Игорь Юргенс предложил резко повысить тарифы ОСАГО для злостных нарушителей ПДД Игорь Юргенс (слева) предложил резко повысить тарифы ОСАГО для злостных нарушителей ПДД Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

ИДЕИ РСА: ТАРИФЫ ДЛЯ НАРУШИТЕЛЕЙ ПОДНЯТЬ В 3 РАЗА, ШТРАФ ЗА ОТСУТСТВИЕ ОСАГО УВЕЛИЧИТЬ В 10 РАЗ

Сегодня большой резонанс вызвала инициатива президента российской ассоциации страховщиков (РСА) и всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игоря Юргенса, который в опубликованном накануне интервью ТАСС предложил резко повысить тарифы ОСАГО для злостных нарушителей ПДД. По его словам, минфин уже учел это предложение в проекте поправок закона об ОСАГО на 2017 год.

«Мы полагаем, что если за допуск к управлению машиной злостного нарушителя ПДД автовладельцу придется платить за полис ОСАГО, например, в три раза больше, чем обычно, то количество таких водителей на дорогах уменьшится кратно, — заявил Юргенс. — <...> Правонарушения будут учитываться, если их общее количество за год превысит пять штук».

Если у водителя меньше четырех нарушений, то есть стоимость полиса ОСАГО для него не изменится, подчеркнул Юргенс. Таких водителей больше всего — свыше 94%, или 37 млн. человек. При 5 - 9 нарушениях коэффициент повысится до 1,86. Если автомобилист совершил 10 - 14 нарушений, коэффициент составит 2,06. За 15 - 19 нарушений коэффициент установят в размере 2,26. За 20 - 24, 25 - 29 и 30 - 34 нарушений коэффициент составит 2.45, 2.65, 2.85 соответственно. Если же у водителя более 35 нарушений, то размер повышающего коэффициента для него будет 3,04 (и таких нарушителей в стране — 0,05%).

«Конечно, у некоторых водителей в этом случае может возникнуть желание вообще не покупать полис или купить фальшивый по дешевке. Тут мы рассчитываем на тесное взаимодействие с ГИБДД», — говорит президент РСА.

Сейчас штраф за езду без полиса — 800 рублей, выписывается он, если инспектор установил, что полиса нет. И Юргенс, как и ранее, надеется, что рассылать штрафы за езду без полисов начнут в автоматическом режиме — с помощью камер автоматической фиксации. Ну и — видимо, уже под сурдинку — предлагает увеличить размер штрафа в 10 раз до 8 тыс. рублей. В МВД, к слову, не против подключить свои камеры к кнуту страховщиков и уже заявили, что планируют обкатать систему для начала в московском регионе.

По словам президента РСА, поправки будет принимать новый состав Госдумы РФ на осенней сессии, так что у депутатов, которым предстоит пятилетка спокойной работы, нет опасений непопулярности этих драконовских мер. И в РСА рассчитывают, что нововведения заработают с началом обязательных продаж электронных полисов ОСАГО — с 1 января 2017 года. Между тем инициатива уже вызвала осторожную критику в Госдуме РФ. В частности, депутат от Татарстана Александр Сидякин в разговоре с «БИЗНЕС Online» заметил, что это пахнет двойной ответственностью за одно нарушение, что неконституционно. А Фатих Сибагатуллин считает, что к этим предложениям российского союза автостраховщиков надо подходить осторожно и внимательно изучить их, прежде чем принимать. Крайней мерой назвал это лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков, но он считает это разумным в отдельных случаях. «Повышать стоимость полиса ОСАГО для так называемых отморозков — да, это разумно, но здесь должны быть четкие критерии», — цитирует его «Эхо Москвы».

Александр Сидякин: «Получается, что человек оплатил штраф, административное наказание понес. А ему еще одно наказание готовят!»Фото: «БИЗНЕС Online»

ОСАГО В ТАТАРСТАНЕ НА ГРАНИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Все эти меры нужны, чтобы рынок наконец ушел от ситуации, когда полис ОСАГО невозможно купить в спокойном режиме. То нет бланков, а то страховщики и вовсе грозят свернуть свою работу из-за «черных автоюристов». Убытки от их деятельности Юргенс оценивает в 10 млрд. рублей по всей стране, но отметил, что ущерб начал снижаться благодаря принятым мерам.

Татарстан не исключение. В Набережных Челнах, например, возникали прямо-таки «предреволюционные» ситуации: владельцы машин не могут ездить без полисов ОСАГО, а страховые компании не хотят их оформлять. Полисы стали сверхдефицитным товаром, расцвели мошенничества с поддельными полисами, десятки жалоб посыпались в ЦБ на действия страховщиков, продающих полисы с «нагрузкой».

Казань оказалась в списке регионов, куда инспекторы РСА приехали для оценки ситуации с автоюристами. Татарстан оказался одним из регионов, из-за которых РСА затеял создание единого страхового агента. «В Казани двоих судей отстранили от работы», — заявил Юргенс в интервью порталу «Банки.Ру». Конкретно по поводу решений в пользу недобросовестных автоюристов он имел обстоятельный разговор с премьером РТ Ильдаром Халиковым.

