«Единственная проблема Чехии — отсутствие моря», — вздыхал знакомый гид, сетуя на снижение потока россиян в эту страну. Однако корреспондент «БИЗНЕС Online» за неделю пребывания в Чехии убедилась: она по-прежнему остается раем для туристов, предпочитающих активный отдых «тюленьему».
«В историческом центре Праги существует запрет не только на кондиционеры, но даже на пластиковые окна и спутниковые антенны»
«ДОЛЬЧЕ ВИТА» ДЛЯ ПАССАЖИРОВ ПРАЖСКОГО АЭРОПОРТА
Еще пару лет назад россияне могли поделить свой отпуск на две части: «пляжно-тюлений» и экскурсионно-познавательный. Сегодня многие жители страны, где «девять месяцев зима, а остальное — лето», не могут позволить себе такую роскошь и по возможности предпочитают поездки на море. Тем не менее с открытием летнего сезона «Чешские авиалинии» возобновили свои рейсы в Казань. В компании утверждают, что наблюдают тенденцию к стабилизации рынка, а Казань всегда была перспективным направлением. Сейчас рейсы из столицы Татарстана выполняются по понедельникам и четвергам.
Еще одним веским аргументом стало то, что на фоне волны терактов, прокатившихся по Европе и Турции, Чехия выглядит островком безопасности. И действительно, за неделю пребывания в этой прекрасной стране я лично не видела ни толп беженцев, ни просто людей восточной наружности, слонявшихся по улицам без дела (кроме туристов из Азии и менял валюты в обменниках, прочно «застолбивших» этот вид бизнеса). Все спокойно и благопристойно. Как шутят местные, даже воришки в этой стране действуют «по-джентльменски»: не срывают грубо сумку с плеча, как, к примеру, в Италии, а аккуратно срезают так, что ее владелец даже и не заметит. Но это касается только туристического центра в Праге.
Итак, перелет. Здесь все безупречно. Вылет из Казани в полчетвертого утра, самолет Airbus A319 — новый лайнер, никаких потрепанных сидений и отваливающихся столиков. Вполне комфортное расстояние между креслами. Кстати, дабы не возникло недоразумений в процессе полета, хотелось бы предупредить будущих пассажиров этой авиакомпании — бесплатного питания на борту «Чешских авиалиний» нет. Оно предоставляется лишь пассажирам бизнес-класса, остальные могут заказать заранее при покупке билета либо купить на борту самолета (стоимость — порядка 8 - 12 евро). Хотя, честно говоря, меня лично удивляют страдания некоторых сограждан по этому поводу: ну какой обед в 4 утра?
В аэропорт имени Вацлава Гавела наш борт прибыл четко по расписанию — в 6:15 утра. Несколько слов о пражском авиахабе — аэропорт, принимающий в год более 15 млн. пассажиров, на первый взгляд не очень велик. Однако так может показаться прилетающим из третьих стран, от глаз которых скрыт терминал-2 для пассажиров шенгенской зоны вылета-прилета. Впрочем, и для не осчастливленных гражданством Евросоюза пассажиров в пражском аэропорту очень комфортно — чехи позаботились, чтобы логистика и информсопровождение были максимально доступны и комфортны. Заблудиться сложно — везде есть информация на русском языке.
К слову, для стремящихся к комфорту пассажиров в пражском аэропорту предусмотрено несколько VIP-зон ожидания вылета. К примеру, если вы летите бизнес-классом либо являетесь обладателем MasterCard, то вам — в одноименную лаунж-зону MasterCard Lounge, где можно с комфортом переждать 2 часа до посадки на рейс. Впрочем, за 20 евро туда пустят любого пассажира, за эти деньги вы получите все радости жизни в виде удобных диванчиков, Wi-Fi, разнообразных вкусностей и напитков на любой вкус и настроение. Ну а за 200 евро вы уже сможете воспользоваться услугами элитной зоны Club Continental с приватными комнатами, переговорными, собственным таможенным постом и индивидуальной доставкой прямо к борту самолета. В общем, для пассажиров, не отягощенных вопросами экономии, в аэропорту Праги обеспечена полная «дольче вита».
