Холдинг «ВСК» работает на рынке более 20 лет и занимает треть рынка нерудных стройматерилов, поставляя песок, щебень и гравий строителям всего Приволжского федерального округа Холдинг «ВСК» поставляет песок, щебень и гравий строителям всего Приволжского федерального округа Фото: ©Борис Давыдов, РИА «Новости»

ВТОРЫЕ ПОСЛЕ ЗИГАНШИНА

В судах Татарстана, Марий Эл и Чувашии разгорелась настоящая корпоративная война между владельцами одного из крупнейших холдингов «ВСК» по добыче нерудных материалов (песок, щебень, гравий). С одной стороны братья Ленар и Ильдар Хакимуллины, с другой — Рафис Шингараев и Равиль Шангараев (тоже братья, несмотря на разницу в одну букву фамилии), как камнями, забрасывают друг друга исками, количество которых перевалило за полсотни.

Участники спора — крайне непубличные люди. Газете «БИЗНЕС Online» не удалось найти ни одного интервью с владельцами, а скромный сайт-визитка имеется только у одной из компаний. И это при том, что холдинг «ВСК» работает на рынке более 20 лет и занимает треть рынка нерудных стройматерилов, поставляя песок, щебень и гравий строителям не только республики, но и всего Приволжского федерального округа. По масштабу они близки к лидеру — «Татфлоту» Равиля Зиганшина, но он работает в основном на госзаказе. Если же вынести бюджетный «допинг» за скобки, то речь идет о крупнейшем игроке. Выручка холдинга, где заняты около 400 человек, по самой скромной оценке, превышает 1,5 млрд. рублей (подробнее см. в справке), при том что «БИЗНЕС Online» изучил финпоказатели входящих в группу компаний.

Строго говоря, холдинг не имеет названия, но татарстанские игроки на рынке его называют по бренду самой известной фирмы — Волжская судоходная компания, или сокращенно ВСК. В него входят пять основных компаний: помимо ВСК это ООО «Бакалея» (первоначально оно занималось кондитерскими изделиями, отсюда и такое странное название для добывающей компании), Казанские нерудные материалы, «Волготехснаб», Сурская судоходная компания. Деятельность бизнеса распространяется и на соседние Чувашию и Марий Эл.

Только у одной Волжской судоходной компании в распоряжении флотилия из 15 судов, а в общей сложности у группы около 60 барж, буксиров, земснарядов, сухогрузов, плавкрановФото: Сергей Елагин

В активе компаний — 10 лицензий на добычу полезных ископаемых, в частности на территории Лаишевского района, месторождение «Именьково», производственные базы, оборудование. Только у одной Волжской судоходной компании, по данным одного из специализированных сайтов, в распоряжении флотилия из 15 судов. Источники на рынке говорят, что в общей сложности у группы около 60 различных барж, буксиров, земснарядов, сухогрузов, плавкранов. Есть и такой небезынтересный актив, как несколько сот квадратных метров в торговом центре «Франт», которые были получены за помощь в достройке центра.

НЕ ПОДЕЛИЛИ ПО-БРАТСКИ

Какая же черная кошка пробежала между братьями? По примерным подсчетам, в бизнесе братьям Хакимуллиным принадлежит около 40%, Шингараеву и Шангараеву — 60%. По данным нашего источника на рынке, знакомого с деталями спора, конфликт начался примерно год назад, когда Хакимуллины посчитали, что основной бенефициар перестал брать их позицию во внимание. Якобы в прошлом году они заподозрили, что большую часть денежных средств холдинга Рафис Шингараев как непосредственный руководитель вывел в стороннюю компанию «Нерудпром», не согласовав сделку с Хакимуллиными. В судебных материалах упоминается о некоем кредите в размере 200 млн. рублей, который был оформлен на ООО «ВСК» без ведома Хакимуллиных, — не о нем ли речь?

