В ходе теледебатов на ТНВ под увещевания Леонида Толчинского на этой неделе чуть не подрались кандидаты «Яблока» и «Единой России», которая сильна своей командой и везде ее демонстрирует. Зато у ЛДПР самые громкие (в буквальном смысле) агитавтобусы... «БИЗНЕС Online» подготовил обзор предвыборной агиткампании партий в РТ.
От ЕР работают 6 мобильных общественных приемных / Фото: kzn.ru
«ЕДИНАЯ РОССИЯ»: «В ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ НЕТ СЛОВА „НАЗАД“»
Больше всего агитматериалов, как и полагается, заготовила партия «Единая Россия», у которой и ресурсов побольше, да и задача не такая простая, как кажется. После того, как на июньском съезде ЕР было решено, что региональный список единороссов Татарстана возглавит президент РТ Рустам Минниханов, воодушевленный этим спикер Госсовета РТ, секретарь татарстанского отделения ЕР Фарид Мухаметшин заявил, что партия поставила задачу провести в Татарстане по списку минимум 10 человек. Плюс единороссы настроены выиграть во всех 6 одномандатных округах в РТ. Похоже, именно с судьбоносного съезда партия власти сделала упор в агитации на лозунг «Команда Татарстана», явно держа в уме отношение татарстанцев к тому, кто ее региональный партсписок неожиданно (сначала единороссы клялись, что «паровозов» не будет) возглавил.
Ныне лозунг «Команда Татарстана» сияет на баннерах ЕР, бросается в глаза в ее газетах и буклетах, звучит на встречах с избирателями и по телевизору. 23 августа на ТНВ действующий депутат Думы, №3 в региональном партсписке ЕР Александр Сидякин говорил на теледебатах тоже о «Команде Татарстана» и ее больших заслугах: «Мне кажется, прошло время, когда можно было забраться на броневик и лозунгами мотивировать людей прийти на избирательные участки (это он кинул „булыжник пролетариата“ в адрес других участников дебатов — прим. ред.). Сейчас судят по делам, и мне кажется, что дела важнее любых слов. Средняя продолжительность жизни у нас в Татарстане увеличилась, естественный прирост населения, рождаемость превышает смертность, люди не боятся рожать, создавать новые семьи, зарплата за эти годы выросла в три с половиной раза, пенсии — в два с половиной раза, это невозможно не заметить. Территория России приросла Крымом, который некоторые предлагают отдать. У нас есть „Команда Татарстана“, сильная команда президента, и в татарском языке нет слова „назад“, поэтому команда президента — алга, вперед! Назад мы не разворачиваемся...»
Один из своих рекламных материалов, опубликованных в газете «Ва-банкЪ» 12 августа, единороссы озаглавили вполне символично: «Единая Россия»: Мы дойдем до каждого жителя». Судя по тиражам газет, листовок, буклетов, а также по количеству пикетов, поездок агитавтобусов и мобильных приемных, раскинутых по всему Татарстану агитационных шатров, партия близка к тому, чтобы это обещание выполнить. В штабе ЕР газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что партийные предвыборные газеты выпускаются тиражом в 1,5 млн. экземпляров — в каждый почтовый ящик. Тираж буклетов — более 600 тысяч. Билбордов по РТ висит более 200. Работают 6 автобусов мобильных общественных приемных, а еще практически каждый день агитавтобус проводит эстафету «Сильный Татарстан! Единая Россия!», при этом «десантники»-кандидаты меняются. Естественно, агитматериалы ЕР (и не только этой партии) в Татарстане выпускаются на разных языках — на русском, на татарском, даже на чувашском: Татарстан — республика многонациональная.
На первой полосе — портрет президента РТ с уточнением: «Возглавляет список кандидатов-единороссов»
Самый многотиражный АПС — четырехполосная газета-листовка формата А3 — носит название «Сильный Татарстан». «Отлитая в граните», как однажды выразился лидер партии Дмитрий Медведев, стилистика материалов в газете весьма напоминает ту, что была использована партией во время выборов депутатов Госсовета Татарстана, порой даже возникает ощущение, что продолжается та же самая предвыборная кампания. Хотя нет, раньше газета называлась «Наша республика».