«Главная головная боль городских властей — «сигвеемания», которая буквально захлестнула Прагу»
СЕРЫЕ ТАКСИ, «СИГВЕЕМАНИЯ» И ЦЕНТР ДЛЯ ЛЮДЕЙ
Прага. «Увидеть Париж и умереть», — эта крылатая фраза совершенно не применима к чешской столице. Побывав в этом городе раз, наоборот, хочется жить, чтобы вернуться вновь и вновь. Мощеные улочки с тысячелетней историей (каблуки — прочь, только кроссовки и туфли на толстой подошве!), масса достопримечательностей, изучать и любоваться которыми можно до бесконечности, — пожалуй, это самый красивый и даже в некоторой степени мистический город в Европе. Впрочем, в этом материале я не стану утомлять читателей перечислением всего увиденного, остановлюсь лишь на моментах, которых не сыщешь в туристических буклетах и которые лично для меня показались любопытными.
Первое — это проблемы Праги. А их в этом городе всего две. На данную тему удалось пообщаться с представителем пражской магистратуры Витом Хофманом. Главная головная боль городских властей — «сигвеемания», которая буквально захлестнула Прагу. Статус сигвеев (двухколесных электрических «повозок») пока не определен, и раскатывать люди на них могут где угодно — на пешеходных улочках, на проезжей части, создавая дискомфорт для пешеходов и опасность для других транспортных средств. Вторая проблема — серые такси. Интересно, но тарифы на перевозку в такси устанавливает магистратура, она же выдает лицензию. И сегодня власти Праги вместе с местным МВД планируют внести изменения в закон, которые позволят расширять полномочия магистратуры в части контроля за таксистами.
Еще несколько наблюдений для критиков казанских властей, которым вдруг вздумалось запретить внешние кондиционеры на улицах города. В Праге, конечно, этот вопрос не столь драматичен, но в историческом центре города существует запрет не только на кондиционеры, но даже на пластиковые окна и спутниковые антенны. И люди это воспринимают как должное. В самом деле, как можно представить, к примеру, Вацлавскую площадь, увешанную кондиционерами? Кстати, чехи весьма экономны, при средней зарплате в 25 тыс. крон (порядка 70 - 75 тыс. рублей) и европейских ценах на коммуналку кондиционеры для многих — непозволительная роскошь.
«Частный автотранспорт можно оставлять только на выделенных синей линией парковочных местах»
Вопрос с въездом в исторический центр личного транспорта также решен кардинально. Приоритет один: центр — не для автомобилей, а для людей. И для этого создаются условия. Во-первых, Прага гордится своей общественной транспортной системой, которая входит в десятку лучших в Европе. Весь общественный транспорт — метро, трамваи, автобусы — муниципальный, проездные билеты единые для всех видов. Но стоимость их зависит от количества времени, затраченного на поездку. К примеру, билет на поездку в 30 минут стоит 24 кроны, а на полтора часа — 32. Расписание маршрутов строго выдерживается — допускаются отклонения не более чем в полторы минуты. Так что, как говорят горожане, по передвижению их трамваев можно сверять часы. Но городские власти пошли дальше — снизили цены на проезд при условии приобретения годового купона. Стоимость купона — 3,6 тыс. крон. То есть выходит 10 крон в день, причем пользоваться этим купоном можно круглосуточно в любом виде транспорта. В пересчете на наши деньги выходит порядка 26 - 27 рублей в сутки на все виды транспорта. Неплохо, правда?