Сборы по ОСАГО в Татарстане по итогам первого квартала 2016 года выросли более чем на треть до 1,55 млрд. рублей. Но причиной этому — банальный рост цен: тарифы на ОСАГО выросли на 40 - 60%. Это повышение буквально спасло рынок, с которого начали уходить страховщики, от настоящего обвала, говорят представители страховщиков.

Оборотная сторона медали — выплаты. В Татарстане они выросли на 44% до 1,4 млрд. рублей. То есть сальдо сократилась всего до 150 млн. рублей, из которых страховщикам надо еще платить зарплаты, содержать помещения и т. д. Причем выплаты в республике росли на 8,6% быстрее, чем в среднем по стране, и на 6,8 п. п. быстрее сборов, а прежний лидер рынка — «Росгосстрах» — ушел в минус на 241 млн. рублей. Есть о чем задуматься: если бизнес убыточен, его обычно сворачивают, а если некуда свернуть, то просто тормозят.

. Сборы по ОСАГО в Татарстане по итогам первого квартала 2016 года выросли более чем на треть до 1,55 млрд. рублей. Но причиной этому — банальный рост цен: тарифы на ОСАГО выросли на 40 - 60%
Фото: «БИЗНЕС Online»

«МАЛО ЛИ ЧТО ОНИ ХОТЯТ! НАДО ПОДУМАТЬ...»

Как вы оцениваете предлагаемые меры, помогут ли они водителям или нужны только для пополнения прохудившегося ОСАГО-кармана страховых компаний? Об этом «БИЗНЕС Online» спросил экспертов, депутатов и участников рынка.

Леонид Ольшанский — адвокат, вице-президент движения автомобилистов России:

— Это несправедливо и антиконституционно. Сам закон об ОСАГО носит антиконституционный характер. Страхование в широком смысле слова — это такая же гражданско-правовая сделка, как купля-продажа, обмен-дарение. Надо убеждать страховать имущество или гражданскую ответственность, а они через парламент протаскивают обязательное страхование. А поскольку люди всячески противятся обязательному страхованию, они придумывают то драконовские штрафы, то ответственность водителя. Давайте вдумаемся в название закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности». Кого? Летчика? Жены? Владельца транспортного средства. Владелец, собственник — это категории гражданского права, а водитель, летчик — это категории административного права. И винегрет делать нельзя.

Но законодатель хочет учитывать грехи водителя, а финансовое бремя чтобы нес собственник. Это никуда не годится. Кроме того, это тайный способ подойти к убитой нами в 1997 году в Госдуме балльной системе учета — накопительному принципу. Это крайне важно понять! С их предложениями будет вестись смертельная борьба. Уже сегодня в 15:00 в здании Госдумы председатель по общественным организациям Ярослав Нилов проведет совещание о юридическом, депутатском и журналистском оппонировании этим концепциям.

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы РФ:

— Но так просто сказать, что стоимость ОСАГО должна быть увеличена для нарушителей, да еще смотря какое там нарушение — тут надо подумать. Мало ли что они хотят! Каждый имеет право внести свое предложение, но я думаю, что здесь очень много неясностей. Я считаю, что это предложение нуждается в изучении.

Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ:

— Я считаю, что здесь может получиться принцип двойной ответственности за одно и то же нарушение, что не совсем согласуется с нормами нашей Конституции. Получается, что человек оплатил штраф, административное наказание понес. А ему еще одно наказание готовят! Поэтому я как юрист здесь вижу изъяны и я думаю, что это предложение надо дополнительно прорабатывать. Я не считаю такой подход справедливым. Человек понес наказание в соответствии с системой штрафов, установленной Кодексом об административных правонарушениях. Второй раз его подвергать ответственности за одно и то же правонарушение несправедливо.

Ильдус Янышев — председатель совета директоров группы предприятий безопасности «Контр»:

— Я считаю, что страхование должно быть дифференцированным по отношению к водителям. Оно должно зависеть не только от стажа водителей, потому что это не совсем точный метод управления рисками. И с 10-летним стажем можно быть агрессивным и незаконопослушным гражданином. Современные методы учета нарушений, которые уже есть у ГИБДД, позволяют дать достоверную информацию, как человек ведет себя на дорогах, и в связи с этим дифференцировать платежи по ОСАГО. Пока получается, что законопослушный платит за агрессивного водителя, и в этом есть несправедливость.

Каждый должен платить за свои риски адекватно своему поведению на дорогах. Для этого нужно открыть доступ страховым компаниям в базы ГИБДД по административным нарушениям. Здесь не должно быть никакой тайны. Административные наказания — это публичный акт, вносимый от имени государства. Это предложение заставит более уважительно относиться к ПДД, а для тех, кто не нарушает, полисы могут стать значительно дешевле.