На первой полосе — портрет президента РТ с уточнением: «Возглавляет список кандидатов-единороссов». Приведены слова президента: «Выборы — это фактически делегирование в Государственную Думу команды Татарстана». На развороте портреты и краткие биографии всех 14 кандидатов-списочников и 6 кандидатов-одномандатников ЕР. Тут же — умело подобранные новости: «13,5 миллиарда на новые дороги и мосты», «Татарстанская модель развития побеждает», «Материнский капитал работает», «Татарстан делится опытом эффективных технологий».
Практически каждый день агитавтобус ЕР проводит эстафету «Сильный Татарстан! Единая Россия!», при этом «десантники»-кандидаты меняются / Фото: e-nkama.ru
Демонстрируя «иконостас» из 18 солидных мужчин и двух прекрасных дам в красном, политтехнологи как бы говорят избирателям: ну посмотрите, как можно не проголосовать за таких замечательных людей? Каждый из них появляется на «сцене» в своем амплуа с соответствующей репликой. Например, такими.
Марат Ахметов, вице-премьер — министр сельского хозяйства и продовольствия РТ, №2 в региональном партсписке ЕР: «Руководство Татарстана рассматривает сельское хозяйство не только как производство и бизнес, а как особый уклад жизни...»
Айрат Фаррахов, замминистра финансов РФ, №4 в партсписке ЕР: «Система здравоохранения — это самая надежная гарантия благополучного будущего Татарстана и России».
Валентин Чайка («транзитник», москвич), депутат Госдумы РФ, №5 в партсписке ЕР: «Коррупция является одной из серьезнейших угроз безопасности страны, борьба с ней — приоритет государственной политики».
Четвертую полосу открывает крупно набранный заголовок «Татарстан, я люблю тебя!» — про общественное движение «Вместе с президентом». После президентских выборов в РТ 2015 года оно, надо сказать, как-то ушло в тень, а теперь выступило с новой инициативой, той самой — «команда Татарстана».
Именно так — «Команда Татарстана»— называется и большой буклет татарстанской ЕР. Здесь то же самое — все 20 фотографий и фамилий кандидатов-единороссов в РТ. Выделен текст: «Главная задача, которая сегодня стоит перед региональным отделением „Единой России“, перед командой Татарстана, — реализация приоритетных направлений президентской Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2030 года». По этому же принципу выстроен и агитационный сайт с говорящим названием komanda.tatar, запущенный накануне.
В этом же буклете собраны показывающие в выгодном свете татарстанское отделение ЕР цифры: 137 000 членов партии; 1638 первичных партийных отделений; 6201 депутат, 32 партийных проекта, 25 515 многодетных семей получили земельные участки, 537 школ и детских садов построено и отремонтировано... И так далее.
КПРФ: «ПУТИН — ПОЖАРНИК. А ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО?»
КПРФ — вторая в Думе по численности депутатов (в 2011 году партия набрала 19,19% голосов в РФ и около 11% в РТ, в Думе получила 92 кресла, из них два заняли представители Татарстана). Июльский номер «Правды» (формат А2) выпущен тиражом в 970 тыс.экземпляров — правда, на всю Россиию. Естественно, номер оформлен в красных тонах. Упор в нем сделан на фишку коммунистов в этой агиткампании — «10 шагов к достойной жизни». Об этих «зюгановских тезисах» довольно подробно рассказывается сразу на двух страницах номера. Шаг №1: «Народ — хозяин страны». Этот тезис тут же раскрывается: «Богатства России должны служить народу, а не кучке олигархов. Мы за национализацию нефтяной и газовой отраслей. Одна только эта мера позволит увеличить доходы казны более чем на 3 трлн. рублей. Национализация ключевых банков, электроэнергетики, железных дорог, систем связи, предприятий ВПК позволит создать мощный государственный сектор экономики. Это снизит зависимость России от иностранного капитала...» Другие тезисы посвящены финансовой системе России, науке и технологиям, селу, поддержке регионов, контролю над ценами и тарифами, налогам...