Изначально учредителем «Нерудпрома» было ООО «ИнвестСтар» Рафиса Шингараева, но впоследствии компания стала собственностью ЗПИФ «Инвектор», за которым, как считают Хакимуллины, стоит прежний владелец. Интересно, что управляет фондом ЗАО «Успешная УК Республики Татарстан», контролируемое Госжилфондом при президенте РТ. Впрочем, хотя для Талгата Абдуллина вхождение в столь крупную группу компаний по добыче песка и гравия, возможно, и было бы кстати, наши источники считают участие структуры ГЖФ лишь формальным прикрытием.

Перечисления «Нерудпрому» Шингараев объяснил оптимизацией финансовых потоков. Но Хакимуллины посчитали, что средства были выведены из оборота во вред бизнесу и с корыстным умыслом. Поначалу стороны попытались договориться и расстаться полюбовно, но не вышло, говорит источник.

Холдинг работает более 20 лет и занимает треть рынка нерудных стройматерилов Фото: Сергей Елагин

ВОЙНА НА 60 ИСКОВ

В мае текущего года Ленар Хакимуллин перешел Рубикон. Он подарил свою долю в ООО «Бакалея» дружественному ему ООО «Восточный экспресс» (учредитель — Эльмира Хакимуллина), которое написало заявление о выходе из холдинга и, не дожидаясь трех месяцев, во время которых Шингараевы должны были выплатить им стоимость доли, обратилось в суд, требуя 300 млн. рублей за 30% доли. Также Хакимуллин потребовал от той же «Бакалеи» еще 300 млн. рублей убытков (таким образом, общий объем претензий составляет 600 млн. рублей, хотя часть сумм пересекается,прим. авт.), заявляя, что этим должен быть возмещен вывод активов с предприятия, который якобы начался в последнее время.

По мнению истца, Шингараевы делают все, чтобы вывести активы и не рассчитаться с положенными выплатами. Поэтому Хакимуллин потребовал принятия обеспечительных мер, указывая, что в интернете размещены объявления о продаже части имущества «Бакалеи». Принял суд во внимание и наличие многочисленных других исков между сторонами. В результате суд пошел навстречу, и теперь «Бакалее» нельзя отчуждать или обременять правами третьих лиц 12 объектов, в числе которых находящиеся в Казани торговый павильон «Бакалея» (60 кв. м) и магазин «Савино» (452 кв. м), буксирный теплоход «Рейдовый-9», три буксир-толкача, четыре плавкрана и земснаряд.

Всего мы насчитали около 60 исков в судах различных республик — Татарстан, Марий Эл, Чувашия — между сторонамиНажмите, чтобы увеличить

В другой компании холдинга — ООО «ВСК» — в упреждающей атаке Шингараевы. Компания, в которой они владеют совокупно 60%, оспаривает выход из нее Ильдара Хакимуллина (имеет право на 20% доли в УК), очевидно, стремясь предотвратить схожий иск о выплате доли.

Всего мы насчитали около 60 различных исков в судах различных республик между сторонами. К примеру, в Арбитражном суде Марий Эл Хакимуллины оспаривают решения внеочередного общего собрания участников ВСК от апреля 2016 года о распределении чистой прибыли общества между его участниками. В Чувашии идут споры вокруг Сурской судоходной компании. Здесь фортуна перешла на сторону Шингараева, добившегося наложения обеспечительных мер в рамках иска по признанию ничтожной сделки по оплате Сурской судоходной компанией действительной доли Ленара Хакимуллина (скорее всего, доля равна 20%, однако в базе «Контур-Фокус» отмечается, что эта доля принадлежит некоему неназванному ООО). Речь идет об аресте части помещений в ТЦ «Франт» в Казани общей площадью чуть более 300 кв. м и небольшой доли в 120/10000 участка под торговым центром. По информации наших источников, данный непрофильный актив достался группе после того, как она помогла завершить затянувшееся строительство центра.

Апофеоз конфликта — «Контур-Фокус» показывает, что за несколько месяцев Ильдар Хакимуллин ушел с поста гендиректора Казанских нерудных материалов (его место заняла Фания Шингарева) и Сурской судоходной компании (там его заменил Айрат Хасанов). Он же в мае этого года сменил на посту директора ВСК Газинура Зинатуллина, который руководил компанией с конца 2009 года.

