Теперь вопрос: кто виноват в случившемся? Не вдаваясь в конспирологию, скажем, что и руководство минспорта РФ в целом, и спортивное руководство РТ в частности могут перевести дух. С наших, что называется, взятки гладки. Как раз в то время еще существовал параллельный зачет, все сильнейшие спортсмены Татарстана практически безвылазно жили на базе сборной страны, представляя в параллельном зачете Москву, которая шла первым регионом, что важно, и РТ. То, что Москва шла первым регионом, объяснялось тем, что спортсмены жили на спортивной базе, принадлежащей столичному региону, и в родной Татарстан приезжали только в отпуск. Поэтому в то время министр спорта Рафис Бурганов о подготовке, например, Деманова мог знать только по материалам СМИ, а также в результате телефонного и личного общения. Кстати, это обычное явление для всех регионов, имеющих сборников. Подготовил спортсмена высокого класса, отправил в сборную — тебе остается в случае успешных выступлений только средства на премирование изыскивать и позитивные отчеты составлять.

Втаптывать в грязь самого Деманова, мол, он большой мальчик и мог догадываться, какие препараты попадают в его организм, тоже не хочется. Надо помнить, что у него уже был шанс попасть на Олимпиаду еще в Пекине 2008 года, но в то время главный тренер Давид Ригерт предпочел своего личного воспитанника Романа Константинова, который в итоге занял 8-е место, практически отказавшись от борьбы, как потом объясняли, из-за хронической травмы. Деманов к Олимпиаде в Лондоне 2012 года подошел в возрасте 26 лет, выиграв чемпионат Европы 2011 года и Универсиаду того же года в Китае. Там он был знаменосцем сборной России на церемониях торжественного открытия и закрытия студенческих Игр. Иными словами, находился в зените своей славы и спортивного расцвета. В той ситуации 2012 года, попав в сборную и находясь в шаге от попадания на олимпийский пьедестал, он бы, фигурально выражаясь, живого мыша съел, причем без соли и медленно пережевывая. Отказываться от церемонии, когда, видимо, всех «колят по одной схеме», он не решился. А это, скорее всего, общая проблема всей тяжелой атлетики и бывшего СССР, и прежде всего России. Количество дисквалифицированных российских призеров Пекина-2008 и Лондона-2012 уже приближается к десятку...

Тут даже Мутко может спокойно откреститься от всего, что творилось в тяжелой атлетике. В 2008 году он возглавил минспорт буквально накануне Олимпиады, сменив Вячеслава Фетисова. В 2012-м отдали все на откуп федерации тяжелой атлетики, ведь никаких серьезных претензий в адрес наших спортсменов, в отличие, допустим, от биатлона и легкой атлетики, на тот момент не поступало. В это время внутри самой тяжелоатлетической сборной, судя по последним разоблачениям, творился самый настоящий допинговый ад.

Кстати, в нынешней ситуации Деманова, очевидно, лишат и «серебра», завоеванного на домашней Универсиаде в Казани.