Номер проиллюстрирован большими портретами Зюганова, Ленина, Сталина, а также красным знаменем Победы (пробитым пулями)
Номер проиллюстрирован большими портретами Зюганова, Ленина, Сталина, а также красным знаменем Победы (пробитым пулями). Кстати, вокруг образа отца народов возбудились нешуточные страсти. Член новосибирского избиркома от «Справедливой России» Александр Лебедев пожаловался в ЦИК, сославшись на закон, действующий в России с весны, по которому вообще запрещается использование образов людей, не выдвигающихся на выборах. В ответ федеральный ЦИК выпустил отдельную «буллу», разрешающую использовать Сталина и другие лица, но только в форме рисунков. Что ж, видимо, следующая волна агитпродукции будет еще красочнее.
В последнее время КПРФ стала больше подчеркивать свою связь со Сталиным, хотя прежде основной акцент делался на Ленина. Недавно Геннадий Зюганов возложил цветы к памятникам Ленину и Сталину в Марий Эл
Вообще, складывается впечатление, что в последнее время КПРФ стала больше подчеркивать свою связь со Сталиным, хотя прежде основной акцент делался на Ленина. Недавно Геннадий Зюганов, как рассказывала газета «БИЗНЕС Online», возложил цветы к памятникам Ленину и Сталину в Марий Эл. Вот и на выборы КПРФ идет, можно сказать, с портретом Сталина в руках.
В избирательном штабе коммунистов готовят газету и на татарском языке. Тиражом 50 тыс. экземпляров выпущена листовка «10 тезисов Зюганова» — также, естественно, с преобладанием в оформлении красного цвета. Листовка эта уже с республиканским уклоном: на лицевой стороне — портреты Зюганова и первого секретаря рескома КПРФ, руководителя фракции КПРФ в Госсовете РТ Хафиза Миргалимова. Он же и на фото на оборотной стороне листовки — за столом вместе с товарищем Зю на одной из пресс-конференций.
Нельзя не отметить, что в предвыборной кампании — как и раньше на митингах, на пресс-конференциях — татарстанские коммунисты как-то избегают критиковать свою республику, ее президента и президента России. Зато охотно громят некие федеральные инициативы и лично премьера Дмитрия Медведева, даже постоянно требуют его отставки. Ярким примером столь избирательной критики стало выступление Миргалимова на теледебатах на ТНВ 23 августа. Для начала он заметил: «КПРФ идет на эти выборы единой командой» (ну не все же ЕР говорить о «Команде Татарстана»!). Далее продолжил о стратегии: «...Надо развивать свою экономику, свою промышленность, свое производство. В наших полях должны работать наши трактора, наши комбайны... В Татарстане 70 тысяч гектаров не сеются. Конечно, мы видим работу президента, его команды. Мы видим реальные дела. Но сегодня мы выбираем депутатов Госдумы. Депутаты Госдумы должны решать вопросы в масштабах страны... Экономическую стратегию „Татарстан-2030“, которую у нас в Госсовете — как депутат, могу говорить об этом — мы приняли, поддержали. Там три агломерации — альметьевская, казанская, челнинская. У нас развито машиностроение, нефтехимия, промышленное строительство. Все это заслуга команды. А если посмотреть в масштабах страны?.. Много вопросов, нерешенных проблем... Ведь Путин — пожарник, Путин выдает зарплату, Путин занимается ЖКХ. А чем занимается правительство России? Да, Татарстан — особый регион. Вот некоторые стороны деятельности Татарстана надо развивать, приумножить в масштабах России... Пример Татарстана должен служить примером всей России!»
Что после таких заявлений руководителя татарстанских коммунистов должны подумать телезрители? Может, им за единороссов голосовать, раз в республике при их правлении все настолько хорошо? Брешью воспользовался выступавший на дебатах следующим за Миргалимовым Сидякин. Он радостно воскликнул: «Спасибо большое, Хафиз Гаязович, за агитацию в поддержку „Единой России“. Вы признаете, что есть „команда Татарстана“, эффективная...»
