СНЕСТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ

УФАС по РТ все-таки потребовало от исполкома Набережных Челнов сноса 25 киосков с мороженым «Славица». Предупреждение дает администрации города срок до 20 сентября, в который муниципальные участки должны быть освобождены от нестационарных торговых объектов. Причина в том, что земля была передана «Славице» без торгов, то есть в нарушение закона «О конкуренции».

«Необходимо отметить, что [...] принцип открытости и публичности соблюден не был, поскольку какие-либо конкурентные процедуры на право установки нестационарных торговых объектов на муниципальных земельных участках не проводились, — сказано в послании УФАС. — [...] Важно отметить, что любой хозяйствующий субъект заинтересован в получении муниципального имущества на льготных условиях, в том числе в безвозмездное использование для осуществления коммерческой деятельности. [...] В результате действий исполнительного комитета муниципального образования города Набережных Челнов были нарушены права неопределенного круга лиц, имевших намерение участвовать в аукционе на право установки нестационарных торговых объектов на муниципальных земельных участках».

В настоящее время исполком подготовил ответ ведомству Александра Груничева, и, напомним, что он уже не первый. В первый раз антимонопольщики заинтересовались «Славицей» в результате комплексной проверки, проведенной в администрации автограда в марте-апреле этого года. Соответственно, претензии возникли только к тем из 44 киосков челнинской компании, которые разместились на муниципальных землях. Установлены они, отметим, бесплатно, но это ничего — сезонные нестационарные объекты могут работать безвозмездно на усмотрение муниципалитета. Для УФАС важно, что отсутствие торгов не позволило претендовать на 25 участков другим предпринимателям, как того требует федеральный закон. Исполком в этом отношении занял оборонительную позицию — УФАС, конечно, прав, однако реализовать законные процедуры администрации не позволили действующие муниципальные акты, и это несоответствие власти города готовы устранить, только для этого требуется решение горсовета. Кстати, вопрос размещения «Славицы» без торгов интересовал и городскую прокуратуру, однако на местном уровне исполкому с прокурором удалось объясниться быстро и без последствий, как рассказывал «БИЗНЕС Online» руководитель исполкома Ринат Абдуллин.

«Все нестационарные объекты в городе, а их 660 (на данный момент их около 680 прим. ред.), размещены согласно схеме дислокации — с разрешения администрации и без аукционов, — пояснял тогда Абдуллин. — Если Казань и другие города уже ввели практику аукционов на летнюю дислокацию, то в Челнах изменения федерального законодательства еще не отражены в правилах благоустройства. УФАС требует проаукционировать не только все киоски, но и рекламные конструкции, и торговые точки в подземных переходах. Но мы не можем провести торги, пока горсовет не утвердит новые правила благоустройства. „Славицу“ мы размещали согласно действующим правилам. Проведем через горсовет новые правила — сможем закрепить реперные точки на карте города, отторговать их и заключать договоры аренды на 5 - 10 лет».

Ринат Абдуллин: «Мы не можем провести торги, пока горсовет не утвердит новые правила благоустройства. „Славицу“ мы размещали согласно действующим правилам» Ринат Абдуллин: «Мы не можем провести торги, пока горсовет не утвердит новые правила благоустройства. „Славицу“ мы размещали согласно действующим правилам» Фото: nabchelny.ru

Поясним, что дело, конечно, не только в муниципальном регламенте, иначе вопрос, наверное, был бы уже решен. Дело еще и в том, что челнинскому бизнесу была обещана отсрочка по этим торгам до момента завершения инвентаризации муниципальных земель. В мае вопрос не отторгованных нестационарных объектов встал ребром на совете по предпринимательству при президенте РТ с участием бизнес-омбудсмена РТ Тимура Нагуманова и мэра Наиля Магдеева. Нагуманов тогда пообещал, что ларьки не снесут, но «это не добрая воля контролирующих органов, долго так продолжаться не может». Начальник управления экономического развития автограда Радмир Беляев рассказал, что разработан проект постановления «Об утверждении схемы размещения нестационарных объектов», а Магдеев обозначил, что существующий порядок «уйдет в историю с 1 января». Словом, все стороны договорились, что до конца года исполком проводит инвентаризацию участков, а в январе 2017-го проведет торги, как того требует Земельный кодекс РФ с 1 марта 2015 года. На этом все успокоились, муниципалитет принялся инвентаризировать земли согласно принятой дорожной карте, однако... федералов на этой встрече не было.

Судя по всему, по новому предупреждению муниципалитет напомнит УФАСу о выработанном плане и попросит отсрочку до января. Поскольку с мая ситуация особо не изменилась, в исполкоме пообещали дать исчерпывающий комментарий по претензиям УФАС после того, как будет выработано некое обоюдное решение. Однако логика подсказывает лишь два варианта развития событий. Если федералы пойдут навстречу и потерпят полгода, исполком к январю закончит инвентаризацию, выработает регламент торгов и внесет его в правила благоустройства. Если нет, то «Славица» может стать лишь первой мишенью, ведь, по сути, ее киоски размещены на одинаковых основаниях со всеми нестационарными объектами — еще раз напомним, их около 680. Нетрудно прогнозировать, что такой расклад грозит Челнам социальными потрясениями и публичными акциями со стороны предпринимателей. Отметим, что развязка сложившейся дилеммы может последовать в самое ближайшее время: по данным источников «БИЗНЕС Online», Груничев собирается отправить в автоград десант переговорщиков уже на этой неделе.

