...
Фото: nabchelny.ru

ОТРЫВ ЛУЧШИХ ОТ ХУДШИХ ПО ЕГЭ — 35,8 БАЛЛА

Августовская конференция работников сферы образования прошла накануне в Набережных Челнах. Председательствовал на ней мэр автограда Наиль Магдеев, почетными гостями стали первый замминистра образования РТ Андрей Поминов и депутат Госдумы РФ Альфия Когогина. Открывая мероприятие, Магдеев с гордостью напомнил о том хорошем, что сделало государство для системы образования Челнов. В частности, речь шла о том, что за последние годы в городе введено в эксплуатацию 13 новых детских садов и возвращены в оборот 18 зданий садиков, ранее отданных под иные цели. На все это ушло 2,5 млрд. рублей. За последние 5 лет произведен капремонт в 33 школах на 1,4 млрд. рублей. В программу капитального ремонта детских садов вошли 60 зданий автограда, в 10 из них работы начнутся в 2017 году. Не мог Магдеев в очередной раз не упомянуть и о том, что впервые за последние 20 лет в Челнах с нуля построена школа, она откроется 1 сентября. На строительство и оборудование было потрачено более 500 млн. рублей. Кроме того, в городе продолжается строительство спортплощадок на территориях образовательных учреждений, на что направлено 33 млн. рублей.

С основным докладом на пленарном заседании выступил начальник управления образования Челнов Винер Харисов. Он также упомянул о строительстве детсадов и возврате зданий, благодаря чему создаются новые места. Благодаря этой работе в городе решена проблема с очередностью для всех детей в возрасте от 3 до 7 лет. Кроме того, два детсада города стали победителями республиканских грантов. Но, несмотря на это, потребность челнинцев в услугах сферы дошкольного образования удовлетворена лишь на 71%. К недостаткам детсадов Харисов также отнес то, что в них не всегда игровая среда соответствует возрасту детей.

В среднем образовании челнинцам есть чем похвастаться. Как доложил чиновник, город сохранил за собой лидирующие в РТ позиции в рейтинге «За высокое качество образования». Количество победителей и призеров всероссийских олимпиад увеличилось в минувшем учебном году с 16 до 26, на 8 позиций Челны поднялись в рейтинге по национальному образованию, 7 школ автограда входят в Топ-20 лучших заведений РТ, в Топ-100 их уже 23. К слову, хоть в рейтинге лучших школ республики 11 учебных учреждений автограда свои позиции улучшили, 6, наоборот, сползли вниз по рейтинговой таблице.

По результатам ЕГЭ в этом году 28 челнинцев получили 100 баллов, 23% показали результат 80 баллов и выше, 100% выпускников 11-х классов получили аттестаты. Результаты почти по всем предметам (исключение — французский язык) выше среднереспубликанских. Но и тут не без ложки дегтя. «Анализ результатов ЕГЭ 10 лучших и 10 худших школ показал, что разница составляет от 16,7 до 35,8 балла, — сообщил Харисов. — Это свидетельствует о том, что учреждения образования находятся в неравных условиях для реализации возможностей и способностей учащихся».

Затронул докладчик и такой параметр, как экономическая эффективность школ. В Челнах стоимость обучения одного ученика составляет 48,6 тыс. рублей в год. Это самый низкий показатель в республике при высоком качестве образования. При этом, однако, если сравнить данные цифры между челнинскими школами, то получится, что в тех учреждениях, где обучают плохо, стоимость процесса не ниже, а то и выше, чем в школах-лидерах.

Винер Харисов Винер Харисов

В ТОП ВХОДИТ ТОЛЬКО ПЕДКОЛЛЕДЖ

Еще одной проблемой средней школы Харисов назвал профориентационную работу. В этом году, по его словам, была серьезная проблема с устройством выпускников 9-х классов. В связи с этим, считает начальник управления, работать в данном направлении надо еще классе так в 5-м, чтобы к 9-му ученик уже точно знал, на кого пойдет учиться.