Между прочим, еще одна тематика, от которой дипломатично уклоняются татарстанские коммунисты в избирательной кампании, — то, что съезд КПРФ объединил в региональном партсписке Татарстан и Ульяновскую область. Даже под номером один там не татарстанец, а депутат Госдумы РФ от Ульяновска, бывший зампрокурора Москвы Юрий Синельщиков. За ним следует № 2 — депутат Госдумы РФ от РТ Виктор Пешков, и только под №3 идет Хафиз Миргалимов. №4 — опять же не представитель РТ, а лидер ульяновских коммунистов Алексей Куринный, № 5 — депутат Госсовета РТ от КПРФ Артем Прокофьев...
Возвращаясь к агиткампании, напомним, что у КПРФ в республике появились свои баннеры — красные, само собой, с логотипом КПРФ и несколько странной надписью: «Мы правы!! Мы можем!» Когда левые говорят «Мы правы!», это немножко запутывает. А уж лозунг «Мы можем!» — это вообще-то слоган президента США Барака Обамы («We can»), а также одного из самых известных единороссов, первого президента РТ, ныне госсоветника РТ Минтимера Шаймиева («Без булдырабыз»). Ох, кажется, прав был Сидякин...
Штаб регионального отделения КПРФ в Казани готовит еще до полутора десятков митингов в РТ и до 250 пикетов — с агитационными «кубами», с раздачей газет и листовок. Заготовил предвыборный штаб КПРФ в Татарстане и листовки-наклейки для своих кандидатов в округах, но это тема отдельного материала.
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»: «ЧИНОВНИК, ПРОЖИВИ НА МОЮ ПЕНСИЮ!»
«Справедливая Россия» (в 2011 году по РФ набрала 13,24% голосов, по РТ — 5,3%, 64 места в Думе) по традиции делает ставку на встречи с избирателями в Казани и в других городах Татарстана. Но и про агитматериалы эсеры не забывают: газета «Справедливая Россия» в избирательную кампанию выпускается заоблачным тиражом. Так, тираж одного из таких восьмиполосных (формат А3) номеров — более 26 млн. (на Татарстан — 750 тыс. экземпляров). Оформление — в традиционных для СР солнечно-желтых, а также красных (свидетельство, что СР и КПРФ, в общем-то, бьются за один электорат) тонах.
Интересно, что «Справедливая Россия», учитывая, что избирательная кампания проходит летом, когда пол-России вкалывает на дачах, позаботилась о садоводах: депутат-справедливоросс Олег Нилов предусмотрительно внес в Госдуму законопроект о переводе земельных участков, предназначенных для ведения садоводства и дачного хозяйства, в категорию земель населенных пунктов. Эта инициатива, как сообщает газета СР «Домовой совет» (тираж — 1 млн. 360 тыс.), заставит государство обеспечить в дачных городках социальную инфраструктуру — дороги, медпункты, почту...
Местная ячейка партии концентрирует агиткомпанию на фигуре своего вождя. Сразу несколько броских листовок (в них использованы те же желтый и красный цвета) выпущены с портретом Рушании Бильгильдеевой и цитатами-лозунгами как идеологического, так и весьма приземленного порядка: «Мы за рыночную экономику, но не за рыночное общество!», «Только собрание жителей должно решать, быть ли в их доме бару или кальянной» и так далее... Можно понять Рушанию Габдулахатовну, она вкладывает в партию и в предвыборную агитацию собственные средства — и раскручивает прежде всего именно себя. Причем кампания построена во многом, можно сказать, на бытовом уровне, на знании проблем ЖКХ («Справедливое ЖКХ» для народа), конкретных проблем маленького человека. Для такой целевой аудитории, как пенсионеры, домохозяйки, это вполне может сыграть...
ЛДПР: ПЛАКАТЫ С ГАЛОЧКОЙ И ДЛЯ ГАЛОЧКИ?
ЛДПР (в 2011 году партия Владимира Жириновского набрала 11,67% по РФ, по РТ — около 3,5%, 56 мест в Думе) пока агитационную кампанию в Татарстане строит на выступлениях по ТВ и с помощью агитавтобусов с громкоговорителями. Бумажных агитматериалов корреспонденты «БИЗНЕС Online» не нашли, но из республиканского предвыборного штаба ЛДПР нашей газете прислали лаконичный плакат: только надпись «ЛДПР», номер в бюллетене и заветная галочка...