«В РЕГИОНАХ СТРАХОВЩИКИ ПРОДАЮТ ПОЛИСЫ ОСАГО СО СТРАХОВКОЙ ОТ ПАДЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ»

Рустэм Сабиров — президент союза страховщиков Татарстана:

— Это абсолютно справедливо. На сегодняшний день мы оперируем средними данными. Кто-то за 10 лет ни разу не попадет, а кто-то 10 раз в год. Этот повышающий коэффициент, который существовал до этого, не был стимулом для хорошей езды. Он не наказывал человека рублем. Кто разбил 20 машин, платит в 2,5 раза больше, чем обычный водитель. За все платят страховые компании и те, кто ездят хорошо. На Западе этот повышающий коэффициент — инструмент принуждения к аккуратной езде. Человек, который безобразно ездит, представляет опасность для общества. Он должен не ездить вообще или платить. Такие должны ходить пешком. Союз страховщиков РТ 1,5 года назад направил письмо Юргенсу с предложением повысить тариф для аварийщиков от 5 до 30 раз. Они ответили, что работают над этим вопросом.

Насчет штрафов в 800 рублей за вождение без полиса. У нас оправдываются тем, что времени нет. А если машину разбил, что делать человеку? Понять и простить? А кто машину будет ремонтировать? Люди платят налоги, квартплату, почему он должен без полиса ОСАГО ездить? За 11 лет действия закона об ОСАГО 3 миллиона граждан получили возмещение.

Петр Шкуматов — координатор общества «Синие ведерки»:

— Увеличение штрафа за вождение автомобиля без страховки совершенно неправильно. Тем более неправильно слышать эту идею от представителей страховых компаний. Сейчас основные виновники того, что водители ездят без страховки, — сами страховые компании. Во многих регионах они не продают полисы ОСАГО водителям либо продают с другими навязанными страховками, в том числе от падения космических объектов. Это бред! А за него берут приличные деньги. Выстраиваются очереди. В Таганроге люди стоят в очередях по три месяца, встать в нее можно за месяц, то есть два месяца по вине страховых компаний водитель будет ездить без страховки. В таких условиях вводить повышенные штрафы нельзя до тех пор, пока сами полисы не станут доступными.

Увеличение стоимости полиса для нарушителей — это правильная идея. Сейчас ОСАГО вызывает много претензий из-за того, что большинство водителей — порядочные люди. Хаос создает меньшинство. Это те, кто покупает страховку и считает, что им все можно. 95 процентов — нормальные водители, а 5 процентов сами поместили себя в группу риска. Нарушители должны получить не только штраф, но и соответствующий страховой коэффициент. Наконец-то страховщики вышли с предложением, которое станет профилактикой правонарушений и аварийности, а также обеспечит справедливое распределение финансовой нагрузки. Я это полностью поддерживаю. Надеюсь, что эта идея будет прописана в законе об ОСАГО.

Фарид Хамадеев — руководитель агентства группы ERGO:

— Я думаю, что это нужный шаг. Пора менять и штрафы, и наказание. Это шаг к более цивилизованному подходу страхования. Если взять Америку, то водители боятся нарушать из-за дорогой страховки. Может, это подстегнет наших водителей к правильному вождению. Главное, чтобы система работала качественно и адекватно. Если страховые компании будут продавать полисы и получать адекватные взносы исходя из качества вождения водителя, то полисы будут доступными. Имею в виду получение, а не цену. Люди пытаются скрыть свою страховую историю в этом проблема.

Владимир Родин — депутат Госдумы РФ:

— Это еще одна попытка залезть владельцам автомашин в карман. В Москве это особенно болезненно, потому что здесь платят за все подряд: за парковку, въезд в Москву придумали сделать платным. Ну и так далее. Конечно, саму по себе идею увеличить доходы страховых компаний я воспринимаю отрицательно.
Но есть и вторая сторона вопроса. Действительно, есть злостные нарушители, с которыми надо как-то бороться. И у страховщиков есть несколько градаций: до 4 нарушений не будет увеличиваться страховой взнос. А третья градация — после 35 нарушений стоимость ОСАГО повышается. Так что когда количество нарушений начинает исчисляться десятками, то тогда можно было бы и рассмотреть это предложение. Потому что людей надо воспитывать. Может быть, рублем — тоже.

Но ведь у нас как происходит? Только сегодня ситуацию обсуждали на одной из радиостанций. Водителям такси официально разрешено ездить по полосе общественного городского транспорта. И тут один из водителей узнает, что он, пользуясь лицензией, проезжает по выделенной полосе и на него уже пришло более 30 штрафов... Поэтому я считаю, что еще очень много осталось неурегулированного в погоне за избыточными доходами. И власти подыгрывают коммерческим структурам, это совершенно очевидно. Много всяческих несуразиц. Все делается не для удобства россиян, а для увеличения прибыли коммерческих структур. Вот против этой идеи я категорически против. И в связи с этим россияне должны сказать свое веское слово, в том числе и на выборах.