С этого можно перейти к состоянию дел в профессиональном образовании Челнов. Разрушенная в свое время система ПТУ сейчас активно восстанавливается. Правда, называют эти учебные заведения уже не училищами, а ресурсными центрами. По словам Харисова, таковые сейчас создаются на базе технического колледжа им. Поташова и Торгово-технологического института. Еще два подобных заведения будет организовано при строительном колледже им. Батенчука и политехническом колледже. Вот только качество работы самих этих «баз» пока под большим вопросом. В рейтинге аналогичных учреждений республики только педколледж находится в «зеленой» зоне, занимая 3-е место (хотя и он за год потерял одну позицию). У других дела еще хуже. Так, автомеханический колледж занимает лишь 13-ю строчку (был 12-м), технический колледж — 17-ю (минус 3 места), политехнический — 24-й (плюс 7 строчек), строительный — 32-й (поднялся на 6 мест).

В системе дополнительного образования Челнов, казалось бы, все хорошо. Все учреждения занимают в республиканских рейтингах места не ниже 7-го. Исключение составляет лишь школа художественных искусств, идущая лишь 23-й. За последние годы было отремонтировано 11 подростковых клубов из 26, а еще 20% учащихся заняты в техническом творчестве — рост за два года составил 10%. Работают в городе молодежные организации, устраиваются тематические смены в лагерях.

Казалось бы, при таком размахе с воспитанием подрастающего поколения в Челнах не должно быть проблем. Но в этом рейтинге город занимает лишь второе место — значит, по мнению Харисова, работа и тут хромает. Показателем можно считать криминальную статистику. Так, по словам Харисова, в 2016 году школьниками совершено 33 преступления (в 2015-м — 21), студентами — 36, 525 школьников состоят на учете в ПДН УВД, еще 256 — на внутришкольном учете. Кроме того, учащиеся 14 школ и 4 ссузов были доставлены в больницы с острым алкогольным отравлением. С наркотическим отравлением госпитализировали представителей 4 школ и 2 ссузов. Усилил статистику докладчик случаями суицида. В прошлом году попыток уйти из жизни было предпринято 6, две из них закончились летально. В этом году суицида пока не было, но 3 попытки покончить с собой молодые люди уже предприняли.

Альфия Когогина Альфия Когогина

«ПОРА СКАЗАТЬ МИНОБРНАУКИ: «ХВАТИТЬ КОШМАРИТЬ ШКОЛЫ!»

Выступление Когогиной было выдержано в духе предвыборной кампании и напоминало скорее отчет о проделанной депутатской работе. В частности, она сделала акцент на престиже профессии педагога — за последние годы он вырос. Одной из причин Когогина назвала исполнение «майских указов» президента РФ Владимира Путина в части зарплаты учителей. «Еще Чехов в начале прошлого века писал, что нищий учитель — это позор для страны, — процитировала Когогина. — Совершенно согласна с мнением Антона Павловича. Впервые на уровне правительства страны была введена норма, согласно которой учитель не может получать зарплату ниже, чем в среднем по экономике. Для справки: с десятого года в Татарстане и Набережных Челнах зарплата учителей выросла в 3,3 раза. В Набережных Челнах она была 9,2 тысячи рублей, сегодня она 30,5 тысяч рублей. По экономике зарплата за это время выросла только в 1,8 раза».

Продолжая тему, депутат сказала, что ее коллеги из других регионов высказывают опасения в плане предполагаемого сокращения ассигнований на образование. Многие ожидают, что, в первую очередь, «срежут» зарплаты учителям. Когогина заверила, что депутатский корпус «будет самым строгим образом следить, чтобы „майские указы“ выполнялись в полном объеме». Далее она перешла к системе начисления зарплаты, которую, зачастую, учителя считают непонятной и непрозрачной. Проблема в том, что оклад составляет лишь 15 - 20% итоговой суммы, остальное — надбавки. В итоге, чтобы получить достойную зарплату, многие должны работать на полторы ставки. Депутат согласна, что это ненормальная ситуация. Тем самым она дала понять, что будет работать и в этом направлении.

Парламентарий также заметила, что в школы пошла работать молодежь, ежегодно около 100 человек. Если раньше в педуниверситете был недобор кадров, то сегодня конкурс — 8 человек на место. При этом треть — мужчины.