Вряд ли в центральном штабе партии делают серьезную ставку на Татарстан после довольно грубых высказываний партийного лидера по итогам прошлогодних выборов, в частности про «опухшую Казань». Ответ Минниханова («Надо еще посмотреть, кто опух») показал, что в Татарстане на это внимание обратили и подставлять вторую щеку не собираются. Жириновский, видимо, и сам это понимает, поэтому не скупится на критические высказывания в адрес республики и ее руководства и в нынешнем избирательном цикле.
«ЯБЛОКО»: «НЕ ДАДИМ ПОЛИТИКЕ УНИЧТОЖИТЬ ЭКОНОМИКУ!»
Непарламентские партии, которым в Татарстане обычно не дают порезвиться, снимая с выборов, на сей раз проявили недюжую активность. Так, «Яблоко» (в 2011 году по РФ — 3,43% голосов, в РТ — 1,08%) уже распространяет в Татарстане свои листовки с призывом: «Твой выбор имеет значение... Именно в этот день ты сможешь заставить власть поступать так, как это нужно тебе, а не самой власти... Приходи на выборы. Не позволяй другим распоряжаться своей жизнью...»
У «Яблока» имидж высокоинтеллектуальной партии, и листовки это подтверждают: здесь таблицы и цифры (понятно, что весьма нелестные для властей) — «Крепче вертикаль власти — меньше школ и больниц», «Россия становится зоной транспортной недоступности», «Малый бизнес загнан в тень». И предупреждение: «Если ты закроешь глаза, реальность не исчезнет».
Еще одна листовка-газета «Яблока» в четыре полосы (форматом А3) выпущена тиражом 3 млн. экземпляров. Ее открывает слово лидера яблочников Григория Явлинского (на кого он тут намекает, пожалуй, можно не объяснять): «Политика определяется тем, что является ее целью. Если целью является доминирование в мире, стремление, чтобы вас все боялись, самосохранение во власти — это одна политика. И совсем другая политика, если вы стремитесь к качественному росту, развитию, думаете о месте страны в мире не только сегодня, но и через 50 лет. Выбор цели определяет и экономическую, и внутреннюю политику страны, и международные отношения».
Ну а Владимир Рыжков, глава движения «Выбор России», прямо заявляет: «Встань и смени эту власть!», причем объясняет, какую именно: «Денег нет, но вы держитесь там! И хорошего вам настроения!» — балагурит премьер-министр, забирая последние деньги у городов и сел».
Тут же и один из ключевых лозунгов «Яблока»: «Не дадим политике уничтожить экономику!»
Именно лидер татарстанских яблочников, №1 в региональном партсписке «Яблока» Руслан Зинатуллин на дебатах на ТНВ 23 августа отличился самыми резкими выступлениями. Сначала он в пику депутату Сидякину и в целом единороссам позволил себе раскритиковать «священную корову» ЕР — стратегию «Татарстан-2030»: «...Я не знаю, кто писал эту стратегию... Такое ощущение, что ее писали люди, которые в Татарстане бывают очень редко. Вроде, когда читаешь, все написано замечательно — и это будет, и то будет, и здесь мы построим. Но если мы посмотрим, что реально происходит... Написано в стратегии: мы будем производить продукцию, которая будет поддерживать благоприятную окружающую среду. В это же время депутат от „Единой России“ Зиганшин засыпает Волгу, чем наносит непоправимый ущерб. И у нас везде так. Для того чтобы эта стратегия работала, необходимо, во-первых, чтобы у нас люди доверяли власти. А у нас люди не могут доверять этой власти... Я разговаривал с рядом предпринимателей, все боятся вкладывать деньги, потому что непонятно, что еще выкинет наша власть завтра...»
Тут, не выдержав оговоренного регламента, кинулся возражать яблочнику депутат Сидякин. Возникла крутая перепалка. Зинатуллин заявил: «Вы помолчите, не перебивайте меня! Я буду говорить то, что считаю нужным!» А в ответ на очередную реплику единоросса сердито бросил: «Да, я хочу выкинуть вас из Думы и занять ваше место!» В общем, в какой-то момент даже было ощущение, что вот сейчас кандидаты подерутся в прямом эфире...