«В Праге установили деревянный короб, в который «спрятали» фортепиано, днем он открыт для всех желающих продемонстрировать свои музыкальные способности, на ночь и в непогоду инструмент задвигается внутрь короба и закрывается»
Второе — частный автотранспорт можно оставлять только на выделенных синей линией парковочных местах. Причем эти места предназначены исключительно для жителей данного района и строго для одной машины на семью. Так что, если вдруг житель Праги-3 (районы имеют нумерацию) поставил машину на парковке жителя Праги-2, эвакуатор не заставит себя ждать.
Хотелось бы, чтобы казанские власти взяли на заметку еще пару моментов, применимых к туристической индустрии. Знаменитый Карлов мост — пражская Мекка для романтиков со всего света. Здесь можно приобрести разнообразные украшения, картины, другие произведения прикладного творчества. Что интересно: на каждом стенде, демонстрирующем товар, в обязательном порядке прикреплена табличка, где указаны имя и фамилия мастера, его фотография, род деятельности и даже контактный телефон.
Другой момент: помните, в Казани пару лет назад в некоторых общественных местах были установлены фортепиано, чтобы любой желающий мог музицировать? Потом музыкальные инструменты исчезли, видимо, вопрос их сохранности оказался непосильным бременем. В Праге аналогичную задачу решили просто: установили деревянный короб, в который «спрятали» фортепиано, днем он открыт для всех желающих продемонстрировать свои музыкальные способности, на ночь и в непогоду инструмент задвигается внутрь короба и закрывается. На мой взгляд, дешево и сердито.
«К услугам туристов множество самых разнообразных гостиниц по вполне приемлемым, даже для кошелька российского путешественника, ценам»
ПРАГА — РАЙ ДЛЯ ТУРИСТОВ
К услугам туристов множество самых разнообразных гостиниц по вполне приемлемым, даже для кошелька российского путешественника, ценам. К примеру, ну очень приличная новая трешка в центре города в трех минутах ходьбы от метро I.P Pavlova с роскошным завтраком, после которого не захочется есть до самого вечера, обошлась в 120 евро за две ночи, причем это в сезон. Цены в кафе, магазинах дешевле, чем в Западной Европе, и вполне сопоставимы с казанскими: чашечка недурного эспрессо — 40 - 50 крон, а знаменитое «вепрево колено» чуть ли не в 1,5 килограмма весом обойдется в 120 - 160 крон, или примерно в 300 - 500 рублей. И это — в центре города, чуть дальше трапеза встанет значительно дешевле.
Еще одна деталь: в Праге удобно расплачиваться картой, евро принимают не везде, а доллары вообще не в почете: в магазинах, кафе, на рынках продавцы воротят нос, увидев зеленую купюру. В одном из обменников на мой вопрос, почему так происходит, меняла выдал весьма странное для российского уха объяснение: «Доллар — очень нестабильная валюта, вы на него ничего без обмена на кроны не купите». Кормят в Праге везде и помногу, выход блюда — как минимум 300 граммов, здесь вы не увидите крошечных порций салатиков, подаваемых в казанских забегаловках, в том числе поэтому этот город облюбовала молодежь из Германии и Англии, приезжающая в город на уик-энд потусить.
«На одной из узких исторических улочек старой Праги каким-то невероятным образом оказался автомобиль»
«Они приезжают в пятницу вечером, селятся в недорогие гостиницы, пьют, кричат на улицах, а полиция относится к ним лояльно», — поделилась со мной девушка на ресепшен гостиницы. Мне дважды «посчастливилось» наблюдать таких «красавцев». Одни устроили свое шоу на Староместской площади, вторые, уже на Вацлавской площади, выстроившись в шеренгу, громко кричали и задирали прохожих. Апофеозом выступления группы немецких парней стал «театральный» номер — один из них стянул с себя штаны и выставил на обозрение прогуливающихся туристов свою пятую точку, после чего сразу же попал в объятия пражских полицейских.