«Зачастую у педагогов вызывает нарекания избыточная и срочная отчетность, — продолжила Когогина. — Хочу доложить, что мы провели анализ по России, составили предложения и направили в минобрнауки. Пока глухо. Теперь мы перед следующим решением: запретить контролирующим органам запрашивать у учебных заведений информацию, которая опубликована на его сайте. Помните, как было сказано «Хватит кошмарить бизнес»? С бизнесом вроде как-то разобрались. Сейчас, наверное, стоит минобрнауки предложить: «Хватит кошмарить нашу школу!»

Затронула депутат и проблему второй смены в общеобразовательных учебных заведениях. В Челнах в прошлом году после обеда уроки начинались для 3,7 тыс. детей, в этом их число увеличится до 4,2 тыс. Тенденция свидетельствует о нехватке школ в автограде. Когогина заверила, что будет лоббировать строительство их в Челнах. «В этом году по всей стране 1 сентября откроют двери 92 новые школы, — доложила депутат. — В новейшей истории России такого никогда не было. Мы в Челнах тоже откроем двери новой школы, впервые за 20 лет. Но нам нужно еще три школы. У нас в режиме двусменки работает 16 школ! И это проблема. В целом по стране на десятилетие по программе строительства школ выделено 3 триллиона. Причем две трети — из федерального бюджета. Эти средства надо еще найти, защитить и проконтролировать, чтобы они были потрачены на образование».

Среди тем, которые Когогина намерена также лоббировать в Госдуме: продолжение программы обеспечения школ автобусами, недопущение сокращения бюджетных мест в вузах, создание новых рабочих мест в учебных заведениях. Завершила депутат выступление новостью о том, что конкурса «Самый классный классный», который она в свое время проводила, в этом году не будет. «Из-за ограничений избирательной кампании я не смогу этим заниматься», — заключила Когогина.

Андрей Поминов Андрей Поминов

«ЗАДАЧА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — ЗАДАЧА №1»

Поминов в свою очередь обещал Татарстану «перезагрузку» программы по обеспечению учителей ноутбуками. Она была реализована в 2010 году, тогда педагогам выделили 45 тыс. штук переносных компьютеров. За 6 лет они морально и физически устарели, в связи с чем и принято решение еще раз объявить данную акцию. Первые 10 тыс. штук ноутбуков поступят в школы уже в ближайшее время.

Затронул замминистра и тему профессионального образования. Он напомнил, что составлен список Топ-50 наиболее востребованных рабочих профессий, и посетовал, что в РТ ведется подготовка только по 30 из них. По 20 профессиям в Татарстане обучиться нельзя. «При этом специалисты утверждают, что уже через 5 лет этот список на треть изменится, — сказал Поминов. — Одни профессии уйдут, другие придут, а мы должны готовить кадры для экономики в том объеме и по тем профессиям, которые наиболее востребованы. И качество должно соответствовать требованиям работодателя. То есть профессиональное образование должно быть адаптивной и очень мобильной системой».

В завершение мероприятия свой комментарий дал и Магдеев. Он напомнил, что по качеству образования Челны занимают второе место в республике — неплохой показатель, но «городу есть куда расти, есть куда стремиться, в системе образования есть очень серьезные проблемы». Он подчеркнул, что надо продолжать заявляться в различные федеральные и республиканские программы. Речь опять же идет о строительстве новых школ, капремонте уже существующих, а также о капремонте детсадов.

«Естественно, мы хотели бы, чтобы средства, которые вкладываются в образование, а это порядка 70 процентов местного бюджета, большие федеральные и республиканские средства, давали бы хороший результат, — высказал мэр пожелание. — И если в системе общего образования у нас в основном успехи, то в системе профессионального образования, давайте честно скажем, у нас результаты очень плохие. Понятно, что несколько десятков лет назад она была никому не нужна. Все думали, что будем разбрасывать камни, но пришло время их собирать. И собирать придется нам с вами. Надо отдельно собраться и посмотреть ситуацию, которая у нас складывается в профессиональном образовании. Город у нас промышленный, город — территория опережающего социально-экономического развития, город, где формируется добавленная стоимость нашей республики и страны. Для экономики, для комфортной жизни наших граждан нам нужны подготовленные рабочие специалисты. Хотя рабочими сегодня их никто не называет в мире. Их называют „высококвалифицированные кадры“. Задача, связанная с профессиональным образованием, становится для нас задачей номер один».