«МЫ НЕ ВИДИМ У ОППОНЕНТОВ ЖЕЛАНИЯ ВЫПЛАЧИВАТЬ ДОЛЮ»

Газета «БИЗНЕС Online» побывала на трех судебных заседаниях в Арбитражном суде РТ, из которых и сложилась «картина спора».

Представляя интересы «Восточного экспресса» (следовательно, Хакимуллиных) в ходе судебного разбирательства с ООО «Бакалея», известный казанский юрист Эмиль Гатауллин заявил, что не видит у оппонентов никакого желания выплачивать долю. «Это обстоятельство подтверждается тем, что они предпринимают усиленные действия по очистке „Бакалеи“ от всяких видов имущества, переоформлению лицензий, передаче имущества третьим лицам. Тем самым продемонстрировано, что существует реальная угроза неисполнения», — заявил он в суде. Заявленная сумма в 300 млн. рублей является оценочной, отметил юрист, добавив, что ее величина, скорее всего, возрастет.

Эмиль Гатауллин Эмиль Гатауллин представляет интересы «Восточного экспресса» (следовательно, Хакимуллиных) Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Кроме того, «Восточный экспресс» попросил принять обеспечительные меры и на другое имущество холдинга, поскольку за последнее время для «Бакалеи» была «нехарактерна купля-продажа имущества, они никогда этим не занимались».

В разговоре с судьей были обозначены два объекта — центральный офис компании на улице Модельной, 29 (трехэтажное здание) и земельный участок на улице Магистральной. Из реплик следует, что одно из них уже выбыло из активов «Бакалеи», однако на него также заявлено наложение обеспечительных мер.

Отметим, что, согласно данным публичной кадастровой карты, участок находится на одном из двух крупных полуостровов, находящихся в районе речпорта Казани, занимая внушительную его часть (около одной шестой), недалеко от улицы Лесная Гавань. Это явно выраженная промышленная зона с причалом для довольно габаритных судов. Участок площадью 53 тыс. кв. м находится в частной собственности. Что интересно, что 27 июля 2016 года внесены изменения в ГКН, возможно, о перемене владельца. Кадастровая стоимость участка составляет 198 млн. рублей.

Свою речь представитель «Восточного экспресса» закончил, объявив: «У оппонентов нет желания выплачивать долю, и они хотят оставить нас ни с чем».

Предположительно, один из выведенных активов — участок на полуострове в районе речпорта Казани. Это явно промышленная зона с причалом для довольно габаритных судовНажмите, чтобы увеличить

В ответ представитель «Бакалеи» и, соответственно, стороны Шингараевых Дмитрий Коренев заявил, что никакого вывода активов нет, а перечисления — это не что иное, как обычная производственная деятельность. Размеры исковых требований ничем не подтверждены и носят голословный характер. Если разделить бухгалтерский баланс компании на треть, то Хакимуллину должно причитаться около 26 млн. рублей, а требования на 300 млн. являются необоснованными и «резиновыми».

Сторона Шингараевых считает, что своими действиями Хакимуллин, «который до сих пор еще является совладельцем бизнеса», пытается захватить какую-то часть активов организации, пользуясь рычагами, предоставленными ему законом, то есть обращаясь в суд и «используя много других интересных схем».

Участок площадью 53 тыс. кв. м находится в частной собственности, его кадастровая стоимость составляет 198 млн. рублейФото: Сергей Елагин

Не согласны они и с тем, что идет распродажа имущества, о чем говорила сторона Хакимуллина: «Касаемо объявлений в интернете, мы к ним никакого отношения не имеем, подать любое объявление может любой человек». «Бакалея» отмечает, что и сама писала на сайты Avito и «Корабль.ру» письма с требованиями удалить объявления и «даже обратилась в правоохранительные органы».

Получить комментарии сторон газете «БИЗНЕС Online» не удалось. В «Восточном экспрессе» заявили, что их предоставят позже, но на момент выхода статьи они так и не были получены. Из «Бакалеи» ответ был коротким: «Бредовые иски не комментируем».