развязка сложившейся дилеммы может последовать в самое ближайшее время: Груничев собирается отправить в автоград десант переговорщиков уже на этой неделе Развязка сложившейся дилеммы может последовать в самое ближайшее время: Груничев собирается отправить в автоград десант переговорщиков уже на этой неделе Фото: «БИЗНЕС Online»

КИОСКИ, НАРУЖКА И ПОДЗЕМНАЯ ТОРГОВЛЯ

Напомним, что размещение «Славицы» на муниципальной земле лишь формально было бесплатным. На самом деле сеть стала одним из главных спонсоров муниципальных благотворительных фондов, отчет о финансовой деятельности которых исполком опубликовал в ответ на обвинения в обложении местного бизнеса данью. Мороженщики отдали на социальные нужды горожан — спортсменов, сирот, призывников — 5 млн. рублей, заработав тем самым благорасположение властей.

В автограде фабрика «Славица» открылась прошлой весной на площади 1,3 тыс. кв. метров. Основным собственником фабрики является Олег Моисеев (46,5%), однако в Челнах базой для развития сети стали ресурсы местного производителя мороженого Марселя Шайдуллина — совладельца бренда «Два брата». Шайдуллин вошел в капитал фабрики с 20% и получил еще 20% в торговой компании «Славица». О размещении киосков «Славица» договорилась с Магдеевым в июне 2015 года на антикризисном штабе и стартовала с выпуска 240 т мороженого в месяц. Сегодня компания запустила третью линию и сейчас способна выпускать уже по 720 т в месяц.

В июле 2015 года на предыдущей Спасской ярмарке в Елабуге мороженое с удовольствием попробовал президент РТ Рустам Минниханов В июле 2015 года на предыдущей «Спасской ярмарке» в Елабуге мороженое с удовольствием попробовал президент РТ Рустам Минниханов Фото: president.tatarstan.ru

За первый год работы «Славица» несколько раз попадала в новости не только региональные, но даже и международные. Сначала производитель был встречен частью бизнес-сообщества в штыки: Магдееву приходилось отвечать на вопрос, зачем Челнам красноярский конкурент местного производителя «Челны-Холод», да еще с такими преференциями по размещению. Дело в том, что Моисеев приехал на ПМЖ в Челны из Красноярска, где по-прежнему является соучредителем одноименной компании. По сути, «Славица» — федеральная сеть, которая располагает самостоятельными предприятиями в нескольких регионах России. Челны стали базой в Татарстане, которая по праву может считаться челнинской — компания зарегистрирована здесь, производство у нее здесь, налоги предприятие платит в местные бюджеты. Мэр отвечал, что 80 рабочих мест не помешают (это только торговля, с производством подразумевается 290 рабочих мест и 310 млн. рублей инвестиций), а конкуренция оздоравливает экономику. В июле 2015 года на предыдущей Спасской ярмарке в Елабуге мороженое с удовольствием попробовал президент РТ Рустам Минниханов, в сентябре он повторил дегустацию в Челнах и публично предложил оценить продукт чете Когогиных, и претензии к бренду иссякли. Мощный пиар-рывок компания совершила уже в мае этого года, выпустив на челнинской фабрике эскимо «Обамка» с темнокожим мальчиком из мультфильма про остров «Чунга-Чанга» на обертке. Британское издание Times назвало столь неоднозначный ход «примером повседневного расизма в России», отечественные политики и правозащитники были вовлечены в жаркие споры о корректности названия, от продаж в автограде пришлось отказаться.

Что касается наружной рекламы и торговли в подземках, которые также, как и киоски, подпадают под аукционы, то в комплексной проверке УФАС эти темы отражены не были лишь потому, что соответствующие предписания ведомства в город поступали ранее, и конкретные действия по ним затянулись из-за судебного процесса. Так, УФАС требовал демонтировать в Челнах 639 билбордов из 720 имеющихся. На одной из пресс-конференций Магдеев сообщал, что подобные предписания исполком получал неоднократно с 2011 года, когда договоры на рекламные щиты были продлены до 2016 - 2017 годов опять же без аукционов. Собственно, сноса щитов УФАС потребовало в ноябре 2014 года, а исполком разослал его рекламщикам. Старт затянулся почти на год, но, когда демонтаж все-таки начался, владельцы щитов устроили бунт. В декабре прошлого года, на 13-м по счету билборде они не позволили исполнителям из ПАДа подойти к щиту. Спустя два дня выяснилось, что в Арбитражный суд РТ ушла жалоба на УФАС, и до окончания суда сносов не будет. Буквально на прошлой неделе о счастливом компромиссе отчитался Магдеев на заседании президентского совета по предпринимательству. Выходит, Груничев открыл второй фронт?