Обращение к избирателям Зинатуллина тоже оказалось неслабым: «Уважаемые избиратели, если вам надоела ложь, если вам надоело, что вас обворовывают, что кругом одна коррупция и вам рассказывают, как у вас выросли зарплаты — понятно, что у них в Думе зарплаты выросли, они же по 400 тысяч получают, а вам говорят: „Денег нет, но вы держитесь“, „Если не хотите жить на маленькую зарплату, идите в бизнес“. Это издевательство этой власти, издевательство одной партии, которая уже сидит там почти 16 лет, и все обещает и не может...»
Тут уж врезался в выступление ведущий Леонид Толчинский:
— Я напоминаю о корректном отношении к другим партиям...
— Если вам это надоело, если вы хотите уважения к себе, голосуйте за партию «Яблоко» — мы вас никогда не обманывали и ничего у вас не украли, в отличие от других, — упрямо продолжил Зинатуллин.
— Все-таки корректного разговора не получилось, — вздохнул ведущий.
«ПАРНАС»: С КЕМ ШАМСУТДИНОВ СРАВНИВАЕТ СВОИХ ОППОНЕНТОВ?
Еще одна партия — круто оппозиционный «Парнас» — запланировала в Татарстане развесить баннеры. Однако успела установить только два в Казани, они провисели неделю на ул. Восстания и Боевой, и были демонтированы. Лидер парнасовцев в Татарстане Марсель Шамсутдинов возмущенно рассказал «БИЗНЕС Online»: «Мы заключили договор, проплатили билборды... Мне позвонили из рекламного агентства и сказали, что снимают, потому что получили письмо от казанца, чувства которого оскорбил Муса Джалиль на наших билбордах! Снимают, не предупредив письменно, несмотря на заключенный договор и оплату... В Зеленодольске нашей партии вообще отказали в размещении билбордов. Почему мы разместили на них героя Мусу Джалиля? Потому что нам есть, с кого брать пример в борьбе за свободу нашей Родины. Мы не отдадим никому тему патриотизма — мы настоящие патриоты нашей страны, потому что стремимся вывести ее на передовые, прогрессивные позиции, сделать ее лучшей страной в мире, обогнать другие страны, а не законсервировать в нашем феодальном настоящем...»
Баннер «Парнаса» вызывает вопросы — это все-таки игра на грани фола. Когда парнасовцы про Джалиля говорят: нам есть, у кого учиться свободе, — с кем, получается, они сравнивают своих оппонентов?.. Это сильное и весьма двусмысленное сравнение, которое наводит на мысль об избирательной кампании, лишенной тормозов.
Или все-таки не лишенной? Во всяком случае, кандидат от «Парнаса», депутат горсовета Набережных Челнов Рузиль Мингалимов, который стал первым в России единороссом, открыто вставшим под знамена опального олигарха Михаила Ходорковского, выступая 23 февраля на канале «Россия 1», как-то забыл упомянуть, что идет с поддержкой «Открытой России».
***
Мы обращались и в другие партии с просьбой прислать образцы своей агитационной продукции, но не все откликнулись. Впрочем, уважаемые читатели сами могут в комментариях к материалу рассказать о других интересных агитматериалах и необычных формах агитации в Татарстане. Особенно приглашаем к сотрудничеству кандидатов-одномандатников, о которых мы готовим отдельный обзор.
В целом же на этой неделе практически незаметная доселе агиткампания участников выборов в Думу России наконец начала оживать. Все-таки до заветного 18 сентября осталось меньше месяца, вдобавок по закону с 20 августа появилась возможность вести агитацию в СМИ. Достаешь из почтового ящика газету — там в грозных красных тонах: «Системный кризис все суровее испытывает на прочность нашу планету!» Или в не менее суровых желтых: «Почему пенсионный фонд не доплатил россиянам?» Включишь телевизор — в оптимистичных зеленых: «Тысячи километров отремонтированных дорог, сотни построенных детских садиков». Впрочем, до ощущения, что о выборах вещают из каждого утюга, очень далеко — видимо, все силы у кандидатов будут брошены на финишный сентябрьский спурт.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 218
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.