Справедливости ради надо сказать, что и наши не всегда «облико морале». На одной из узких исторических улочек старой Праги каким-то невероятным образом оказался автомобиль: туристы с удивлением рассматривали это чудо, гадая, как оно могло заехать туда, где людям-то трудно разминуться, тем более что это строго пешеходная зона. В салоне KIA с датскими номерами с невозмутимым видом сидели трое молодых людей. И по тому, как полицейский, остановивший автомобиль, багровея от возмущения, почти кричал по-английски: «Это не Россия!» — стало понятно: это они, родные соотечественники.
В исторический центр Праги устремляются тысячи туристов. Но есть в этом городе один совершено очаровательный район, куда редко ступает нога иноземного путешественника, — район Винограды. Расположен он в 10 минутах ходьбы от Вацлавской площади, практически в сердце города. Это тихое, спокойное место с уютными кафе, парками и прекрасной архитектурой. Весь район можно обойти за час-полтора и обязательно заглянуть на площадь Иржи из Подебрад, где расположен готический костел святой Людмилы, на площадь Мира — в храм Пресвятого Сердца Господня, построенный в совершено нетипичном для католического костела виде, конечно, знаменитые Риегровы сады и пивницы — огромные кафе с большими телеэкранами под открытым небом , где по вечерам бесплатно показывают фильмы. Кстати, остановившись в этом районе, турист может существенно сэкономить: цены на отели и в кафе в Виноградах гораздо дешевле. А добраться отсюда до всех исторических достопримечательностей можно на трамвае 22-го маршрута.
Совсем недалеко от Карловых Вар, на высокой скале расположен древний замок Локет
КАРЛОВЫ ВАРЫ — РУССКИЙ ГОРОД!
Несколько слов о российских туристах — их в Праге немало, в туристических местах везде слышится русская речь, видимо, даже кризис не смог заставить отказаться от поездки в эту красивую и доброжелательную страну.
Чего не скажешь о курортах Чехии. За 7 дней путешествия по стране мне удалось побывать на трех курортах. Карловы Вары — излюбленное место отдыха татарстанских чиновников, да и в общем россиян. По оценке генконсульства России в Карловых Варах, поток отдыхающих из нашей страны снизился почти на треть. Отели оказались в весьма затруднительном положении — щедрый российский клиент не приезжает, а немецкий не склонен к транжирству. Тем более что приезжающие туда немцы — в основном выходцы из СССР. Но отели быстро среагировали на изменение в туристической конъюнктуре: снижают цены, проводят всевозможные акции, предоставляют бонусы. И ждут русских туристов. В одном из магазинчиков курорта я обратилась к его владельцу на немецком языке с просьбой подобрать определенный сувенир, на что услышала обиженный ответ: «Зачем вы говорите по-немецки, мадам? Ведь Карловы Вары — русский город!» Мой акцент, конечно, выдал меня с головой, но было приятно, что есть место на земле, где россияне — дорогие гости.
Франтишкови-Лазне славится своими водами и тихим отдыхом
Два крошечных курортных городка на западе Чехии — Марианске-Лазне и Франтишкови-Лазне — славятся своими водами, а последний ценен и как бальнеологический курорт. Здесь немало отдыхающих из сопредельной Германии, для которых воды Баден-Бадена могут показаться дороговатыми. Чешские курорты гораздо дешевле, а по сервису, качеству медицинских услуг и природным красотам не уступают своему более буржуазному конкуренту. Это совсем другой мир среди бесконечных парков и скверов: спокойный, умиротворенный, где течение времени не замечается вообще. Экологический фон — безупречен, воздух — не надышаться, вода — пей из под крана. Видимо, поэтому местные жители бьют все рекорды по долгожительству среди своих сограждан. Россиян здесь ждут с распростертыми объятиями, причем в каждом курорте заманивают демократичной ценовой политикой. И если буклеты известных отелей говорят правду, то отдохнуть и пройти курс лечения здесь можно за 1 - 1,5 тыс. евро, причем при варианте «все включено» за три недели.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 89
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.